Подготовка личного состава армейской авиации СШАПолковник Н. Быстров кандидат военных наук, доцент В время развязанной американским империализмом агрессивной воины во Вьетнаме Пентагон широко использовал части и подразделения армейской авиации, что потребовало большого количества вертолетов и самолетов армейской авиации, а также летного и технического состава. В последнее десятилетие, особенно во второй половине 60-х голов, отмечался значительный рост численности парка армейской авиации США, который с 1962 по 1973 год увеличился почти в три рада. В настоящее время в составе армейской авиации США насчитывается около 11000 вертолетов и самолетов современных и устаревших образцов. К 1980 году, по расчетам американских специалистов, численность армейской авиации может составить 18000 вертолетов и самолетов. Быстрое развитие армейской авиации американские военные специалисты объясняют прежде всего необходимостью повышения мобильности сухопутных войск - одного из основных требовании ведения войны с применением современных средств поражения. До 60-х годов вопрос повышения мобильности сухопутных войск США решался главным образом путем формирования механизированных и танковых частей и соединений, а также за счет оснащения их новыми транспортными и инженерными машинами, В начале 60-х годов одним из основных направлений улучшения маневренности войск стала считаться их воздушная мобильность (аэромобильность), основанная на массовом применении вертолетов и самолетов армейской авиации, предназначенных для выполнения боевых и вспомогательных задач. По мнению американских военных специалистов, аэромобильность является логическим шагом на эволюционном пути развития мобильности сухопутных войск. Еще в 1938 году министр армии США Бракер писал, что сухопутные войска испытывают острую необходимость в увеличении количества и повышении тактико-технических характеристик армейских самолетов и вертолетов, которые являются такой же неотъемлемой частью вооружения и боевой техники, как танк, грузовой автомобиль или джип. Для проведения тщательного исследования возможностей армейской авиации и определения потребностей в ней сухопутных войск в рамках министерства обороны создавались различные рабочие группы и комитеты. Так, в 1962 году по указанию бывшего министра обороны Макнамары был создан комитет во главе с генерал-лейтенантом Хаузе. Он разработал рекомендации, которые предусматривали создание аэромобильных соединений и частей, формирование различных подразделений армейской авиации и увеличение численности штатных самолетов и вертолетов в дивизиях Эти рекомендации были изложены Макнамарой в докладе комиссии но вооруженным силам на заседании палаты представителей 30 января 1963 года. Реализацию всей программы повышения аэромобильности сухопутных войск было предложено осуществить в течение 1963 - 1968 годов, для чего, по подсчетам специалистов, требовалось дополнительно поставить в войска около 4500 самолетов и вертолетов, а также обучить 9500 летчиков. В целях обеспечения подготовки необходимого количества лётчиков американское командование было вынуждено принять срочные меры по расширению учебно-материальной базы. В период с 1962 по 1970 год ежегодный выпуск летчиков армейской авиации увеличился с 657 до 6981 человека. Подготовка летного состава армейской авиации имеет ряд специфических особенностей. Первая из них состоит в том, что в сухопутных войсках США не готовят профессиональных летчиков. Летчик армейской авиации - это дополнительная специальность офицеров или ворэнт-офицеров некоторых родов войск и служб, прошедших летную подготовку и получивших квалификацию пилота вертолета или самолета. Они числятся в своем роде войск или службе и периодически назначаются в соответствующие части и подразделения армейской авиации для поддержания и совершенствования летного мастерства. Поэтому американское командование не рассматривает армейскую авиацию как род войск и не выделяет ее в самостоятельную службу. Согласно существующим в американской армии положениям, программа летной подготовки касается следующих родов войск и служб: пехоты, полевой и зенитной артиллерии, бронетанковых войск, связи, транспорта, инженерных войск, медицинской службы, разведки и военной полиции. Офицеры и ворэнт-офицеры из других частей и подразделении, не охваченных указанной программой, для получения летной подготовки должны быть предварительно переведены в один из вышеперечисленных родов войск или служб. В настоящее время большую часть летчиков армейской авиации составляют танкисты. По мнению американского командования, основное преимущество такого метода подготовки летного состава для армейской авиации состоит в том, что офицеры и ворэнт-офицеры уже имеют достаточную военную подготовку, хорошо понимают динамику общевойскового боя и ориентируются в боевой обстановке. Поэтому они могут более эффективно использовать авиационную технику, особенно вертолеты огневой поддержки. Относительно небольшие сроки обучения являются второй особенностью подготовки летного состава армейской авиации. В последнее время в американской печати высказывались мнения о том, что летчиков для армейской авиации необходимо готовить также из числа рядового и сержантского состава. Мотивируется это тем, что по сложности и стоимости вертолеты огневой поддержки "Хью Кобра" и легкие разведывательные вертолеты "Кейюс" и "Кайова" сравнимы соответственно с танками М60 и бронетранспортерами M113, командирами которых являются сержанты. По взглядам американского командования, соотношение численности парка армейской авиации и летного состава должно быть не менее 1 : 1,5. Такого соотношения в сухопутных войсках США удалось достигнуть только в 1968 году. Планом подготовки летчиков на 1970-1973 годы предусматривалось выпустить около 16000 человек. В последующем плане задание по выпуску было снижено до 1900 человек в год. Практически в конце 1974 года выпуск в среднем составил 110 летчиков в месяц. Ответственность за разработку и совершенствование программ подготовки летного состава, включая летчиков-инструкторов, возложена на командование сухопутных войск на континентальной части США. Общая продолжительность подготовки составляет около девяти месяцев, в течение которых наряду с теоретической подготовкой около 230 ч отводится па летную практику и 80 ч - на тренировки на тренажерах. Подготовка летного состава в настоящее время осуществляется в центре армейской авиации в Форт-Ракер (штат Алабама). На
основе анализа опыта арабо-израильской войны 1973 года командование американской
армии пришло к выводу о необходимости перестройки программы подготовки летного
состава Ранее подготовка летчиков была ориентирована в основном на действия
армейской авиации в условиях так называемой "войны малой интенсивности" {Low
intensity war), к которой американское командование относит свои многолетние
боевые действия во Вьетнаме. По заявлению начальника центра армейской авиации генерала Мэддокса, для эффективного применения армейской авиации на европейских театрах военных действий необходимо устранить некоторые существенные недостатки в обучении летного состава. С этой целью была пересмотрена программа подготовки летчиков вертолетов. В частности, больше внимания стали уделять тактической подготовке, полетам с огибанием рельефа местности, ночным полетам (визуальным и по приборам), а также действиям в условиях интенсивного применения радиоэлектронных помех. Для повышения качества подготовки летчиков продолжительность тренировок на тренажерах возросла в три раза. В настоящее время программа подготовки летчиков вертолетов состоит из курсов: начальной летной подготовки, полетов по приборам (инструментальная подготовка) и квалификационного (выпускного). Курсом начальной летной подготовки, кроме теоретической части, предусматривается 20 ч работы на тренажерах и 180 ч практических полетов. Он включает: начальную летную подготовку па учебно-тренировочном вертолете ТН-55 (налет 85 ч), тренировку к полетам на тренажерах (20 ч), практические полеты по приборам на вертолете UH-1 "Ирокез" (30 ч), визуальные полеты и тактическую подготовку, то есть отработку элементов боевых полетов (65 ч). Время, отводимое на визуальные полеты и тактическую подготовку, распределяется следующим образом: визуальные полеты днем - 16 ч, визуальные полеты ночью - 3 ч, решение тактических задач в дневных условиях - 19 ч и в ночных условиях - 12 ч, полеты с огибанием рельефа местности - 15 ч. Для выполнения полетов с огибанием рельефа местности используется специально оборудованный в тактическом отношении "район боевых действий" дивизии, где обучаемому предоставляется право совершать полеты днем и ночью на высотах, при которых обеспечивается лишь безопасность пилотировании. Это заставляет летчика самостоятельно применять приобретенные знания и навыки в управлении вертолетом при выполнении поставленной ему тактической задачи, например по переброске личного состава. Курс инструментальной подготовки длится шесть недель. В течение этого времени слушатели отрабатывают технику слепого полета на летном тренажере (34 ч) и осуществляют полеты по приборам на вертолете UH-1 (7 ч). Квалификационный курс включает 6 ч визуального полета, 27 ч тренировки в слепых полетах на летном тренажере и 30 ч тактической летной подготовки. Как видно из приведенных данных, на всех этапах подготовки значительное место занимают тренировки на летных тренажерах. В центре армейской авиации в настоящее время используется тренажер 2В24 SFTS (Sinlhetic Flight Training Systems), имеющий четыре кабины вертолета UH-1H, каждая из которых обеспечивает пять степеней свободы (рис 1-3). Управление в кабинах осуществляется с помощью ЭВМ по заранее разработанным программам имитации полета. Стоимость тренажера 2,2 млн. долларов. В 1976 году ожидается поступление летных тренажеров, созданных на базе вертолетов СН-47 "Чинук" и AH-IG "Хью-Кобра".
По
сообщениям газеты "Арми тайме", в центр армейской авиации стали принимать также
женщин-военнослужащих. Продолжительность их летной подготовки составляет 34
недели. Для военнослужащих, которые возвращаются на летные должности после длительного перерыва, например после очередной службы по основной специальности, выделяется необходимое время, в течение которого каждый должен налетать не менее 10 ч. Для летчиков армейской авиации отводится около 80-100 ч летной практики в год, в том числе: полеты ночью - 15 ч, по приборам - 20 ч и с использованием средств навигации по маршрутам - 20 ч. Летчики, проходящие службу не на летных должностях, для сохранения квалификации должны иметь как минимум 24 и 48 ч и как максимум - 30 и 60 ч налета соответственно за шесть месяцев и в год. Кроме того, все летчики ежегодно сдают письменный экзамен. Для получения звания "мастер армейской авиации" необходимо налетать не менее 50 ч в условиях слепого полета (по приборам). В Форт-Ракер обучается также технический состав для ремонта и обслуживания авиационной техники. Ежегодно выпускается до 16000 авиамехаников. В подготовке летчиков и авиамехаников применяется принцип "сэт-бэк полиси". Суть его сводится к тому, что слушатель, не усвоивший программу данного дня (для летчиков - раздел ее), переводится в следующий за этой группой поток слушателей для повторного прохождения неусвоенных вопросов.
Кроме читаемого лекционного материала, в центре армейской авиации разработан упрощенный курс по обслуживанию вертолета UH-1 продолжительностью 231 ч, предназначенный для самостоятельного изучения и тренировок (рис. 4). В начале этого курса дается инструктаж и методические указания по использованию учебных пособий, технических средств и оборудования. Каждый слушатель получает в свое распоряжение кадропроектор, магнитофон и комплект магнитофонных пленок с записями лекций по разделам курса. По мере усвоения теоретической части слушатель самостоятельно выполняет практические задания на машине, а затем сдаст зачет инструктору. Всего сдается 12 зачетных практических работ, на которые вместе с экзаменами отводится 25 проц. учебного времени. По мнению американских специалистов, преимущества этого метода заключаются в том, что каждый слушатель имеет своего "инструктора" в виде кадропроектора и записей лекций, не считая инструкций по обслуживанию машины Кроме того, обучаемый проходит курс в наиболее благоприятном для него темпе. Наряду с подготовкой технического состава существует программа оказания помощи войскам по обслуживанию авиационной техники, осуществляемая управлением обслуживания командования армейской авиации с целью повышения профессиональной подготовки авиамехаников. Для реализации этой программы созданы специальные группы подготовки авиамехаников по видам обслуживания вертолетов и самолетов. Продолжительность обучения в группах 7-25 суток Потребности в такой помощи определяются на каждый финансовый год по заявкам войск. Группы технической помощи имеются во всех командованиях сухопутных войск, зон и в армейских округах на континентальной части США. Услугами этой системы технической помощи пользуются также национальная гвардия и резерв армии. Для подготовки офицеров и ворэнт-офицеров материально-технического обеспечения армейской авиации в транспортной школе армии США имеются очные и заочные курсы. Подразделения армейской авиации национальной гвардии и резерва армии укомплектовываются в основном за счет специалистов, оставивших службу в регулярной армии. Так, например, за 1970 год и три месяца 1971 года в резервные компоненты пришло 750 летчиков. Па конец 1973 года для резервных компонентов была установлена следующая численность летного состава и машин. В национальной гвардии армии: 3412 летчиков (в том числе летчиков вертолетов - 1239, самолетов - 313, двойной квалификации - 1005), 2220 вертолетов и самолетов. Для резерва армии: 875 летчиков, 400 вертолетов и самолетов. В настоящее время с особой тщательностью исследуются условия полетов в пределах европейских ТВД на малых (30-300 м) и предельно малых (до 30 м) высотах. Для изучения "вертолетных операции" на этих театрах военных действий была создана специальная группа из представителей США, Канады и ФРГ. Зарубежное военное обозрение 1975 №8 С. 27-32 Смотрите также | |||||||||||
| |||||||||||
Просмотров: 4300 | | |
Всего комментариев: 0 | |