Американский комплекс лазерного оружия самолётного базирования
Полковник С. Ольгин
Руководство министерства обороны США в рамках концепции развития и совершенствования вооруженных сил уделяет повышенное внимание созданию новых видов оружия, принцип действия которых основан на ранее не использовавшихся физических принципах. К их числу относится разрабатываемый американскими фирмами «Боинг», «Локхид-Мартин» и TRW комплекс лазерного оружия самолетного базирования (ЛОСБ). Работы выполняются под общим руководством министерства ВВС США при непосредственном участии агентства противоракетной обороны (ПРО) и некоторых привлекаемых к программе американских компаний, специализирующихся на выполнении отдельных заказов.
Фирма «Боинг» осуществляет разработку общей концепции создания ЛОСБ, системы боевого управления комплексом и ряда других бортовых систем, монтаж элементов комплекса ЛОСБ и переоборудование самолета-носителя в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также интеграцию всего комплекса. Одной из важнейших частей комплекса является система управления стрельбой.
На корпорацию «Локхид - Мартин» возложена разработка адаптивной оптики, системы управления лучом, ряда пассивных и активных оптоэлектронных средств обнаружения и сопровождения целей, а также средств наведения луча силового лазера на цель.
Фирма TRW разрабатывает импульсный химический (кислородно-йодистый) лазер (КИЛ), серийные образцы которого предположительно будут мегаваттного класса. Кроме того, она отвечает за создание систем наземного обеспечения силового лазера.
В целях реализации программы создания такого комплекса проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лабораторные и натурные испытания оптоэлектронных систем, разрабатываются аппаратно-программные средства для автоматизированного управления лазерным оружием.
По оценкам американских экспертов, комплекс ЛОСБ, получивший в ходе разработки условное обозначение YAL-1A, сможет автономно обнаруживать, распознавать и уничтожать баллистические ракеты (БР) на активном участке полета, крылатые ракеты (КР) и самолеты на дальностях до 400 км. Согласно планам командования ВВС США, самолеты, оснащенные таким комплексом, будут патрулировать на безопасном (до 100 км) удалении от линии соприкосновения войск и передислоцироваться ближе к линии фронта после решения задачи завоевания господства в воздухе. Для круглосуточного патрулирования в районе ракетоопасных направлений и непрерывного наблюдения за территорией противника потребуется не менее пяти самолетов, оборудованных ЛОСБ. Программой работ по созданию такого оружия предусмотрено поэтапное формирование (до 2009 года) эскадрильи из семи машин.
В мирное время самолеты, оснащенные данными комплексами, планируется размещать на авиабазах континентальной части США и поддерживать в состоянии постоянной готовности к переброске в район предполагаемого боевого применения практически на любом театре военных действий (ТВД). На аэродроме постоянного базирования в целях обеспечения обслуживания и боевого функционирования комплекса предполагается развернуть соответствующую инфраструктуру, а также склад емкостей для хранения и заправки химическими агентами силового лазера. При передислокации самолет с ЛОСБ может нести в своем грузовом отсеке более 20 т топлива для силового КИЛ. Переброску средств обслуживания комплексов на аэродромы временного базирования намечается осуществлять военно-транспортными самолетами. В состав комплекса войдут (см. рисунок): самолет-носитель, созданный на базе грузопассажирского широкофюзеляжного самолета Боинг 747-400F; силовой лазер инфракрасного (ИК) диапазона длин волн, состоящий из 14 модулей, образующих единую систему, что обеспечит получение требуемой мощности излучения; система боевого управления комплексом; система управления стрельбой, включающая ряд пассивных и активных оптоэлектронных средств обнаружения и сопровождения целей, а также средства наведения луча силового лазера на цель; средства обеспечения и обслуживания, в том числе наземные средства технического обслуживания. Силовая установка самолета Боинг 747-400F состоит из четырех двигателей CF6-80C2B1F производства фирмы «Дженерал электрик» или RB 211-524 G(H) фирмы «Роллс-Ройс». Максимальное время барражирования в районе боевого применения без дозаправки топливом в воздухе около 6 ч. В интересах обеспечения требуемого уровня боевой эффективности одновременно в воздухе вблизи предполагаемого района старта БР должны находиться два самолета, осуществляющих патрулирование на встречных курсах.
Самолет-носитель YAL-1A по сравнению с Боинг 747-400F имеет несколько удлиненные консоли крыла и усиленную конструкцию створок грузового отсека. Характерным внешним отличительным признаком самолета-носителя с ЛОСБ является носовой обтекатель шарообразной формы, под которым установлена система формирования излучения. Она содержит телескоп наведения лазерного луча с главным зеркалом диаметром 1,5 м.
Основные тактико-технические характеристики самолета Боинг 747-400F
Экипаж, человек
|
2
|
Оперативная группа, человек
|
4-6
|
Масса, т:
|
|
пустого самолета
|
181
|
максимальная взлетная
|
363
|
максимальная ПН
|
113
|
Максимальная скорость полета
на высоте 10 000 км
|
М = 0,83
|
Максимальная дальность полета
(с нагрузкой 113 т), км
|
8 000
|
Практический потолок, м
|
13 500
|
Геометрические размеры, м:
|
|
длина фюзеляжа
|
70,7
|
высота (по килю)
|
19,4
|
размах крыла
|
65,5
|
Полезный объем грузового отсека, м3
|
778
|
|
|
|
|
Компоновочная схема комплекса ЛОСБ
|
Зарубежное военное обозрение №8 2002 с. 31-33
Смотрите также
|