Механизм стратегического планирования Государственного департамента СШАА. Пищулина Государственный департамент - основное ведомство США, отвечающее за проведение внешней политики государства, чья особая роль подтверждается тем, что среди всех органов исполнительной власти именно его глава (государственный секретарь) имеет приоритет в иерархии замещения должности президента страны на случай его гибели или невозможности исполнять свои конституционные функции. В этой связи существенный интерес представляет изучение механизма стратегического планирования госдепа. В своей деятельности данное ведомство использует гибкую систему, сочетающую в себе элементы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. В изданном в 2010 году документе "Всесторонний четырехлетний обзор состояния и перспектив дипломатии и международного развития" (Quadrennial Diplomacy and Development Review) было предложено улучшить систему стратегического планирования за счет формирования единого механизма собственно планирования, финансирования и организации служебной деятельности. В нем содержатся следующие основные требования: Стратегическое планирование включает в себя четыре замкнутые в единый цикл стадии: оценку, планирование, формирование бюджета и реализацию соответствующих программ внешней политики. На его основе составляется годовой бюджетный план (Annual Budget Plan), который утверждается руководителем административно-бюджетного управления Белого дома США. Помимо этого, дипломатические представительства и посольства разрабатывают аналогичные планы деятельности, основываясь на которых каждое управление госдепартамента готовит собственный документ. Однако их подготовка не связана с процессом ежегодного формирования федерального бюджета, что делает систему стратегического планирования ведомства более гибкой. На этапе оценки государственный департамент вместе с Агентством США по международному развитию* (АМР) оценивает вызовы, достижения и результаты деятельности, намечает цели и задачи, что находит отражение в своих ежегодных отчетах. На данном этапе необходимая информация поступает от следующих источников: собственные структуры госдепа или АМР; страны-партнеры и союзники Вашингтона; сторонние поставщики (неправительственные, научно-исследовательские, экспертные и другие организации). К источникам и инструментам сбора данных имеют доступ соответствующие управления и зарубежные представительства ведомства, что дает им возможность проверить качество получаемой информации от стран-партнеров на соответствие критериям достоверности, точности и актуальности. Процедура проверки предполагает использование специального опросника, разработанного для этих целей. В свою очередь, планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. К первому типу относится "Стратегический план международной деятельности" (International Affairs Strategic Plan). Он определяет основные цели и задачи внешнеполитической деятельности госдепартамента и дипломатических представительств за рубежом, а также является базой для среднесрочного и краткосрочного планирования. К документам среднесрочного планирования относится "Стратегия национальной безопасности США" и "Объединенный стратегический план государственного департамента и АМР США", определяющий главные стратегические цели и задачи деятельности госдепа и АМР. На основе этого плана разрабатываются: Такая схема среднесрочного планирования позволяет исключать рассогласование позиций администрации в целом и различных структур государственного департамента. Причем сотрудникам центрального аппарата дипломатических представительств предоставляется некоторая свобода в выборе путей решения конкретных задач, поскольку в перечисленных документах даются лишь общие установки. Функциональные и региональные управления, как и представительства США за рубежом, готовят собственные планы и отправляют их на утверждение руководству. Формирование бюджета ведомства начинается с составления соответствующих запросов управлений и дипломатических миссий, за которым следует рассмотрение и утверждение бюджета с участием руководящих структур государственного департамента. Стратегические планы учитываются при формировании ежегодных бюджетных заявок дипломатических представительств и управлений, которые обязаны предоставлять их в соответствии со своими конкретными задачами. К финансовому сегменту системы стратегического планирования госдепартамента США относятся следующие документы: После того как аналогичные планы остальных ведомств будут готовы, на надведомственном уровне планирования формируется проект бюджета (Budget Blueprint) на основе ежегодных планов всех ведомств, которые в свою очередь на этапе согласования с административно-бюджетным управлением были приведены в соответствие с Ежегодным экономическим докладом президента США. Далее президент направляет уже готовый Проект бюджета в конгресс, где он проходит процедуру рассмотрения, после чего либо его одобряют, либо предлагают внести поправки постатейно. Этап реализации в системе стратегического планирования госдепартамента США включает оперативное планирование и программное руководство. Оперативные подразделения (Operating Units), в распоряжении которых находятся ресурсы, выделенные на иностранную помощь, обязаны ежегодно представлять управлению по оказанию помощи иностранным государствам рабочий план (Operational Plan). Дипломатические представительства США за рубежом и управления департамента могут использовать объединенную региональную стратегию, стратегию функциональных управлений или комплексную страновую стратегию, чтобы организовать свою работу и отслеживать ее результаты. Единственным документом, относящимся к вышеизложенному этапу, является упомянутый рабочий план, регламентирующий распределение ресурсов, выделенных на иностранную помощь, между различными статьями бюджета. После вступления в силу этот документ также используется в качестве плана расходов на соответствующие статьи. В руководстве государственного департамента контролирующими полномочиями на данном этапе обладает заместитель государственного секретаря по вопросам управления. Он также является представителем госдепартамента при президенте США и следит за выполнением стратегических планов и президентских инициатив. Наличие представленной организационной структуры позволяет госдепартаменту в рамках своей деятельности обеспечивать формирование бюджета, дипломатическую безопасность, а также управление людскими и информационными ресурсами, подготовку кадров. При этом заместитель госсекретаря по вопросам управления курирует деятельность нижестоящих по иерархии структур, которые, в свою очередь, обязаны перед ним отчитываться. В целом механизм стратегического планирования государственного департамента США сочетает в себе краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную модели планирования внешнеполитической деятельности и строится исходя из имеющейся ресурсной базы. В этот процесс вовлечены все компоненты иерархической структуры - от дипломатических представительств в соответствующих странах до надведомственного (федерального) уровня. * Агентство по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) - одна из центральных государственных структур США, отвечающих за функционирование неправительственных организаций, чья деятельность курируется ЦРУ, а на финансирование программ ежегодно выделяется около 1% федерального бюджета США. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 6349 | | |
Всего комментариев: 0 | |