Организация управления СВН ВС США в операциях на ТВДПодполковник Д. Шляхтов Средства воздушного нападения (СВН: ударные самолеты и беспилотные летательные аппараты, баллистические и крылатые ракеты) в связи с их широкими возможностями по поражению разнообразных объектов рассматриваются руководством вооруженных сил США как важнейший, а в некоторых случаях единственно подходящий инструмент военной мощи, обеспечивающий достижение поставленных целей в военных операциях. Создаваемые для проведения операций на ТВД группировки объединенных сил ВС США - объединенные оперативные формирования (ООФ) - включают части и подразделения различных видов вооруженных сил и родов войск. Для обеспечения согласованного применения СВН командующий группировкой, как правило, назначает командующего воздушным компонентом группировки (КВКГ, Joint Force Air Component Commander - JACC) и определяет состав подчиненных ему сил и средств. Если же назначение не проводится, то управление применением СВН осуществляет непосредственно командующий группировкой. Обязанности КВКГ обычно возлагаются на командующего авиацией того вида ВС, который имеет наибольшее количество авиационных сил и средств, а также более широкие возможности по планированию, постановке задач и управлению объединенными воздушными операциями на ТВД. Полномочия КВКГ и порядок подчинения ему сил и средств определяются командующим группировкой. На него, как правило, возлагаются следующие обязанности: Свои полномочия он реализует с использованием системы управления действиями авиации на ТВД (TACS - Theatre Air Control System), которая представляет собой комплекс средств и органов управления, обеспечивающий КВКГ необходимыми организационными и техническими средствами управления действиями авиации в составе группировки объединенных сил. Система обеспечивает управление действиями авиации по наземным и воздушным целям, разведывательными и специальными операциями, а также тактическими воздушными перебросками как в военное, так и в мирное время. Она может быть в короткие сроки развернута на необорудованном ТВД. Если же группировка проводит операции на оборудованном ТВД, то предусматривается использование стационарных средств управления. Основой для развертывания системы управления действиями авиации на ТВД могут служить органы управления авиацией одного из видовых компонентов группировки. В состав системы управления входят следующие элементы: Численность личного состава органов управления воздушным компонентом группировки ВС США на ТВД в зависимости от решаемых задач и возможностей по развертыванию может быть от 100 до 2000 человек. Командующие видовыми компонентами группировки обмениваются необходимой информацией с KB КГ или его штабом через офицеров связи. Старшие офицеры связи осуществляют непосредственную координацию действий между КВКГ и командующими другими компонентами. Они отвечают за представление перспективных оценок и предложений, касающихся планирования и ведения совместных действий авиации. Кроме этого, командующие видовыми компонентами создают группы связи с компонентами (группа по взаимодействию в районе боевых действий, группа взаимодействия ВМС и морской пехоты и др.), которые также входят в состав ОЦУВО. Объединенный центр управления воздушными операциями является основным органом управления силами и средствами воздушного компонента объединенной группировки ВС США на ТВД. Командующий воздушным компонентом совместно с командующими другими компонентами определяет конкретные потребности в комплектовании ОЦУВО специалистами, основываясь на задачах, стоящих перед группировкой, организационно-штатной структуре формирования и наличии личного состава. Специалисты отбираются заблаговременно уже в мирное время и проходят соответствующую подготовку в ходе учений, а по возможности - и реальных боевых действий (БД). Численность личного состава стационарного ОЦУВО может достигать 400 человек. Для ведения боевых действий на необорудованном ТВД предусматривается развертывать мобильный ЦУВО (штат около 130 человек). Он размещается в 10-12 контейнерах (модулях), в каждом из которых оборудовано 12-14 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных в локальную информационно-вычислительную сеть. Имеется возможность изменять количество контейнеров при сокращенном варианте развертывания ЦУВО, а также развертывать передовой пункт ЦУВО из одного-двух контейнеров, в то время как основная его часть будет функционировать в более безопасном районе. Одним из вариантов развертывания ОЦУВО является размещение его на борту корабля ВМС. КВКГ осуществляет руководство с корабля обычно на начальном этапе формирования группировки объединенных сил, а также в случаях, когда ВМС имеют превосходство в авиационных силах и средствах, отсутствуют необходимые для управления наземные сооружения или инфраструктура управления и не гарантируется безопасность командующему группировкой.
По мнению американских специалистов, корабельный вариант базирования ОЦУВО имеет следующие преимущества перед наземным: высокая оперативность развертывания; независимость от громоздкого материально-технического обеспечения; способность ВМС США обеспечить требуемую архитектуру организации системы управления и связи в интересах других компонентов группировкой. При этом отработка вопросов управления воздушным компонентом с борта корабля в ходе учений показала, что хотя численный состав центра был сокращен почти в 2 раза (со 130 человек в обычном варианте на суше до 70), он успешно выполнял задачи по управлению действиями 150 самолетов и вертолетов. Интенсивность полетов в ходе учений превышала расчетные показатели и в отдельные дни достигала до 500 вылетов в сутки. Через ОЦУВО КВКГ осуществляет управление применением СВН в целях обеспечения выполнения плана операции или военной кампании, утвержденного командующим группировкой. Состав, организация и функции центра зависят от выполняемых задач, условий обстановки, а также от характера БД. ОЦУВО включает три отдела (планирования БД, ведения БД и разведывательного обеспечения БД) и группы связи с компонентами. Первый и третий отделы входят в состав ОЦУВО независимо от масштаба и условий проведения операций. Отдел планирования боевых действий (Combat Plans Division) отвечает за разработку плана объединенных воздушных операций, рекомендаций по распределению авиационных сил и средств и подготовку приказа о задачах, которые будут решаться в ходе операции. В процессе подготовки приказа его специалисты взаимодействуют с офицерами отдела разведки по вопросам оценки состава группировки противника, ее возможностей и замыслов. Отдел ведения боевых действий (Combat Operations Division) отвечает за управление текущими совместными действиями авиации, а также обеспечивает организацию мероприятий по выполнению приказа по совместным действиям авиации с момента его издания. Отдел разведывательного обеспечения боевых действий (Combat Intelligence Division) отвечает за все разведывательные мероприятия в ОЦУВО. Входящие в его состав секции планирования разведки и ведения разведки обычно выделяются для работы в отделах планирования и обеспечения боевых действий соответственно. Оперативный центр авиационной поддержки (ОЦАП), представляющий собой оперативный компонент системы управления авиацией, предназначен для координации мероприятий по авиационной поддержке. Свою деятельность он осуществляет под руководством ОЦУВО, которому непосредственно подчинен. В свою очередь, ОЦАП подчинены команды управления тактической авиацией, размещенные на КП дивизий, бригад и батальонов сухопутных войск. Основное предназначение этого органа управления заключается в обеспечении быстрого удовлетворения внеочередных заявок на непосредственную авиационную поддержку/тактическую воздушную разведку и тактические воздушные переброски. ОЦАП также оказывает помощь подразделениям сухопутных войск, с которыми он взаимодействует в вопросах использования нарядов авиационных сил и средств. КУТА являются передовыми оперативными подразделениями системы управления авиацией, обеспечивающими наземный и морской компоненты группировки. Они постоянно располагаются вместе с центрами управления боевыми действиями соединений и пунктами управления БД частей и подразделений СВ, ВМС, МП и сил специальных операций. В состав КУТА входят офицеры связи и взаимодействия от воздушного компонента и передовые авиационные наводчики (ПАН). Центр управления и оповещения является основным органом наблюдения за воздушной обстановкой. Он представляет собой запасной центр управления авиацией. ЦУО отвечает за вызов истребителей, их наведение, взаимодействие с армейской ПВО, контроль за боевыми вылетами своей авиации. Самолеты, выполняющие задания, постоянно поддерживают связь с центром непосредственно или через подчиненные ему органы. Команды о перенацеливании, изменении маршрута, цели или аэродрома посадки передаются командиру группы через средства связи ЦУО или подчиненные ему органы. Этому центру подчинены обычно два поста управления и оповещения, имеющие такую же аппаратуру контроля за воздушным пространством (УВД) и выполняющие те же задачи в своем районе ответственности, что и центр. Командные пункты авиакрыльев являются оперативными органами командиров по организации планирования полетов, контроля за полетами своих самолетов и управления деятельностью всех подразделений на авиабазе (авианосце). Пункт управления авиаэскадрилъи - пункт управления действиями авиационного подразделения. ПУ авиаэскадрильи на каждой авиабазе одновременно является запасным пунктом управления действиями авиакрыла. Воздушный командный пункт решает вопросы управления авиацией в зоне боевых действий и, кроме этого, может в полном объеме выполнять задачи, возлагаемые на КУТА и частично на ОЦУВО. Система "Джистарс" обеспечивает компоненты группировки информацией о наземных целях в близком к реальному масштабе времени. Система AWACS осуществляет контроль воздушного пространства (управление воздушным движением), раннее предупреждение, управление воздушным движением, наведение самолетов на воздушные цели и оказание помощи в решении вопросов навигации. Самолеты OA-10 обеспечивают наведение и целеуказание на поле боя. Элементы глобальной системы оперативного управления (ГСОУ, GCCS - Global Command and Control System), развертываемые на ТВД, являются частью системы оперативного управления министерства обороны США для объединенных и многонациональных сил. ГСОУ позволяет планировать боевое применение ВС и проводить оценку их боевой готовности, что может потребоваться командующим различных уровней для эффективного планирования и проведения военных операций. Полученная в результате функционирования этой системы картина боевой обстановки сводит воедино данные, получаемые из многочисленных источников. Она должна обеспечивать боевые подразделения сведениями для оценки обстановки и принятия решения о начале боевых действий, а также для адекватного реагирования на действия противника. ГСОУ является глобальной по своему охвату и функционирует через закрытую компьютерную сеть Интранет министерства обороны, сопрягаясь с сетями DISN. ГСОУ предоставляет возможности по обработке и распределению информации, необходимой для управления группировкой при применении высокоточного оружия. Сеть "Линк-16" разворачивается для обеспечения засекреченного помехозащищенного обмена информацией в радиосетях на ТВД. Она может включать терминалы объединенной системы распределения оперативно-тактической информации JTIDS (Joint Tactical Information Distribution System) и/или многофункциональной системы связи и распределения информации MIDS (Multifunctional Information Distribution System), которые устанавливаются во всех штабах, на всех самолетах и кораблях. Линии связи сети "Линк-16" рассматриваются как общий канал связи при проведении совместных операций с союзниками по НАТО. Данная сеть, используя в качестве ретранслятора аппаратуру связи на воздушной платформе (в том числе самолеты Е-3 системы AWACS), обеспечивает прямой обмен в реальном масштабе времени между воздушными, наземными и корабельными пунктами управления, а также между самолетами в условиях интенсивного применения средств РЭП. Компоненты АСУ TBMCS охватывают звенья управления на уровнях "ТВД" - "авиационная эскадрилья". Система TBMCS сопрягается с системами автоматизации управления боевыми действиями СВ, ВМС и союзных ВС на ТВД. Задачей системы TBMCS на уровне командования коалиционных или объединенных ВВС является предоставление автоматизированных средств планирования, контроля и исполнения плана ведения воздушной операции. Сюда включается планирование и доведение до органов управления подчиненных и поддерживающих частей и подразделений боевых заданий и распределения зон ответственности на основе обновляемых в реальном масштабе времени данных разведки. Задачей системы TBMCS на уровне авиационной части является обеспечение командования авиакрыльев или баз и их штабов своевременной и точной информацией для эффективного принятия решения. Для обмена данными система TBMCS использует каналы проводной и спутниковой связи, радиосвязи УКВ, многофункциональной системы распределения данных JTIDS. Для осуществления оповещения, доведения развединформации и сигналов боевого управления силами и средствами в ходе операций на передовых ТВД вооруженные силы США используют различные системы связи, важнейшими из которых являются космические. К основным системам космической связи ВС США относятся системы DSCS, MILSTAR и FLEETS АТСОМ, а также система спутниковой связи AFS АТСОМ, которые сопрягаются с системами космической связи ОВС НАТО и стран блока. Важную роль в системе связи играют коммерческие системы космической связи INTELSAT и INMARSAT, каналы которых арендуются МО США. В военно-воздушных силах США космическая связь доведена до авиабазы, авиакрыла, ВКП, самолетов Е-3 системы AWACS, самолетов стратегической разведки и транспортных перебросок. Таким образом, в целях осуществления эффективного воздействия на противника входе воздушной операции командование американских ВВС уделяет повышенное внимание организации четкого и устойчивого управления средствами воздушного нападения группировки объединенных сил. Зарубежное военное обозрение. 2006, №7, С. 34-40 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 5075 | | |
Всего комментариев: 0 | |