search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевые возможности стратегической авиации военно-воздушных сил США (2023)

Боевые возможности стратегической авиации военно-воздушных сил США

Полковник В. Александров,
доктор военных наук, профессор

Опыт вооруженного противоборства вооруженных сил (ВС) США последних десятилетий в различных регионах мира свидетельствует о все более возрастающей роли авиации в достижении целей военных конфликтов. Обладая самым многочисленным и современным парком авиационной техники в мире, Соединенные Штаты особое внимание уделяют развитию боевых возможностей военно-воздушных сил (ВВС), стремясь достичь уровня, который бы позволил решать ключевые задачи будущих войн.

Под боевыми возможностями авиации принято понимать совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих возможности формирований ВВС с имеющимися (выделенными) силами и средствами обеспечения по выполнению определенных боевых задач за установленное время в конкретных условиях обстановки.

Основные ТТХ самолетов и БПЛА боевой авиации ВВС США

Применительно к боевой авиации данный показатель может рассматриваться как интегральная характеристика огневых, ударных, маневренных и других возможностей летательных аппаратов (ЛА), уровня подготовки командного и степени мастерства летного состава, проявляемых в ходе решения поставленных задач, а также других детализирующих их критериев. В их числе:
– параметры области боевого воздействия – это пространство, в пределах которого авиационные части (соединения) способны решать поставленные задачи, в частности глубина (досягаемость, тактические радиусы ЛА) при различных способах действий, режимах, профилях полета, вариантах постановки задач и боевой загрузки, время, необходимое для их выполнения, готовности к первому и подготовки к повторному вылету, а также боевое напряжение;
– ожидаемые результаты действий, для оценки которых могут использоваться величина наносимого ущерба группировкам противника на земле и в воздухе, количество поражаемых объектов, степень вывода их из строя и время, требуемое для восстановления работоспособности, объем и достоверность добываемой разведывательной информации, качество выполнения специальных задач;
– живучесть ЛА, их возможные потери.

Перечисленные показатели рассчитываются с учетом условий местности и метеорологической обстановки, характера противодействия противника на земле и в воздухе, воздействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также степени помехозащищенности радиоэлектронного оборудования (РЭО) летательных аппаратов.
Из всего комплекса частных показателей, детализирующих уровень боевых возможностей авиации ВВС Соединенных Штатов в целом, целесообразно детально остановиться на огневых, ударных, летно-тактических характеристиках состоящих на вооружении ЛА, ожидаемых результатах их применения, а также отдельных направлениях совершенствования.

Боевая авиация ВВС США включает стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) как воздушный компонент стратегических наступательных сил, стратегическую разведывательную и стратегическую беспилотную авиацию, а также тактическую, как компонент сил общего назначения.

Стратегическая бомбардировочная авиация является наиболее универсальным компонентом ядерной "триады", способным эффективно решать широкий круг задач в любых видах войн и военных конфликтах с применением как ядерного, так и обычного оружия. Она предназначена для сдерживания вероятного противника и поражения его критически важных объектов в ходе военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения. Парк СБА представлен тяжелыми стратегическими бомбардировщиками (СБ) В-52Н "Стратофортресс", В-1В "Лансер" и В-2А "Спирит".

Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" более шести десятилетий является основой парка СБА США. Он систематически модернизировался для применения различных типов оружия класса "воздух – земля", имеющегося в арсенале ВВС. В настоящее время В-52Н оснащен современными бортовым РЭО, радиолокационными станциями (РЛС), комплексом РЭБ и оптико-электронной прицельной системой. Учитывая и другие высокие показатели боевых возможностей данного образца авиационной техники, американские ВВС планируют очередной раз увеличить эксплуатационный срок его службы.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В "Лансер" с изменяемой стреловидностью крыла создавался для прорыва мощной зональной системы противовоздушной обороны (ПВО) путем пролета ее на сверхзвуковой скорости на малых высотах с огибанием рельефа местности и выхода в оперативную глубину территории противника. Имеет большую боевую нагрузку и широкую номенклатуру ракетно-бомбового вооружения для выполнения ударных операций с применением обычного (неядерного) оружия на больших дальностях.

