search
menu
person

NEWS AND UDATES


Подготовка морской пехоты США для действий в горных и арктических районах

Подготовка морской пехоты США для действий в горных и арктических районах

Капитан 1 ранга А. Широшник

Командование вооруженных сил США серьезно оценивает практические трудности, которые возникают при проведении боевых действий в горной местности, сложных климатических условиях высоких широт. Снег, лед, низкие отрицательные температуры воздуха при сильных ветрах могут, по мнению американских военных специалистов, стать таким же смертельным врагом, как хорошо подготовленные и оснащенные современной боевой техникой войска противника. С понижением температуры повседневная и боевая деятельность частей и подразделений значительно затрудняется из-за проблем их тылового обеспечения. Ни человек, ни машина не могут нормально функционировать при определенных низких температурах, как бы ни были они хорошо подготовлены и экипированы. Для того чтобы боевые части смогли успешно действовать в условиях жестоких холодов, разреженного воздуха высокогорья, они должны пройти курс специальной подготовки.
С этой целью в горах Сьерра-Невада в 1951 году был создан учебный центр горной подготовки морской пехоты (Пикл Медоуз, район г. Бриджпорт, штат Калифорния). Его открытие было связано с необходимостью подготовки морской пехоты для ведения боевых действий в горных условиях Кореи. В 1967 - 1973 годах центр прерывал, а в период с 1973-го по 1976-й ограничивал свою деятельность. В настоящее время он готовит морских пехотинцев к боевым действиям в горных условиях круглый год.
Район расположения центра характеризуется наличием глубоких снегов, больших высот и сильно пересеченной местности, что напоминает северную часть Норвегии, куда планируется в случае обострения обстановки перебросить экспедиционную бригаду морской пехоты США (эбрмп) с целью усиления группировки ОВС НАТО на северном фланге блока. В Норвегии для этой эбрмп (численность до 13 000 человек) заблаговременно складировано тяжелое вооружение и 30-дневные запасы предметов тылового снабжения.
Ежегодно в центре готовится более 10 000 солдат и офицеров. В зимний период с декабря по апрель четырехнедельный учебный курс проходят четыре батальона регулярных сил и один резерва морской пехоты. Таким образом, центр рассчитан на подготовку в течение 28-дневного учебного цикла одного батальона морской пехоты. Так, зимой 1990 года в центре обучались по два батальона морской пехоты от Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Подготовка начинается с трехдневного курса ориентации в базовом лагере, расположенном на высоте около 2040 м. В это время морские пехотинцы знакомятся с основными приемами выживания, отрабатывают технику хождения на лыжах по пересеченной местности, приобретают навыки установки специальных норвежских палаток, представляющих собой большие полотнища брезента, которые могут быть пристыкованы один к другому для составления палаток различного размера.
Морским пехотинцам выдается комбинированный комплект одежды для действия в холодных климатических условиях, состоящий из 23 отдельных предметов общей массой 8,2 кг (рис. 1). Он создает достаточно комфортабельные условия для морских пехотинцев при использовании его в широком диапазоне температур: от +4,5 до -51° С. Комплект является как бы четырехслойной системой одежды, включающей, в частности, полипропиленовое (теплое) белье, полистероловые свитер и брюки, стеганые куртку и шаровары, камуфляжную меховую куртку с капюшоном (парка) и шаровары.
Первые два дня лыжная подготовка в условиях горной местности занимает по 12 ч. К концу вторых суток проводится двухчасовой лыжный кросс. Как правило, опыт ходьбы на лыжах по пересеченной местности до прибытия в учебный центр имеет менее 10 проц. личного состава батальона, а через Неделю почти все морские пехотинцы уверенно обращаются с ними.
Первый выход батальона в горы представляет собой пеший четырехмильный поход (6,5 км) без снаряжения, в ходе которого необходимо достичь промежуточного лагеря на высоте 2590 м. Оружие и снаряжение морских пехотинцев доставляются гусеничным транспортом. Второе восхождение осуществляется неделей позже на дальность около 10 км с рюкзаками массой 14 - 18 кг. Протяженность третьего, последнего восхождения (через две недели после начала тренировок) составляет уже 15 км, батальон поднимается на высоту свыше 2800 м над уровнем моря. Все морские пехотинцы несут рюкзаки массой от 23 до 36 кг. После необходимой акклиматизации как к высоте, так и к суровому климату, обучения методам выживания и передвижения в горах программа предусматривает отработку приемов ведения боевых действий.
В последние две недели морские пехотинцы занимаются боевой подготовкой, совершая длительные переходы по обширным горным районам. Наибольшие трудности встречаются при поддержании определенного темпа движения и необходимого тылового обеспечения подразделений. По единодушному признанию всех морских пехотинцев, обучавшихся в данном центре, подготовка в условиях низких температур является самым трудным из всего того" с чем они встречались. Так, командир 1-го батальона 5-го полка морской пехоты Тихоокеанского флота полковник Р. Фаусетт заявил: "Мы находились ранее в полевых условиях более Длительное время, в частности, во время учений "Тим спирит" и "Маркет сквэа", которые проходили в Южной Корее и в штате Северная Каролина соответственно, не эта подготовка в горах является самой трудной".
Врач того же батальона отмечал, что во время обучения в центре самым частым заболеванием было легкое переохлаждение кожи, зарегистрированы только два случая серьезного обморожения, требовавшие эвакуации военнослужащих в пункт постоянного базирования. Достаточно часто (20 случаев) отмечались случаи горной болезни, вызываемой высотой, быстрым темпом подъема и физической усталостью. Симптомы горной болезни: острая головная боль, тошнота и резкая боль в груди. Кроме того, были два повреждения позвоночника, вызванные падением на спину с тяжелыми рюкзаками, случав растяжения коленного сустава. Врач также добавил, что наилучший способ сохранить хорошее здоровье в горах - получать не менее 4200 калорий пищи, выпивать до 4 л воды в день и стараться избегать соприкосновения кожи тела с металлическими предметами.
Пребывание батальонов морской пехоты в течение месяца в учебном центре в Пикл Медоуз является подготовкой к ежегодному учению морской пехоты США под названием "Эльпайн уорриор".
В составе подразделений учебного центра имеются 65 инструкторов, специализирующихся в определенных областях, в частности: в одном из основных подразделений в отделе боевых операций насчитывается 47 инструкторов, обучающих тактическим приемам ведения боевых действий зимой в горных условиях. Они все включаются в состав подразделений батальона морской пехоты и на протяжении месячного учебного цикла принимают участие в их непосредственной подготовке.
Остальные 18 человек отрабатывают с военнослужащими специфические задачи боевой подготовки. Так, инструкторы-альпинисты (десять человек) обучают жизни в горах, технике восхождения и другим приемам; медики (четыре) - как распознавать и лечить обморожение, простуду в другие заболевания, возникающие в результате воздействия на организм низких температур; инструкторы по выживанию (четыре) знакомят с приемами выживания в холодных климатических условиях (сохранение мобильности, способы добывания пищи охотой, рыбной ловлей).
Каждый инструктор должен пройти ежегодные квалификационные курсы и получить удостоверение, заверенное двумя организациями - профессиональных лыжных инструкторов Америки и Американским альпийским институтом.
Большую роль для повышения мобильности в арктических условиях играет снегоходный транспорт. На вооружении учебного центра по штату имеются десять гусеничных сочлененных транспортеров типа Bv-206 шведской фирмы "Хаглунд" (рис. 2), которые используются здесь в основном для решения задач тылового обеспечения подразделений морской пехоты. Его характеристики: масса с прицепом 4,2 т, грузоподъемность 600 + 1400 кг (тягач+прицеп), число сидячих мест 7 +11, максимальная скорость 55 км/ч, но воде - 3,6 км/ч. Машина способна перевозить средства огневой поддержки батальона, который может быть развернут в районах, находящихся на довольно значительном удалении от основных дорог.
По заявлению представителя морской пехоты США, учебный центр в прошлом году должен был получить дополнительно из сухопутных войск 15 таких транспортеров для подготовки в центре механиков-водителей этих машин, вместо того чтобы готовить их в Норвегии.
В настоящее время в Норвегии для обеспечения морской пехоты США находится 151 гусеничный транспортер Bv-206. Все они принадлежат норвежцам, однако 35 из них укомплектованы водителями из состава морской пехоты США и эксплуатируются ими при проведении учений ОВС НАТО в Норвегии. Остальные машины, водителями которых являются норвежцы, предназначены для тылового обеспечения морской пехоты США.
Американские военные специалисты, высоко оценивая проходимость этих машин в гористой местности, вместе с тем отмечают и ряд недостатков: они требуют особо внимательного и своевременного технического обслуживания; установленные на них пятицилиндровые двигатели фирмы "Мерседес-Бенц" имеют алюминиевые головки, которые склонны к деформации при перегреве, и т. д.
Задачи по тыловому снабжению и разведке в интересах обучающихся подразделений в центре выполняются четырьмя вертолетами СН-46 Е "Си Найт", дислоцирующимися на авиабазе морской пехоты в Нью-Ривер (штат Северная Каролина).
Один из путей повышения боевых возможностей частей и подразделений командование морской пехоты видит в совершенствовании и в конечном счете облегчении полевого снаряжения морского пехотинца, с тем чтобы его боевая выкладка не превышала 1/3 веса тела. Это может быть достигнуто путем создания нового, более легкого личного оружия, разработки удобного и облегченного полевого снаряжения, а также предоставления необходимого вида транспорта. "Мы должны быть достаточно легкими, чтобы быстро добраться в район конфликта, и достаточно тяжелыми (то есть вооружены эффективными системами оружия) для того, чтобы победить противника", - заявил комендант морской пехоты США.
При подготовке к проведению операции (рейда) каждый командир части или подразделения в соответствии с задачей наряду со многими другими вопросами должен решить и следующие: в зависимости от оценки противника, местности и своих сил определить уровень мобильности, необходимый для решения поставленной задачи; сократить вес нагрузки на отдельного морского пехотинца путем тщательного рассмотрения номенклатуры и массы каждого предмета, который он должен (ему разрешено) нести; организовать воздушный и наземный транспорт для перевозки остальных предметов снаряжения и оружия, не требующихся для выполнения данной конкретной боевой задачи; проверить выкладку рядового и сержантского состава, чтобы общий вес снаряжения и оружия не превышал установленной нормы.
Проблема оптимальной боевой выкладки, как отмечают американские специалисты, стоит перед морской пехотой уже в течение нескольких поколений, и решать ее необходимо незамедлительно.
Виды и предметы специальной одежды, защитного и полевого снаряжения, находящиеся на довольствии морской пехоты, приведены ниже.
Одежда:
- камуфляжные куртка и шаровары .......... 1,36
- легкая камуфляжная куртка и шаровары ... 1,03
- шерстяные рубашка и брюки .............. 1,63
- белые куртка и шаровары ................ 1,81
- рубашка с короткими рукавами ........... 0,09
- трусы .................................. 0,14
- форменный ремень с пряжкой ............. 0,09
- головной убор .......................... 0,1
- шерстяной берет ........................ 0,11
- головной убор для джунглей ............. 0,14
- шапка для холодной погоды .............. 0,12
- шарф ................................... 0,17
- перчатки черные кожаные ................ 0,1
- перчатки шерстяные ..................... 0,06
- носки шерстяные ........................ 0,09
- походные ботинки ....................... 1,9
- ботинки для джунглей ................... 1,5
Защитное снаряжение от неблагоприятных погодных условий:
- полевая куртка на подкладке ............ 1,59
- камуфляжные теплые куртка с капюшоном (парка) и шаровары ... 1,18
- пончо и подстежка к нему ............... 1,5
- подстилка для сна ...................... 0,54
- спальный мешок ......................... 3,4
- спальный мешок для холодной погоды ..... 4,31
- защитный навес-палатка ................. 2,02
От стрелкового оружия и осколков:
- каски из кевлара четырех типов ......... 1,13 - 1,47
- бронежилеты иа кевлара пяти типов ...... 3,4 - 5
От оружия массового поражения:
- противогаз М17А1 ....................... 1,35
- защитный костюм (капюшон, костюм, сапоги, перчатки) ... 1,71
- комплект М258 .......................... 0,27
- таблетки для очистки воды .............. 0,03
- насос с фильтром, очищающим воду ....... 0,6

Полевое снаряжение, масса кг
Грузопереносящее:
- переносные ремни ....................... 0,72
- подсумок для приклада .................. 0,14
- фляга с водой емкостью 1 кварта ........ 1,22
- фляга с водой емкостью 2 кварты ........ 2,18
- средний рюкзак ......................... 1,12
- большой рюкзак ......................... 1,3
- каркас к рюкзаку ....................... 1,41
Режущее и копающее:
- штык М7 ................................ 0,6
- штык М9 с ножницами для резки проволоки 0,81
- карманный нож .......................... 0,18
- саперная лопатка ....................... 1,14
Для приготовления горячей пищи:
- спички в водонепроницаемой коробке ..... 0,07
- плитка М1950 ........................... 0,6
Для управления и сигнализации:
- радиостанция AN/PRC-77 ................. 11,21
- компас ................................. 0,14
- граната с цветным дымом ................ 0,64
- ночной прицел "Старлайт" AN/PVS-4 ...... 1,72
- оптический прицел OEG .................. 0,11
Для передвижения:
- лыжи с палками ......................... 4,31
- снегоступы ............................. 2,1
- парашютная система Т-10В ............... 10,43

Самыми надежными элементами комбинированного комплекта одежды для холодной погоды являются камуфляжная меховая куртка с капюшоном и шаровары из ткани гортех, водонепроницаемые ботинки и полипропиленовое белье. Ткань гортех водонепроницаемая, но пропускает воздух и сохраняет тепло. Костюм был принят на вооружение в 1986 году.
Ботинки, сохраняющие ноги в тепле и не допускающие испарения, являются моделью второго поколения, разработанной еще в период корейской войны. Их ношение в течение продолжительного времени приводит к излишней потливости, поэтому по инструкции морские пехотинцы должны производить смену носков не реже раза в сутки. Для устойчивого закрепления этих ботинок на лыжах, приспособленных для ходьбы по пересеченной местности, используются специальные крепления и стропы.
Комплект одежды имеет один недостаток: перчатки (кожаные с внутренней стороны ладони), разработанные для армии США еще в 1950 году, плохо греют кисти рук. Поэтому командование учебного центра советует морским пехотинцам пользоваться собственными.
Боевое применение войск в горно-арктических условиях, как отмечает зарубежная печать, потребует высокого уровня боевой подготовки и профессионализма личного состава, использования более удобного и легкого полевого снаряжения. Трудности, вызываемые экстремальными условиями окружающей среды, будут одинаковыми для каждой из противоборствующих сторон, и верх в вооруженной борьбе одержит тот, у кого окажутся лучшими выучка личного состава, снаряжение и вооружение. Учитывая это, командование морской пехоты США уделяет самое серьезное внимание решению данных задач.

Зарубежное военное обозрение №10 1991



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Морская пехота | Добавил: pentagonus (02.10.2003) | Автор: Капитан 1 ранга А. Широшник
Просмотров: 10120 | Теги: Арктика, А. Широшник, подготовка МП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar