search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективы развития стратегической бомбардировочной авиации ВС США

Перспективы развития стратегической бомбардировочной авиации ВС США

Полковник Р. Щербинин

Министерство ВВС США наращивает боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации. Наряду с активной модернизацией находящихся на вооружении бомбардировщиков В-1В, В-2А и В-52Н, которые планируется сохранить в боевом составе до 2030-2040 годов, ведется разработка стратегических ударных машин нового поколения.

С 2005 года в США проводятся концептуальные исследования по определению облика ударного самолета «переходного типа» NGLRS (New Generation Long Range Strike). Данной машиной предполагается дополнить парк имеющихся бомбардировщиков до развертывания в войсках перспективных ударных систем, например разрабатываемого авиационно-космического комплекса ФАЛКОН (FALCON - Force Application and Launchfrom the CONtinental US)*. Это позволит поддерживать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1В.

В ходе первого этапа работ на конкурсной основе рассмотрено свыше 20 проектов машин с большой дальностью полета, представленных ведущими американскими аэрокосмическими фирмами. В результате оценки выбор сделан в пользу традиционных летательных аппаратов, выполненных с применением технологии «стелт», для которых уточнены общие оперативно-тактические и технико-экономические требования.

Так, перспективная машина должна иметь: боевой радиус действия, позволяющий наносить авиационные удары с континентальной части США и передовых авиабаз, прежде всего Андерсен (о. Гуам, Тихий океан) и Диего-Гарсия (арх. Чагос, Индийский океан), по районам наиболее вероятных военных конфликтов; закупочную стоимость не более 300 млн долларов; сниженные в 2-3 раза по сравнению с бомбардировщиком В-2А массогабаритные показатели; возможность применять наряду с ядерным оружием (ЯО) наиболее современные образцы высокоточных средств поражения класса «воздух - земля» в неядерном оснащении, в том числе широкую номенклатуру малогабаритных боеприпасов, а также управляемые ракеты класса «воздух - воздух».

Основу бортового прицельного комплекса машины составят радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, а также наиболее современные оптоэлектронные системы, массовое оснащение которыми боевых самолетов ВВС США начато с 2005 года. Для обеспечения сетевого взаимодействия с различными разведывательными средствами и подразделениями бомбардировщик наряду с аппаратурой системы обмена информацией и связи «Линк-16», предполагается оборудовать терминалом спутниковой связи крайне высокой частоты. Это позволит не только принимать информацию о боевой обстановке и целях, но и передавать полученные с помощью бортовых прицельных систем данные в интересах группировки войск (сил), в том числе общевойсковых тактических групп на ТВД.

В ходе предварительных исследований, в которых принимали участие американские фирмы «Боинг», «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман», были проведены работы по определению облика малозаметного самолета с максимальной взлетной массой до 80 т, боевым радиусом действия не менее 3 700 км и массой боевой нагрузки до 13 т.

Главной целью этих исследований являлось также принятие решения о целесообразности создания машины в пилотируемом или беспилотном варианте с дозвуковой либо сверхзвуковой скоростью полета. Реализация каждого из указанных направлений предполагала детальную проработку концепций боевого применения и их всестороннего обеспечения, так как это существенно влияет как на объемы финансирования НИОКР, так и на стоимость серийных машин.

В частности, по оценкам американских специалистов, предельная продолжительность полета пилотируемой машины в боевых условиях в связи с ограниченными физиологическими возможностями экипажа составляет 12-15 ч. Создание беспилотного варианта, несмотря на перспективу достижения продолжительности выполнения боевых задач в течение суток и более, в том числе с учетом патрулирования в назначенном районе, связано с решением достаточно сложных проблем. Основными из них являются: обеспечение безопасности хранения на борту, приведения в готовность и применения ЯО с беспилотного аппарата; реализация оперативного изменения полетного задания и перенацеливания БЛА в воздухе (при автономном режиме полета); снижение информационной нагрузки на операторов управления полетом и системами (дистанционный режим); выполнение надежной дозаправки топливом в воздухе.

Технологических проблем в обеспечении сверхзвуковой крейсерской скорости полета разрабатываемых машин, соответствующей числам М=1,5-2,2, не имеется. Однако, как показывает проведенный американскими специалистами сравнительный анализ стоимости серийной машины со сверхзвуковой скоростью полета и дозвукового образца, по этому показателю при прочих равных мас-согабаритных характеристиках первая более чем в 2 раза превосходит второй. На основании всестороннего анализа данных концепций командование ВВС США приняло окончательное решение о создании бомбардировщика с высокой околозвуковой скоростью полета в пилотируемом варианте.

В этой связи определились две группы фирм - разработчиков проектов. Так, руководством фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» принято решение о совместном проведении работ под общими руководством первой, вторую группу возглавляет компания «Нортроп-Грумман». При создании нового бомбардировщика предусматривается использовать передовые технологические достижения, опробованные в процессе разработки, изготовления и проведения летных испытаний, в том числе освоенные промышленностью в ходе серийного производства тактических истребителей F-22 и F-35 («Локхид-Мартин»), бомбардировщика В-2А («Нортроп-Грумман»), а также инновационные технологии, реализованные в демонстрационных образцах боевых беспилотных летательных аппаратов Х-45А («Боинг»), Х-47В («Нортроп-Грумман») и «По-улкэт» («Локхид-Мартин»).

По мнению разработчиков, новая машина должна быть выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло». Благодаря этому, а также широкому применению композиционных материалов, верхнему расположению воздухозаборников и сопел двигателей предполагается достигнуть показателей ЭОП машины не хуже, чем у В-2А, и отказаться от применения дорогостоящих, сложных и трудоемких в эксплуатации радиопоглощающих покрытий. Это, по оценкам американских экспертов, позволит обеспечить заданную стоимость производства, эксплуатации и технического обслуживания самолета.

Согласно совместному проекту фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» бомбардировщик предполагается разработать на базе экспериментального высотного БЛА «Поул-кэт». Считается, что значительный расчетный практический потолок перспективной машины (не менее 20 км) в отличие от стратегического бомбардировщика В-2А обеспечит возможность ее круглосуточного боевого применения.

Данный БЛА, единственный экземпляр которого потерян в результате аварии в декабре 2006 года, разработан в инициативном порядке подразделением «Скун Воркс» фирмы «Локхид-Мартин». Затраты на проведение начатых в 2003 году работ составляют 30 млн долларов. Машина создавалась для оценки возможности летательных аппаратов со значительно сниженной стоимостью производства, главным образом благодаря широкому использованию композиционных материалов и новых технологий изготовления из них элементов конструкции.

Конструктивной особенностью аппарата (максимальная взлетная масса около 4 т) являлось верхнее расположение воздухозаборников и выходных сопел, а также наличие гибкого крыла с большим относительным удлинением (размах 27 м), которое обеспечивало ламинарное обтекание и более высокое по сравнению с жестким крылом аэродинамическое качество на крейсерском режиме полета. Это достигалось применением в силовой схеме крыла так называемого скручивающегося подкоса.

Относительно легкий планер БЛА с внутренними отсеками вооружения, массовая доля композиционных материалов в котором составляет более 95 проц., был создан с применением нового технологического метода VARTM (Vacuum Assisted Resin Transfer Molding), позволяющего существенно сократить количество сборочных единиц и элементов крепления.

Фирма «Нортроп-Грумман» имеет богатый опыт разработки и производства малозаметных самолетов, выполненных по схеме «летающее крыло», прежде всего состоящих на вооружении ВВС США стратегических бомбардировщиков В-2А. Наряду с этим она является головным разработчиком палубного боевого БЛА Х-47В, создаваемого в интересах ВМС США, на базе которого
прорабатывался вариант беспилотного бомбардировщика X-47D.

Считается, что подобные достижения позволят фирме успешно осуществить разработку менее сложного в технологическом и конструктивном отношении по сравнению с машиной В-2А бомбардировщика «переходного типа» в установленные сроки.

В 2009 году Пентагон заморозил этот проект, однако в начале 2011-го министр обороны США Р. Гейтс заявил, что в 2012 году финансирование проекта NGRLS возобновится. Такое заявление было сделано вскоре после первого полета нового китайского истребителя-бомбардировщика J-20.

По расчетам американских специалистов, полномасштабная разработка бомбардировщика NGLRS начнется не ранее 2013 года, а поступление на вооружение ВВС США - в 2017-м с формированием первой боеготовой эскадрильи не позднее 2020-го. Общая стоимость программы приобретения с учетом поставки в войска до 100 машин может составить не менее 30 млрд долларов.

Вместе с тем финансирование этих работ напрямую зависит от хода реализации наиболее приоритетных программ приобретения и закупок авиационной техники ВВС: тактического истребителя F-35A, многоцелевого транспортного/ транспортно-заправочного самолета и поисково-спасательного вертолета.

Необходимо также отметить, что количество планируемых к поставкам в строевые части новых машин командование ВВС США напрямую связывает с ходом дальнейшей модернизации и оснащения существующих типов стратегических бомбардировщиков перспективными крылатыми и управляемыми ракетами класса «воздух - земля» большой дальности, в первую очередь JASSM-EP и JASSM-XP с дальностью стрельбы 1 300 и 2 500 км соответственно. В целях обеспечения устойчивого финансирования данных программ предполагается дальнейшее сокращение численного состава стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, и прежде всего самолетов В-52Н.

Таким образом, ВВС США проводят крупномасштабное обновление самолетного парка на машины, разработанные с использованием технологий 2000-х годов. В случае успешной реализации программы создания бомбардировщика «переходного типа» впервые начиная с 1990-х годов американские ВВС получат на вооружение новый стратегический ударный самолет, обладающий широкими возможностями по нанесению высокоточных ударов на большие дальности. Это позволит в перспективе не допустить снижения боевых возможностей стратегической авиации и последовательно отработать в период до 2030 года наиболее критичные технологии, необходимые для создания машин нового поколения.

* Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. - № 2. - С. 41-45.

Зарубежное военное обозрение №5 2011 С-.56-59

 

 

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (11.07.2011) | Автор: Полковник Р. Щербинин
Просмотров: 5331 | Теги: бомбардировочная авиация, Щербинин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar