Подводные средства Сил специальных операций зарубежных стран С. Прокоьев Силы специальных операций (ССО), в состав которых входят различные по назначению и оснащению разведывательные, разведывательно-диверсионные и диверсионно-штурмовые формирования сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил со специфическими органами управления и обеспечения, имеются в настоящее время в большинстве стран НАТО. Наиболее значительные по численности ССО созданы в вооруженных силах США, Великобритании, Франции, Италии, Германии и Турции. В последние годы подобные формирования активно создаются в ряде стран Азии, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки с помощью и при участии США и ведущих западноевропейских государств. В военно-морских силах ССО представлены частями специального назначения, разведывательно-диверсионными подразделениями, отрядами боевых пловцов, водолазов-подрывников и отдельными подразделениями морской пехоты, прошедшими подготовку по программам командос, а также различными обеспечивающими органами, оснащенными уникальными вооружением и военной техникой, в том числе специальными десантно-высадочными и подводными транспортными средствами. Информация об организационной структуре, вооружении, подготовке и боевом использовании таких формирований в составе ВМС западных стран периодически публиковалась на страницах журнала. В настоящей статье отдельно и в систематизированном виде рассматриваются подводные средства ССО, представляющие в силу их уникальности особый интерес. Под термином «подводные средства сил специальных операций» подразумеваются различные по конструкции специальные подводные технические средства, служащие для обеспечения действий диверсионно-разведывательных подразделений ВМС, в частности для доставки их в район выполнения задачи, высадки на побережье, минирования под водой кораблей, гидротехнических сооружений и фарватеров, а также для эвакуации после выполнения задачи. Все подводные средства ССО могут быть подразделены на три основные группы: подводные средства движения (ПСД), включающие индивидуальные буксировщики и групповые носители водолазов; сверхмалые подводные лодки (СмПЛ); подводные лодки специального назначения (ПЛ СпН). Подводные средства движения предназначены для доставки подводных разведчиков-диверсантов в район выполнения задачи (высадки). Они могут транспортировать от одного до четырех боевых пловцов с вооружением, а также мины, специальные подрывные устройства и контейнеры с различными снаряжением и грузами. Дальность их использования ограничена 8-50 милями, а продолжительность плавания - 4 - 8 ч. В район выполнения задачи эти средства доставляются подводными лодками, надводными кораблями или вспомогательными (торговыми) судами, которые могут быть специально оборудованы для буксировки и обеспечения скрытного выхода из них подводных аппаратов с боевыми пловцами. Движение таких аппаратов под водой обеспечивают электродвигатели, работающие от аккумуляторных батарей (серебряно-цинковых или никеле-кадмиевых). Важными характеристиками ПСД являются их сравнительно небольшие габариты, относительная простота устройства и управления, умеренная стоимость производства и эксплуатации. При движении ПСД обычно погружаются на 7 - 8 м, хотя их конструкция позволяет действовать на глубинах до 50 м. Это обусловлено рядом причин, в частности тем, что боевые пловцы, располагаясь в подводных аппаратах открыто, подвергаются отрицательному влиянию водной среды: гидростатическому давлению, гипотермии, гидродинамическому воздействию и т. п. Кроме того, для обеспечения скрытности действий под водой они используют индивидуальные дыхательные аппараты замкнутого цикла, работающие на кислороде, который при длительном дыхании или на глубинах свыше 15 м вредно воздействует на организм человека. К настоящему времени на вооружении морских компонентов ССО многих стран состоят несколько типов подводных средств движения. Например, индивидуальный буксировщик R-1, созданный фирмой «Бродосплит» (Хорватия) в 80-е годы, имеет форму мини-торпеды (пловец-водолаз располагается сверху). Скорость его движения под водой до 2,5 уз, дальность плавания 8 миль. Этой же фирмой разработан групповой носитель водолазов R-2M «Мала», экипаж которого два человека. Они сидят рядом в широкой прозрачной кабине, закрывающейся фонарями типа «крыло бабочки», причем при открытом их положении носитель не может двигаться. Шпангоуты и часть листов обшивки корпуса изготовлены из алюминиевого сплава. Длина аппарата 4,9 м, диаметр более 1 м, дальность плавания 18 миль, максимальная глубина погружения до 100 м. Электродвигатель мощностью 3,5 кВт позволяет развивать скорость хода более 4 уз. ПСД типа R-2 может нести мину массой до 250 кг. Несколько таких носителей находятся на вооружении ВМС Хорватии и Швеции. Французская фирма «Хавас» создала ряд образцов групповых носителей боевых пловцов, особенностями которых являются небольшие массо-габаритные характеристики и наличие водонепроницаемого отсека. Уникальная система компенсации забортного давления (DPCS - Dynamic Pressure Compensation System) позволяет уравновешивать давление внутри стеклопластиковой кабины. Кроме того, допускается использование такого аппарата на глубинах до 300 м, но только при наличии внешнего компрессора, обеспечивающего нормальное давление воздуха внутри отсека. Та же фирма разработала несколько типов двухместных носителей водолазов: TTV-2 (имеет наименьшие по сравнению с другими образцами габариты, может транспортироваться подводными лодками и выпускаться через стандартные 533-мм торпедные аппараты); Мк5 (с раздвижными фонарями-укрытиями); Мк8 и Мк9 (торпедообразной формы). Последние имеют диаметр около 900 мм, дальность плавания до 40 миль, максимальную скорость хода 6 уз и оснащены разнообразной электронной аппаратурой, включая ГАС обнаружения препятствий CAS-300 и систему звукоподвод-ной связи BIS-100. ПСД фирмы «Хавас» находятся на вооружении ВМС ряда стран Среднего Востока и Южной Африки. По сведениям западной прессы, в течение 80-х годов некоторое количество носителей Мк5 и TTV-2 было продано неизвестным коммерческим фирмам якобы для проведения научных исследований и использования в целях туризма. Итальянская фирма «Космос» является крупнейшим в мире производителем подводных средств движения и сверхмалых ПЛ. Созданные ею двухместные носители боевых пловцов находятся на вооружении ВМС многих стран, включая Грецию, Египет, Пакистан, Индию, Филиппины, Республику Корея, Эквадор, Колумбию. Основное достоинство этих ПСД - их высокая надежность. Последняя разработка - аппарат СЕ 2F/X 100 Т, который имеет дальность плавания под водой 50 миль, максимальную скорость хода 4,5 уз, глубину погружения до 100 м. Кабина пловцов может закрываться двумя раздвижными фонарями-обтекателями. Носитель способен транспортировать подрывной заряд Мк31/41 массой 230 кг или 12 прилипающих мин Мк414/430 (по 7 кг). Вместо них он может оснащаться пятитрубным торпедным аппаратом для стрельбы 127-мм мини-торпедами CAST, имеющими кумулятивную боевую часть (10 кг). Стрельбу этими торпедами можно вести на дальность до 1500 м. Навигационное оборудование включает эхолот, лаг, автопилот, приемник глобальной спутниковой навигационной системы GPS. Силы специальных операций ВМС США имеют на вооружении ПСД двух основных типов. Наиболее совершенный из них - SDV (Swimmer Delivery Vehicle) типа Mk8 производства фирмы «Юнисис» (в настоящее время «Локхид -Мартин»). Около 15 таких аппаратов входят в состав двух отрядов средств доставки разведчиков-диверсантов. По основным ТТХ (дальности действия, полезной грузоподъемности и электронному оборудованию) они считаются на Западе наилучшими из всех когда-либо построенных образцов. Его длина 6,45 м, высота 1,32 м, наибольшая дальность плавания 36 миль при скорости хода 6 уз (15- 18 миль в боевых условиях). Кроме двух членов экипажа, он способен транспортировать четырех боевых пловцов в двух отдельных отсеках (под задвигающимися прозрачными колпаками). При сокращенной группе пловцов там могут размещаться мины Мк5 LAM (Limpet Assembly Modular) или подводные подрывные заряды UDC (Underwater Demolition Charge). Электронное оборудование включает высокочастотную ГАС обнаружения мин и препятствий, автоматическую систему стыковки с подводной лодкой-носителем (DS-2) на базе автопилота и маломощного акустического маяка (запросчика-ответчика) и приемник глобальной навигационной системы GPS с всплывающей антенной системы MUGR. В район боевого применения Мк8 может доставляться надводными кораблями, вертолетами СН-47 или СН-53, а также атомными ПЛ, у которых на внешнем корпусе установлены специальные док-камеры DDS -(Dry Dock Shelter). Три таких аппарата (Мк8 мод. 1) находятся на вооружении эскадры катеров специального назначения ВМС Великобритании. Английский вариант позволяет транспортировать в кормовом отсеке специальный «пузырьковый заряд» (Buble Charge). С 1985 года на вооружении ССО военно-морских сил США находится также двухместный носитель подводных разведчиков-диверсантов Мк9. Он предназначен главным образом для ведения разведки, но может нести две легкие торпеды Мк31, а также 482-мм НУР Мк31 мод. О (с 1987 года) с дальностью стрельбы до 6 км, используемые для вывода из строя кораблей, гидротехнических сооружений и других подводных целей. Водоизмещение аппарата 2270 кг, длина 5,9 м, ширина 1,9 м, высота 0,8 м, скорость хода до 10 уз. Сверхмалыми подводными лодками считаются ПЛ специальных проектов водоизмещением не более 150 т. Они обладают рядом достоинств: могут быть эффективными носителями мощного оружия - торпед и мин; обнаружение их с помощью радиолокации невозможно, а гидроакустическими средствами, особенно на мелководье в условиях повышенного акустического фона, сильно затруднено. СмПЛ получили достаточно широкое распространение, поскольку относительно невысокая стоимость позволяет наладить их серийное производство. Основными задачами, которые выполняют эти лодки, являются: охрана своей прибрежной зоны; вывод из строя (или уничтожение) кораблей и судов противника, а также различных гидротехнических сооружений в акватории портов; высадка групп разведчиков-диверсантов на побережье противника и их эвакуация после выполнения задания; минирование фарватеров и якорных стоянок; ведение разведки (включая электронное, акустическое или визуальное наблюдение); участие в поисково-спасательных операциях. Благодаря своим небольшим размерам и низким уровням физических полей СмПЛ могут действовать там, где использование обычных подводных лодок затруднено: в мелководных районах или на небольшом удалении от баз противника. Кроме того, стоимость даже наиболее оснащенной из них составляет около 10 проц. стоимости обычной дизельной ПЛ, например проекта 209 (ФРГ). Семейство таких лодок весьма разнообразно: от простых подводных аппаратов до полностью оснащенных ПЛ, которые могут иметь даже такое современное оборудование, как энергетические установки замкнутого цикла. По конструкции корпуса они бывают двух типов: «сухого» (с прочным корпусом) и «мокрого» (с водопроницаемым). За 40 лет работы в области подводных средств итальянская фирма «Космос» создала ряд сверхмалых ПЛ, которые состоят на вооружении ВМС не только Италии, но и ряда других стран, в частности Колумбии, Республики Корея и Пакистана. Одной из них является лодка «сухого» типа MG110. Основная ее задача - доставка групп разведчиков-диверсантов (до восьми человек) со средствами высадки в район выполнения боевого задания. Для выпуска и приема пловцов-водолазов в подводном положении, в том числе и при нахождении на грунте, предназначена шлюзовая камера (расположена в нижней части корпуса). К наружной части лодки крепятся два двухместных носителя или контейнеры с надувными резиновыми лодками, которые под водой находятся в транспортном (сложенном) положении и приводятся в рабочее состояние на поверхности воды с помощью небольших баллонов со сжатым воздухом. Лодка имеет следующие основные тактико-технические характеристики: надводное водоизмещение 114 т, подводное 129 т, длина 24,6 м, ширина 2,6 м, осадка 2,5 м, подводная скорость хода 10,5 уз, надводная 7 уз, дальность плавания под водой 60 миль, глубина погружения 100 м. При выполнении задач по минированию фарватеров или выводу из строя (уничтожению) кораблей и судов противника вместо ПСД могут устанавливаться два 533-мм торпедных аппарата для немецких торпед SUT или восемь донных мин. Фирма «Космос» также разработала и создала другой вариант СмПЛ «сухого» типа -MG120/ER водоизмещением 120 т (длина корпуса 27,7 м). Энергетическая установка включает: дизель замкнутого цикла (ДЗЦ), использующий жидкий кислород, электродвигатель мощностью 4 кВт и обычный дизель. Дальность плавания при использовании электродвигателя составляет 80 миль, при работе ДЗЦ достигает 320 миль (при скорости 3,5 уз) и 2000 миль (при 7 уз) с использованием устройства РДП. Наибольшая скорость в подводном положении 10 уз, рабочая глубина погружения 150 м, автономность до 20 сут. Лодка может транспортировать восемь водолазов-разведчиков или группу из 14 человек (вариант MG130/ER - длина корпуса 30 м, водоизмещение 130 т). Экипаж ПЛ обоих типов шесть человек. Вооружение MG120/ER включает: два носовых 533-мм ТА и два контейнера с ПКР «Гарпун» или SM39 «Экзосет». Кроме того, на внешнем корпусе могут дополнительно устанавливаться: два съемных 419-мм ТА; 12 мин типа SAMCON 200 или другого образца; два групповых носителя или четыре индивидуальных буксировщика для водолазов-разведчиков, восемь контейнеров с имуществом и снаряжением для них, две 533-мм торпеды в съемных контейнерах. В конце 80-х годов итальянская фирма «Мариталиа» разработала сверхмалую ПЛ «сухого» типа 3-GST9 с корпусом тороидальной формы, оснащенную ДЗЦ, работающим на газообразном кислороде. Она решает те же задачи, что и СмПЛ MG110, а также может принимать участие в поисково-спасательных операциях, для чего на ней устанавливаются специальные манипуляторы. Эта лодка имеет следующие тактико-технические характеристики: длина 9,55 м, диаметр корпуса 2,2 м, высота 3,5 м, надводное водоизмещение 27 т, подводное 30 т, скорость подводного хода 8 уз, дальность подводного плавания 200 миль (при скорости 6 уз), глубина погружения 400 м (в спасательном варианте до 620 м), экипаж два человека. Она принимает на борт группу из четырех боевых пловцов, для высадки которых в подводном положении используется шлюзовая камера. Варианты вооружения: две малогабаритные торпеды в навесных ТА, 48 122-мм НУР для стрельбы по береговым целям на дальность до 25 км или 12 мин «Манта». Впоследствии фирма «Мариталиа» столкнулась с финансовыми проблемами и перестала существовать, однако на ее основе возникла новая - GSE, которая продолжила разработку сверхмалых лодок «сухого» типа. Наиболее интересным проектом этой фирмы является СмПЛ типа VAS 1478, имеющая каплеобразный корпус длиной 7,8 м и диаметром 1,4 м. При его изготовлении широко использовались детали из композиционных материалов, крепящиеся к наружным ребрам жесткости стального корпуса. В качестве энергетической установки используется дизель замкнутого цикла, а необходимый для его работы кислород хранится во внешних тороидальных цистернах. Экипаж лодки два человека, максимальная рабочая глубина погружения 200 м, скорость до 12 уз, дальность плавания в подводном положении 120 миль. Сверхмалая ПЛ типа MD-100 «Уна», построенная хорватской фирмой «Бродосплит» в середине 80-х годов, способна транспортировать четырех водолазов-разведчиков и четыре буксировщика R-1 (экипаж два человека). Она может также использоваться для скрытных минных постановок. Лодка оснащается электродвигателем, работающим от аккумуляторных батарей, подзарядку которых можно производить только в базе. Она имеет следующие основные тактико-технические характеристики: подводное водоизмещение 88 т, надводное 76 т, длина 18,8 м, скорость хода в надводном положении 6 уз, в подводном 8 уз, дальность плавания около 200 миль (при экономической скорости 4 уз), рабочая глубина погружения около 120 м. Всего было построено шесть таких ПЛ, которые в 1990 году были оборудованы небольшой стекло пластиковой рубкой (первоначально она отсутствовала для уменьшения заметности, хотя это создавало определенные трудности при плавании). Сейчас одна ПЛ (типа 90 «Велебит»), находится на вооружении ВМС Хорватии, а остальные переданы ВМС Югославии. Недавно хорватская ПЛ была в значительной степени модернизирована: встроена секция с дизель-генератором для обеспечения возможности подзарядки аккумуляторных батарей на ходу. Теперь она способна транспортировать до шести водолазов-разведчиков, а в качестве вариантов вооружения может нести вместо индивидуальных буксировщиков шесть больших или 12 малых магнитных мин либо четыре 533-мм донных мины. Автономность лодки составляет 6 сут. На вооружении ВМС
Республики Корея находятся три СмПЛ типа KSS-1 «Толгорае» водоизмещением 150 т,
построенные на национальных верфях. Лодки базируются на о. Чеджу и предназначены
как для обеспечения действий национальных сил специальных операций, так и для
патрулирования прибрежных районов Республики Корея. Для этого на ПЛ
устанавливаются два 406-мм (по некоторым сведениям 533-мм) ТА. Английская фирма «GEC марин» (GEC Marine) в конце 80-х годов разработала проект СмПЛ «Пиранья» и вернулась к нему в 1996-м, внеся некоторые усовершенствования. В настоящее время руководство фирмы активно ищет заказчика как в своей стране, так и за рубежом. Длина корпуса лодки 18,85 м, ширина 2,75 м, рабочая глубина погружения 100 м, максимальная подводная скорость хода 9 уз на ДЗЦ, (9,5 уз под РДП). Дальность плавания зависит от характера выполняемой задачи, а следовательно, от варианта загрузки: 1000 миль при обеспечении высадки 17 водолазов-разведчиков, 1250 миль при транспортировке 11 водолазов с ПСД, 2500 - 3000 миль при выполнении разведывательных задач (экипаж семь человек). Корпус лодки позволяет разместить в одном из отсеков специальные водонепроницаемые канистры с оборудованием и припасами для разведывательно-диверсионной группы, что повышает эффективность ее боевого использования. По сообщениям представителей компании, лодка имеет сравнительно небольшую отражающую поверхность - 98 м (381 м у ПЛ типа 209). Предполагая получить
заказ от национальных ВМС, а также ориентируясь на возможное заключение
контрактов в других странах, шведская компания «Коккумс андер-вотер системз»
разработала проект сверхмалой ПЛ «сухого» типа модульной конструкции,
предназначенной для обеспечения действий ССО (на ней, как сообщается в западной
прессе, возможно будет отрабатываться концепция, которая предлагается фирмой в
рамках программы «Викинг» по созданию перспективной ПЛ для ВМС Скандинавских
стран). Проект получил название «Си Даггер» (Sea Dagger). Сверхмалая
дизель-электрическая лодка будет иметь четыре модификации (в пределах общей
длины корпуса до 20 м и водоизмещения 55 - 72 т). Носовой и кормовой модули для
ПЛ всех модификаций будут одинаковы, а средняя часть должна выполняться в
соответствии с одним из следующих вариантов ее боевого предназначения: Сверхмалые лодки всех модификаций проекта «Си Даггер» будут иметь следующие ТТХ: диаметр корпуса 2,5 м, наибольшая высота 3,6 м, максимальная глубина погружения 100 м, наибольшая скорость хода в надводном положении 7 уз, в подводном 8 уз. При скорости 4 уз лодка может пройти в подводном положении 70 миль, под РДП -350 миль. Автономность ее 8 сут, экипаж четыре человека. Существуют и некоторые другие проекты подводных аппаратов специального назначения, предлагаемые менее известными судостроительными фирмами. Так, итальянская компания «Финкантьери» разработала ПЛ водоизмещением 300 т (S300CC), а также 100- и 200-т модификации этой лодки с дальностью плавания до 1400 миль (в подводном положении). Немецкие фирмы HDW и TSNW разработали ПЛ типа TR300 водоизмещением 300 т, способную осуществлять минные постановки, использовать торпедное оружие и обеспечивать проведение специальных операций. Немецкая же фирма «Брукер Мейерсэстекник» построила две сверхмалые ПЛ типа «Сихорс», способные погружаться на глубину до 200 м и транспортировать от четырех до шести разведчиков-диверсантов. Одна из них была продана в 1984 году КНДР, а закупка второй приостановилась в 1987-м. Последняя, улучшенная модификация этой лодки - «Сихорс KD» с ДЗЦ на инертном газе аргоне - прошла успешные испытания в 1989 году. Подводные лодки специального назначения - это, как правило, переоборудованные из ПЛ обычных типов (хотя есть быть и специально построенные). Основное их предназначение - доставка в районы выполнения специальных задач водолазов-разведчиков со снаряжением, оружием, надводными средствами высадки (надувные лодки, каноэ и т. д), а также ПСД и СмПЛ. В настоящее время в ВМС США имеются три ПЛА, используемые ждя этих целей: две типа «Лафайет» (SSN-642 и -645) и одна типа «Стёрджен» (SSN-686). У атомных подводных лодок специального назначения типа «Лафайет» - «Камеха меха» и «Джеймс К.Полк», которые заменили в 1993 - 1994 годах ПЛА «Сэм Хьюстон» и «Джон Маршалл», выполнявшие ту же задачу, при переоборудовании были демонтированы шахтные пусковые установки для баллистических ракет «Посейдон» и скомпонованы отсеки для размещения подразделений разведчиков-диверсантов (до 180 человек) и шлюзовые камеры для обеспечения выхода водолазов из лодки в подводном положении. Кроме того, на легком корпусе были установлены две док-камеры DDS, в каждой из которых может транспортироваться по одному ПСД (Мк8, Мк9) или надувной лодке типа RIB. ПЛА СпН «Л. Мендел Риверс» типа «Стёрджен» оборудована одной док-камерой и способна транспортировать ПСД и разведывательно-диверсионную группу (шесть человек). В состав ВМС США входят еще три ПЛА того же типа (SSN-666, -676 и -680), имеющие док-камеры для глубоководных спасательных аппаратов (DSRV), которые могут быть использованы для доставки и высадки водолазов-разведчиков. Кроме того, строящимся ПЛА нового типа (NSSN) также будут приданы возможности для транспортировки сверхмалых подводных лодок (ASDS) или аппарата SDV в док-камере и до 40 разведчиков-диверсантов. С окончанием «холодной войны» ВМС США, основным предназначением которых было ведение боевых действий на океанских и морских ТВД против ВМФ СССР, приходится перестраивать. Одной из проблем является определение перспектив дальнейшего использования ПЛАРБ типа «Огайо», количество которых в составе действующих стратегических ядерных сил в настоящее время превышает, по оценкам американских специалистов, требуемое в соответствии с договором по СНВ-2. В частности, они считают, что должно осуществляться переоборудование «лишних» ПЛАРБ в носители ракетного оружия оперативно-тактического назначения и подразделений сил специальных операций. В результате каждая из них по запасу таких ракет соответствовала бы боевым возможностям корабельной ударной группы (в 22 шахтах могло бы размещаться по шесть капсулированных «обычных» ракет, а в двух оставшихся - высадочные средства и ПСД боевых пловцов, или эти шахты использовались бы для оборудования в них шлюзовых камер, а на верхней палубе размещались бы док-камеры DDS). Всего на лодке можно было бы размещать 66 разведчиков-диверсантов, а для кратковременных операций - до 100 человек. После переоборудования ПЛАРБ типа «Огайо» первых лет постройки могли бы, по оценке западных специалистов, эксплуатироваться еще не менее 20 лет. При этом надо учитывать и то, что они будут по-прежнему иметь те же средства обнаружения, разведки, боевого управления, а также торпедное оружие, которое с успехом может быть применено против подводных лодок и надводных кораблей противника. Перспектива использования бывших ПЛАРБ этого типа в качестве носителей подразделений ССО реальна хотя бы по той причине, что используемые для этих целей бывшие ракетоносцы типа «Лафайет» постройки 1964 - 1965 годов уже близки к списанию и требуют замены. Новые виды подводных средств ССО. В середине 90-х годов в Великобритании и США начали создавать совершенно новый тип надводно-подводных средств для доставки разведывательно-диверсионных групп сил специальных операций - подводный глиссер. Этот катер и в обычном исполнении способен на большой скорости транспортировать подразделения командос с вооружением и снаряжением, а после небольшой переделки превращается в групповой носитель боевых пловцов-водолазов с корпусом «мокрого» типа и может двигаться под водой, используя стандартный двигатель с устройством типа РДП или электродвигатель, работающий от аккумуляторных батарей. В 1994 - 1995 годах оперативно-исследовательским подразделением ССО сухопутных войск вооруженных сил Великобритании совместно с отрядом боевых пловцов морской пехоты были проведены испытания двух образцов подобных высадочных средств: подводного глиссера «Сабскиммер» (рис. 10) и погружаемого катера SRC (Submersible Recovery Craft). Главный недостаток первого - малая полезная нагрузка (он может перевозить только до четырех человек вместе с экипажем). Другой катер - SRC, сконструированный английской фирмой «Соутер коплэнд композите» (рис. 11), оснащен двумя подвесными двигателями, позволяющими развивать скорость до 45 уз (в надводном положении). Дальность плавания в подводном положении достигает 10 миль при скорости хода 2-3 уз. В надводном варианте глиссер может оснащаться разнообразным оружием: пулеметами, 30-мм пушкой или НУР для стрельбы по береговым целям. Наряду с SRC фирма «Соутер» предложила погружаемый контейнер SRB (Submersible Recovery Bag), который будет использоваться для дозаправки SRC как в подводном, так и в надводном положении. Контейнер с топливом или грузом может погружаться под воду на заданную глубину и удерживаться с помощью якоря, всплывать по команде или ложиться на грунт. Американская фирма «Стидд систем» в 1997 году создала свой образец подводного глиссера - Mkl SSB, который разрабатывался в то же время, что и английский вариант погружаемого катера SRC. В 1993 году после успешно проведенных морских испытаний американский глиссер пострадал в результате случайной аварии: он сорвался с закрепленного стропа при транспортировке вертолетом. Сейчас эта фирма создала новый, улучшенный вариант катера, который может двигаться под водой на глубине до 27,5 м. Он имеет длину 10,75 м, массу 4,3 т, экипаж два человека, полезная нагрузка составляет 1270 кг. Глиссер может перевозить до восьми подводных пловцов-водолазов. Стоимость одного образца 1,8 млн долларов США. Для движения этого катера по водной поверхности используются два дизельных двигателя общей мощностью 300 л. с, находящиеся в водонепроницаемых капсулах и работающие на водометные движители. Они позволяют развивать максимальную скорость хода свыше 35 уз. Максимальная дальность плавания глиссера в надводном положении 200 миль. Движение под водой обеспечивают два электродвигателя, работающие от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, рассчитанных на 4 ч непрерывного использования. При этом максимальная подводная скорость достигает 6 уз. Корпус глиссера имеет V-образную форму и изготовлен из алюминия. В подводном положении кокпит катера закрывается сверху специальным кожухом из фибергласа, в котором имеется люк, снабженный специальным кронштейном. С его помощью люк приподнимается, а затем сдвигается в сторону, обеспечивая тем самым выход боевых пловцов. Такая конструкция глиссера напоминает СмПЛ с корпусом «мокрого» типа. Вода, заполняющая внутреннее пространство в подводном положении, подогревается за счет обтекания кожуха работающего двигателя, и ее температура поддерживается на уровне 15° С. Управление глиссером облегчается за счет использования специального рулевого привода, размещенного в диаметральной плоскости корпуса. Глиссер Mkl SSB перевозится автомашиной на специальном прицепе, с которого может осуществляться как спуск его на воду, так и подъем из воды. Он может транспортироваться также на корабле или самолете, для чего фирма SSI предлагает вариант глиссера с меньшими габаритами (длина 8 м, вместимость шесть человек вместе с экипажем) стоимостью 1,2 млн долларов. Таким образом, преимуществом подводного глиссера является высокая скорость хода в надводном положении на переходе в район выполнения задачи и скрытного подводного маневрирования при непосредственном приближении к цели на конечном участке маршрута. Кроме того, он существенно дешевле обычных сверхмалых ПЛ и, по отзывам специалистов, лучше подходит для проведения ряда специальных операций. В заключение следует отметить, что в связи с принятием новых стратегических концепций, предусматривающих боевое применение сил флота в прибрежных водах в условиях возможных локальных конфликтов, в ВМС США и других стран Североатлантического союза усилилось внимание к разработке, строительству, закупке (с целью принятия на вооружение ССО) и отработке тактики использования новых подводных технических средств, необходимых, по оценке зарубежных специалистов, для проведения специальных операций различного масштаба. Одновременно такие аппараты, в особенности сверхмалые подводные лодки, вызывают все больший интерес в странах «третьего мира», предусматривающих их боевое применение в составе своих военно-морских сил и для решения традиционных, как оборонительных, так и наступательных задач, свойственных силам флота при действиях в прибрежных и мелководных районах. Наибольший интерес у специалистов зарубежных ВМС вызывают такие образцы новых подводных средств, как сверхмалые ПЛ и подводные глиссеры, хотя и другие подводные аппараты находят достаточно широкое применение. Зарубежное военное обозрение №10 1998 С.38-46 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 11142 | | |
Всего комментариев: 0 | |