Лёгкие боевые машины Сухопутных войск иностранных государств Капитан 2 ранга В. Мосалёв В последние годы в сухопутных войсках (СВ) многих стран мира все более широкое распространение получают быстроходные легкие боевые машины (ЛБМ) повышенной проходимости, которые ранее в ограниченном количестве находились на вооружении только отдельных подразделений сил специальных операций США, Великобритании и Франции. В настоящее время они состоят на вооружении большинства аэромобильных и воздушно-десантных соединений и частей, таких, например, как английская 16-я воздушно-штурмовая, французская 11-я воздушно-десантная и 11-я голландская аэромобильная бригады, а также в американской морской пехоте (МП). В некоторых странах ЛБМ оснащены также разведывательные и пограничные подразделения СВ. Впервые подобные машины были опробованы СВ Великобритании во Второй мировой войне в Европе и Северной Африке, а затем в фолклендском конфликте. Но особо широкое распространение ЛБМ получили после войны в зоне Персидского залива, где они активно использовались подразделениями специальных операций США и Великобритании и показали высокую эффективность в условиях пустыни. Наиболее известно общее сокращенное обозначение этого вида машин - LSV (Light Strike Vehicle). ЛБМ в зависимости от размера и массы, комплекта вооружения, дальности действия и автономности условно делятся на малые (типа «багги»), средние («джип»), укороченный «Лэнд Ровер» и большие (стандартный «Лэнд Ровер», укороченный «Хаммер»). Обобщенные характеристики этих машин приведены в таблице. ЛБМ имеют ряд преимуществ по сравнению с другими боевыми машинами СВ: легкость, высокая маневренность и проходимость, хорошее соотношение полезной нагрузки и вооружения к общей массе, аэротранспортабельность, малые визуальная, радиолокационная, тепловая и звуковая заметность. Так, проведенные в США сравнительные полигонные испытания на маршруте протяженностью 12,5 км (25 проц. - полевые дороги и 75 проц. - пересеченная местность) показали, что малая ЛМБ фирмы «Ченоуч» затрачивала на прохождение маршрута 9,5 мин, средняя машина «Хаммер» - 16 мин, «джип» М151А2 -18,2 мин, «Порше Визел» — 22 мин, в то время как БТР М113А1 - 32 мин, танк М60 - 37 мин. Легкая машина с места за 6 с при полезной нагрузке 640 кг развивала скорость 48 км/ч, преодолевала подъем под углом 30 и была устойчива при крене 20°. Площадь фронтальной отражающей поверхности 3,2 м2, боковой -4,2 м2. По ходу ЛБМ на расстоянии 15,2 м уровень шумов составляет всего лишь 82 дб при оборотах двигателя 5 000 об/м. Низкая излучаемость в ИК-диапазоне спереди и сверху обусловлена конструктивными особенностями машины и расположением двигателя, находящимся внизу в задней ее части. Сравнение авиатранспортабельности ЛБМ и машины «Хаммер» HMMWV показывает, что самолет С-141В может перевозить 12 ЛБМ и только пять HMMWV, самолет С-130 и вертолет СН-47 - соответственно шесть и две. а вертолет UH-60 — две и одну.
В СВ США на ЛБМ возлагаются задачи обеспечения управления, разведки и патрулирования, уничтожения живой силы и боевой техники, лазерного целеуказания, боевых действий в тылу противника, поиска и спасения экипажей сбитых самолетов и вертолетов. Для выполнения задач дальней разведки и нанесения огневых ударов масса полезной нагрузки малой ЛБМ (боеприпасы, продукты, вода и другие материальные запасы) должна быть 500 — 600 кг, из них на боеприпасы приходится 300 кг. Как считают специалисты, боекомплект будет включать: 2 000 12,7-мм патронов, 350 20-мм снарядов, 400 40-мм гранат или 5 000 7,62-мм патронов (либо любая другая их комбинация), а также шесть — десять ПТУР ТОУ или «Милан». ЛБМ снабжаются средствами радиосвязи и навигационным оборудованием. Некоторые типы таких машин имеют легкую броневую защиту спереди и приспособлены для навешивания броневых листов с бортов. За рубежом разработаны или уже поставлены в войска более 30 типов ЛБМ. Так, в США используются машины десяти типов, Великобритании - шести, Франции - трех. ЮАР - четырех, Австралии, Израиле, Иордании, Сингапуре — двух, в Австрии, Венгрии, Румынии и ОАЭ - одного типа. Некоторые из перечисленных стран имеют на вооружении ЛБМ иностранного производства. Например, в США, кроме ЛБМ национального производства, используются английские и австрийские, а во Франции - английские и американские. В США первые разработки ЛБМ FAV (Fast Attack Vehicle) относятся ко времени формирования в СВ легких батальонов. Ведущей фирмой, занимающейся разработкой и производством таких машин, является «Ченоуч». которая разработала три их поколения. Двухместную ЛБМ FAV (4 х 2) первого поколения для СВ фирма создала в 1983 году. Она имеет полезную нагрузку 640 кг, запас хода по топливу 528 км, преодолевает подъемы под углом до 30°. устойчива при угле наклона до 20°, преодолевает вертикальные препятствия высотой до 30 см и водные преграды глубиной до 45 см, развивает скорость 48 км/ч за 6 с. Вертолет UH-60 может перевести две такие ЛБМ, вертолет СН-47 и самолет С-130 - шесть, а самолет С-141В - 12. Первоначально эти машины получила 9 пд, а всего сухопутные войска и другие виды ВС закупили 300 единиц. Кроме США, ЛБМ были поставлены в части спецназа ряда европейских стран, в том числе Португалии (18 единиц). Трехместная ЛБМ второго поколения LSV (Light Strike Vehicle) была разработана для командования специальных операций ВМС. Два ее предсерийных прототипа — DPV (Desert Patrol Vehicle) и GPS (General Purpose System) - были поставлены в зону Персидского залива и широко использовались морской пехотой и другими силами в операции «Буря в пустыне» (1990 - 1991), в том числе для решения задач поиска и спасения экипажей сбитой в тылу противника авиационной техники. Для этого по бортам ЛБМ устанавливались приспособления для транспортировки двух раненых в лежачем положении. Предсерийные прототипы имели боевую массу 2 100 кг. полезную нагрузку 1 000 кг. В транспортном варианте (GPS) машина является шестиместной, в ударном (DPV) вооружена 7.62- и 12,7-мм пулеметами, а также 40-мм автоматическим гранатометом. Серийная ЛБМ имеет боевую массу 1 660 кг, полезную нагрузку массой 700 кг. Эти машины поступили на вооружение подразделений спецопераций СВ и ВВС, а также сил спецназа Испании, Греции, Израиля, Омана, ОАЭ, Мексики и других латиноамериканских стран. В 1991 году фирма «Ченоуч» подписала контракт на поставку до 300 ЛБМ типа SOCV (Special Operation Capable Vehicle) для экспедиционных батальонов морской пехоты, в целях замены модернизированных «джипов» М151. ЛБМ SOCV имеет полезную нагрузку от 454 до 681 кг, скорость 96 км/ч, запас хода по топливу 480 км. Экипаж машины четыре человека, вооружение: 7,62-мм пулемет М60 и 12,7-мм М2 (боезапас 2 000 патронов), 40-мм автоматический гранатомет Мк 19 (336 гранат) или шесть ПТУР ТОУ-2. Трехместная ЛБМ третьего поколения ALSV (Advanced LSV) разработана фирмой в 1997 году, имеет боевую массу 2 350 кг, полезную нагрузку 1 100 кг. Машина снабжена дизелем объемом 2,5 л и мощностью 140 л. с. Максимальная скорость движения 130 км/ч, запас хода по топливу 500 км, клиренс 38 см. ЛБМ может перебрасываться вертолетом СН-47 (одна машина) и СН-53 (три). Для французских СВ фирма выпускает другой вариант машины - ALSV. Его боевая масса 2 600 кг, полная нагрузка 900 кг, длина 4,29 м, высота 1,75 м, клиренс 40 см, запас хода по топливу 900 км. На базе шасси ЛБМ LSV фирма выпускает многоцелевые ЛБМ GPV (General Purpose Vehicle) - универсальные шестиместные транспортные образцы, которые могут использоваться также как платформы для стрелкового и ракетного оружия. Общая масса ЛБМ GPV 2 100 кг, масса полезной нагрузки 1 000 кг. Для командования сил спецопераций ВВС фирма выпустила 15 ЛБМ R-1 (4х4). предназначенных для поиска и спасения экипажей авиационной техники сбитой в тылу противника. Полностью заправленная машина имеет массу 1 180 кг, полезную нагрузку 1 450 кг и снабжена дизельным двигателем мощностью ПО л. с. На шасси английских машин «Лэнд Ровер» XD110 была создана ЛБМ RSOV (Ranger Special Operation Vehicle), которая стала использоваться в подразделениях рейнджеров и командования СпН после операции «Буря в пустыне». Машина способна перевозить шесть человек и может транспортироваться вертолетом СН-47 и самолетом С-130. В конце 1993 года США приобрели в Великобритании 60 подобных машин, получивших обозначение MRCV (Multi-Role Combat Vehicle). Новейшей разработкой является TTV (Transportable Tactical Vehicle), созданная специально для переброски на самолете V-22 вертикального взлета и посадки. Она выполнена в трех вариантах -ударном, разведывательном и гранспортном. Ударный вариант TTV имеет массу 1 900 кг с полной заправкой, полезную нагрузку 900 кг, максимальную скорость 150 км/ч и запас хода по топливу 550 км. В Великобритании подразделения спецназа в ходе фолклендского конфликта в 1982 году использовали ЛБМ «Пинк-Понтерс» («Лэнд Ровер», колесная формула 4х4). Самолет С-130 мог перебрасывать одну-две такие машины. Для СВ требовалось перевозить семь машин с экипажами. Отвечающими этому требованию ЛБМ были разработаны фирмами «Уэссекс» и «Лонглайн». Двухместная ЛБМ «Сейкер» (4х2 и 4х4) была разработана фирмой «Уэссекс» в 1990 году. Полностью заправленная машина имеет массу 900 кг, полезную нагрузку 400 кг, длину 3,7 м, клиренс 38 см, способна преодолевать подъем под углом 25° и устойчива при угле наклона до 20°. Она может оснащаться бензиновым двигателем «Фольксваген-195» мощностью 55 л. с. с воздушным охлаждением, который обеспечивает максимальную скорость 135 км/ч и запас хода по топливу 960 км, или дизелем фирмы «Перкинс» мощностью 82 л. с. На ЛБМ, кроме стрелкового вооружения, могут размещаться пусковые установки ракет (ПУ) «Хеллфайр» с тремя направляющими. Машина проходила оценочные испытания в подразделениях МП Великобритании, СВ США и Франции. ЛБМ «Лонглайн - LSV» находится на вооружении 22-го полка SAS «Милан», 16-й воздушно-штурмовой бригады и используется в основном как самоходный ПТРК «Милан». Однако в операции «Буря в пустыне» подразделения 22-го полка, осуществлявшие разведку и уничтожение иракских ракет «Скад», предпочитали ей ЛБМ «Лэнд Ровер» (4х4), действовавшие совместно с мотоциклами «Кэннон» при поддержке автомашин «Уни-мог». На них установлена быстросъемная модульная платформа с оружием MWP (Modular Weapon Platform), где может монтироваться 20-мм автоматическая пушка «Вектор» GAI. После войны в зоне Персидского залива командование СВ заинтересовалось разрабатываемой ЛБМ OAV (Offensive Action Vehicle). В сухопутных войсках Великобритании имеются трехместные машин TUM (Truck Utility Medium), представляющие собой ЛБМ «Лэнд Ровер Дефендер» XD110, на которых установлена съемная стабилизированная оружейная платформа WMIK (Weapon Mounting Installation Kit). На ней может монтироваться 12,7-мм или спаренный 7,62-мм пулеметы и 30- или 20-мм автоматическая пушка. Для сухопутных войск планируется приобрести 200 ЛБМ, которые предполагается использовать в операциях для поддержки боевых вертолетов «Апач Лонгбоу», являющихся стержнем провозглашенной в Великобритании концепции воздушных маневренных операций. Платформы WMIK могут устанавливаться также на машинах «Лэнд Ровер Дефендер» XD90 и «Лэнд Ровер» 110. В 1995 году СВ страны заключили с фирмой «Элвис» контракт на поставку в конце 1996 года ЛБМ «Шэдоу» (4х4), имеющей следующие ТТХ: полная масса 6 000 кг, масса полезной нагрузки 2 250 кг, колесная база 3 м, радиус разворота 13,6 м, клиренс 24 см. На машине установлена стабилизированная платформа с оружием «Гелио», обеспечивающая круговой (360°) обстрел, на которой могут размещаться автоматическое стрелковое оружие, а также ПУ 107-мм многоцелевых ракет и 106-мм безоткатное орудие. ЛБМ «Шэдоу» разработана на шасси модернизированной машины HMMWY ECV (Hummer Extended Capacity Vehicle) с уменьшенной до 2,1 м шириной. В ее конструкции использованы основные узлы машины «Хаммер», и в частности дизель GM V8 объемом 6,5 л и мощностью 190 л. с, и четырехскоростная автоматическая коробка передач. Вертолет СН-47 может перевозить две такие машины. Кроме того, в Великобритании выпускаются ЛБМ «Кобра» LSV (4х4) с полезной массой 1 220 кг и запасом хода по топливу 610 км, которые могут перевозиться самолетом С-130 (пять ЛБМ) и вертолетами «Супер Пума» и «Блэк Хок» (одна ЛБМ). В последние годы в ВС Великобритании стали отказываться от использования малых ЛБМ типа «багги» вследствие их более низкой проходимости и устойчивости, а также ограниченных возможностей для установки оружейных платформ. Во Франции эксплуатируются большие ЛБМ, созданные на базе транспортных машин VLRA ALM (4х4) фирмы АСМАТ. ЛБМ ТРК 4,20 SM3 «Коммандо» (4х4 и 6х6) имеет массу 5 650 кг, полезную нагрузку 1 500 кг, скорость 100 км/ч, дальность хода 900 км. На машине имеются дополнительные баки для 240 л топлива и 100 л воды. Вооружение: 7,62- и 12,7-мм пулеметы, 40-мм автоматический гранатомет, 12-ствольная ПУ дымовых гранат, а также платформа для установки 20-мм автоматической пушки. В 1996 году фирма АСМАТ получила заказ на 20 транспортных ЛБМ ТРК 4,20 STL-2 (4 х 4) для использования их в качестве машин поддержки. Масса полезной нагрузки STL-2 составляет 2 500 кг. Машина оснащена дизелем фирмы «Перкинс» мощностью 138 л. с, имеет запас хода 1 600 км. Вместо снимающихся сидений для перевозки пассажиров могут устанавливаться ПУ ПТУР или ЗРК с дополнительным боекомплектом (шесть ракет). В апреле 1998 года с фирмой «Оверленд» подписан контракт на поставку сухопутным войскам 100 ЛБМ A3F, которая может перевозиться вертолетом UH-90. Машина выпускается в двух вариантах - боевом и транспортном. Трехместный боевой вариант VAC (Vehicule Aeromobile de Commandement) вооружен 12,7-мм пулеметом, 40-мм гранатометом или ПТУР «Милан». Двухместный вариант VAL (Vehicule Aeromobile Logistique) общей массой 2 510 кг может перевозить 1 160-кг груз, имеет платформу размером 1,2х1,2х1 м, на которой может размешаться груз массой 750 кг. В Австралии по проекту «Мюльгара» для поддержки бронетанковых войск планировалось закупить до 500 ЛБМ LSRV (Light Strike Reconnaissance Vehicle), однако этот план был значительно сокращен, и фирма AD1 разработала легкую боевую машину «Флайер» (4х4) для сил спецопераций Австралии. Масса не-снаряженной ЛБМ 1 200 кг, полезной нагрузки 1 500 кг, мощность дизеля 110 л. с, запас хода по топливу 523 км. Емкость топливного бака 76 л, но на машине может быть размещено до 265 л топлива. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и ПТУР «Милан» (вместо нее могут быть установлены 7,62-мм пулемет и 40-мм автоматический гранатомет). ЛБМ может перебрасываться самолетом с вертикальным взлетом и посадкой V-22, а также вертолетом CH-47D. В СВ Австралии используются, кроме того, машины «Лэнд Ровер» (6х6, общая масса 5 500 кг, в том числе полезной нагрузки 2 000 кг). В Швейцарии выпускаются четырехместные ЛБМ «Пинзгауэр» IMM (Improved Medium Mobility), имеющие общую массу 3 500 кг, полезную нагрузку 1 500 кг, дизельный двигатель объемом 2,4 л и мощностью 120 л. с. обеспечивающий максимальную скорость 120 км/ч. Конструкция машины позволяет размешать на ее борту стрелковое оружие среднего калибра. СВ Нидерландов закупили 180 ЛБМ VLA, выпускаемых голландской фирмой по французской лицензии. Они поступили на вооружение 11-й аэромобильной бригады в трех модификациях — противотанковой, многоцелевой и санитарной. Двухместный вариант ЛБМ снабжен дизелем мощностью 71 л. с., обеспечивающим максимальную скорость 80 км/ч, и может перебрасываться вертолетами CH-47D. В ЮАР на вооружении СВ с 1993 года находятся 20 ЛБМ Mkl (4х4), созданные с использованием ряда компонентов машины «Форд». Общая масса одного образца 2 500 кг, полезная нагрузка 1 000 кг, запас топлива 80 л. Последняя модель — Мк2 - массой 2 800 кг снабжена дизелем фирмы «Мерседес» мощностью 120 л. с, обеспечивающим максимальную скорость 137 км/ч и запас хода по топливу 1 054 км. Экипаж может включать пять человек. На машине устанавливают 7,62- и 12,7-мм пулеметы и ПТУР «Милан». Кроме того, в ЮАР выпускается ЛБМ «Эль Махо» (4х4) общей массой 1 150 кг (запас хода по топливу 2 000 км), с бензиновым двигателем или дизелем фирмы «Перкинс» объемом 2 л. Экипаж машины два или четыре человека. Вооружение включает спаренный 7,62-мм пулемет и ЗРК. В Израиле в частях сил специальных операций наряду с американскими ЛБМ LSV используются ЛБМ М-325 «Коммандер» (общая масса 4 500 кг, полезная нагрузка 1 950 кг). В 1998 году израильская фирма AIL разработала ЛБМ «Дезет Рейдер» (6х6), способную перевозить пять полностью экипированных солдат (общая масса 2 600 кг, полезная нагрузка 1 200 кг). Машина снабжена четырехцилиндровым бензиновым двигателем «Крайслер» объемом 2,4 л и мощностью 150 л. с, обеспечивающим максимальную скорость ПО км/ч и запас хода по топливу 600 км. ЛБМ способна преодолевать вертикальные препятствия высотой 60 см, подъемы и склоны под углом 35°. В Венгрии в СВ используется четырехместная ЛБМ, масса которой 1 100 кг и полезная нагрузка 500 кг. Машина имеет бензиновый (87 л. с.) или дизельный (77 л. с.) двигатель, максимальную скорость 130 км/ч и запас хода по топливу 600 км. Зарубежное военное обозрение № 6 2000 С.20-24 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7768 | | |
Всего комментариев: 0 | |