Крылатые ракеты морского базирования СШАКапитан-лейтенант И. Шевченко Корабельное ракетное оружие является наиболее важной составляющей огневых средств, находящихся на вооружении боевых кораблей различных классов и типов. Оружие данного класса способно решать широкий спектр наступательных и оборонительных задач практически в любой тактической обстановке при ведении боевых действий на океанских и морских ТВД. Особое место в линейке ракетного оружия занимают крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) класса "корабль - берег". Основная задача корабельных комплексов с КРМБ заключается в поражении целей стратегического и оперативно-тактического значения, наиболее важными из которых являются базы стратегических бомбардировщиков, готовые к взлету самолеты, шахты и мобильные пусковые установки баллистических ракет, а также ключевые объекты военного и государственного управления. К настоящему времени США добились весьма значительных успехов в ракетостроении и в обозримой перспективе, по мнению западных специалистов, останутся безусловным мировым лидером в области разработки, производства и боевого применения крылатых ракет морского базирования. Оружие данного класса представлено в ВМС США дозвуковыми КРМБ "Томахок" Block 3 и "Тактический Томахок". Крылатые ракеты морского базирования "Томахок" Block 3 состоят на вооружении надводных кораблей и подводных лодок американского флота с 1993 года. Максимальная дальность стрельбы данными ракетами 1850 км, точность стрельбы (КВО) 10-15 м. В состав навигационной системы КРМБ "Томахок" Block 3 входит ИНС на кольцевых лазерных гироскопах, пятиканальный приемник КРНС "Навстар", корреляционно-экстремальная система наведения по контуру рельефа местности "Терком" и корреляционная система наведения по цифровым картам местности "Диджис-мэк-2А". Принцип работы системы "Терком" заключается в использовании карт рельефа местности с определением нескольких зон коррекции. Местоположение ракеты в зонах коррекции уточняется путем сравнения информации о рельефе, получаемой с помощью радиовысотомера, с цифровыми картами, после чего определяется отклонение фактической траектории полета от заданного маршрута. Система "Терком", хотя и является частью бортовой аппаратуры ракеты, но в нормальном режиме не задействуется и считается вспомогательной. В системе "Диджисмэк" используются цифровые оптические карты местности с характерными ориентирами в зонах коррекции, и она задействуется только на конечном участке траектории полета. Силовая установка (СУ) ракеты "Томахок" Block 3 представлена стартовым ускорителем и турбореактивным двигателем F-107-WR-402. Ракета данной модификации может оснащаться двумя типами боевых частей (БЧ) - полупроникающей WDU-36B или кассетной с самонаводящимися боевыми элементами. Применительно к ракете с БЧ WDU-36B предусмотрено три варианта маневра для атаки цели: атака в горизонтальной плоскости; выполнение "горки" с последующим пикированием на цель и неконтактный подрыв БЧ над целью (для поражения слабозащищенных или площадных целей). На траектории полета ракеты, оснащенной кассетной БЧ, может быть несколько участков сброса боевых элементов. Свою высокую боевую эффективность при нанесении удара по береговым объектам противника "Томахок" Block 3, как и предыдущие ее модификации, подтвердили в ходе вооруженных региональных конфликтов конца XX - начала XXI века. На основе приобретенного опыта боевого применения КРМБ в США постоянно велись работы по их модернизации в направлении улучшения основных тактико-технических характеристик. В результате многолетней поэтапной работы по модернизации крылатых ракет морского базирования в 2004 году на вооружение ВМС США поступила КРМБ модификации "Тактический Томахок", которая по достигнутому уровню основных ТТХ остается эталонным образцом современных ракет класса "корабль - берег". В состав силовой установки КРМБ "Тактический Томахок" входят: твердотопливный стартовый ускоритель Мк 135 с электрическими приводами системы управления вектором тяги и высокоэкономичный турбореактивный двигатель F415-400, который обеспечивает максимальную дальность стрельбы. Ракета комплектуется полупроникающей боевой частью WDU-36В.
Конструктивным отличием КРМБ "Тактический Томахок" от предыдущих версий является конформный воздухозаборник и стабилизатор с тремя складывающимися рулями. При создании корпуса ракеты широко использовались отработанные коммерческие технологии, что позволило сократить количество узлов и деталей. За счет этого был увеличен запас топлива на борту ракеты. В состав навигационной системы ракеты "Тактический Томахок" входят: новая ИНС на оптоволоконных гироскопах, новый помехозащищенный приемник КРНС "Навстар", аппаратура двусторонней линии связи с АСБУ корабля, система наведения по контуру рельефа местности "Терком" и модернизированная система наведения по цифровым картам местности "Дид-жисмэк-4". Благодаря наличию аппаратуры двусторонней связи существенно расширились возможности боевого применения ракеты. В частности, это позволило вести постоянный обмен информацией между кораблем-носителем и ракетой, а также получать данные о ее техническом состоянии. Используя линию передачи данных, оператор ракетных стрельб может корректировать или вводить новые данные полетного задания (перенацеливать ракету, находящуюся в режиме патрулирования). Общее время перенацеливания составляет не более 4 мин, а время патрулирования заданного района достигает 2 ч. Носителями ракет семейства "Томахок" в ВМС США являются: многоцелевые ПЛА типа "Сивулф", "Виргиния" и "Лос-Анджелес", крейсера УРО типа "Ти-кондерога" и эсминцы УРО типа "Орли Бёрк". Кроме того, к настоящему времени в США переоборудованы четыре ПЛАРБ (SSBN-726 "Огайо". SSBN-727 "Мичиган", SSBN 728 "Флорида" и SSBN-729 "Джорджия") под носители крылатых ракет - ПЛАРК. На ПЛАРК в пусковые шахты для баллистических ракет интегрированы новые пусковые установки, в которых размешается по семь крылатых ракет "Тактический Томахок". Максимальная загрузка 154 ракеты в 22 ПУ. В зависимости от состава подразделения сил специальных операций, находящегося на борту лодки, боезапас варьируется от 98 до 140 КРМБ. Несмотря на все свои достоинства, КРМБ "Тактический Томахок". как и все ракеты этого класса, имеет существенный недостаток дозвуковую скорость полета. По этой причине современные крылатые ракеты недостаточно эффективны при нанесении ударов по критичным по времени целям (время полета КР "Тактический Томахок" на максимальную дальность составляет около 3 ч), а также при преодолении современных систем ПВО и ПРО. Кроме того, для нанесения ударов по наземным целям ВМС США располагают только дорогостоящими КРМБ семейства "Томахок". Поэтому необходимость применения данных ракет как для поражения стратегических целей на больших дальностях, так и против наемных объектов на малых и средних дальностях при оказании огневой поддержки сухопутным войскам и морской пехоте, действующим на приморских направлениях, не в полной мере отвечает критерию "стоимость/ эффективность". Дальнейшее совершенствование ракетного оружия класса "корабль - берег" осуществляется в США по двум основным направлениям: НИОКР в области создания ракет с высокими скоростями полета и модернизация состоящих на вооружении КРМБ "Томахок". Работы по модернизации существующих дозвуковых КРМБ проводятся в основном в направлении усовершенствования систем управления и наведения ракет. По контракту Минобороны США от 2010 года (стоимостью 11,9 млн долларов) новое программное обеспечение для системы управления КРМБ "Томахок" разрабатывает компания "Локхид-Мартин". С целью повышения точности стрельбы ракетами "Томахок" по наземным целям готовится замена системы наведения "Терком" на новую - PTAN (Precision Terrain Aided Navigation). Для новой системы разрабатывается интерфероме-трический высотомер, который позволит определять не только относительные высоты точек поверхности, но и углы наклона линий рельефа местности, а также усовершенствованное радиолокационное устройство с синтезированием апертуры антенны и блок обработки поступающих от него данных. Кроме того, в США продолжатся работы по снижению массы и стоимости существующих крылатых ракет морского базирования за счет применения технологии MEMS. Завершены НИОКР по созданию сверхзвуковой КРМБ. Соответствующая программа (RATTLRS - Revolutionary Approach То Time-Critical Long Range Strike) осуществлялась при участии ВМС, ВВС, НАСА и управления перспективных исследований МО США (DARPA). К
ракете предъявляются требования по поражению различных береговых объектов (в том
числе и мобильных целей) на дальности до 1000 км, при этом скорость полета на
маршевом участке траектории должна соответствовать числу М=4,5. Время ее полета
на максимальную дальность составит не более 15 мин, а точность стрельбы (КВО) -
около 9 м. В качестве одного из вариантов силовой установки сверхзвуковой ракеты рассматривается турбореактивный двигатель YJ102R (диаметр 0,33 м, ресурс работы 0,5 ч). Главной особенностью СУ является возможность повышения температуры газа перед турбиной (на 550°), что обеспечивает увеличение удельной тяги на 70 проц. по сравнению с современными ТРД и шестикратно превышает аналогичный показатель двигателя J58 самолета-разведчика SR-71. Максимальная тяга нового двигателя составит 40 кН. Это достигнуто за счет применения жаропрочных керамических композиционных материалов, что позволило отказаться от исполнения сложной и дорогостоящей системы охлаждения горячих элементов. Навигационное оборудование ракеты будет включать инерциальную систему с коррекцией траектории по данным КРНС "Навстар". В перспективе бортовое оборудование ракеты намечается пополнить аппаратурой системы обмена данными. Перспективная КРМБ может оснащаться как проникающей БЧ, так и кассетными боеголовками, состоящими из самонаводящихся боевых элементов комбинированного действия. Все демонстрационные испытания ракеты намечено завершить к 2015 году. По их результатам и с учетом доработок предусматривается принять решение о полномасштабной разработке данных ракет. В настоящее время в США прорабатываются технические аспекты реализации концепции "Глобальный удар", предусматривающей создание и развертывание систем ударного оружия, которые смогут обеспечить оперативное поражение стратегически важных и критичных по времени целей, а также уничтожение баз террористических группировок и их лидеров. Особое внимание в рамках данной концепции уделяется созданию гиперзвуковых крылатых ракет. В основу их конструкции будут положены технические решения, использованные при разработке демонстрационных образцов гиперзвуковых управляемых ракет. Один из демонстрационных образцов гиперзвуковой крылатой ракеты разработан для ВМС США фирмой "Боинг" в рамках программы HyFly (Hypersonic Flight Demonstration). К настоящему времени уже проведен ряд испытаний модели ракеты, обеспечивающей согласно техническому заданию максимальную дальность полета не менее 1 100 км и способной развивать скорость, соответствующую числу М > 6. Планер демонстрационного образца ракеты выполнен из титановых сплавов. В состав силовой установки входит твердотопливный стартовый ускоритель, обеспечивающий набор необходимой скорости для выхода ракеты на маршевый участок полета, и двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Непосредственной разработкой СУ занималась фирма "Аэроджет". В 2002 году в аэродинамической трубе центра Лэнгли была успешно проведена серия продувок полномасштабной модели ракеты с экспериментальной двигательной установкой. В ходе испытаний, проходивших при свободном обтекании модели, двигатель развил требуемую тягу и продемонстрировал устойчивую работу при скорости набегающего потока, соответствующей числу М = 6. В последующем был осуществлен ряд пробных пусков демонстрационного образца ракеты с истребителя-бомбардировщика F-15E.
Испытания проводились на территории полигона ВМС США в Поинт-Мугу (штат
Калифорния). Таким образом, в ближайшей перспективе основу ракетного оружия класса "корабль - берег" в ВМС США будут составлять КРМБ "Томахок", подтвердившие свою высокую боевую эффективность. В связи с этим продолжится поэтапная модернизация данных ракет в направлении улучшения основных ТТХ. Кроме того, США обладают определенным потенциалам в области создания ракетного оружия с высокими скоростями полета. Ведутся работы по созданию сверхзвуковой УР, сопровождаемые ее демонстрационными испытаниями. Начало серийных поставок ракет ожидается после 2015 года. Создан демонстрационный образец гиперзвуковой управляемой ракеты для ВМС (программа HyFly) и проведен ряд его испытаний. Полученные результаты будут использованы при разработке перспективных ракетных систем с гиперзвуковыми скоростями. Принятие на вооружение новых крылатых ракет морского базирования расширит возможности по уничтожению критичных по времени целей, повысит вероятность преодоления систем противовоздушной обороны противника, а также позволит ВМС США обеспечить нанесение ударов практически на всю глубину обороны противника. Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 11. - С. 83-87 Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 16038 | | |
Всего комментариев: 0 | |