Операция "Орлиный коготь" Случаен ли провал «Дельты» в Иране? Майкл Хаас «У-ух!... Шар голубого огня взметнулся в ночное небо... Пламя достигало высоты 90—120 м» — так описывал «этот умопомрачительный ад» командир контртеррористического подразделения армии США «Дельта» полковник Чарли Беквит по прозвищу Атакующий Чарли. Подпитываемый тысячами литров детонирующего авиационного керосина пожар за какие-то секунды унес жизни пятерых летчиков ВВС и троих летчиков авиации морской пехоты США. Это случилось в Иране глубокой ночью 24 апреля 1980 года. Непосредственная причина пожара была грубо очевидной: летчик, пилотировавший 25-тонный вертолет RH-53D «Си Стэллион», самый крупный в авиации морской пехоты США, пытаясь перелететь подальше от стоявшего на земле военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес» ВВС США, потерял ориентировку во взметенном несущими лопастями вертолета облаке песчаной пыли. Ослепленный. он обрушил свой гигантский «Си Стэллион» на фюзеляж «Геркулеса»; при этом топливные баки вертолета разрушились, и мгновенно вспыхнувший керосин потоком хлынул на находившийся под вертолетом самолет. Чтобы выбраться из кабины, а быть может, чтобы оценить обстановку выше и позади себя, штурман самолета, очевидно, открыл верхний аварийный люк и тем самым неумышленно позволил потоку горючего затечь внутрь фюзеляжа. В то же мгновение все семь несущих лопастей каждая длиной почти 12 м главного ротора вертолета со всей силой врубились в фюзеляж самолета, вызвав огромный очаг вторичного возгорания разлившегося горючего. Ущерб от неудачной попытки Америки спасти 53 своих граждан, в ноябре 1979 года взятых в заложники в собственном посольстве иранскими воинствующими фанатиками, невозможно подсчитать. Очевидный первоначальный урон выразился в потере жизней упомянутых летчиков, а также в утрате стоивших многие миллионы долларов летательных аппаратов, сгоревших или брошенных, когда спасательный отряд спешно выбирался из Ирана. При этом не удалось спасти ни одного заложника, как не было и встреч ни с одним солдатом противника. Но общий ущерб оказался гораздо больше. На переполненных буйным весельем улицах Тегерана этот провал американских спецслужб способствовал еще большей консолидации власти аятоллы Рухоллы Хомейни, одного из наиболее непримиримых врагов Соединенных Штатов. На удрученных улицах Вашингтона государственный секретарь США Сайрус Вэнс подал в отставку в знак протеста против этой операции, а администрация президента Джимми Картера начала свое последнее скольжение к окончательному политическому небытию. В смущенных коридорах Пентагона Комитет начальников штабов США начал проводить мероприятия по снижению ущерба, с тем чтобы уберечь отдельных высокопоставленных лиц от необходимости публично оправдываться за эту катастрофу. Но что явилось действительной причиной самоуничтожения этого американского спасательного отряда в Иране? Было ли это на самом деле всего лишь сочетание невезения и плохой погоды, как впоследствии станет утверждать официальный отчет Пентагона? И еще вопрос, который и поныне остается в основном безответным: что случилось бы, если бы бойцам «Дельты» удалось проникнуть в американское посольство в Тегеране? Если официальным ответам на первые два вопроса верится с трудом, то ответ на третий вопрос кажется откровенно пугающим. Когда иранские революционные гвардейцы с решительного благословения аятоллы Хомейни 4 ноября 1979 года захватили американское посольство, они пришли, чтобы остаться. Аятолла потребовал, чтобы США возвратили в страну свергнутого шаха Ирана для суда над ним (болевший раком шах в то время находился в Соединенных Штатах Америки на лечении), пригрозив, что в противном случае американские «шпионы» из числа взятых в посольстве заложников будут преданы суду народа. В дальнейшем президент Картер запретил все закупки иранской нефти и заморозил иранские авуары в Америке на сумму 5 млрд долларов США. Хомейни в ответ публично высмеял Картера и усилил накал своих ненавистнических призывов покончить с «великим Сатаной». Ситуация переросла в тупиковую. Американская пресса вовсю вопила, чтобы президент Картер «что-то предпринял». Под сильным давлением средств массовой информации Картер кое-что сделал: он поднял телефонную трубку и позвонил Гарольду Брауну, министру обороны США. Этот звонок, в свою очередь, положил начало серии событий, которые привели к тому, что председатель Комитета начальников штабов США генерал ВВС Дэвид Джоунс для спасения заложников приказал создать временную общевойсковую тактическую группу из представителей армии, ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты США. В 1979 году временная общевойсковая тактическая группа была единственно возможным решением возникшей проблемы, так как после окончания войны во Вьетнаме Комитет начальников штабов США допустил, чтобы когда-то могущественные силы специальных операций США увяли. Этап планирования и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименование «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана — «Орлиный коготь». В течение первого месяца после образования группы был в общих чертах разработан план операции. В соответствии с этим планом отдельные элементы группы приступили к отработке своих индивидуальных задач в различных уголках Америки. Но уже на начальном этапе в структуру временной общевойсковой тактической группы прочно заложили коренные причины будущего провала операции «Орлиный коготь», оставив судьбе решать, когда и где это случится. Критические неприятности начались, когда по решению генерала Джоунса командовать этой весьма рискованной специальной операцией были назначены два генерала без всякого опыта в деле руководства специальными операциями. Джоунс назначил армейского генерал-майора Джеймса Вота командующим группой. Его номинальный заместитель по авиационным вопросам генерал-майор ВВС Филипп Гаст так никогда и не был формально включен в структуру группы. Фактически где-то в середине «Горшка риса» этот бывший летчик-истребитель получил назначение в штаб Тактического авиационного командования ВВС США с присвоением ему звания генерал-лейтенант. Новоиспеченный трехзвездный генерал теперь превосходил по званию двух-звездного командующего временной общевойсковой тактической группой. но продолжал быть заместителем последнего, хотя круг его обязанностей так никогда и не был четко очерчен. Неразбериха в высшем звене управления не могла не сказаться на всей командной цепочке. Заместители генерала Вота по наземным силам и по самолетам — армейский полковник Бек-вит и полковник ВВС Джеймс Кайл соответственно — имели опыт руководства специальными операциями, но не обладали авторитетом флаг-офицеров, который позволял бы им решительно отстаивать собственное мнение в случаях, когда на этапе подготовки операции генералы Вот и Гаст сами высказывали неверные суждения или соглашались с сомнительными рекомендациями. Эффект закрученной спирали распространялся и дальше вниз по командной цепочке, пронизывая всю структуру временной общевойсковой тактической группы. Самым важным вертолетным компонентом командовал кэптен (соответствует общевоинскому званию полковник) ВМС Джерри Хэтчер, специалист по тралению морских мин с вертолетов. Вскоре его заменил полковник морской пехоты Чарльз Питман, пользующийся заслуженным уважением как специалист по применению вертолетов для доставки морских десантников с кораблей на берег. Генерал Вот согласился с назначением полковника морской пехоты (как это было и в случае с Гастом). несмотря на то что Питман не получил формального статуса в структуре временной общевойсковой тактической группы. Ни Хэтчер с Питманом. ни члены экипажей вертолетов авиации ВМС/Корпуса морской пехоты США не были добровольцами и фактически до своего перевода во временную общевойсковую тактическую группу не ведали о том. с каким риском связана эта миссия. Вскоре после того как участники приступили к выполнению операции «Горшок риса», стало очевидно, что доставка по воздуху бойцов «Дельты» в Иран и обратно будет являться одним из трудных, если не труднейшим, элементом всей операции. И хотя эта задача действительно оказалась участникам не по силам, справедливо и то, что с самого начата подготовки всякий мог видеть красноречивые признаки будущего провала. После катастрофы Пентагон подготовил отчет об операции «Горшок риса»/«Орлиный коготь», который стал известен как «Доклад комиссии Холлоуэйя». Адмирал в отставке ВМС США Дж. Холлоуэй был председателем комиссии, в которую входили пять других высших офицеров армии, ВВС и Корпуса морской пехоты США. В своем докладе он назвал неожиданный отказ вертолета и сложные метеоусловия, связанные с плохой видимостью, прямыми причинами срыва операции. Это было равносильно заявлению «пушки убивают людей», когда нет и упоминания о той роли, которую играет человек в превращении инертного куска металла в инструмент убийства. И не было простым совпадением, что выводы комиссии Холлоуэйя исключили возможность привлечения к ответственности за провал операции конкретного должностного лица. Согласно плану (см. карту) спасательный отряд 24 апреля должен был скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130 «Геркулес». Три из них должны были взять на борт бойцов «Дельты», а три остальных — резиновые емкости с авиационным керосином для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1», который находился примерно в 200 милях (370 км) юго-восточнее Тегерана. В ту же ночь восемь вертолетов RH-53D «Си Стэллион» должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и, летя параллельным курсом четырьмя парами, через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1». После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, о. Масира у побережья Омана, а вертолеты — доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия бойцов «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями. Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран оперативным работникам ЦРУ США предстояло на шести грузовых автомобилях «мерседес» провезти 118 бойцов «Дельты» (и двоих бывших иранских генералов) по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа начала было штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, нейтрализовать (военные давно уже научились не использовать слово «убивать» на публике) охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников либо прямо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля. Два самолета огневой поддержки АС-1 ЗОН (прилетевших в Тегеран с авиабазы Вали-Кена в Египте), барражируя над посольством, поддержали бы их огнем в случае, если иранцы попытались помешать отлету вертолетов. В предрассветной мгле раннего утра 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манза-рийе, который к тому времени находился бы в руках роты «рейнджеров» армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных самолетах С-141, а «рейнджеры» должны были возвращаться на самолетах С-130. Нельзя сказать, что этот план был простым. Но, как отмечает в своей книге «Подразделение «Дельта» полковник Беквит, план был куда более здравым, нежели многие другие предложения, авторами которых являлись несостоявшиеся «коммандос» из Пентагона. Доработанный в последующие месяцы, этот план давал различным элементам временной общевойсковой тактической группы ясную цель для подготовки к операции. Но еще до появления окончательного варианта плана операции командованию временной общевойсковой тактической группы пришлось столкнуться с проблемой, которая, если ее вовремя не скорректировать, могла бы кончиться только одним — внезапным и решительно неприятным прекращением выполнения боевой операции. Проблема была связана с вертолетчиками, а точнее с тем, что при подборе экипажей не был соблюден принцип добровольности. Командование временной общевойсковой тактической группы остановило свой выбор на вертолетах RH-53D «Си Стэллион» авиации ВМС, потому что этот вертолет имеет более высокую грузоподъемность (на 2700 кг больше, чем у вертолета ВВС НН-53). Также было учтено, что выпуск вертолетов в воздух с авианосца в открытом море не привлечет ненужного внимания к готовившейся специальной операции. Но экипажи морских вертолетов RH-53D подготовлены к выполнению одной конкретной боевой задачи: поиск и траление морских мин только в дневное время суток с помощью опускаемого на буксировочном тросе минного обнаружителя — трала внушительных размеров. Экипажи вертолетов-тральщиков в море по-своему рискуют, однако этот риск не имеет практически ничего общего с требованиями, которые предъявила к ним операция «Орлиный коготь». В своей книге «Испытание на прочность» полковник Кайл вспоминает о своих неудачных попытках мотивировать отказ командиров морских вертолетов, которые, казалось, были больше озабочены тем, что нарушают наставления по производству полетов авиации ВМС, нежели проявляли желание овладеть трудным искусством ночных полетов, необходимым для выполнения поставленной боевой задачи. К середине декабря 1979 года вопрос встал ребром, ибо стало очевидно, что экипажи вертолетов ВМС в большинстве своем непригодны для выполнения задач в запланированной операции и должны быть заменены. Вертолеты RH-53D, однако, были оставлены в составе временной общевойсковой тактической группы. Когда искали замену экипажам вертолетов, командующий группой доложил о своих трудностях председателю Комитета начальников штабов США, который, по слухам, был настроен лично решать все вопросы, входящие в компетенцию генерала Вота. К этому делу подключился также заместитель председателя Комитета начальников штабов США по оперативным вопросам генерал-лейтенант Корпуса морской пехоты Филипп Шатлер. Вскоре на замену вертолетчикам авиации ВМС во временную общевойсковую тактическую группу прибыли экипажи вертолетов НН-53 авиации Корпуса морской пехоты, которые были обучены и подготовлены к (преимущественно) дневным полетам по высадке морских десантников с кораблей на берег.
Подобранные Шатлером вертолетные экипажи из состава авиации Корпуса морской пехоты были, таким образом, поставлены перед необходимостью готовиться к 1000-километровому перелету в расположение противника в сомкнутом строю, в темное время суток, на предельно малой высоте, чтобы отыскать в пустыне нужную точку, где будет заправочный пункт. Полковник Кайл обжаловал решение генерала Шатлера, предлагая вместо летчиков морской пехоты набрать добровольцев из числа членов экипажей вертолетов НН-53, которые служили в эскадрильях специального назначения ВВС. Однако ни Вот, ни Гаст не захотели поддержать предложение Кайла, и все осталось без изменений. Упрямо придерживаясь своего выбора в пользу летчиков морской пехоты, председатель Комитета начальников штабов США и его заместитель не захотели рассматривать кандидатуры почти 200 летчиков ВВС, летавших на вертолетах НН-53, из которых 96 человек продолжали служить в эскадрильях специального назначения ВВС, а еще 86 человек, по данным доклада Холлоуэйя, «имели сравнительно недавний опыт выполнения специальных заданий» (то есть именно тот опыт, который требовался для участия в операции «Орлиный коготь»). Очевидно, в силу «политических» соображений во временную общевойсковую тактическую группу был назначен единственный второй пилот вертолета НН-53. который и принял участие в перелете на заправочный пункт «Дезерт-1». Тренировки продолжались и в начале 1980 года. Постепенно различные элементы временной общевойсковой тактической группы совершенствовали свое мастерство; росла их уверенность в себе, но опять-таки за исключением экипажей вертолетов, которые, по свидетельствам очевидцев, не разделяли охватившего остальных участников энтузиазма. Отмечалось незначительное повышение уровня подготовленности летчиков вертолетного отряда к ночным полетам, однако опубликованные впоследствии воспоминания об этом периоде подготовки нередко содержали неясные, но тревожные намеки на слабую подготовленность вертолетчиков. Когда темп тренировок возрос и стало очевидно, что волнующий час начала реальной операции не за горами, всякий был готов толковать свои сомнения в пользу летчиков вертолетного отряда. Как позднее спрашивал сам Беквит: «Если не они, то кто же? Если не сейчас, то когда?» Сомнения Беквита и его очевидное желание дать летчикам морской авиации шанс доказать, что они это могут, приоткрывают кое-что еще, не дававшее покоя опытным в своем деле старшим офицерам временной общевойсковой тактической группы накануне операции; это «кое-что» дорого обошлось им в итоге. К марту 1980 года руководители операции «Орлиный коготь» все больше убеждались в том, что их подготовка является напрасной тратой времени: Джимми Картер никогда не даст добро на проведение запланированной операции. Перевод Гаста в штаб Тактического авиационного командования ВВС США в период осуществления операции «Горшок риса» лишь укреплял их предчувствия. Такой настрой среди высшего руководства способствовал тому, что очевидные проблемы (например, плохие результаты подготовки летчиков вертолетного отряда) оставались нерешенными. Рассуждали примерно так: едва ли операция состоится, ну а если это все же случится, то летчики как-нибудь выкрутятся. К марту единственным в мире человеком, способным расформировать временную общевойсковую тактическую группу, был хозяин Белого дома, но к тому времени он был настроен сделать лишь одно — «распахнуть ворота конюшни и отскочить в сторону». Фактически за целых три недели до предполагаемого начала операции «Орлиный коготь» он уже выпустил на свободу одну «специальную лошадь» — отправил в «Пустыню-1» американского агента. Для успеха всего плана была очевидной потребность убедиться в том, что тяжело нагруженные самолеты С-130 «Геркулес» сумеют приземлиться в пункте «Пустыня-1», не продавив своим 75-тонным весом верхнего слоя песчаного грунта и не зарывшись в песок. Единственной гарантией того, что такой беды не случится, могла быть отправка кого-нибудь для взятия проб грунта на месте. Дополнительным заданием была установка в пункте «Пустыня-1» специальных посадочных световых маяков, которые будут оставаться выключенными и, следовательно, незаметными до тех пор, пока головной самолет спасательного отряда не даст сигнал на их включение.
