Перспективные вертолёты СШАЮ. Смирнов Военное руководство США считает вертолеты эффективным средством для решения самых разнообразных боевых задач. Исходя из этого, в военных приготовлениях, направленных против СССР и других стран социалистического содружества, Пентагон уделяет большое внимание совершенствованию парка вертолетов всех видов вооруженных сил. Ниже приводятся опубликованные в иностранной печати данные о некоторых основных программах создания новых и модернизации состоящих на вооружении армии США вертолетов. Программа UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System) предусматривает создание многоцелевого тактического транспортного вертолета. В 80-е годы он заменит находящийся на вооружении армии США вертолет UH-1 "Ирокез" (разработан в 1955 году), который, по мнению американских специалистов, не отвечает современным требованиям, особенно по грузоподъемности. Программа UTTAS окончательно утверждена министерством обороны США в 1971 году. Согласно тактико-техническим требованиям разрабатываемый вертолет должен действовать в широком диапазоне климатических условий, иметь экипаж из трех человек и перевозить 11 солдат с оружием. Его силовая установка должна состоять из двух двигателей мощностью не менее 1500 л. с. каждый и обеспечивать крейсерскую скорость полета 280- 300 км/ч. Размеры и конструкция вертолета должны позволять перевозить его (без разборки) на самолетах С-130 "Геркулес" и С-141 "Старлифтер". Особое внимание при проектировании вертолета было обращено на обеспечение его живучести, уменьшение уровня ИК-излучений, улучшение надежности и снижение трудоемкости техническою обслуживания. Например, если для вертолета UH-1H средний объем технического обслуживания на 1 ч полета составляет 6,7 человеко-часа, то для нового вертолета этот показатель должен быть снижен до 3,8. На подготовительные работы к транспортировке вертолета в самолете должно затрачиваться до 6,5 человеко-часа (для подготовки вертолета UH-1H требуется 38,5). Основным требованием, определяющим летно-тактические характеристики вертолета, было условие обеспечения полета на высоте 1200 м при температуре +35°С с тремя членами экипажа, 11 солдатами на борту и полным запасом топлива (для сравнения в иностранной печати указывается, что вертолет UH-1H в таких условиях может перевозить только одного солдата). После опенки проектов, представленных по программе UTTAS девятью ведущими американскими авиастроительными фирмами, командование армии США в августе 1972 года выбрало проекты двух фирм "Сикорский" и "Боинг" и заключило с ними контракты на разработку и постройку каждой из них трех опытных вертолетов для летных и одного для наземных испытаний. Вертолет фирмы "Сикорский" получил обозначение YUH-60A, а фирмы "Боинг" - YUH-61A. Вертолет YUH-60A выполнен с одним несущим и одним рулевым винтом. Он имеет небольшую высоту, хороший обзор из кабины экипажа и большие, сдвигаемые по направляющим двери грузовой кабины. Сообщается, что использование таких дверей позволит быстро загружать и разгружать вертолет. Грузовая кабина за короткий срок может быть переоборудована в санитарную, что дает возможность перевозить четырех раненых на носилках и сопровождающего. Фюзеляж вертолета типа полумонококк выполнен из легких алюминиевых сплавов. В конструкции его несиловых элементов широко использован стеклопластик. Как сообщается в печати, фюзеляж вертолета выдерживает удар о землю при скорости падения до 13 м/с, при этом изменение объема кабины в результате деформации не превышает 20%. Несущий винт четырехлопастный, диаметром 16,15 м. Лопасти прямоугольной в плане формы. Каждая из них имеет титановый лонжерон, который обеспечивает уменьшение ее веса при одновременном увеличении прочности и ресурса. Концы лопастей стреловидные, что, по расчетам специалистов фирмы, позволяет увеличить скорость и маневренность вертолета, снизить напряжение в лопасти и уровень шума их работы. Титановая втулка несущего винта имеет шарнирное крепление лопастей и снабжена эластомерными подшипниками. По заявлению представителей фирмы, использование подшипников, не требующих смазки, позволило увеличить надежность работы конструкции, уменьшить на 40%. количество деталей втулки и снизить на 60% время на ее техническое обслуживание. Большая площадь вертикального оперения вертолета YUH-60A дает ему возможность продолжать полет (со скоростью до 130 км/ч) при отказе рулевого винта. На вертолете имеется трехстоечное шасси с хвостовым колесом. Система амортизации шасси обеспечивает посадку вертолета с вертикальной скоростью снижения до 10 м/с. Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-700, которые расположены в гондолах на верхней части фюзеляжа. Мощность двигателя около 1500 л. с Для удобства и ускорения технического обслуживания вертолет оборудован большим количеством откидных панелей, встроенных ступеней, поручней и других приспособлений. По сообщениям иностранкой печати, вертолет VUH-60A можно перевозить без разборки на военно-транспортных самолетах С-130 (по одному на самолете). С-141 (по два) и С-5А (по шесть). Во время летных испытаний, проведенных фирмой, вертолет YUH-00A развивал в горизонтальном полете скорость 319 км/ч, а при пикировании с небольшим углом - 362 км/ч Вертолет YUH-61A разработан также по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Первый полег опытного вертолета состоялся в ноябре 1974 года. Согласно данным зарубежной печати, транспортные возможности вертолета YUH-61A в три раза выше, а полезная площадь кабины в два раза больше, чем у вертолета UH-1. Кабина экипажа двухместная, сиденья членов экипажа расположены рядом. Грузовая кабина имеет но обеим сторонам большие, сдвигаемые по направляющим двери, что позволяет осуществлять быструю посадку солдат и десантирование. Этот вертолет, как и YUH-60A, можно переоборудовать в санитарный или грузовой вариант. В первом случае в его грузовой кабине разместятся шесть раненых на носилках и один санитар. Для внешней подвески груза в нижней части фюзеляжа установлен крюк. Как сообщает американская печать, одной из основных особенностей вертолета YUH-61A является четырехлопастный несущий винт (диаметр 14,94 м) с жестким креплением лопастей. В такой системе несущего винта отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры, а также демпферы колебаний лопастей б плоскости вращения. В конструкции лопасти широко использованы стеклопластики и титановые сплавы. По мнению специалистов фирмы, оснащение вертолета такими лопастями и бесшарнирной втулкой не только существенно облегчит техническое обслуживание и снизит затраты на закупки запчастей, но и обеспечит хорошие характеристики управляемости, что особенно важно при полете на предельно малых высотах. Рулевой винт вертолета также четырехлопастный с прямоугольными в плане лопастями. В случае его отказа благодаря большой площади вертикального оперения вертолет может продолжать полет и осуществить посадку. Трехстоечное шасси с носовой стойкой за счет установки колес большого диаметра дает возможность производить посадку и взлет вертолета с грунтовых площадок, а система амортизации стоек шасси позволяет выполнять посадку с вертикальными скоростями снижения до 6,1 м/с. Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-700, установленных снаружи фюзеляжа в боковых гондолах. При разработке вертолета большое внимание уделено вопросам облегчения его технического обслуживания. Американские специалисты отмечают, что благодаря небольшой высоте фюзеляжа, наличию большого количества люков и встроенных рабочих платформ есть хороший доступ ко всем основным агрегатам. Поверхности поворотного стабилизатора используются как рабочие платформы при обслуживании привода рулевого винта. Кроме того, может уменьшаться длина главных стоек шасси, за счет чего облегчается осмотр лопастей несущего винта и доступ к редукторам и валам привода рулевого винта. Предусмотрено также обеспечение безопасности экипажа и перевозимого личного состава при возникновении аварийных ситуации С этой целью кабина окружена амортизирующими элементами, которые поглощают энергию удара о землю и предотвращают проникновение в кабину шасси, несущего винта и деталей трансмиссии. Для безопасности личного состава сиденья подвешиваются к потолку кабины с помощью амортизирующей подвески, В иностранной печати сообщалось, что эти мероприятия обеспечат спасение экипажа и десанта при падении вертолета со скоростью до 13 м/с. В соответствии с одним из глазных требований программы UTTAS особое место при создании вертолета YUH-61A специалисты фирмы отвели вопросам снижения уязвимости вертолета и повышения его живучести, С этой целью все его жизненно важные системы дублированы. По мнению американских специалистов, новый вертолет сохраняет хорошие летные .характеристики при полете с одним работающим двигателем. В иностранной печати указывается, что агрегаты системы управления и лопасти несущего винта вертолета практически неуязвимы при обстреле его стрелковым оружием калибра 7,62 мм. Вертолеты YUH-61A можно перевозить на военно-транспортных самолетах С-130, С-141 и С-5А. Перед погрузкой в самолет хвостовая балка вертолета и лопасти несущего винта складываются. По данным зарубежной печати, подготовку одного вертолета, погрузку и закрепление его в самолете С-130 расчет из четырех человек сможет произвести за 70 мин, а в пункте назначения осуществить быструю выгрузку и подготовку вертолета к полету. Летные испытания вертолета фирмой закончены в феврале 1976 года. Сообщается, что во время испытаний была достигнута максимальная скорость (при пикировании) 370 км/ч. В конце марта 1976 года фирмы "Сикорский" и "Боинг" передали свои опытные вертолеты (по три машины) армии США для проведения конкурсных оценочных испытаний, которые, по данным зарубежной печати, закончились в декабре 1976 года. Командование армии США, выбрав вертолет YUH-60A, заключило с фирмой "Сикорский" контракт стоимостью 144,6 млн. долларов на продолжение дальнейших pa6oт и строительство первой партии из 15 вертолетов. Начало поставки машин намечено на август 1977 года, а поступление их на вооружение - на лето 1978 года, В дальнейшем предусматривается строительство крупной партии этих вертолетов в количестве 353 машин, из них: 56 в 1978 году, 129 в 1979 ч и 168 в 1980-м. Всего армия США намерена закупить 1107 таких вертолетов. Поставка их должна быть завершена в 1986 году. Вопрос о продолжении работ над вертолетом фирмы "Боинг", по сведениям иностранной печати, остается открытым и зависит от решения командования ВМС США о выборе вертолета по программе LAMPS (Light Airborne Multipurpose System), которая намечает закупку 210 легких палубных противолодочных вертолетов. Программа AAH (Advanced Attack Helicopter) выполняется также в порядке конкурса, объявленного армией США в 1972 году, и предусматривает создание перспективного вертолета огневой поддержки, предназначенного для борьбы с танками, бронетранспортерами и другими объектами на поле боя, а также для сопровождения транспортно-десантных вертолетов. Создаваемый по этой программе вертолет должен в начале 80-х годов поступить на замену вертолетов огневой поддержки AH-1Q и AH-1J. К вертолету предъявляются следующие требования: достаточные маневренные характеристики для обеспечения безопасности полета на малой высоте над пересеченной местностью; возможность выполнения полета в режиме висения (без учета влияния земли) с полной нагрузкой; обеспечение продолжительного полета в режиме висения на малой высоте; возможность продолжать горизонтальный полет со скоростью более 160 км/ч и даже набирать высоту в направлении полета при выходе из строя одного двигателя. Согласно требованиям вертолет AAH должен иметь следующие летно-тактические характеристики; взлетный вес 7260 кг, максимальная скорость полета 320 км/ч, скороподъемность 2.54 м/с, перегоночная дальность с подвесными топливными баками до 1850 км. В числе других требований в иностранной печати указывались и такие: расчетный срок службы 15 лет, трудоемкость технического обслуживания на 1 ч налета 8-13 человеко-часов, возможность транспортировки вертолета (со сложенными лопастями) на самолетах С-141 и С-5А. В состав основного вооружения вертолета планировалось включить: ПТУРС "Тоу" с лазерной головкой самонаведения, 30-мм пушку на турельной установке и НУР калибра 70 мм. На первом этапе разработки вертолета (с ноября 1972 года по июнь 1973 года) участвовали шесть американских фирм: "Белл", "Боинг", "Каман", "Локхид", "Сикорский" и "Хьюз". В июне 1973 года командование армии США выбрало проекты фирм "Белл" и "Хьюз", которым была поручена разработка и постройка опытных вертолетов, получивших соответственно обозначения YAH-63 и YAH-64. В середине 1976 года каждая фирма передала армии три опытные машины для проведения сравнительных оценочных испытаний - летных и наземных. Вертолет YAH-63 (фирма "Белл") выполнен по одновинтовой схеме. Экипаж два человека: летчик и стрелок. Фюзеляж вертолета полумонококковой конструкции. В центральной его части установлено крыло малого удлинения с толстым аэродинамическим профилем. Хвостовая балка круглого сечения. Горизонтальное оперение состоит из двух неподвижных стабилизаторов. Экипаж защищен снизу b с бортов броней от пуль калибра 12,7 мм. Несущий винт двухлопастный, с общим горизонтальным шарниром, в основном изготовлен из нержавеющей стали. На вертолете установлена дублированная гидросистема управления несущим винтом. Рулевой винт также двухлопастный, изготовлен из нержавеющей стали. Шасси вертолета трехстоечное, неубирающееся, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-700. Вооружение вертолета YAH-63: до 16 ПТУРС "Тоу", подвешиваемых на четырех пилонах под крылом, или пусковые установки с 76 YУР, трехствольная 30-мм пушка ХМ-188 на турельной установке. Боезапас пушки 800-1600 снарядов. В ходе летных испытаний вертолет YAH-63 (при взлетном весе 7230 кг) достиг максимальной скорости горизонтального полета 263 км/ч, скорость полета вбок 65 км/ч и назад 37 км/ч. Вертолет YAH-64 (фирма "Хьюз") также выполнен по одновинтовой схеме. По заявлению представителей фирмы, основное внимание при разработке вертолета было уделено вопросу обеспечения высокой живучести. В иностранной печати сообщалось, что кабина вертолета и его некоторые важные узлы защищены от снарядов калибра 23 мм. Вертолет имеет снабженное закрылками прямое крыло, на котором подвешивается вооружение. При полете с большой скоростью крыло создает дополнительную подъемную силу, что, по расчетам специалистов фирмы, позволяет значительно уменьшить нагрузки на несущий винт. Шасси вертолета выполнено по трехстоечной схеме с хвостовым колесом. Сообщается, что шасси рассчитано на аварийную посадку с перегрузкой, равной 5. Система управления несущим и рулевым винтами дублирована. Силовая установка состоит из двух упомянутых выше турбовальных двигателей 1700-GE-700, установленных над крылом на пилонах, прикрепленных к бортам фюзеляжа. Вооружение вертолета YAH-64 состоит из ПТУРС "Тоу", подвешиваемых на подкрыльевых пилонах, и 30-мм пушки XM-230В, разработанной фирмой "Хьюз" специально для данного вертолета. На пилонах могут также подвешиваться две пусковые установки с НУР калибра 70 мм. Для борьбы с танками вертолет сможет нести до 16 ПТУРС "Тоу" (в этом случае боезапас пушки составит до 1200 снарядов). Во время летных испытаний на вертолете YAM-64 (при взлетном весе 7700 кг) были достигнуты: максимальная скорость в горизонтальном полете 315 км/ч. скорость полета вбок 74 км/ч и назад 83 км/ч, продолжительность полета вертолета около 2 ч. В декабре 1976 года после завершения оценочных конкурсных испытаний командование армии США для дальнейшей разработки выбрало вертолет YAH-64. Фирма "Хьюз" продолжит в течение двух лет испытания трех имеющихся и двух дополнительно строящихся прототипов вертолета. Одновременно с проведением наземных и летных испытаний запланировано приступить к подготовке летного и инженерно-технического состава. По данным зарубежной прессы, для армии США планируется закупить более 500 таких вертолетов. Поступление первых серийных боевых вертолетов АН-64 на вооружение частей и подразделений армейской авиации намечено на 1981 год. Программа HLH (Heavy Lift Helicopter) предусматривает разработку и постройку тяжелого транспортно-десантного вертолета для переброски тяжелых и крупногабаритных образцов военной техники, транспортировки грузов и боеприпасов, а также эвакуации с поля боя поврежденной техники. По мнению американских специалистов, использование таких вертолетов позволит избежать опасного в военное время скопления грузов на железнодорожных станциях и аэродромах, а также длительной стоянки судов под разгрузкой в морских портах. Основным требованием к вертолету является обеспечение возможности транспортировки стандартного военного контейнера "Милван" (размер 2,4X2,4X6,1 м) весом около 20 т в режиме висения без учета влияния земли при температуре 35° С. Как сообщалось в иностранной печати, вертолет должен без дозаправки совершать два полета на расстояние до 45 км с грузом 22,5 т. Максимальная грузоподъемность вертолета около 30 т, скорость полета с размещенным на внешней подвеске грузом свыше 260 км/ч, без груза более 300 км/ч. В 1971 году армия США заключила контракт с фирмой "Боинг" на проектирование такого вертолета. В начале 1973 года фирма приступила к постройке первого опытного образца, получившего наименование ХСН-62. Вертолет выполнен по продольной схеме с двумя несущими винтами. Его силовая установка состоит из трех турбовальных двигателей XT701-AD-700 фирмы "Аллисон" мощностью на валу по 8200 л. с. Лопасти несущих винтов сделаны из композиционных материалов с усовершенствованными профилями. На нем используются эластомерные подшипники (во втулке ротора), проводная электрическая система управления полетом, пневматическая управляемая система внешней подвески с двумя точками. Основной эксплуатационный режим работы двигателей в нормальных условиях рассчитан на использование 50-60% их мощности. В конце 1975 года в связи с перерасходом средств фирма временно прекратила дальнейшие работы по вертолету ХСН-62. По сообщениям зарубежной прессы, к настоящему времени эти работы пока не возобновлены. Согласно заявлению представителен фирмы, первый опытный вертолет готов на 95%. Программы модернизации существующих вертолетов. Наряду с разработками новых вертолетов в CBIA уделяется большое внимание и модернизации уже состоящих на вооружении. Эти работы выполняются по нескольким программам, наиболее крупными из которых являются программы модернизации вертолетов CH-46, CH-47 и CH-53.
По данным зарубежной печати, в настоящее время фирма "Боинг" проводит работы по улучшению тактико-технических характеристик и продлению срока службы (до конца 80-х годов) военно-транспортных вертолетов СН-46 "Си Найт" и СН-47 "Чинук". В 1976 году планировалось поступление на вооружение нового вертолета CH-46Е, созданного на базе вертолета CH-46D. В иностранной печати указывалось, что он будет оснащен двигателем Т58-16 мощностью 1870 л. с, иметь максимальный взлетный вес 10600 кг и сможет взлетать с площадки, расположенной на высоте 900 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха 33°С. Для этого же вертолета к началу 1979 года намечается разработать лопасти несущего винта из стеклопластика. К выполнению программы дальнейшей модернизации вертолета СН-47 фирма "Боинг" приступила в конце 1976 года. На новом варианте вертолета, получившем обозначение CH-47D, установлены (в отличие от последней модели СН-47С*) упрощенная гидравлическая система и усовершенствованная система управления. Сообщается, что в результате внесения ряда конструктивных изменений повысится живучесть вертолета, В конечном итоге специалисты фирмы предполагают снизить уязвимость вертолета от огня противника на 36-75% Намечено модернизировать 198 вертолетов, темп работ - три машины в месяц. По оценке командования армии США, выполнение данной программы модернизации позволит значительно улучшить боевые возможности вертолетов СН-47. Основные расчетные тактико-технические характеристики указанных выше новых и модернизированных вертолетов приведены в таблице. В настоящее время специалисты армии США определяют комплекс требовании к перспективному разведывательному вертолету, создание которого намечено по программе ASH (Advanced Scout Helicopter). В частности, как сообщалось в иностранной печати, их требования к оборудованию такого вертолета предусматривают установку комплекса электронного оборудования (общий вес которого не должен превышать 370 кг), включающего телевизионную систему обнаружения, инфракрасную систему ночного видения в передней полусфере, лазерный целеуказатель и лазерный дальномер. Но этой программе намечено закупить 700 машин. Некоторые американские специалисты считают, что поскольку одним из главных условий программы ASH является низкая стоимость вертолета (менее 1 млн. долларов), то разработка новой машины исключена. Возможны только два варианта выполнения программы: модернизация 700 состоящих в настоящее время на вооружении легких разведывательных вертолетов или модернизация 400 имеющихся вертолетов воздушного наблюдения OH-6D "Кейюс", а также закупка 300 более совершенных вертолетов подобного класса OH-58А "Кайова" и переоснащение их указанным выше оборудованием. Приведенные выше данные говорят о том. что создание новых и усовершенствование состоящих на вооружении армии США вертолетов является очередным витком гонки вооружений, которую продолжает американский империализм, несмотря на происходящие в мире позитивные изменения. Зарубежное военное обозрение, 1977, №6, с. 53-61 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 12028 | | |
Всего комментариев: 0 | |