Стрелково-пушечное вооружение тактических истребителей Полковник-инженер Б. Фёдоров Бурное развитие ракетной техники привело к тому, чти в конце 50-х годов в США и некоторых других капиталистических странах многие тактические истребители не имели стрелково-пушечного вооружения и в дальнейшем его установка на них не планировалась. Однако, изучая опыт ведения боевых действий авиации в локальных воинах, и особенно в развязанной американским империализмом агрессивной воине в Индокитае, иностранные поенные специалисты пришли к выводу о необходимости оснащения тактических истребителей стрелково-пушечным вооружением (в дополнение к ракетному вооружению). В США и других капиталистических странах срочно приступили к совершенствованию имеющихся и разработке новых авиационных пушек и пулеметов и на их основе начали создавать подвесные пушечные и пулеметные установки. В то же время для размещения встроенного пушечного вооружения в конструкции некоторых выпускаемых тогда тактических истребителей были внесены соответствующие изменения. В результате проведенных работ на вооружение ВВС капиталистических государств поступили различные подвесные стрелково-пушечные установки, а немного позднее на тактические истребители начали устанавливать встроенные авиационные пушки. Наиболее широкое применение в ВВС стран - участниц агрессивного блока НАТО получили американские подвесные установки SUU-11B/A, SUU-16/A и SL'U-23/А. SUU-11B/A представляет собой легкий подвесной контейнер длиной 216 см и диаметром 35 см. В передней его части установлен шестиствольный (с вращающимся блоком стволов) 7,62-мм пулемет М-134. В задней части контейнера укладывается боезапас (до 1500 патронов). Темп стрельбы пулемета 3000 и 6000 выстр./мнн. Вес полностью снаряженной установки около 150 кг Максимальная скорость полета самолета, при которой допускается стрельба из пулемета, соответствует числу М=1,2. Установка кренится на внешних узлах подвески тактических истребителей, вертолетов и самолетов армейской авиации, авиации ВМС и морской пехоты. Установка SUU-16/A - это контейнер длиной 505 см, диаметром 56 см и общим весом 780 кг. В нем размещена шестиствольная 20-мм авиационная пушка М-61 "Вулкан", механический привод вращения стволов и боекомплект (до 1200 патронов). Установка SUU-23/A имеет те же габариты, что и SUU-I6/A, но в ней используется автоматическая авиационная 20-мм пушка GAU-4, являющаяся модифицированным вариантом пушки М-61 "Вулкан" (в пушке GAU-4 для вращения стволов используется энергия пороховых газов). Обе эти пушечные установки были приспособлены для подвески на самолеты F-105, F-4, А-4, F-111A и некоторые другие. По заказу ВМС США для самолетов палубной авиации и авиации морской пехоты была создана и в 1966 году поступила на вооружение установка Мк4 с двуствольной 20-мм пушкой Мк11. Ее боезапас 750 патронов, общий вес 630 кг, темп стрельбы 700-4200 выстр./мин. По данным иностранной печати, серийное производство этих установок было прекращено в 1968 году (всего было выпущено около 1000 установок). По данным иностранной печати, в настоящее время большинство тактических истребителей, состоящих на вооружении ВВС капиталистических государств, оснащено встроенным стрелково-пушечным вооружением. Наиболее широкое распространение получили вышеупомянутые авиационные пушки американского производства, а также французские "Дефа"552 и английские "Аден"Мк4. Большая часть американских тактических истребителей вооружена 20-ым шестиствольной авиационной пушкой М-61 "Вулкан" или GAU-4. Первые образцы пушки M-61 были изготовлены в 1957 году для вооружения самолета F-105 "Таддерчиф". Позднее они были установлены на самолетах F-4F, F-104, F-I05D. A-7D и Е, F-14A, F-15 и F-111A. Пушка М-61 имеет вращающийся во время стрельбы блок стволов, что при высоком темпе стрельбы обеспечивает достаточный для охлаждения интервал между выстрелами из одного ствола. Для вращения блока стволов применяется электрический или гидравлический привод с внешним источником энергии (от соответствующей системы самолета). Ее вес около 120 кг. темп стрельбы до 6600 выстр./мин, начальная скорость полета снаряда 1036 м/с, живучесть примерно 50 тыс. выстрелов. На некоторых американских самолетах устанавливаются одноствольные 20-мм авиационные пушки Мк12 (самолеты F-8 и A-4), а также М-39 (самолеты F-5A и F-5E). На истребителях и истребителях-бомбардировщиках, выпускаемых западноевропейскими странами, обычно устанавливаются 30-мм авиационные пушки "Дефа"552, "Адеа"Мк4 и их модификации. Одноствольная авиационная пушка револьверного типа "Дефа"552 разработана во Франции. Темп ее стрельбы около 1200 выстр./мин. По данным зарубежной печати, всего выпушено около 10 тыс. таких пушек. Они установлены почти на всех французских самолетах семейства "Мираж" (по две на самолете). Ими вооружены также итальянские тактические истребители G.91. Кроме того, эти пушки нашли широкое применение в подвесных пушечных установках. На базе пушки "Дефа"552 во Франции создана более совершенная 30-мм пушка "Де-фа"553, которая устанавливается на новые многоцелевые тактические истребители "Ягуар", а также поступает на вооружение авиационных частей и подразделении ВВС Франции для замены пушек "Дефа"552. Английская авиационная пушка "Аден"Мк4 имеет примерно такие же характеристики, как и "Дефа". Ее используют на тактических истребителях в качестве встроенной пушки и в подвесных установках. Она взаимозаменяема с пушками "Дефа"552 и 553. Перечень основных боевых самолетов капиталистических стран, имеющих встроенное пушечное вооружение, приведен в таблице. По данным зарубежной печати, в странах - участницах агрессивного блока НАТО большое внимание уделяется совершенствованию состоящих на вооружении и разработке новых авиационных артиллерийских систем. Основным направлением этих работ является создание боеприпасов, порохов, гильз, стволов, зарядных и прицельных устройств и т. д.
В 60-х годах американские специалисты отдавали предпочтение 20-мм пушкам, а
специалисты западноевропейских государств считали наиболее оптимальным калибром
авиационных артиллерийских систем 30 мм. В дальнейшем, при изучении опыта боевых
действий тактической авиации в Индокитае и на Ближнем Востоке, а также в
результате проведенных экспериментов, специалисты США сделали вывод, что пушки
калибра 20 мм (при высоком темпе стрельбы и наличии на борту истребителя
достаточного количества боеприпасов) хотя и отвечают основным требованиям,
предъявляемым к самолетным артиллерийским системам тактических истребителей при
ведении ими маневренного воздушного боя, но при нанесении ударов по наземным
целям они менее эффективны, чем 30-мм пушки.
При выборе калибра пушек для многоцелевого тактического истребителя, предназначенного для ведения воздушных боев и поражения наземных целей, американские специалисты пришли к выводу, что оптимальным калибром в этом случае должен быть 25 мм. Они считают, что авиационные пушки такого калибра будут иметь достаточно высокую эффективность при стрельбе как по воздушным, так и по наземным целям. Исходя из этого в США уже проводились работы по созданию скорострельной 25-мм авиационной пушки GAU-7/A с безгильзовыми боеприпасами (фирма "Филко-Форд"), которой предполагалось вооружить новый американский истребитель F-15. По проекту она должна иметь высокий темп стрельбы (около 6000 выстр./мин), большую начальную скорость полета снаряда (до 1220 м/с), улучшенные баллистические качества снарядов при значительном увеличении их мощности. Кроме того, использование безгильзовых боеприпасов, по мнению американских специалистов, уменьшит занимаемый ими объем примерно на 45%. по сравнению с обычными патронами, что в свою очередь даст возможность значительно увеличить боекомплект. Установка такой пушки на самолет F-15 позволит, по их расчетам, примерно вдвое повысить его эффективность (но сравнению с самолетом F-15, вооруженным 20-мм пушкой M-61 "Вулкан") при ведении маневренного воздушного боя. Они считают, что одновременно с этим возрастут и боевые возможности самолета но поражению наземных целей. Однако при создании пушки GAU-7/A возник ли технические трудности и ее разработка пока приостановлена. При оснащении артиллерийским вооружением самолетов, предназначенных в основном для нанесения ударов по наземным целям, американские специалисты исходят из того, что для увеличения эффективности этих самолетов целесообразнее использовать пушки более крупных калибров (30-40 мм). По данным иностранной печати, в Соединенных Штатах ведутся работы над созданием новых авиационных пушек. которые предназначены для поражения наземных целей, включая бронированные. Хотя вес и габариты самолетного вооружения имеют важное значение, однако, по мнению иностранных военных специалистов, для штурмовиков эти характеристики не являются решающими, как для легких истребителей. Поэтому в США для штурмовиков создаются тяжелые авиационные пушки крупных калибров со снарядами, обладающими большой разрушительной силой. Например, для нового самолета непосредственной авиационной поддержки А-10A разработана семиствольная 30-мм авиационная пушка GAU-8/A (фирма "Дженерал электрик"). Она имеет беззвеньевую систему подачи патронов с магазином барабанного типа емкостью до 1350 патронов. Основные характеристики пушки: темп стрельбы 4000 выстр./мин, начальная скорость полета снаряда 1066 м/с, полный вес 1575 кг. Пушка GAU-8/A устанавливается в передней нижней части фюзеляжа по продольной плоскости симметрии самолета. Работы по совершенствованию существующих и созданию новых авиационных пушек проводятся и в других капиталистических странах. В Швейцарии, например, разработана 30-мм пушка "Эрликон". Некоторые западноевропейские страны намерены купить ее для установки на своих боевых самолетах. В капиталистических государствах, особенно входящих в блок НАТО, наряду с совершенствованием старых и разработкой новых пушек проводятся интенсивные исследования в области создания порохов с высокими энергетическими возможностями и сравнительно низкой температурой горения. Как известно, стволы пушек изготовляются из различных марок легированных сталей, а каналы стволов в большинстве случаев хромируются для уменьшения газовой эрозии. Однако иностранные специалисты считают, что при большом темпе стрельбы стволы быстро накаляются и срок их службы значительно уменьшается. В связи с этим, кроме исследований по созданию специальных высокопрочных сталей для стволов авиационных' пушек, изучается вопрос использования тугоплавких и стойких к эрозии вкладышей, отделенных специальным теплоизоляционным материалом от наружно" части ствола, сделанной из высокопрочной стали. По данным иностранной печати, большое внимание за рубежом уделяется уменьшению веса боеприпасов за счет замены их сравнительно тяжелых латунных и стальных гильз более легкими. В настоящее время разрабатываются комбинированные пластико-алюминиевые гильзы, а также безгильзовые боеприпасы. Использование новых материалов и технологии приведет, по мнению иностранных военных специалистов, к созданию нового поколения легких авиационных пушек с двумя-тремя стволами, обладающих высокой скорострельностью и не уступающих (или превосходящих) по эффективности современным пушкам с пятью - семью стволами. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в планах наращивания боевой мощи тактической авиации в США и других капиталистических странах наряду с постоянным совершенствованием авиационных ракет различного назначения значительное внимание уделяется развитию авиационного стрелково-пушечного вооружения. Зарубежное военное обозрение 1976 №1, С. 57-62 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 15777 | | |
Всего комментариев: 0 | |