Средства десантирования грузов с самолётов ВВС США Полковник Ю. Беляев Командование вооруженных сил США придает важное значение вопросам десантирования парашютным способом различных военных грузов, включая боевую технику, оружие, боеприпасы и материально-технические средства.
Большое внимание совершенствованию средств десантирования стало уделяться уже в ходе агрессивной войны в Юго-Восточной Азии, и особенно после создания «сил быстрого развертывания» и командования сил специальных операций. Судя по публикациям в зарубежной печати, парашютный способ является практически единственным способом доставки предметов снабжение войскам, действующим на большей глубине в тылу противника. Считается, например, что для обеспечения боевых действий американской легкой пехотной дивизии ее подразделениям ежесуточно необходимо доставлять 400-700 т различных грузов, причем с высокой точностью выброски. В ВВС США выполнение задач по десантированию и доставке грузов возложено на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК), имеющее на вооружении более 500 военно-транспортных самолетов1. Применительно к этим самолетам в США разработано несколько систем воздушного десантирования грузов массой 225-22500 кг с высот 1,5-9000 м. Однако ни одна из них не обеспечивает решение задач десантирования и доставки в любых условиях, то есть не является универсальной. По мнению западных специалистов, такой путь развития средств десантирования эффективности, поскольку создание универсальной системы практически нереально. Ниже рассмотрены основные американские системы десантирования грузов и их возможности. Система десантирования контейнеров CDS (Container Delivery System) предназначена для парашютного десантировании до 16 контейнеров А-22 общей массой 225 - 1000 кг с самолетов С-130 (рис. 1) и С-141. Контейнеры могут выбрасываться по одному или парами. Система CDS включает контейнер и парашютную систему. В грузовой кабине самолета контейнеры А-22 устанавливаются в два ряда, обычно группами по четыре. Точность десантирования достаточно высокая - с высоты 180 м на скорости 210 км/ч 16 контейнеров могут быть сброшены на площадку размером 115х35 м. Система десантирования на платформах APS (Airdrop Platform System) обеспечивает десантирование грузов различных типов, поскольку платформы (называемые также поддонами) накладывают менее жесткие ограничения по высоте и скорости выброски в сравнении с контейнерами. Кроме того платформы являются несущей конструкции при транспортировке грузов и подаче их к люку при выброске, а также служат демпфером при ударе о землю. Платформы выполнены модульными и набираются из секций размером 1,22х2,64 м и толщиной 6,67 см которые изготавливаются из бальзового дерева с верхней и нижней панелями из алюминиевого сплава. Для крепления грузов на платформах по их торцам устанавливаются алюминиевые направляющие длиной 2,44; 3,65; 4,53; 6,1 или 7,32 м. В комплект системы APS, кроме платформы, входят вытяжной, один или несколько основных и тормозные парашюты. Существующие платформы обеспечивают десантирование грузов массой от 1140 кг (платформа длиной 2,44 м) до 18120 кг (7,32 м). Проходят испытания платформы с расчетной нагрузкой 27180 кг и более. Десантирование грузов на платформах осуществляется, как правило, с самолетов С-130 и С-141. Система десантирования с малых высот LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System) предназначена для сбрасывания на специальных платформах с самолетов С-130 грузов массой 1130 - 15 860 кг на скорости 210 км/ч со сверхмалых высот (1,5 - 3 м). В ходе испытаний выбрасывались грузы массой 24 920 кг. Десантирование осуществляется одиночными платформами или группами, соединенными тандемом, на площадку размером не менее 230х45 м. Сбрасывание грузов с применением системы LAPES (рис. 2 и 3) осуществляется следующим образом. При подходе самолета к площадке десантирования на высоте 60 - 90 м экипаж на определенном рубеже выпускает шасси и производит снижение до высоты примерно 3 м, выдерживая скорость 210 км/ /ч. В расчетное время открывается грузовой люк и выбрасывается стабилизирующий парашют, который обеспечивает раскрытие вытяжных парашютов. Грузовая платформа выходит с небольшим положительным углом атаки (передняя ее часть приподнята) и тормозится на участке длиной около 60 м от точки касания земли. Торможение осуществляется за счет трения платформы о землю и аэродинамических сил вытяжных парашютов. Система LAPES пригодна для десантирования материально - технических средств и некоторых видов техники. Система десантирования с тормозным крюком GPES (Ground Proximity Extraction System) По принципу действия она аналогична системе LAPES за исключением того, что вместо стабилизирующего и вытяжных парашютов используется тормозной крюк, крепящийся к сбрасываемому грузу и зацепляющийся за трос на земле. Система позволяет десантировать грузы массой до 15 860 кг. Система десантирования с малых высот LADS (Low Altitude Delivery System) обеспечивает десантирование на неподготовленные ограниченные размерами площадки грузов массой до 6800 кг с высоты 200 м. Оно осуществляется с использованием модифицированных грузовых парашютов G-11A, позволяющих выбрасывать грузы с меньшей высоты по сравнению с той, что необходима при применении стандартного парашюта (340 м), с одновременным увеличением максимальной нагрузки на парашют с 1590 до 2270 кг. Модифицированные парашюты используются совместно со стандартными грузовыми платформами. Для расширения возможностей десантирования с малых высот разработаны и проходят испытания еще две системы: PRADS (Parachute Retro-Rocket Airdrop System) с блоками тормозных ракет (рис. 4) и EXIARP (Extraction by Inflation Aided Recovery Parachute System), в которой для раскрытия основных парашютов используются вспомогательные. Система десантирования контейнеров с больших высот HLCAD (Hiqh Level Container Airdrop System) обеспечивает одновременное десантирование нескольких контейнеров массой по 680 - 1000 кг с высот 600 - 7600 м. Точность десантирования (круговое вероятное отклонение) с высоты 3000 м составляет 200 м. Перспективные
системы десантирования. Зарубежные специалисты считают, что для создания и
совершенствования современных средств десантирования необходимо более глубокое
исследование факторов, влияющих на процесс десантирования. Полагают, что для
решения этой задачи целесообразно использовать телеметрическую аппаратуру,
применяемую в космических программах. За последние десять лет парашютные системы
были настолько усовершенствоваваны, что применение для их испытаний устаревшей
телеметрической аппаратуры уже не эффективно. Считается, в частности, что для
повышения точности десантирования тяжелых грузов (15 - 30 т) и сокращения
времени их снижения необходимы данные о действующих на грузы силах на каждом
этапе процесса десантирования: при выходе из грузовой кабины, Чтобы обеспечить выполнение этих требований, в США разрабатывается система записи и передачи на землю телеметрической информации ADIS (Air Delivery Instrumentation System). Ее демонстрационный образец выполнен в двух блоках размером 0,31х 0,46х0,61 м, в одном из которых размещается электронная аппаратура, а в другом - батареи питания. В качестве датчиков используются акселерометры и гироскопы. В состав электронной аппаратуры входят восьмиразрядные аналого-цифровые преобразователи, 16-разрядный микропроцессор «80086» и запоминающее устройство с объемом памяти 1 Мбайт. Американские специалисты полагают, что на базе системы ADIS может быть разработан ее портативный вариант размером 15,2х15,2х7,6 см и массой 340 г. При разработке перспективных систем десантирования грузов, в том числе массой до 30 т, серьезное внимание уделяется снижению массы парашютов, увеличению скоростей полета, уменьшению минимальных высот выброски, повышению эффективности действия каждого парашюта при их использовании в системах, а также применению планирующих парашютов и управляемых грузовых платформ (рис. 5 и 6). Таковы, по данным иностранной печати, состояние и перспективы развития средств десантирования грузов с самолетов ВВС США. 1 Подробнее о самолетах военно-транспортной авиации США и других капиталистических стран см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986 - № 1. - С. 47-53; № 2. -. С. 43-50. - Ред. Зарубежное военное обозрение №9 1989 С.35-38 Смотрите также | |||||||||||||
| |||||||||||||
Просмотров: 12559 | | |
Всего комментариев: 0 | |