ЦРУ США согласилось осуществить заброску в Иран нужного человека, а в самих ВВС
нашелся доброволец — некий майор Джон Т. Карнимлад-ший. В описываемый период
времени этот майор командовал группой передовых авианаводчиков ВВС. Что еще
более важно, он уже был известен Беквиту и пользовался его доверием. Этот бывший тренер по американскому футболу в военно-воздушной академии ростом 190 см совершил все путешествие из Америки в пункт «Пустыня-1» в горизонтальном положении, лежа, как мороженый лосось, на огромной резиновой емкости для горючего в задней части фюзеляжа двухмоторного винтового самолета «Твин Оттер». Если ему и хватало места, чтобы вытянуть ноги, а трубка для облегчения мочевого пузыря была расположена удобно, то обслуживание в полете было ненавязчивым, а питание ограничивалось бутербродами, которые иногда передавал ему один из пилотов. Слухи о том, что в ЦРУ не понимают шуток, возможно, преувеличены, ибо этот разведывательный полет в Иран был запланирован на 1 апреля. Пилоты ЦРУ, возможно, не вполне соответствовали стандартам обслуживания пассажиров на международных авиалиниях, но свое дело знали туго и доставили майора в пункт «Пустыня-1», дав ему возможность взять столь важные образцы грунта и установить тайные маяки, после чего незамеченными возвратились в одну из близлежащих стран. Майор со спрятанными под пиджаком металлическими контейнерами, в которых находились пробы грунта, в сопровождении вышеназванных секретных сотрудников проходил через посты контроля в различных аэропортах, пока не оказался в Англии. Карни не было известно, что Пентагон присвоил высшую срочность операции по возвращению его (а точнее, проб грунта, которые он вез) домой. В Лондоне двое его сопровождающих доказали, что понимают, что такое «срочно». Разбрасывая в аэропорту налево-направо 100-долларовые банкноты, агенты купили три билета на сверхзвуковой «Конкорд» авиакомпании British Airways, выполнявший рейс в Америку с посадкой в международном аэропорту города Даллас. Взъерошенный, грязный и помятый после многих дней ненормальной жизни, майор Карни был препровожден своими телохранителями в обитый плюшем зал ожидания для пассажиров, вылетавших на «Конкорде», где попутчики из высшего общества встретили его появление с теплотой, обычно приберегаемой для тех, кто является носителем чумы. Поскольку на высоте 10 тыс. метров деваться было некуда, безукоризненные стюарды «Конкорда» сделали все, что было в их силах, чтобы его путешествие было приятным. Чтобы никого не обижать, майор позволил им сделать все самым наилучшим образом, и в конце концов драгоценные металлические контейнеры оказались там, где и должны были оказаться. Вскоре после этого пункт «Пустыня-1» был утвержден как заправочный пункт. Конец миссии? Карни не мог знать, что через 3 недели он снова отправится в «Пустыню-1». Окончание следует Солдат удачи №8 1997 С.26-31 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 6865 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |
| |