Противолодочные самолётыПолковник-инженер запаса А. Иванов Милитаристские круги США и других стран НАТО в своих агрессивных приготовлениях уделяют большое внимание совершенствованию сил и средств борьбы с подводными лодками. Однако, несмотря на значительные денежные фонды, выделяемые на эти цели, по мнению иностранных специалистов, проблема борьбы с подводными лодками до сего времени не решена. Они считают, что в последние годы эта проблема еще более осложнилась в связи с вводом в состав флотов малошумных атомных подводных лодок, способных быстро передвигаться на больших глубинах и оставаться под водой неограниченное время. В общем потенциале противолодочных сил, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, командования ВМС основных капиталистических стран в своих планах важное место отводят противолодочным самолетам базовой и авианосной авиации. Основные тактико-технические данные противолодочных самолетов стран НАТО приведены в таблице. Противолодочные самолеты базовой авиации. В настоящее время в составе ВМС США находятся противолодочные самолеты Р-3 "Орион" модификаций А, В и С. Устаревшие самолеты Р-2H "Нептун" выведены в резерв (небольшое их количество находится на вооружении авиации ВМС других стран). Самолеты Р-ЗА "Орион" поступили в части в 1962 году, а Р-ЗС - в 1969 году. К концу 1972 года фирма "Локхнид" поставила ВМС 390 самолетов всех модификаций (из них 286 модификаций А и В). В серийном производстве находятся только самолеты Р-ЗС, которые постепенно вытесняют Р-ЗА. Самолетами Р-ЗВ и Р-ЗС оснащены 24 эскадрильи. Основные тактико-технические характеристики противолодочных самолетов
По мнению зарубежных военных специалистов, самолет Р-ЗС обладает хорошими летными характеристиками для ведения противолодочных операций. Он имеет современные бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а также разнообразное вооружение для поражения не только подводных лодок, но и надводных кораблей. Этот самолет оснащен боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, основными элементами которой являются цифровая универсальная ЭВМ AN/ASQ-114, аппаратура обработки и преобразования данных AN/AYA-8 и комплексный индикатор данных AN/ASA-70. Последний состоит из двух основных и двух вспомогательных индикаторов для отображения выдаваемых ЭВМ данных и информации, поступающей от различных датчиков. В состав навигационной аппаратуры самолета входят: инерциальная навигационная система AN/ASN-84, доплеровская навигационная РЛС AN/APN-187, приемоиндикаторы навигационных систем "Лоран" (А и С) и "Омега", приемник системы VOR, запросчики системы "Такан", УКВ радиокомпас, радиовысотомер малых высот и т. д. Средства поиска и обнаружения подводных и надводных кораблей включают: радиогидроакустические буи; приемники AN/ARR-72 и AN/ARR-52 сигналов РГБ; аппаратуру обработки и отображения сигналов РГБ системы "Дифар"; обнаружитель магнитных аномалий Земли AN/ASQ-81; обнаружитель магнитных аномалий, создаваемых подводными лодками, AN/ASA-64; компенсатор магнитного поля самолета AN/ASA-65; панорамный разведывательный приемник AN/ALQ-78; две поисковые РЛС AN/APS-115, антенны которых размещены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, телевизионную аппаратуру AN/AXR-13, обеспечивающую обнаружение целей при низких уровнях освещенности; АФА переднего обзора КА-74 и АФА КВ-18А для фиксирования результатов применения оружия. Вооружение самолета размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. Варианты вооружения (в отсеке вооружения на бомбодержателях): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины МкЗ6 или Мк52 (калибр 1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; восемь торпед Mк43, 44 и 46 (общим весом до 3200 кг). На наружных узлах подвески могут подвешиваться мины, торпеды, НУР, УР "Гарпун" и "Буллпап". Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах. Базовый патрульный самолет типа "Шэклтон", принятый на вооружение ВМС Великобритании в 1955 году и предназначенный для борьбы с подводными лодками, использовался до 1969 года. Ему на смену пришел самолет "Нимрод" MR.1, разработанный на базе транспортного самолета "Комета"4С. Он стал первым в странах НАТО базовым противолодочным самолетом с четырьмя реактивными двигателями (суммарная тяга 20 800 кг). Самолет может быстро достичь заданного района (скорость около 880 км/ч). Внешние двигатели можно выключать на высоте поиска 50-150 м, а это снижает общий расход топлива и тем самым увеличивает время патрулирования, а также общую продолжительность полета. Вся аппаратура самолета объединена в комплекс, состоящий из навигационной и тактической систем. В состав первой входит доплеровская РЛС "Декка"67 с инерциальной платформой, приемоиндикаторы радионавигационных систем "Такая", "Лоран"С, VOR, ILS и радиокомпас. Самолетовождение в район поиска цели выполняет так называемый "маршрутный" штурман, который пользуется навигационными системами и пультом с расположенным на нем проектором фирмы "Ферранти", индицирующим символы самолетов и надводных кораблей по данным поисковой РЛС на карте-экране (для облегчения считывания их координат). Тактическая система включает цифровое счетно-решающее устройство 92OВ фирмы "Маркони-Эллйот", РЛС ASV.21D для обнаружения надводных кораблей и самолетов, радиогидроакустические буи американской системы "Джезебел" и английской Мк1С, магнитный обнаружитель AN/ASQ-10, газоанализирующую аппаратуру "Автоликус", аппаратуру радиоэлектронного подавления, две фотосистемы, расположенные в люках в нижней хвостовой части фюзеляжа (рядом с осветительными средствами для ночных съемок), поисковый прожектор на правой плоскости крыла (сила света 70 млн. свечей) и аппаратуру отображения данных. Информация от различных датчиков обрабатывается в счетно-решающем устройстве и отображается на экране электронно-лучевой трубки (диаметр 610 мм), размешенной на пульте управления оператора тактической обстановки.
Противолодочное вооружение самолета "Нимрод"Мк.1 составляют мины, глубинные
бомбы, авиационные бомбы и торпеды, размещаемые в различных вариантах в отсеке
вооружения длиной 15,4 м. На двух пол,-крыльевых пилонах подвешиваются ракеты
AS-12 или УР "Мартель". Для принятия экипажем окончательного решения о
применении оружия используются небольшое счетно-решающее устройство и аппаратура
отображения, которые автоматически производят все расчеты, поступающие от
датчиков. Применение оружия любого типа из соображения безопасности
осуществляется не автоматически (как это делается на американских самолетах), а
по сигналу оператора тактической обстановки. Для успешного проведения противолодочных операций самолет оснащен такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы "Такан", VOR и "Лоран", навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолета (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолета в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800х800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолета, цели, маркеров и т. п. У каждого летчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полета с точностью 1,5 м и курс до 1°. Самолет оснащен системами РГБ: "Джезебел" (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и "Джули" (для уточнения ее координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолета размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого маневра самолета. Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолет оснащен английской газоанализирующей аппаратурой "Автоликус" Мк3В. Кроме того, на нем имеются приемники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°. В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 0- 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью KB и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором. В главном отсеке (9х2,2Хх1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолете имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой. После незначительного переоборудования самолет Бреге 1150 "Атлантика может выполнять задачи самолета ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного. Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолет CL-28 "Аргус". С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолетов Р-3С "Орион" и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолета Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолете Р-ЗС в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолета Боинг 707-320С в самолет Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приема, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия. По сообщениям зарубежной печати, самолет Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полета в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полета Предполагается, что максимальный вес самолета составит около 150000 кг. Прежде чем приступить к переоборудованию самолета Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолет Боинг720, близкий к нему по своим летным характеристикам Самолет оснащен новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нем установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения ее координат. К концу 1972 года самолет выполнил 90-часовую программу летных испытаний, в ходе которых проводились продолжительные полеты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолет барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км. Оружие (ракеты класса "воздух-корабль" и т. п.) планируется размещать на четырех подкрыльеных пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолет можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолетов на сумму 750 млн. долларов. Противолодочные самолеты авианосной авиации. Основным таким самолетом в США является S-2 "Треккер", первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолета, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолетов различных модификаций. Самолеты поставлялись в Нидерланды (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолета "Треккер", командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками. В 1969 году фирма "Локхид" начала разработку палубного противолодочного самолета S-3A "Викинг". Первый полет опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолет принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин. Самолет "Викинг" оснащен двумя экономичными ТРДД максимальной тягой по 4080 кг, и поэтому он имеет сравнительно высокую скорость и большую дальность (продолжительность) полета. Основой всей электронной аппаратуры самолета является цифровая ЭВМ "Юнивак" 1832, позволяющая максимально использовать информацию, поступающую от датчиков. Поиск целей производится как акустическими, так и другими средствами обнаружения. В хвостовой части фюзеляжа размещены 60 РГБ, которые сбрасываются автоматически по команде ЭВМ. В аварийных случаях за 10 с можно сбросить 50 буев. На самолете, кроме РГБ AN/SSQ-41 системы "Лофар", предполагается применять РГБ AN/SSQ-53 системы "Дифарл с устройством для автоматической классификации целей, буи AN/SSQ-50 системы "Касс", AN/SSQ-62 системы "Дикасс" и батитермографические буи AN/SSQ-36. В запоминающем устройстве ЭВМ хранится информация о зонах возможного появления целей, их типах, боевой нагрузке самолета, частотах и циклах работы РГБ. В памяти ЭВМ хранятся также данные о местоположении, времени и глубине постановки РГБ, которые затем записываются на магнитную ленту для последующей обработки. Высокочувствительный многоканальный акустический процессор обрабатывает сигналы буев и выдает данные на соответствующие индикаторы При предварительном поиске, классификации и определении цели РГБ работают в пассивном режиме, а выдаваемая ими информация записы вается на двух магнитных барабанах. По сигналам от различных РГБ оператор может опознать цель и переключить РГБ в режим активной работы, а процессор автоматически обновляет данные о местоположении цели. При атаке цели ЭВМ автоматически выбирает вид оружия, определяет момент нанесения удара и выдает команду летчику на применение оружия РЛС переднего обзора AN/APS-116 предназначена для обнаружения небольших целей в открытом море. Её стабилизированная антенна расположена в носовой части фюзеляжа. Кроме того, она работает в режимах поиска и навигации. ИК станция OR-89/AA переднего обзора высокой разрешающей способности предназначена для работы в условиях плохой видимости. Датчик системы, установленный под фюзеляжем в носовой его части, наводится автоматически с помощью ЭВМ. За датчиком находится панорамная камера, управляемая летчиком, которая позволяет следить за обстановкой по всему горизонту. Самолет оснащен магнитным обнаружителем подводных лодок и точной навигационной системой, состоящей из инерциальной AN/ASN-92(V) и доплеровской AN/APN-200 систем определения путевой скорости, центрального вычислительного блока, системы определения координат буев и радиовысотомера AN/APN-20I с устройством сигнализации о малых высотах (световая и звуковая). Диапазон рабочих высот 3-1500 м (точность ±1,5 м). Минимальная безопасная высота выбирается в пределах 3-90 м. В состав оборудования входят также два разведывательных приемника AN/ALR-47, четыре антенны которых расположены в обтекателях на концах крыла. С их помощью ЭВМ может анализировать излучение одного и того же передатчика и определять зоны вероятного нахождения цели. Многочисленная аппаратура обработки и отображения данных и высокая степень автоматизации всех процессов позволяет экипажу самолета (два летчика и два оператора) выполнять такой же объем работ, какой выполняет экипаж из 10-12 человек на самолетах Р-ЗС "Орион". В двух разделенных между собой отсеках, расположенных в фюзеляже, на бомбодержателях BRU-14/A подвешиваются боеприпасы в следующих вариантах: четыре бомбы МкЗ6 или Мк82; две глубинные бомбы Мк57 или четыре Мк54; четыре торпеды Мк46 или четыре мины Мк53. На
бомбодержателях BRU-11/A. находящихся на двух подкрыльевых пилонах, размещают
мины Мк52, Мк55 или Мк56; две пусковые установки с семью или 19 НУР калибра 70
мм каждая; пусковые установки с четырьмя НУР калибра 127 мм. На пилоны могут
быть установлены трехзамковые держатели для подвески кассетных бомб Мк20,
фугасных бомб Мк82 и Мк36. В настоящее время самолеты "Викинг" в связи с выводом из состава флота США противолодочных авианосцев базируются на многоцелевые авианосцы. Зарубежное военное обозрение", 1976, №2, с. 83-90 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7572 | | |
Всего комментариев: 0 | |