Стратегический бомбардировщик В-2А "Спирит" предназначен для прорыва глубоко эшелонированной ПВО противника за счет характеристик "малозаметности", обладает высокими боевыми возможностями при решении ударных задач как с обычными, так и с ядерными средствами поражения. Самолет выполнен по схеме "летающее крыло", при его изготовлении использовались стелс-технологии. Это самый дорогой самолет в мире.

Анализ военных конфликтов последних десятилетий с участием Соединенных Штатов не дает в полной мере оценить боевые возможности СБ, так как они применялись в основном в минимально прикрытом или совсем не защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве противоборствующей стороны.

Руководство Пентагона понимает, что такие вероятные противники США, как РФ и КНР, с их достаточно совершенными системами, средствами и комплексами ПВО, скорее всего не позволят американской СБА свободно действовать в воздушном пространстве.

Исходя из этого, командование ВВС США не планирует использование бомбардировщика В-52Н для проникновения в зоны ограничения и воспрещения доступа противника (так называемые зоны A2/AD). В последующем предполагается введение подобных мер для стратегических бомбардировщиков В-1В и В-2А, считающихся, по американским оценкам, недостаточно способными самостоятельно действовать по целям в данных зонах.

Существующий в настоящее время парк СБА военно-воздушных сил США имеет относительно удовлетворительный эксплуатационный ресурс на период последующих 30 лет, но уже сейчас прогнозируется недостаточный уровень боевых возможностей бомбардировочной авиации для решения задач в военных кампаниях будущего. Учитывая, что к настоящему времени возраст СБ В-2А составляет свыше 30 лет, и в недалеком будущем возникнут потребности в более совершенных технологиях, обеспечивающих самолетам ВВС США способность преодоления современных средств ПВО вероятного противника, возникла необходимость разработки нового стратегического бомбардировщика следующего поколения, который получил наименование В-21 "Рейдер".

В соответствии с замыслом командования американских ВВС и исходя из опыта применения СБА в современных вооруженных конфликтах, новый ЛА намечено построить на основании принципа "двойного предназначения", предполагающего ввод в эксплуатацию перспективного бомбардировщика как с ядерным, так и с обычным вооружением с учетом значительного расширения его возможностей по авиационной поддержке наземных войск.

Новый образец будет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло", что в совокупности с применением в конструкции бомбардировщика комплекса других технологических решений позволит существенно снизить его заметность.

Ожидается, что использование стелс-технологий обеспечит В-21 возможность гарантированного скрытного преодоления глубоко эшелонированной системы противовоздушной обороны. Однако, несмотря на конструкцию самолета, авиационное вооружение, в том числе с ядерными боевыми частями, заведомо планируется применять вне досягаемости средств поражения ПВО противника.

Американская компания "Нортроп-Грумман" – производитель стратегического бомбардировщика В-21, 2 декабря 2022 года провела презентацию первого выпущенного экземпляра, представив его министру обороны США. По информации руководства компании этот образец и еще пять самолетов данного типа находятся на различных стадиях производства. Поднять машину в воздух планируется в 2023 году.

В ближайшей перспективе бомбардировщик будет принят на вооружение после 2025 года, а к 2040-му ожидается закупка до 100 единиц таких летательных аппаратов. Стоимость одного образца не должна превысить 550 млн долларов.

Последним этапом строительства обновленных сил стратегической бомбардировочной авиации ВВС США станет замена существующих носителей ядерного и высокоточного оружия СБ B-1B и B-2A, а после 2050 года и В-52Н на перспективный самолет B-21 "Рейдер".

Таким образом, основные преимущества стратегических бомбардировщиков американских ВВС в настоящих и будущих военных конфликтах определяются следующими показателями их боевых возможностей:
– значительные дальность и продолжительность полета, позволяющие действовать практически в любом регионе земного шара при базировании на континентальной части США;
– большая и многовариантная боевая нагрузка, в том числе высокоточными авиационными средствами поражения;
– бортовое оборудование и вооружение, позволяющие поражать цели с высокой надежностью днем и ночью в любых метеоусловиях;
– гибкость применения, обусловленная возможностью постановки новых боевых задач в ходе полета.

В целом, в соответствии со взглядами руководства Пентагона стратегические бомбардировщики, являясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, остаются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением как обычного, так и ЯО.

В современных условиях воздушная разведка играет все более важную роль в вопросах обеспечения ситуационной осведомленности руководства ВС, проведения операций, выбора форм и способов применения войск (сил).

Действующие стратегии и концепции ВВС США решение главных задач воздушной разведки возлагают на стратегическую разведывательную авиацию.

В ее состав входят разведывательные самолеты RC-135V/W "Ривет Джойнт", RC-135S "Кобра Болл", RC-135U "Комбат Сент" и U-2S "Дрэгон Леди", летно-тактические характеристики которых представлены в таблице.

Стратегический самолет-разведчик RC-135V/W "Ривет Джойнт" ВВС США является основным ЛА радио- и радиотехнической разведки (РРТР) средств излучения наземных, морских и воздушных носителей в различных диапазонах волн.

Он предназначен для перехвата, записи и анализа радиопереговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными командными пунктами на дальностях до 900 км, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника на дальностях до 500 км.

В состав оперативных групп самолетов-разведчиков входят офицеры боевого авиационного командования, операторы РЭБ и операторы управления ведением разведки воздушного пространства, которые отслеживают местоположение самолетов противника и зенитных ракетных комплексов по радиолокационным излучениям, ведут радионаблюдение за перехватами, выполняемыми истребителями, и за сетями связи секторов ПВО противника.

Самолет фото- и телеметрической разведки RC-135S "Кобра Болл" предназначен для обнаружения пусков баллистических ракет на дальности до 500 км, определения параметров их траектории и съемки сигнатур баллистических целей (в том числе боевых блоков при входе в атмосферу). Он оборудован высокочувствительными оптическими системами с широким полем обзора и следящим оптическим телескопом с высокой разрешающей способностью, а также ИК-камерами с суммарным полем обзора 180° по азимуту с каждого борта.

Самолет-разведчик RC-135U "Комбат Сент" – самолет электронной разведки, предназначенный для точного определения координат приоритетных целей с использованием тепловизионной, спектрографической, радиометрической, а также автоматической экспертной систем.

Стратегический высотный самолет-разведчик U-2S "Дрэгон Леди" – один из старейших ЛА, до сих пор находящийся на вооружении в ВВС Соединенных Штатов. Созданный на базе своего предшественника – самолета-разведчика "Локхид" U-2, поступившего в эксплуатацию в 1956 году, он до настоящего времени находится на вооружении и применяется для ведения стратегической воздушной разведки практически во всех районах земного шара как в мирное время, так и в ходе вооруженных конфликтов с участием США.

Этому способствуют его специфические летно-технические качества, неоднократно проводимые работы по модернизации, а также высокие характеристики и боевые возможности комплекса разведывательного оборудования, автоматизации, связи и радиоэлектронного противодействия.

Самолет-разведчик U-2 выполнил множество стратегических и тактических разведывательных задач. Вариант U-2S может нести в отсеках самолета различную аппаратуру, при этом модульный принцип конструкции разведывательного комплекса дает возможность менять датчики и конфигурацию под специфические задачи, а доступные технологии, включая оптико-электронные системы и радиолокационные станции, позволяют вести разведку в любую погоду и получать изображения высокого качества.

Оптические камеры разработаны специально для высотной разведки и отличаются очень высоким разрешением изображений, а цифровые системы могут осуществлять передачу данных с самолета в кратчайшие сроки на наземные пункты приема, быстро их обрабатывать, анализировать и доводить информацию по цепочке "сенсор – командир", что весьма важно в современной войне.

Цифровая станция видовой разведки позволяет вести съемку в большом числе спектральных диапазонов, обеспечивая получение изображений прямоугольных зон вдоль маршрута полета самолета в любую погоду и время суток, в дыму, тумане и при наличии других атмосферных явлений. Непрерывно получаемая последовательность стоп-кадров каждой прямоугольной области одновременно передается на наземную станцию контроля для обработки и анализа. Самолет также может оборудоваться РЛС бокового обзора высокого разрешения, позволяющая вести разведку одновременно по левому и правому борту и формировать изображения объектов в любую погоду и время суток в почти фотографическом качестве. В состав разведывательного комплекса U-2S входит автоматическая система РРТР с дальностью действия до 300 км и точностью определения направления на источники излучения до 1,5°, а также аппаратура радиационной и химической разведки.

В целом, ведя разведку с высоты более 21 000 м, "Дрэгон Леди" имеет обзор от горизонта до горизонта, предоставляя возможность выполнять фотографирование объектов и запретных зон без необходимости пролета над ними, получать изображение местности площадью до 15 тыс. км² за один час полета, вскрывать и автоматически распознавать до 1 тыс. типов радиоэлектронных устройств.

Стратегическая беспилотная авиация в ВВС США в настоящее время имеет на вооружении два типа беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с большой продолжительностью полета MQ-9A "Рипер" и RQ-4 "Глобал Хок". Их основные характеристики представлены в таблице.

Многоцелевой БПЛА MQ-9А "Рипер" в настоящее время располагает наибольшими возможностями в своем классе по количеству и номенклатуре применяемых средств поражения наземных целей. Он имеет массу полезной нагрузки 1 700 кг и способен нести на шести точках внешней подвески до 14 управляемых ракет AGM-114 "Хеллфайр" и управляемые бомбы GBU-12/GBU-38 массой 227 кг каждая. В ходе разведки и патрулирования аппарат может находиться в воздухе около 30 ч. Высота полета БПЛА с максимальной боевой нагрузкой обычно не превышает 7 500 м. В разведывательном варианте MQ-9А "Рипер" способен подниматься на высоту более 14 000 м.

Высотный стратегический разведывательный БПЛА RQ-4 "Глобал Хок" является самым большим по размерам и массе серийным беспилотным летательным аппаратом в мире, широко и довольно успешно используемым США в мирное время и в военных конфликтах.

Он оснащается интегрированной системой наблюдения и разведки, включающей в себя радиолокационную, оптическую и инфракрасную разведывательную аппаратуру, возможности которой обеспечивают получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 км2 по маршруту полета длиной 200 км. В точечном режиме проводится съемка площади размером 2 х 2 км, при этом за 24 ч может быть получено более 1 900 изображений с разрешением 0,3 м.

Основные направления совершенствования боевых возможностей стратегических БПЛА американские военные специалисты связывают не столько с разработкой новых типов ЛА, сколько с совершенствованием способов их боевого применения и информационной среды, в которой они действуют. Под этим подразумевается:
– отработка вопросов совместного применения беспилотных и пилотируемых самолетов ВВС в единых боевых порядках для снижения потерь последних от ПВО противника, разведки, доразведки целей, целеуказания;
– интеграция БПЛА в единое информационно-коммуникационное пространство, повышение автономности их действий и автоматизация процессов управления ими.

Таким образом, стратегическая авиация ВВС США обладает высокими боевыми возможностями, располагая технологически совершенными образцами авиационной техники и вооружения, а также значительным практическим опытом, являющимся следствием фактически непрерывного в течение последних десятилетий участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных регионах мира. Это позволяет Соединенным Штатам постоянно совершенствовать формы и способы боевого применения своего авиационного стратегического компонента и поддерживать высокий статус национальных военно-воздушных сил.

Зарубежное военное обозрение. - 2023. - №3. - С. 62-67

Смотрите также
Категория: ВВС | Добавил: pentagonus (28.03.2023) | Автор: Полковник В. Александров
Просмотров: 1159 | Теги: В. Александров, стратегическая авиация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar