Некоторые особенности военной "помощи" США другим странам Капитан 2 ранга-инженер С, Краснов Активная и целеустремленная политика мира, проводимая СССР и другими социалистическими странами, привела в последние годы к существенным позитивным сдвигам на международной арене. Однако милитаристские силы США и других капиталистических государств по прежнему продолжают нагнетать обстановку напряженности, стремясь к мировому военно-экономическому и политическому господству. Одним из основных направлении в достижении этих целен является оказание значительной военной "помощи" другим странам, главным образом союзницам но агрессивным блокам и тем, где у власти находятся послушные реакционные режимы. Новым этапом усиления военно-экономического и политического проникновения американского империализма в указанные страны явилась разработанная в США к началу 70-х годов так называемая программа военной помощи, в реализации которой участвуют различные правительственные ведомства. Основные полномочия по осуществлению этой программы распределены между Пентагоном и госдепартаментом. Так, под руководством помощника министра оборони по военно-политическим вопросам действует управление помощи на нужды безопасности, учрежденное бывшим министром обороны Лэйрдом. Кроме того, в министерстве обороны под председательством этого помощника министра обороны создан совет по вопросам оказания военной помощи, в который входят представители объединенного комитета начальников штабов. Для координации межведомственной деятельности госдепартамента и министерства обороны в области осуществления программы военной "помощи" сотрудники этих учреждений на совместных заседаниях рассматривают поступающие из-за границы ежегодные предложения и отчеты о ходе выполнения этой программы. Ежегодно готовится совместный закрытый меморандум, в котором указываются планируемые paз-меры и распределение военной "помощи" США отдельным странам и районам мира. С участием министерства финансов составляется подробный документ под названием "Политика и ответственность правительства США по продаже товаров военного назначения на экспорт". В сферу реализации программ военной "помоши" вовлечена значительная часть государственных организаций США, имеющих большое количество персонала. В частности, только аппарат советников по военной "помощи" в 47 странах-союзницах составляет около 2300 человек. За последние годы особое место в программе военной "помощи" США занимали страны Индокитая, Значительные средства потребовались в связи с "вьетнамизацией", то есть истреблением вьетнамцев руками вьетнамцев в интересах Вашингтона, и расширением агрессии на Камбоджу и Лаос. Так, в 1972/73 финансовом году объем американской "помощи" марионеточным правительствам стран Индокитая составил более 4 млрд. долларов или около 3/4 общей военной "помощи" Только из фондов министерства обороны правительства этих стран получали ежегодно 2,5 млрд. долларов безвозмездно. После прекращения войны в Юго-Восточпон Азии США по прежнему удовлетворяют практически все военные запросы Южного Вьетнама it других стран - своих сателлитов в этом районе. В 1973/74 финансовом году военная "помощь" Сайгону составила более I млрд. долларов. В счет этой суммы США поставляют, например, самолеты F-5E, превосходящие по своим тактико-техническим данным истребители F-5A. которыми были вооружены сайгонские ВВС раньше. В мае 1974 года американская печать сообщала, что министерство обороны США планирует создать специальный запас вооружения на сумму до 1 млрд долларов для передачи его в случае военных действии своим союзникам в Юго-Восточной Азии, и прежде всего Южному Вьетнаму. С целью укрепления своих позиций в Юго-Восточной Азии Соединенные Штаты значительно активизировали оказание военной "помощи" Южной Корее, Тайваню, Филиппинам, Австралии, Новой Зеландии, .Малайзии и Индонезии. Поданным американской печати, в 1969 году объем военных поставок (от автоматических винтовок до кораблей и самолетов) в Индонезию составил 5,8 млн, долларов, а к 1971 году он достиг уже 25 млн. долларов. Военное сотрудничество сопровождается быстрым увеличением числа американских военных советников в Индонезии: в 1965 году их было 3, а в 1972 году уже 750. В последние годы американские милитаристы стремятся к усилению военно-экономической зависимости стран Ближнего Востока от США. Поэтому Вашингтон постоянно увеличивает объем военной "помощи" Израилю, Ирану, Иордании, Саудовской Аравии и Кувейту. В 1973-1974 годах были заключены соглашения о поставках вооружения в Саудовскую Аравию на сумму 1 млрд. долларов, в Кувейт на 0,5 млрд. и в Иран и а 2,5 млрд. долларов. В 1975 году планируется дальнейшее расширение поставок оружия странам Ближнего Востока. Так, Ирану предусматривается продать истребители F-14 и F-15 c запасными частями, двигателями, различным техническим оборудованном, вооружением и боеприпасами. Рассматривается также вопрос о поставках боевых кораблей, в том числе двух эскадренных миноносцев типа "Спрюенс" общей стоимостью 400-500 млн. долларов. Путем оказания военной помощи в послевоенный период Соединенные Штаты создали и усилили военно-экономический потенциал более чем 40 государств в различных районах мира, которые рассматриваются сейчас американской военщиной в качестве передовых рубежей для ведения борьбы против мирового коммунистического и национально-освободительного движения. Наиболее распространенной формой военной "помощи" США другим странам в настоящее время становится уже не бесплатная передача вооружения, а продажа его в кредит или за наличные. При этом от страны-получателя требуется, чтобы она могла гарантировать возможность длительного наблюдения специалистов США за правилами эксплуатации поставляемого оружия и боевой техники. В своих отчетах американские специалисты информируют заинтересованные органы правительства США о порядке использования этого вооружения. В соответствии с программами военной "помощи" США за 1950 - 1972 годы передали безвозмездно странам-союзницам по военно-политическим блокам оружия и боевой техники на сумму 36,2 млрд. долларов, а продали - на 17,5 млрд. долларов. Однако в последние годы в связи со сложностью экономического положения внутри своей страны, а также с обострением военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии и некоторых других районах мира американские правящие круги вынуждены были пересмотреть взятые "союзнические" обязательства, чтобы переложить часть военных расходов на плечи сателлитов. Поэтому продажа оружия США с каждым годом увеличивается, а объем безвозмездной "помощи" сокращается. Так, с 1965 по 1972 год было продано оружия на 11,1 млрд, долларов, а передано бесплатно на 4,5 млрд. долларов. Произошли изменения и в сфере коммерческой продажи вооружения: значительно сократился объем поставок в кредит и увеличилась продажа оружия с оплатой его полной стоимости. В частности, если в 1970 году объем поставок за наличный расчет составлял 2 млрд. долларов, а в 1973 году 3,4 млрд,, то в 1974 году он достиг 4,6 млрд. долларов. Составной частью программы военной "помощи" США является подготовка и обучение личного состава вооруженных сил стран-союзниц по агрессивным блокам. По официальным данным, в 1947-1973 годах было подготовлено более 320 тыс. рядовых и офицеров из армий 70 государств, в том числе около 3,5 гыс. человек прошли обучение в высших учебных заведениях. К настоящему времени эксперты сенатской комиссии США по иностранным делам разработали оценочный прогноз военной помощи на пягь лет. По их мнению, ее объем за этот период (без учета бюджета министерства обороны) составит около 27 млрд. долларов, при этом годовая военная "помощь" должна составлять не менее 8 млрд. долларов. Зарубежное военное обозрение №1 1975 С.104-107 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2841 | | |
Всего комментариев: 0 | |