Информационные операции как инструмент достижения целей военно-политического руководства СШАМайор Д. Давыдов Несмотря на определенные позитивные изменения военно-политической обстановки в конце XX - начале XXI века, снизившие угрозу возникновения широкомасштабной обычной и ядерной войны, в основе политики США по обеспечению национальной безопасности и собственных интересов лежит принцип активного задействования всех возможностей государства -дипломатических, информационных, военных и экономических. В условиях широкомасштабного внедрения в практику военного строительства новейших достижений в области коммуникации и информатизации американские военные специалисты обращают особое внимание на повышение роли информационного пространства (ИП)1 и необходимости его интенсивного и масштабного использования при разрешении межгосударственных противоречий и достижении своих внешнеполитических целей. В 2010 году президент Б. Обама в «Стратегии национальной безопасности» заявил: «ВС США всегда будут играть ведущую роль в обеспечении национальной безопасности страны». Для обеспечения их действий в информационном пространстве ведущими американскими специалистами была разработана концепция «информационных операций» (ИО). Официальные документы США, посвященные вопросам информационного противоборства, и в первую очередь наставление КНШ JP 3-13 «Информационные операции», а также выступления и заявления официальных лиц на эту тему позволяют сделать вывод о том, что под информационными операциями в ВС страны понимают совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени мероприятий по применению информационных возможностей (ИВ) войск (сил)2, проводимых одновременно и последовательно, по единому замыслу и плану в ходе военной операции для решения задач по оказанию влияния или созданию помех процессу подготовки, принятия и реализации военного решения вероятным, потенциальным или действующим противником и одновременной защите своих войск (сил) от аналогичных действий. Кроме того, в качестве объекта воздействия могут выступать руководство и население других государств, стран-партнеров и участников коалиций. Согласно наставлению по характеру решаемых задач и выполняемых действий мероприятия ИО ВС США предполагают: 1. Задействование возможностей стратегической коммуникации (Strategic Communication) - комплекс мероприятий, проводимых американскими ВС, по согласованному информированию иностранных аудиторий о деятельности и взглядах американского военного ведомства по разным вопросам, а также направленных на продвижение и отстаивание национальных интересов в мире, склонение другой стороны на свою сторону или побуждение ее действовать в выгодном для США направлении. Данные мероприятия организуются с учетом и в поддержку программы публичной дипломатии, которая осуществляется государственным департаментом. Особое внимание вопросам стратегической коммуникации в последнее время в ВС США уделяется при подготовке командиров и начальников всех уровней. 2. Участие специалистов по ИО в заседаниях объединенной межведомственной координационной группы (Joint Interagency Coordination Group) - совещательного органа, который создается в рамках штаба зонального объединенного командования ВС США с целью обеспечения всесторонней ситуативной осведомленности командующего в зоне ответственности. В состав данной группы помимо военнослужащих штаба данного командования входят представители государственных органов США в регионе, региональных организаций, союзных войск и местных правительств. Вопросы информационных операций не являются основными в работе данной группы, однако участие специалистов ИО играет важную роль в синхронизации их действий и программ с деятельностью вышеперечисленных партнеров. 3. Мероприятия по обеспечению связи с общественностью (Public Affairs) - это проводимые органами МО США согласованные мероприятия по подготовке и распространению информации о деятельности и взглядах военного ведомства по тем или иным вопросам, направленные на создание благоприятного восприятия действий ВС американскими гражданами. 4. Военно-гражданские операции (Civil-military Operations) - проводимые командующим мероприятия по установлению, поддержанию, воздействованию или использованию в своих интересах отношений ВС США с правительственными и неправительственными гражданскими организациями и властями, а также с гражданским населением на территории союзников, партнеров, нейтральных стран и противников, с целью содействования и достижения оперативных целей США. Такие операции могут включать в себя мероприятия, организуемые американскими ВС, которые в обычных условиях являются обязанностью местного (национального) правительства. Они могут иметь место до или во время военных действий, а также после их окончания. Военно-гражданские операции могут быть проведены специально созданными подразделениями по работе с гражданским населением, боевыми формированиями ВС, объединенными оперативными формированиями (ООФ) или комбинацией таких сил. 5. Операции в киберпространстве (Cyberspace Operations) представляют собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, объектам и содержанию одновременных или последовательных мероприятий, проводимых по единому замыслу и плану, по воздействию на объекты противника в киберпространстве. Киберпространство - это «глобальная сфера» (домен) внутри информационного пространства, представляющая собой взаимосвязанную совокупность инфраструктур и информационных технологий, включая Интернет, телекоммуникационные сети, компьютерные системы, встроенные процессоры и контроллеры. О важности киберпространства и ведения боевых действий в нем говорит то, что оно стало равноправным с традиционными наземным, морским, воздушным и космическим пространствами. Кроме того, американское военно-политическое руководство приравнивает угрозы, исходящие из киберпространства, к угрозам распространения оружия массового поражения и терроризма. 6. Мероприятия по обеспечению информационной устойчивости (Information Assurance) - это действия по защите и неприкосновенности информации и информационных систем со стороны противника путем обеспечения их функциональности, интегрированности, соблюдения установленных правил авторизованного доступа к ним, секретности, а также восстановления их работоспособности. 7. Операции в космическом пространстве (Space Operations). В ходе ИО активно используются возможности сил и средств ведения операций в космическом пространстве, в частности космических систем разведки, связи, навигации и метеорологических систем. 8. Операции по информационному обеспечению боевых действий (Military Information Support Operations), именуемые до середины 2010 года психологическими операциями (ПсО), несмотря на изменение названия, не поменяли своей сути: они представляют собой спланированные мероприятия по передаче специально подготовленной информации иностранным аудиториям с целью оказания влияния на их эмоции, мотивы, восприятие происходящего и в конечном итоге направлены на изменение в выгодном для себя направлении поведения иностранных правительств, организаций, групп и отдельных личностей. 9. Разведывательное обеспечение (Intelligence) - комплекс мероприятий, осуществляемых системой разведки (разведывательными органами, силами и средствами) в интересах обеспечения ИО с целью сбора, обработки и анализа разведданных с последующим их распределением для решения определенных боевых и других задач соответствующим формированиям вооруженных сил на конкретном театре военных действий. 10. Мероприятия военной дезинформации (Military Deception) - это действия, преследующие цель преднамеренного введения в заблуждение принимающих решения лиц противника о возможностях, намерениях и действиях как своих, так и дружеских войск, что вынуждает его совершать ошибки на всех этапах ведения боевых действий. 11. Обеспечение безопасности (скрытности) действий войск (сил) (Operations Security) - комплекс мероприятий, направленных на распознавание и защиту важной (критичной) несекретной информации (с последующим ее анализом) о деятельности своих ВС, характерной для ведения боевых действий, а также другой деятельности ВС. 12. Специальные технические операции (Special Technical Operations). В открытых источниках нет четкого определения этого термина. Имеющиеся данные дают право полагать, что такие действия представляют собой компьютерные сетевые операции (Computer Network Operations), частично перекрывающие область киберопераций.
13. Операции войск (сил) в электромагнитном спектре (Joint Electromagnetic Spectrum Operations). Такие операции состоят из мероприятий радиоэлектронной войны (РЭВ) (РЭ-атаки - Electronic Attack; РЭ-защиты - Electronic Protection; обеспечения РЭВ - Electronic Warfare Support) и управления ЭМ-спектром в операциях объединенных сил (Joint Electromagnetic Spectrum Management Operations), которые обеспечивают функционирование систем, зависящих от электромагнитного спектра. 14. Привлечение ВПР к установлению связи и договоренностей с целевой аудитор и ей (Key Leader Engagement). Данный вид мероприятий подразумевает активное привлечение командного состава ВС США к общению с лидерами иностранных аудиторий с целью привлечь их на свою сторону и направить их деятельность в выгодном для США русле. Такие мероприятия могут быть проведены в ходе различных операций, например, по поддержанию стабильности, противоповстанческих, по эвакуации в небоевых условиях и гуманитарных операций. Как утверждают американские военные эксперты, ИО проводятся в информационном пространстве. По мнению зарубежных специалистов в области ИО, к 2020 году произойдут существенные изменения в решении задач военных операций в ИП. Это будет связано с изменением ряда факторов, таких как информационно-технологические, экономические, политические, демографические и другие. Например, урбанизация жизни и широкое использование населением мегаполисов мультимедийных устройств повысят вероятность навязывания ему заблаговременно подготовленной информации, имеющей дружеский, нейтральный или оппозиционный характер по отношению к интересам США. Ожидается дальнейшее становление интернет-технологии (ИТ) Web 2.0 (качественный Интернет, характерной чертой которого будут развиваемые пользователями социальные сети, блоги, файлообменники и т. п.) и ее последующее развитие до Web 3.0 (высококачественные контент и сервисы Интернета еще более высокого уровня). Очевидно, что ИТ Web 2.0 на стадии своего окончательного формирования будет характеризоваться повсеместной доступностью и широким использованием источников по предоставлению и распространению файлов мультимедиа (например, Youtube), микроблогов (Twitter), социальных сетей (Facebook) в тех районах, где они еще не так широко представлены. Все это поможет сплотить одинаково мыслящих людей локально и/или регионально. Кроме того, к 2020 году веб-технологии сделают еще более трудным процесс выявления ключевых фигур, принимающих решение. Американские военные специалисты утверждают, что к этому периоду «вероятный противник» будет иметь свои тактику, приемы и методы по управлению такими ресурсами, а также сможет выявлять и ликвидировать активистов, выступающих против действующего режима, в большинстве стран. Вот почему командующим ВС США разного уровня рекомендовано принимать это во внимание при разработке своих планов. Эксперты в США отмечают также формирование «больших массивов данных» на базе мобильных устройств связи и телекоммуникации. Более 70 проц. населения Земли пользуются мобильными средствами связи, формирующими так называемые большие массивы данных (свыше 2,5 трлн байт информации в сутки). Способность органов ИО собирать и обрабатывать значительные объемы данных станет основой для понимания потребностей и причин действий отдельных пользователей и групп лиц. Что касается демографического фактора, то, например, по прогнозам американских экспертов, в будущем средний возраст европейцев или жителей Японии составит около 45 лет; средний возраст в Китае (и большей части жителей Южной Азии) - 35 лет, на Африканском континенте - 25 лет. Поскольку в последние годы в отдельных развивающихся странах и регионах мира большая часть молодежи стала свидетелем значительных социальных изменений, от командующих объединенными группировками войск (сил) США требуется не только понимание сложной культуры и языка целевых аудиторий, на которые будет направлено воздействие в ходе ИО. Они также должны учитывать возрастные и социальные факторы, чтобы определить максимально эффективные способы оказания влияния на такие аудитории. Так, в качестве примера американские специалисты рассматривают 30-лет-нее население Китая в 2020 году. Это поколение в сравнении со своими родителями и более старшим поколением не жило в период культурной революции в стране, и оно выросло после введения правила «один ребенок в семье». Согласно некоторым исследованиям, эти люди будут менее консервативны и менее привержены традиционным китайским ценностям. Очевидно, что к 2020 году в КНР будет сформирована определенная группа, участники которой интенсивно учились за границей и путешествовали в 2000-х годах, а затем вернулись на родину, чтобы жить, работать и иметь детей. Недавно проведенный исследовательским центром «Пью»3 анализ уже сегодня показывает изменения во взглядах среди различных подгрупп населения Китая. Так, в отношении к США среди групп 18-29, 30-49, 50+ лет положительные отзывы составили 51,40 и 38 проц. соответственно. В связи с этим военные эксперты США говорят о том, что необходимо быть готовым к возрастающему числу подгрупп, у каждой из которых будет свое видение мира, а также предпочтительные средства и способы передачи, получения и хранения информации. Например, исследования того же центра показывают, что японцы, американцы, египтяне, китайцы и индусы используют мобильные телефоны для съемки и передачи фотографий в процентах: 79, 67. 56. 49 и 28 соответственно. В целом ВПР США считает, что в условиях усложнения восприятия и повышения многообразия направлений использования информационного пространства для успешного проведения военных операций должна осуществляться подготовка командиров всех уровней к будущим условиям, в которых в первую очередь будут решаться задачи информационных операций как американскими войсками, так и войсками противника. В связи с этим важное место отводится вопросам развития теории ИО в ВС США. Важными факторами, повышающими роль ИО в будущих военных конфликтах в условиях нарастания напряженности на международной арене, возникновения экономических кризисов, повышения значимости сохранения жизни и здоровья военнослужащих, являются реальная возможность сокращения затрат на строительство ВС, снижения потерь в личном составе и объема задействования ВВТ, в первую очередь обычного (летального) оружия. Как подчеркнул министр обороны США в доктринальном документе, выпущенном в январе 2012 года, «Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке»: «В условиях финансовых ограничений вооруженные силы будут располагать меньшими возможностями». И если в операциях в Афганистане и Ираке у командующих объединенными оперативными формированиями были практически неограниченные возможности по применению летального оружия, то в будущих военных операциях, как утверждают представители ВПР США, необходимо будет делать ставку на использование информационных возможностей ВС и прилагать больше усилий по согласованию вопросов совместного применения сил и средств ИО и обычного оружия.
Примером согласованного задействования сил и средств ИО и обычных средств поражения может служить военная операции ВС США и НАТО в Ливии в 2011 году. В ходе нее командование США успешно привлекало самолеты РЭВ ВМС ЕА-18 «Гроулер» для радиоэлектронного подавления РЛС ПВО и узлов связи противника, обеспечив тем самым безопасность полетов боевой авиации, а использование самолетов EC-130J «Коммандо Соло», передававших сообщения на арабском, французском и английском языках о возможной атаке надводных кораблей Ливии, внесло соответствующие коррективы в задействование командованием противника кораблей ВМС. В ходе данной операции был получен синергетический эффект от совместного применения сил и средств ИО и обычного оружия. Специалисты ВС США отмечают, что в случае задействования огневых возможностей войск (сил) целью любой атаки должно являться не только поражение одного или нескольких объектов противника, но и нанесение ему морально-психологического ущерба. Немаловажную роль в этом должно сыграть выступление граждан или личного состава вооруженных сил противоборствующей стороны в качестве свидетелей превосходящей мощи американских войск. Анализ опыта боевых действий в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии показал, что при задействовании возможностей ИО такая цель может быть достигнута меньшими силами и средствами. Американские эксперты отмечают, что важным в достижении поставленной цели является определение баланса степени использования сил общего назначения (обычных средств поражения) и сил и средств ИО на различных этапах военной операции. Например, много иракских солдат сдалось в плен в самом начале операции «Свобода Ираку». Имеющаяся на сегодня модель оценки ИО ВС США не позволяет точно ответить на вопрос, произошло ли это благодаря листовкам подразделений ПсО, призывавших сложить оружие, либо военной мощи Соединенных Штатов или же было связано с другими причинами, так же как и определить, каковы были вероятные причины, приведшие к желаемому результату. О сложности оценки эффективности ИО высказался бывший министр обороны США Л. Панетта в феврале 2013 года, заявив, что он лично «ставит под сомнение эффективность программ Пентагона по ведению «пропаганды», на реализацию которых тратятся деньги налогоплательщиков». При этом согласно официальным документам Пентагона и конгресса США расходы на ИО с 2005 по 2012 год выросли в десятки раз. Анализ опыта боевого применения ВС США показывает, что любая проведенная ими военная операция предполагает мероприятия ИО. ВПР страны уделяет значительное внимание развитию теории и совершенствованию практики применения сил и средств ИО. В условиях сокращения военного бюджета, совершенствования технических средств, используемых для получения, обработки, хранения и передачи информации, а также признавая информацию стратегическим ресурсом, Пентагон продолжает совершенствовать ИО в качестве инструмента достижения целей военных операций. 1 Информационное пространство — это объединение физической, информационной и когнитивных сфер, которые взаимосвязаны между собой и в пределах которых отдельные люди, группы лиц, организации и системы собирают (получают), анализируют и обобщают (обрабатывают), распространяют (передают) информацию и действуют (функционируют) на ее основе. 2 Информационные возможности войск (сил) - действующие в информационном пространстве органы управления, силы и средства вооруженных сил, собственно их деятельность, а также применяемые методы и способы управления информационными ресурсами войск (сил), которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определенных целей и решения каких-либо задач. 3 Comprehensive Approach to Joint Information Operations Force Development. Information Operations (10) 2020: A White paper for Developing the Future Joint Force. Joint Information Operations Warfare Center; San Antonio, TX. Michael R. Chaparro, 14 February 2013. p. 5. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №10. - С. 3-10 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7158 | | |
Всего комментариев: 0 | |