search
menu
person

NEWS AND UDATES


Расширение военной мощи Пекина подчеркнуло важность альянса AUKUS (2021)

Расширение военной мощи Пекина подчеркнуло важность альянса AUKUS

                                                                                                                  Дэн Саббаг

                                                                                                                  редактор Guardian по вопросам

                                                                                                                  обороны и безопасности

 

 США, Великобритания и Австралия создали новый союз в сфере безопасности — AUKUS. Решение трех стран является системным и вызвано в том числе стремлением противостоять растущему политическому, экономическому и военному влиянию КНР.

Практическое же сотрудничество «тройки» началось с отказа Австралии от крупной закупки французских обычных подводных лодок в пользу американских атомных подводных лодок.

 На верфях Шанхая формируется следующий шаг в расширении военно-морского флота Китая: 315-метровый авианосец, ход строительства которого был выявлен с помощью спутниковой фотографии в мае этого года.

 Китай располагает крупнейшим в мире военно-морским флотом и крупнейшей судостроительной промышленностью, но Тип 003-это последний шаг вперед: судно того же размера, что и новейший американский класс Ford, с соответствующей электромагнитной катапультой для запуска реактивных самолетов.

Это является частью попыток Пекина оттеснить ВМС США в западной части Тихого океана, за пределы первой цепочки островов, которая проходит к югу от Японии, между Тайванем и Филиппинами до Южно – Китайского моря - причина, по которой Вашингтон хочет втянуть Австралию и Великобританию в регион и оборонный пакт AUKUS.

“За последние два десятилетия Китай наращивал потенциал, чтобы отказать США в значительной свободе действий в западной части Тихого океана”, - сказал Сидхарт Каушал, научный сотрудник аналитического центра Rusi.

“Это началось с противокорабельных ракет большой дальности, но сейчас наблюдается рост военно-морского потенциала - и он достиг той точки, когда США «жизнеспособны» только потому, что у них есть союзники в регионе”.

Со времен второй мировой войны США были доминирующей региональной военно-морской державой, стремящейся предоставить гарантии безопасности Японии, Южной Корее и, в частности, Тайваню, на который претендует Китай. Но желание председателя Китая Си Цзиньпина создать флот мирового класса к 2035 году быстро меняет расчеты.

ВМС НОАК, по данным Пентагона, в настоящее время насчитывают 350 боевых кораблей против 293 у США, которые, в отличие от своего эквивалента, участвуют во всем мире. Общий китайский флот за последние 20 лет увеличился в три раза и стремится к увеличению до 400 к 2025 году, в то время как план США по увеличению до 355 не имеет фиксированной даты для реализации.

На фоне роста силы Китая в Тихий океан было отправлено британский авианосец «Королева Елизавета» и восемь военных кораблей, летом и осенью.

Британский корабль был вовлечен в ряд многонациональных учений, фактически направленных против Пекина, включая США, Австралию, Францию, Японию, Новую Зеландию и Южную Корею в августе, и он должен вернуться через Южно-Китайское море этой осенью.

Альянс с AUKUS предоставит Австралии технологию атомных подводных лодок, позволяющую осуществлять подводное развертывание на больших расстояниях. Традиционная дизельная подводная лодка, работающая из Перта, Западная Австралия, смогла продержаться в Южно-Китайском море всего 11 дней. Ядерная двигательная установка продлевает срок автономного плавания до двух месяцев.

Однако австралийские атомные подводные лодки будут готовы примерно к 2040 году, и, хотя их можно будет арендовать у США (у Великобритании нет запасных), Китай строит атомную подводную лодку каждые 15 месяцев. по словам Матье Дюшателя из французского аналитического центра Institut Montaigne.

Тем не менее, с точки зрения тоннажа, технологий и боевого опыта эксперты считают, что Китай отстает. Несмотря на количество кораблей, по оценкам Конгресса, в ВМС США больше личного состава: 330 000 человек против 250 000. Существующие подводные лодки Китая считаются шумными и были обнаружены при слежке за "Королевой Елизаветой".

«В Китае много судостроительного потенциала и опыта, а также хорошего оружия. Но вопрос в том, действительно ли Пекин готов бороться?», - говорит британский адмирал в отставке Крис Парри.

Это остается непроверенным. Но когда дело доходит до Тайваня, расположенного в 110 милях от материковой части Китая, напряжение растёт. Пекин регулярно проводит военные учения, в том числе полеты боевых самолетов вблизи территориального воздушного пространства.

Каушал задается вопросом, достаточно ли у Китая десантных судов для успешного вторжения. Однако более важный вопрос заключается в том, как США будут действовать в защиту Тайваня и каков будет ответ Китая, сценарий, широко признанный как имеющий тревожные перспективы эскалации.

Напряженность такова, что генерал Марк Милли, председатель объединенного комитета начальников штабов США, позвонил своему китайскому коллеге генералу Ли Цзоочэну в октябре прошлого года, чтобы заверить его в том, что военные учения не были прелюдией к войне. Разведка США пришла к выводу, что Пекин опасается внезапного нападения.

Последний настоящий кризис произошел в 1996 году, в преддверии президентских выборов в Тайване, во время которых тогдашний президент США Билл Клинтон направил два авианосца вблизи острова для его защиты после того, как Китай выпустил серию ракет в близлежащее море. Один из них даже пролетел над столицей Тайваня Тайбэем.

Но неясно, смогут ли США снова подойти так близко к Тайваню. “Проекция мощности такого масштаба сегодня была бы невозможна без риска значительных потерь”, – пишет Дюшатель, поэтому военно-морской флот США, скорее всего, будет оттеснен дальше в Филиппинское море, чтобы обеспечить безопасность с большей дальности.

Аналогичные вопросы встают и в Южно-Китайском море. Китай оккупировал – или даже иногда строил – ряд крошечных островов, включая Парасели и Спратли, чтобы попытаться установить контроль над стратегическими морскими путями используемые как для торговли так и в военных целях.

“Одна из причин, по которой это имеет значение, заключается в том, что  контроль судоходства в этом районе дало бы Китаю эффективно, при случае, блокировать морские коммуникации таких стран, как Япония. Япония импортирует 80% своей нефти морским путём”, - сказал Каушал.

«Ни одна из сторон пока не готова остановить расширение китайского флота. Не стоит также недооценивать эмоциональное измерение. Национализм является мощной силой в Китае, что мотивирует местных политиков использовать жесткую линию в территориальных спорах», - считает Дюшатель.

 

Опубликовано 29.09.2021

© The Guardian

 

Смотрите также
Категория: Геополитика | Добавил: fyls77 (29.09.2021)
Просмотров: 722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar