search
menu
person

NEWS AND UDATES


Метеорологическая служба вооружённых сил США (2016)

Метеорологическая служба вооружённых сил США

Майор А. Копылов,
майор В. Прямицын

Зарождение и становление метеорологической службы в ВС США. Парадоксально, но военная метеорология в США является ровесницей государственности. В начале XIX века военным хирургам вменили в обязанность вести наблюдение за погодой, чтобы установить степень влияния окружающей среды на деятельность армии. Вот почему, когда пришло время создавать общегосударственную метеослужбу, конгресс поручил данную задачу именно министерству обороны. Таким образом, в 1870 году в этой стране возникла первая подобная структура - военная служба погоды, вошедшая в состав войск связи. Впоследствии стало очевидным, что Соединенные Штаты нуждаются в общегосударственной метеорологической организации, и в 1890 году была создана национальная служба погоды.

Первая мировая война подчеркнула значимость метеослужбы для вооруженных сил. Служба погоды, по-прежнему входящая в состав войск связи, значительное внимание стала уделять обеспечению авиации. К середине 1930-х годов армейская авиация окончательно стала основным потребителем ее продукции, что обусловило передачу ей управляющих функций в сфере военной метеорологии от службы связи. 1 июля 1937 года руководство метеообеспечением в масштабах вооруженных сил было передано начальнику службы погоды армейской авиации.

Параллельно с авиационной метеорологической службой в США развивалась гидрометеорологическая служба военно-морских сил, занимавшаяся научными изысканиями и обеспечением американского военного флота. В 1931 году боевая подводная лодка "О-12", построенная после окончания Первой мировой войны, была выведена из состава ВМС и переоборудована в научно-исследовательскую с присвоением ей нового имени - "Наутилус".

В годы Второй мировой войны американская военная метеорология получила мощный импульс к развитию. Широкое использование ВВС и ВМС обусловило повышение удельного веса метеослужбы армейской авиации и аэрологической службы ВМС, а также расширение штатов их подразделений.

Наиболее распространенная наземная метеорологическая РЛС вооруженных сил США в годы Второй мировой войны - SCR-584

Несовершенство американских методик прогнозирования, которое отмечали советские и немецкие метеорологи, в США компенсировали четко отлаженной системой сбора и распространения первичной гидрометеорологической информации. Настоящий технологический прорыв в этой области был связан с внедрением в практику обеспечения средств радиолокационный метеорологии. Повышению качества прогнозирования способствовала густая фронтовая и тыловая сеть пунктов радиозондирования.

Отчасти благодаря этому в 1943 году в стране приступили к составлению месячных прогнозов по районам боевых действий, которые непременно учитывались при планировании боевых действий.

Несмотря на то что до войны в СССР, США и Великобритании исследования в сфере радиолокации проводились параллельно, удаленность от театров боевых действий и меньшая вовлеченность в вооруженное противостояние обусловили решительный рывок радиолокационной отрасли США. Именно американской промышленности первой удалось приступить к серийному производству радиолокационных станций (РЛС) военного назначения и оснащению ими своих морских, сухопутных и авиационных подразделений. В 1943 году военные метеорологи США провели масштабную работу, в результате которой получили описания радиолокационных отметок для всех основных гидрометеоров, раздельно для видов атмосферных фронтов.

К началу 1945 года служба погоды армейской авиации, а также аэрологическая служба ВМС США имели в своем распоряжении ряд радиолокационных установок нескольких типов, предназначавшихся исключительно для обнаружения и прослеживания движения и развития атмосферных возмущений. Основной наземной метеорологической РЛС была SCR-584, использовавшаяся в армейской авиации и береговых частях ВМС. Из самолетных наиболее широко применялась А8/АРО-13. На кораблях в подобных целях задействовались корабельные поисковые РЛС типов SO и SC. Кроме того, на аэродромах и в береговых частях ВМС часто использовали самолетные РЛС, установленные на специальных мачтах.

На авиабазах ВВС, в армии, морской авиации, а также на военно-морских базах в метеорологических целях задействовались не только специализированные, но и штатные радиолокационные средства. В армейской и морской авиации каждый самолет, имевший радиолокационные средства, использовал их в той или иной мере для метеообеспечения своих полетов. На флагманских кораблях маневренных соединений, на авианосцах и кораблях разведки погоды для обнаружения метеорологических целей эти метеостанции создавались путем выделения в распоряжение старшего офицера аэрологической службы ВМС США на данном корабле одной из имеющихся штатных РЛС.

Так или иначе ни на Тихом, ни на Атлантическом океане к 1945 году не было ни одной базы и ни одного крупного маневренного соединения, деятельность которых не обеспечивалась бы в метеорологическом отношении работой радиолокационных станций. Наземным и морским РЛС были назначены единые сроки проведения стандартных наблюдений, в дополнение к которым могли проводиться наблюдения по запросам. Результаты таких наблюдений доносились соответствующим вышестоящим органам метеослужбы.

На каждом театре между армией и флотом был налажен регулярный обмен радиолокационной метеорологической информацией. Первоначально донесения передавались словесно, но в начале 1945 года в действие был введен особый код, получивший название RAREPCode (образовано из двух слов - radar и report). Каждое сообщение, переданное с помощью такого кода, кроме установочной информации в содержательной части сообщало о положении, горизонтальных размерах, интенсивности и скорости движения атмосферных возмущений.

В метеорологических телеграммах по результатам радиолокационной разведки погоды командиры соединений, баз, кораблей, экипажей самолетов получали "действительную картину" фактической погоды на удалении дальности действия установки. Сопоставление предыдущих и последующих картин позволяло получить представление о динамике процессов, происходящих в атмосфере. В последний год Второй мировой войны это привело к значительному повышению безопасности полетов и плавания кораблей США, а также к оперативно-тактическому использованию погодных условий при ведении боевых действий.

По мере расширения использования военнослужащими США радиолокации в военном деле возникла необходимость в метеорологическом обеспечении работы РЛС. Аэрологическая служба ВМС сформировала и придала каждой радиолокационной станции по аэрологическому посту, в задачи сотрудников которых входило производство наблюдений, а также построение и анализ диаграмм радиолокационной освещенности.

К 1945 году армия и флот США располагали в северо-западной части Тихого океана, где велись боевые действия против Японии, достаточно густой сетью радиолокационных метеостанций на авиабазах, военно-морских базах и при  штабах командования ВМС. Некоторые направления, важные с точки зрения обеспечения боевых действий, были слабо освещены в метеорологическом отношении. В июле 1945 года президент США Г. Трумэн обратился к И. Сталину с просьбой о содействии в вопросе обеспечения воздушных и морских операций на Тихом океане. Верховный Главнокомандующий разрешил соратникам по Антигитлеровской коалиции разместить свои военные аэрологические посты в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском.

Не меньшее развитие получила в годы Второй мировой войны и военная гидрология.

Послевоенное развитие МС в вооруженных силах США. В 1947 году была создана метеорологическая служба военно-воздушных сил США, перенявшая у службы погоды армейской авиации эстафету руководства метеорологическим делом в масштабах вооруженных сил. Уже на следующий год ею было сделано первое предупреждение о торнадо, что позволило ей войти в состав общегосударственной системы предупреждения об опасных явлениях погоды.

Последующие годы истории метеорологической службы ВВС США охарактеризовались насыщением ее передовыми техническими средствами и привлечением высококвалифицированных кадров. К концу 1960-х годов численность МС ВВС составляла около 11 тыс. специалистов в большинстве своем с высшим образованием. Ее основными задачами были обеспечение авиационного командования всеми видами метеоинформации, а также изучение и обобщение климатических условий в масштабах Земного шара.

Основной организационной единицей являлась метеорологическая группа, придававшаяся каждому из командований ВВС. Она состояла из четырех-пяти метеоэскадрилий по числу соединений в командовании. При штабах авиационных баз, авиационных крыльев, воздушных армий и корпусов работали метеорологические станции. В конце 1960-х ВВС США располагали примерно 400 метеостанциями при авиационных базах, крыльях и подразделениях. Примечательно, что треть из них дислоцировалась за пределами государства.

Все исследования ВВС США, в том числе и метеорологической направленности, были возложены на авиационное командование систем оружия и Управление авиационных и космических исследований. Метеослужба ВВС выступала заказчиком исследований и принимала в них активное участие. Кроме того, МС ВВС активно сотрудничала с национальным метеорологическим центром, Кембриджским научно-исследовательским центром, Национальным центром искусственных спутников Земли и рядом других профильных гражданских учреждений. По данным американской печати, затраты США на научно-исследовательские работы в сфере метеорологии в 1961 году составили 217 млн долларов, а к 1971-му превысили 500 млн долларов, из них не менее 400 млн было израсходовано на исследование высоких слоев атмосферы и космического пространства.

Начало космической эры дало мощный импульс развитию космической метеорологии. В США было создано национальное аэрокосмическое агентство (НАСА).

Благодаря сотрудничеству с НАСА инструментарий военных метеорологов США пополнился метеоспутниками и соответствующей наземной инфраструктурой. В интересах МС ВВС было осуществлено несколько масштабных программ, связанных с созданием космической метеорологической группировки. Они использовались, как для непосредственного наблюдения за метеорологическими параметрами погоды, так и для сбора и передачи метеоданных, поступающих от нескольких тысяч телеметрических устройств, подвешенных к аэростатам на заданных высотах.

Первая из космических программ метеослужбы ВВС США предполагала выведение на орбиту одного метеорологического спутника Земли, и установку 22 пунктов приема космической информации с последующим доведением их количества до нескольких десятков. Наиболее масштабной стала программа YHOST, в рамках которой на полярные и экваториальные орбиты были запущены шесть искусственных спутников Земли. По мере попадания в сферу их действия, ИСЗ устанавливали связь с каждым из более чем тысячи дрейфующих аэростатов, накапливали данные и передавали их наземным пунктам приема. Таким путем авиационные метеорологи получали сведения о распределении метеорологических элементов до высот 27 км.

Еще одним направлением сотрудничества метеорологов ВВС США с НАСА стал эксперимент WOSE-I (Weather Officer in Space Experiment). Он предполагал участие офицера-метеоролога в космическом полете для проведения наблюдений с орбиты. Полет экипажа STS-61M, включавшего в свой состав военного метеоролога, был запланирован на лето 1986 года.

Однако полет по программе WOSE-I так и не состоялся. Едва офицеры метеослужбы приступили к тренировкам, как в январе 1986-го произошла катастрофа МТКК шаттл "Челленджер". Полеты челноков были приостановлены, а группа астронавтов-метеорологов расформирована.

Начало 1980-х охарактеризовалось активным внедрением в работу метеослужбы ВВС информационных технологий. Для сбора, распространения, хранения и обработки всевозрастающего объема метеоданных стала широко использоваться электронная вычислительная техника. В 1987 году на авиабазах страны была введена в эксплуатацию автоматизированная система распределения метеоданных ВВС США. Через три года ее деятельность была распространена на американские базы, расположенные за рубежом.

В 1983 году военная метеорологическая спутниковая программа, как назвали комплекс усилий вооруженных сил по повышению качества метеообеспечения при помощи искусственных спутников Земли, была передана от ВВС космическому командованию (КК). Этому способствовали достижения КК в деле повышения эффективности метеорологических исследований. Годом ранее оно успешно вывело на орбиту первую ступень спутника 5D-2 с помощью ракеты-носителя "Атлас" с авиабазы ВВС Ванденберг, расположенной в штате Калифорния. Телескоп ИСЗ безупречно просканировал полосу шириной 1 600 морских миль. Такая производительность позволяла охватить наблюдениями всю поверхность земного шара приблизительно за 12 ч.

Изображения облачного покрова, полученные в оптическом и инфракрасном режимах, а также данные о влажности, температуре и состоянии ионосферы могли немедленно передаваться со спутника в Глобальный метеоцентр ВВС на авиабазе Оффут (Air Force Global Weather Central, Небраска) или на одну из приемных станций, расположенных на АвБ Лорингв (штат Мэн) или Фэйр-чайлд (Вашингтон). Кроме того, была предусмотрена возможность передачи данных многочисленным тактическим терминалам, размещенным по всему миру. С помощью этих терминалов командиры частей и соединений получали доступ к спутниковым метеорологическим данным и могли использовать их при проведении операций.

Метеорологическая служба вооруженных сил США на современном этапе. В апреле 1991 года для реализации политики развития службы погоды в составе штаба ВВС страны было создано управление начальника метеослужбы (Air Force Weather Agency). С тех пор по настоящее время она постоянно совершенствуется в целях оптимального удовлетворения запросов авиации и сухопутных войск на метеорологическое обеспечение.

Для проведения наблюдений за атмосферой в распоряжении метеослужбы ВВС США имеется свыше 300 наземных и морских станций и постов наблюдения, около 100 метеорологических радиолокационных станций, многочисленные станции и пункты ракетного зондирования атмосферы, несколько наземных оптических и радиотелескопов, около 50 самолетов разведки погоды и два метеорологических космических аппарата, работающих на солнечно-синхронных орбитах.

Военные метеорологи по-прежнему тесно сотрудничают с НАСА, благодаря чему в арсенале их средств передовые позиции занимают космические спутники и беспилотные летательные аппараты. Кроме того, американскими военными метеорологами на коммерческой основе используются средства Всемирной метеорологической организации, включающие тысячи наземных синоптических, аэрологических и морских станций, сотни буев разного типа, более 3 000 самолетов, передающих в оперативном режиме необходимую информацию по маршрутам следования, и 10 метеорологических космических аппаратов.

Эмблема метеослужбы ВВС США
Организационная структура метеорологической службы ВВС США
Эмблема 19-й авиационной эскадрильи разведки погоды

Организационно метеорологическая служба ВВС США входит в состав командования воздушных перебросок. Основными ее органами являются: штаб, расположенный на авиабазе Скотт (штат Иллинойс); части центрального подчинения (Глобальный метеоцентр и Климатический центр); прогностические части и подразделения командований; войсковые метеорологические подразделения, а также авиационные эскадрильи разведки погоды.

Кроме того, эскадрильи разведки погоды имеются в составе командования сил специальных операций ВВС США.

Военная метеослужба располагает разветвленными сетями связи, позволяющими осуществлять сбор и распространение метеорологической информации по всему земному шару. Важное место в ее деятельности отведено сети Интернет. С помощью полученных данных предоставляется возможность наиболее точного прогнозирования перемещения зон гидрометеоров и времени закрытия ими объектов удара, что способствует своевременному принятию решений о применении высокоточного оружия.

Американские военные эксперты высоко оценивают роль метеослужбы ВВС США и считают, что обеспечение боевых действий авиации в военное время будет невозможно без непрерывного функционирования соответствующих структурных органов, снабжающих командование этого вида метеорологической и геофизической информацией.

Метеорологические подразделения имеют в своем распоряжении эффективные автоматические и полуавтоматические технические средства получения данных, средства связи, обработки и представления информации, что дает возможность сбора гидрометеорологической информации со всего земного шара в течение всего 2 мин. В этом процессе участвуют 27 региональных метеоцентров ВВС, сведения от которых передаются в центры сбора данных в городах Фучи (Япония) и Хок Викутв (Великобритания). Далее вся информация поступает в метеорологический центр ВВС США, расположенный на авиабазе Тинкер (штат Оклахома), где обрабатывается на двух супер-ЭВМ. Затем ее передают для анализа и прогноза погоды в Глобальный центр погоды, находящийся на АвБ Оффут, а также в Национальный метеорологический центр в г. Съютлэнд (штат Мэриленд) и Центр прогнозирования погоды ВМС США в г. Монтерей (Калифорния). Между вышеперечисленными учреждениями существуют прямые высокоскоростные каналы цифровой связи, что позволяет получать любую открытую ГМИ из баз данных в требуемом объеме в режиме прямого доступа.


С 2008 года на оснащении МС ВВС США состоит тактическая автоматизированная система распределения метеоданных, чью работу обеспечивает служба связи ВВС. Благодаря этому фактические и прогностические значения метеорологических элементов могут быть представлены метеослужбой страны США потребителю в любой точке земного шара в течение 2-10 мин. Для находящихся в континентальной части США это время ограничивается несколькими секундами.

Примечательно, что система метеорологического обеспечения ВВС является одной из подсистем Глобальной системы оперативного управления ВС США, элементы которой связаны между собой с помощью глобальной интегрированной телекоммуникационной системы. Благодаря этому ежедневно фактические и прогностические метеоданные доводятся до более чем 130 командований, центров и пунктов управления.

Одновременно с решением задач, связанных с метеообеспечением полетов, соответствующая подсистема предоставляет летному составу специальные полетные планы, которые способствуют выбору наиболее выгодных с точки зрения экономии горючего маршрутов перелетов.

Ежедневно военные метеорологи выдают рекомендации по более чем 3000 элементов плана. На принятие решения по каждому из них затрачивается до 5 с. Благодаря этому только в военно-транспортной авиации удается сэкономить около 2% топлива стоимостью 13 млн долларов.

Метеорологическое обеспечение участия ВС США в локальных войнах и конфликтах. При анализе локальных войн и конфликтов последнего десятилетия военные специалисты стран НАТО пришли к выводу, что использование систем и средств космической оптико-электронной разведки, высокоточного оружия с оптико-электронным, лазерным, радиолокационным или телевизионным наведением в сложных гидрометеорологических условиях не обеспечивает заданную точность поражения цели при выполнении боевых задач. Это ставит успех применения дорогостоящего высокотехнологичного оружия в зависимость от наличия тумана, облачности, осадков, турбулентности, обледенения, снежных и песчаных бурь и т. д. Таким образом, важнейшая задача, возложенная на МС в боевой обстановке, - это обеспечение эффективности применений оружия и технических средств.

Другой задачей, решаемой военными метеорологами в ходе ведения боевых действий, является всесторонний учет физико-географических особенностей местности. В частности, в пустыне могут быть существенно ограничены возможности наблюдения. Во время пыльных и песчаных бурь наблюдение с воздуха становится практически невозможным, а наземное наблюдение ограничивается дистанцией в десятки метров.

Установлено, что в целом влияние гидрометеорологических условий на изменение боевых возможностей ВВС составляет 25-30% их боевого потенциала. Поэтому на органы их МС возложены функции по информационному обеспечению стратегических и оперативно-тактических задач, систем стратегического и тактического вооружения, а также по разработке показателей эффективности применения видов вооружения в различных условиях окружающей среды. Правильная и своевременная оценка и использование войсками природных условий района боевых действий способствуют успешному решению ими боевых задач. Последние годы охарактеризовались повышенным вниманием к учету гидрометеорологических условий на этапах планирования и непосредственного принятия решения на применение высокоточного оружия.

Способы ведения вооруженной борьбы, оружие и боевые технические средства непрерывно изменяются и совершенствуются. Начиная с 1991 года открылась эра войн более высокотехнологического уровня с вовлечением в орбиту активных действий новой сферы - космоса. Однако эффективность их использования, по мнению американских военных специалистов, по-прежнему зависит от условий окружающей среды. Требования к системе метеообеспечения боевых операций продолжают возрастать и усложняться. При этом окружающая среда рассматривается как один из элементов боевой обстановки.

Подразделения, ответственные за метеорологическое обеспечение, относятся к подразделениям боевого обеспечения. От них требуется представление командованию сведений, на основании которых можно конкретно оценить степень влияния окружающей среды на эффективность решения задач своими силами и силами противника. В связи с ростом специфических требований к современным системам вооружения метеоусловия стали одним из основных элементов боевой обстановки при планировании и подготовке стратегических и оперативно-тактических операций.

В конфликте в Ираке в 2003 году из-за неблагоприятных метеоусловий в 15% случаев были приняты решения о перенацеливании авиационных ударных комплексов и в 30% о замене одного типа высокоточного оружия другим. При планировании ракетно-бомбовых ударов штабы ВВС исходили из наиболее эффективного расположения спутников GPS над полем боя, получали данные по метеообстановке и изображения объектов, по которым должны были наноситься удары, а также использовались каналы спутниковой связи.

В ходе военных операций ВС США в зоне Персидского залива наметилась тенденция предоставления информации в виде цифровых карт на различной картографической основе для командиров всех уровней, участвующих в планировании и проведении операции. Для полной и объективной оценки метеообстановки и последующего анализа ее влияния на планируемые и ведущиеся боевые действия, в распоряжении войсковых командиров есть интегрированная метеорологическая система IMETS.

Требования к оперативности предоставления данных органам военного управления все более ужесточаются, что подтверждает опыт планирования массированных авиаударов в ходе операции "Свобода Ираку". Планирование и подготовка к их нанесению должны были осуществляться в течение 5-6 ч.

Космические технологии в метеорологическом обеспечении вооруженных сил США. Сегодня американские военные метеорологи широко используют в своей оперативной работе данные, поступающие от метеоспутников национальной метеорологической космической системы, а также от подобной системы министерства обороны США. Важную роль в обеспечении вооруженных сил информацией о погоде играют спутниковые системы, работающие под эгидой управления по исследованию океанов и атмосферы. Следует отметить, что ВВС страны располагают и своими собственными космическими аппаратами, используемыми для ведения разведки погоды.

Основным потребителем информации, поступающей от вышеперечисленных группировок КА, является Глобальный метеоцентр. Здесь она подвергается анализу, адаптируется применительно к требованиям вооруженных сил и распределяется между ключевыми подразделениями ВВС и ВМС. Передаваемые высококачественные изображения повышают возможности командования выбирать цели при различных погодных условиях, позволяя определять местонахождение тропических штормов в заданной части Тихого и Индийского океанов.

Продолжается процесс совершенствования метеорологических КА, принимающих участие в обеспечении вооруженных сил. В частности, ведутся работы по их оснащению современными бортовыми вычислительными машинами большой производительности и эффективными солнечными панелями. Благодаря оснащению метеоспутников новыми инфракрасными Фурье-спектрометрами при глобальном сканировании площадь земной поверхности порядка 10 тыс. км2 может быть покрыта данными измерений с шагом от 1 до 4 км всего за 7 мин. Внедрение этой зондирующей системы в совокупности с глобальной числовой моделью атмосферы существенно повысило качество прогнозов погоды, что положительно сказалось на обеспечении боевых действий.

В частности, космические аппараты сыграли важную роль в успехе военных кампаний, проведенных в зоне Персидского залива. Так, в ходе операции "Свобода Ираку" КА военной метеорологической спутниковой системы доказали свою особую значимость в процессе мониторинга угрозы воздействия песчаных бурь, а также задымления от горящей нефти. Их данные позволили метеорологам составлять и 4 раза в сутки передавать войскам карты погоды. По словам представителя Пентагона, "метеорологическая космическая система США, вероятно, наилучшая метеосистема, какая бы она ни была: коммерческая или военная, а информация, которую мы от нее получаем, имеет критически важный характер при осуществлении наших прогнозов и оценок".

Следует отметить, что, стремясь придать системе метеообеспечения войск как можно больший запас прочности и боевой устойчивости, американские военные метеорологи стремятся к максимальной степени резервирования метеорологической космической группировки. В частности, на смену военным спутникам в случае их выхода из строя или уничтожения могут прийти не менее 15 ИСЗ национальной метеосистемы США. Во время конфликта в Персидском заливе МС ВВС США одновременно располагала на орбите шестью метеоспутниками.

Стоит добавить, что силы коалиции получали данные о состоянии погоды с японского метеоспутника системы GMS и двух европейских ИСЗ МЕТЕОСАТ. Благодаря международному военно-метеорологическому сотрудничеству в космосе данные наблюдений дополняли друг друга, обеспечивая более высокую точность наблюдений.

Таким образом, мощный импульс развитию метеорологической службы ВС США придан резким ростом потребности армии, авиации и флота в обеспечении соответствующими данными в годы Первой и Второй мировых войн. Характерными тенденциями послевоенного развития МС стали активное сотрудничество с военными и гражданскими научно-исследовательскими организациями, реализация программ, связанных с созданием и наращиванием космической группировки и наземной инфраструктуры, а также внедрение в практику работы ЭВМ.

На современном этапе в рамках метеорологической службы ВВС США фактически создана централизованная, глобальная, высоко оперативная система метеообеспечения, способная самостоятельно решать сложные задачи на наземных и морских театрах военных действий, в любых условиях мирного и военного времени. Благодаря широкому географическому охвату деятельности, проникновению во все природные среды и повышению качества обеспечения со временем МС военно-воздушных сил стала важным компонентом реализации военных миссий США по всему миру.

Пентагон придает развитию метеорологической службы особое значение. Она оснащена современными техническими средствами, которые позволяют качественно решать основную стоящую перед МС задачу—обеспечение боевых действий ВВС США. Как отмечается в руководящих документах метеорологической службы ВВС США, залог успеха ее деятельности заключается в единении наиболее подготовленных специалистов и наиболее совершенных технических средств.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №9, С. 19-26

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (11.10.2016) | Автор: Майор А. Копылов
Просмотров: 15792 | Теги: погода, А. Копылов, метеослужба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar