search
menu
person

NEWS AND UDATES


Основные государственные структуры США, решающие задачи информационного противоборства с РФ (2023)

Ю. Свиридов,
В. Дмитриев

Руководство США реализует комплекс мероприятий, направленных на сохранение глобального лидерства в информационной сфере в интересах обеспечения превосходства в сухопутном, морском, воздушно-космическом и киберпространстве. Соединенные Штаты полагают, что преимущества в этой сфере позволят им и дальше устанавливать выгодную для них глобальную информационную инфраструктуру, а также правила, соответствующие американским национальным интересам и позволяющие диктовать свои условия большинству стран мира.

Согласно руководящим документам США безопасность государства в значительной степени зависит от возможности реализации политических, экономических и социальных функций в информационной сфере.

В связи с этим Вашингтон уделяет пристальное внимание вопросам ведения информационного противоборства против недружественных стран. Так, в «Стратегии национальной безопасности» способность адекватно реагировать на вызовы и угрозы в этой сфере рассматривается как критически важное условие для удержания страной глобального лидерства и построения мирового порядка, основанного на правилах коллективного Запада. Кроме того, аналогичные вопросы рассматриваются в «Стратегии национальной обороны», «Национальной военной стратегии», «Национальной киберстратегии» и «Международной стратегии действий США в киберпространстве».

Структуры информационного противоборства в госдепартаменте США и взаимодействующие с ним организации
Структуры информационного противоборства в министерстве обороны США и взаимодействующие с ним проправительственные организации
Схема продуктопровода «Колониал Пайплайн»

В настоящее время эти проблемы решают более 150 правительственных организаций страны, не считая частных компаний и образовательных учреждений, действия которых координируются на самом высоком уровне. Среди государственных структур главную роль в этой сфере играют государственный департамент и министерство обороны (МО).

Госдепартамент – федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функцию министерства иностранных дел, состоящий из региональных и функциональных управлений. Международные отношения с Россией и постсоветскими государствами находятся в ведении Управления по делам Европы и Азии.

Задачи по ведению информационной борьбы возложены на Департамент публичной дипломатии и связям с общественностью, непосредственное руководство которым осуществляет заместитель госсекретаря. В свою очередь секретарь направляет деятельность вверенного ему аппарата на информирование общественности о внешней и внутренней политике США, отношениях с другими странами и обеспечение обратной связи от общественности представителям администрации.

Особое внимание уделяется ведению стратегической пропаганды (в открытых документах – публичной дипломатии) в целях формирования устойчивого позитивного мнения о Соединенных Штатах за рубежом.

Задачи публичной дипломатии США:
– расширение целенаправленного влияния на зарубежную аудиторию;
– формирование у нее положительного отношения к целям и методам реализации внешней и внутренней политики Вашингтона;
– создание благоприятных условий для реализации действий США на международной арене и обеспечение им поддержки со стороны общественного мнения;
– строительство долгосрочных и доверительных отношений с зарубежной аудиторией;
– достижение лучшего понимания за рубежом американских ценностей;
– расширение взаимодействия американских граждан и правительства с населением других стран;
– повышение привлекательности и улучшение имиджа государства.

Госдеп через подчиненное ему Управление публичной дипломатии и связям с общественностью координирует международную деятельность и организует тесное взаимодействие со следующими структурами:
институт иностранных дел – занимается подготовкой дипломатических сотрудников;
центр глобальных воздействий – координирует мероприятия по противодействию пропаганде иностранных государств;
агентство по глобальным медиа – осуществляет координацию американского зарубежного вещания и взаимодействие с ведущими мировыми СМИ. 

Министерство обороны страны в сфере информации отвечает за достижение медийного превосходства над вооруженными силами иностранных государств и защиту своих информационно-технических систем (сетей). На сегодняшний день киберпространство является такой же равноправной сферой ведения специальных действий как и вооруженные силы страны.

Документы Пентагона о подготовке и ведении противоборства в информационной сфере взаимосвязаны со «Стратегией национальной безопасности США» и объединены в единую систему. Основными из них являются:
– «Стратегия действий МО США в информационном пространстве»;
– «Киберстратегия МО США»;
– «Единая концепция действий ВС США в информационном пространстве»;
– «Стратегия МО США по достижению превосходства в электромагнитном спектре»;
– Наставление JP 3-12 (кибероперации);
– Наставление JP 3-13 (информационные операции);
– Наставление JP 3-13.2 (психологические операции);
– Наставление JP 3-85 (операции межвидовых группировок в электромагнитном спектре).

В американском военном ведомстве задачи по ведению противоборства в информационной сфере выполняют штатные и вневедомственные структуры.

Объединенное киберкомандование – штатное оперативное командование Пентагона, которое выполняет свои функции в интересах Соединенных Штатов и национальных вооруженных сил. Оно осуществляет защиту государственных и военных объектов от киберугроз, а также проводит операции в глобальном киберпространстве. Объектами защиты являются телекоммуникационные и вычислительные сети органов государственного и военного управления, автоматизированные системы и средства управления технологическими процессами, компоненты которых доступны через сеть Интернет, центры сбора и обработки информации, а также другие структуры, оснащенные ЭВМ.

Высокий уровень киберзащиты США не исключает воздействия на важнейшие элементы инфраструктуры страны. Так, в мае 2021 года группа неизвестных хакеров на 6 сут остановила продуктопровод «Колониал Пайплайн» протяженностью около 8,8 тыс. км, обеспечивающий около 20 проц. оборота нефтепродуктов в стране. Возникла угроза энергетического кризиса, затрагивающего более 50 млн человек, в связи с чем была объявлена чрезвычайная ситуация в 19 штатах. В результате дефицита топлива начался рост цен на фоне затоваренных горюче-смазочными материалами резервуаров в южной части страны. Нефтеперерабатывающие заводы штата Техас из-за отсутствия сбыта готовой продукции оказались на грани остановки.

Ущерб был оценен в сотни млн долларов, при этом хакеры выручили около 5 млн долларов «откупных» за снятие блокировок, обеспечивающее возобновление работы продуктопровода.

Потенциальными объектами воздействия могут быть автоматизированные системы управления технологическими процессами на критически важных объектах государственной инфраструктуры (энергетика, транспорт, промышленность, водоснабжение, телекоммуникации и пр.), автоматизированные системы государственного и военного управления, системы сбора, обработки и анализа информации, вычислительные сети, средства массовой информации.

Управление перспективных исследований взаимодействует с Пентагоном и разрабатывает прорывные технологии для использования их в интересах вооруженных сил, в том числе технические средства для ведения спецопераций в киберпространстве. Управление исследует возможности применения новых информационных продуктов, созданных с использованием новейших информационных технологий, а именно: программное обеспечение, компьютерные игры, мессенджеры, офисные системы, информационные сайты, поисковые и навигационные системы, мультимедийные продукты, технологии машинного перевода, базы данных и информационно-коммуникационные системы.

С 1994 года Пентагон курирует и финансирует «Горный форум» – некий «мозговой центр» под председательством заместителя министра обороны по разведке, который выступает в качестве площадки для обмена мнениями наиболее компетентных экспертов в области информационных технологий, изучения проблем дезинформации и противоборства в информационной сфере. Это диалоговая площадка для IT-компаний, представителей СМИ и руководства военной разведки, где устанавливаются долгосрочные корпоративные связи, выявляются возможности для повышения эффективности ведения информационной войны. Решения и рекомендации, а также аналитические материалы, подготовленные участниками мероприятия, передаются напрямую в закрытом режиме высшему военному руководству Соединенных Штатов.

Выработанные на платформе «Горного форума» подходы к распространению дезинформации и пропаганды наряду с методами современной журналистики (ведение блогов, создание медиаконтента, стриминг) в полной мере задействуются против России и в основном направлены на молодежь.

Важную роль в ходе ведения информационной войны играют другие федеральные органы государственного управления, такие как служба зарубежного государственного вещания, возглавляемая Агентством по глобальным медиа (USAGM), подотчетное госдепартаменту. В 2022 году объем финансирования данной службы, нацеленной на Россию, Китай и Иран, был установлен в размере 810 млн долларов. Вещанием на 62 языках в сети Интернет (онлайн-медиапроект «Настоящее время»), на телевидении и радио («Голос Америки», «Свобода») охвачено около 350 млн человек продолжительностью 1750 ч эфирного времени в неделю. При этом на борьбу с российским влиянием выделяется около 290 млн долларов, а целевая аудитория в РФ составляет, по оценкам американских специалистов, около 7,7 млн человек.

Финансирование мероприятий, проводимых в информационной сфере, осуществляется через американское Агентство по международному развитию (USAID). Это высший федеральный орган государственного управления в области оказания экономической и гуманитарной помощи за рубежом.

Под прикрытием поддержки демократии проводит подрывные операции в различных странах, включая Российскую Федерацию. Начиная с 1992 года агентство принимало участие в создании Конституции РФ, разработке гражданского, налогового и земельного кодексов, финансировало деятельность некоммерческих и неправительственных организаций, развернутых на территории России. В 2012 году деятельность его в РФ была прекращена, но при этом сохранились возможности деструктивного воздействия через страны ближнего и дальнего зарубежья.

Деятельность USAID координируется госдепом и финансируется из государственного бюджета. Распределение финансовых средств на конкретные проекты осуществляется через неправительственные структуры, расположенные на территории «демократизируемых» стран и через американские неправительственные организации, общества, частные компании, фонды и правозащитные организации. В наибольшей степени агентство проявляет активность при взаимодействии с такими организациями, как «Фридом Хаус», фонд Сороса «Открытое общество», фонд «Евразия», центр А. Эйнштейна, Национальный демократический институт США, Международный республиканский институт. Механизм «непрямого финансирования» позволяет скрыть непосредственную причастность государственных органов США к процессу «демократизации», а также истинные цели и решаемые задачи.

Наиболее успешные для американцев проекты, направленные на противодействие России в зонах ее влияния на постсоветском пространстве, были реализованы ими на Украине (государственный переворот в 2014 году), в Казахстане (попытка переворота в январе 2022-го) и Армении (военный конфликт с Азербайджаном в сентябре-октябре 2022-го).

Ежегодный объем финансирования USAID превышает около 20 млрд долларов и постоянно увеличивается, что объясняется стремлением США сохранить за собой глобальное мировое лидерство. В противостоянии с Россией, обладающей оружием массового поражения, противоборство в информационной сфере по критериям «эффективность – стоимость» и «стоимость – результат» представляется американской администрации безопасным методом ее ослабления, исключающим применение ракетно-ядерного оружия. Данный метод оказался наиболее востребованным инструментом внешней государственной политики Вашингтона.

По американским законам государственным органам, включая госдеп и военное ведомство, категорически запрещено заниматься информационно-пропагандистской деятельностью, поэтому они заключают договоры с частными пиар-компаниями, социальными мессенджерами (Twitter, Meta, You Tube и др.), владельцами сайтов, блогерами, что исключает нарушения законодательства.

К их услугам обращаются бизнесмены, чиновники и политики. Цель таких обращений – убеждение американского населения, других стран или мировой общественности в необходимости поддержки и формирования общественного мнения в интересах американской политики. Например, в 2003 году PR-компания «Хилл энд Ноултон» получила заказ на обоснование необходимости вооруженной агрессии США против Ирака. В конечном счете в конгрессе состоялось выступление дочери посла Кувейта, которая со слезами на глазах рассказала о якобы зверствах иракских солдат на территории ее страны. После такого выступления санкция на войну с Ираком была получена без лишних проволочек.

Вскоре после начала специальной военной операции ВС РФ на Украине американская администрация под руководством Дж. Псаки 15–16 марта 2022 года провела двухдневные сборы с популярными в социальных сетях украинскими блогерами. На этой встрече они получили конкретные указания о том, как именно следует освещать ход начавшейся операции, на что обращать особое внимание, о чем можно говорить и о чем нельзя. Отдельно оговаривались вопросы финансирования их деятельности.

В этот же период значительно расширился круг американских PR-компаний, привлекаемых для освещения действий вооруженных сил Украины и России: «PR Уик», «PR Нетуорк», «Стоп Фейк», «Линкедин», «Эдельман», «PR Глобал стратеги» и другие. Изучение содержания и направленности информационных материалов позволяет сделать вывод о проведении широкой дезинформации западного обывателя относительно происходящих на Украине событий. Одновременно публикуются материалы, дискредитирующие Президента Российской Федерации и подвергающие сомнению способность ВС РФ достичь целей операции и выполнить поставленные задачи.

В ходе сотрудничества частных PR-компаний с государственными органами разрабатываются планы информационных операций (акций) против России и других недружественных для США государств, препятствующих продвижению интересов американского бизнеса. Их согласование и утверждение осуществляется госдепом и Пентагоном, а наиболее значимые операции рассматриваются на Совете национальной безопасности и утверждаются президентом США.

Как правило, план подготовки информационной операции включает несколько последовательных этапов. Вначале тщательно подбирается информповод, например, вмешательство других стран в процесс выборов американского президента. Далее его подводят под анонимные действия, за которыми якобы может стоять страна, против которой спланирована операция. В последующем к участию подключают союзников и партнеров (Польша, Литва, Германия, Украина и др.), которые подхватывают и раздувают дискуссию на тему иностранного вмешательства. На следующем этапе ее интенсивность наращивают в США, Великобритании, Франции и других странах. При этом требования обвиняемого государства представить доказательства о его причастности к данному вмешательству остаются без ответа, потому что «и так все ясно».

Следует отметить, что активно отрабатываются методики подмены государственной принадлежности источника атаки и создания искусственных улик для дискредитации какой угодно страны. На языке западных спецслужб это называется «false flag operations» – операции под ложным флагом. Так фабрикуются улики, включая IP-адреса и другие сведения технического характера. В дальнейшем выводы по работе следственных комиссий или ангажированных компаний в сфере кибербезопасности без какой-либо объективной доказательной базы продвигаются через СМИ, в том числе в виде утечек и конфиденциальных бесед «с лицами, близкими к расследованию», и оттуда распространяются по социальным сетям.

В дальнейшем интерес к теме иностранного вмешательства может оказаться пониженным, но еще долгие годы она будет периодически активироваться заинтересованными странами, нанося репутационный ущерб обвиняемому государству путем повторения бездоказательных обвинений. Это создает основания для введения различного рода санкций, наносящих ущерб экономике, науке, образованию и здравоохранению.

Успешность таких акций зависит от результативного вброса информации в решающий момент, а также слаженности действий союзников и партнеров.

Так, в середине сентября 2021 года почти за два месяца до выборов президента США директор ФБР заявил о факте вмешательства в них России. Тем самым был создан формальный повод для обвинений в отношении РФ, когда любой киберинцидент – реальный, инсценированный либо выдуманный, можно приписать «российским хакерам» и ввести новый пакет санкций в отношении Москвы.

Существенный вклад в повышение интенсивности информационного противоборства в отношении Кремля вносят американские СМИ, которые в совокупности являются основным источником распространения новостей внутри страны и за ее пределами. Это всемирно известные создатели или агрегаторы новостей Yahoo News, Google News, MSN, AOLNews, Reddit. Однако в настоящее время главным инструментом США для достижения глобального доминирования в этой сфере является сеть Интернет, которая в России и других странах мира стала более важным источником информации, чем ежедневные газеты.

Руководство Белого дома в последний год правления Б. Клинтона (2001) позволило крупнейшим компаниям, в том числе производителям оружия, приобрести около 90 проц. независимых СМИ. С тех пор последние функционируют в качестве инструмента пропаганды в интересах влиятельных и мощных групп, в том числе Совета по международным отношениям. Эта частная американская организация в сфере международных связей в составе топ-финансистов, промышленных магнатов, руководителей СМИ, ученых, военных и политиков высшего ранга оказывает существенное влияние на внешнюю политику Соединенных Штатов.

Другие группы влияния координируют и направляют деятельность крупнейших корпораций, которые охватывают любой вид взаимодействия человека с окружающим его миром, включая телеканалы, печатные издания и кинопроизводство: «Уорнермедиа», «Ньюс корпорейшн», «Уолд Дисней», «Виаком/CBS», «Универсал». Новостные каналы CNN, BBC, ABC, NBC, CBS принадлежат этим же корпорациям, которые, по сути, являются мировыми источниками новостных лент, трактующих значимые события в интересах коллективного Запада. При этом зачастую используются дезинформация, ложь и клевета. Независимых же и свободных от цензуры изданий в государстве практически нет и американские граждане вследствие этого лишены возможности получать объективную информацию. Иная, отличная от официальной, точка зрения преследуется государственными органами обеспечения правопорядка (объявление человека персоной нон грата, обвинение в пособничестве терроризму, организация прослушивания телефонных разговоров, слежки, обыски, увольнение с работы).

Во время проведения Россией специальной военной операции на Украине Белый дом делает акцент на антироссийской истерии, демонизации Президента Российской Федерации В. Путина и ядерной войне, которую он якобы «хочет развязать». В результате таких лживых информационных воздействий в США и Европе возникает русофобия, негативное отношение к русскоязычным гражданам, осквернение памятников и государственных учреждений РФ за рубежом.

Информационное противоборство рассматривается американской администрацией в качестве приоритетного инструмента международного влияния, поскольку здесь могут быть достигнуты значительные результаты при минимальных затратах. В настоящее время для Вашингтона информационная сфера стала традиционной средой достижения политических, экономических, военных и других целей, в которой отсутствуют территориальные границы между суверенными государствами. Белый дом намерен сохранить американское лидерство в мировом информационном пространстве и не допустить его утраты в будущем. С этой целью в стране сохраняются темпы развития высоких технологий, которые могут обеспечить ей лидирующие позиции в этой сфере. Таким образом, Соединенные Штаты создали многовекторную систему информационного противоборства, представляющую серьезную угрозу интересам России, что вызывает необходимость принятия адекватных мер по обеспечению ее национальной безопасности в информационной сфере.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №6. - С. 3-10

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.06.2023) | Автор: Ю. Свиридов
Просмотров: 506 | Теги: информационное противоборство, Ю. Свиридов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar