Проблемы утилизации атомных подводных лодок в ВМС иностранных государств Капитан 3 ранга И. Яценко Любая военно-морская держава рано или поздно сталкивается с проблемой - что делать с физически и морально устаревающими кораблями? Традиционные пути разрешения этой проблемы предусматривали разделку корабля на металлолом, затопление в море, использование в качестве мишени, превращение в мемориальный музей или продажу другим странам. При этом не возникало каких-либо существенных технических, политических, экологических или финансовых проблем. Однако в последние десять лет особую актуальность приобрел вопрос вывода из состава ВМС и утилизации кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Зарубежные страны, обладающие ядерной технологией, начали внедрение новых источников энергии на корабли в основном в 50-х годах. К 1998 году США, Франция, Великобритания и Китай построили 236 атомных ПЛ (ПЛА). До 1990 года случаи вывода из боевого состава ВМС отслуживших свой срок ПЛА были единичными, и к тому времени лишь 25 из них в той или иной мере подверглись процедуре утилизации. Сокращение военно-морских сил с окончанием «холодной войны», старение кораблей и финансовые ограничения на содержание вооруженных сил привели к массовому выводу из боевого состава ВМС стран НАТО атомных ПЛ (в период с 1990 по 1998 год 114 единиц). В ближайшие десять лет возникнет необходимость в утилизации еще 70-75 ПЛА. Когда начиналось строительство первых ПЛА, мало кто задумывался над перспективами завершения их жизненного цикла. Слишком много было проблем, которые требовалось решать в ходе разработки, принятия на вооружение и эксплуатации принципиально новых кораблей. Однако уже в начале 90-х годов все зарубежные страны, имевшие в составе ВМС ПЛ с ЯЭУ, были вынуждены тратить огромные средства на утилизацию. Основные трудности и наибольшие финансовые затраты связаны при этом с обеспечением радиационной безопасности персонала и окружающей среды на всех стадиях процесса утилизации ПЛА и в дальнейшем - при длительном хранении реакторов и радиоактивных отходов в специальных резервациях. Другие процессы (извлечение механизмов, оборудования, оружия и разделка корпуса) в целом аналогичны тем, которые осуществляются на кораблях с обычными энергетическими установками, и в достаточной степени освоены промышленностью. США, Великобритания и Франция, столкнувшись с проблемами утилизации ПЛА, выработали разные подходы к их разрешению. Первая в мире атомная ПЛ «Наутилус» (бортовой номер SSN-571) была построена в США в 1954 году. С тех пор американские ВМС получили еще 190 ПЛ с ЯЭУ, из которых соотносились к классу многоцелевых ПЛА, 59 -атомных ПЛ с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и одна была атомная исследовательская ПЛ. Первой из боевого состава в мае 1969 года была выведена ПЛА «Тритон» (SSN-586). До 1980 года прекратилась эксплуатация только трех ПЛА. К 1990 году в основном в результате сокращения количества ПЛАРБ как морского компонента стратегических ядерных сил по договору ОСВ-2 из состава ВМС были исключены еще 24 единицы. С 1990 года начался массовый вывод из боевого состава американских ВМС атомных ПЛ первых поколений. Списанию подлежали в первую очередь многоцелевые ПЛА типов «Скипджек» и «Пермит», а также ПЛАРБ типов «Мэдисон» и «Лафайет». Кроме того, в связи с переориентацией военно-морской стратегии США на деятельность в прибрежных водах в районах региональных кризисов было принято решение о поддержании оптимального количества ПЛА на уровне 45 - 55 единиц. По этой причине, а также в целях сокращения бюджетных расходов первые корпуса относительно современных ПЛА типов «Стёрджен» и «Лос-Анджелес» вместо прохождения дорогостоящих процедур модернизации и перезарядки ядерных реакторов тоже были отправлены на утилизацию. Таким образом, к 1998 году уже около 95 атомных ПЛ были выведены из боевого состава ВМС и еще 25-29 покинут флот в ближайшие десять лет. Осознавая всю
важность и сложность задач утилизации атомного подводного флота, командование
ВМС США еще в конце 70-х годов начало изучать пути решения возникающих при этом
проблем. Согласно принятым в стране экологическим законодательным актам любой
проект федерального уровня должен оцениваться с точки зрения возможного
нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим в период с 1982 по 1984 год
были проведены исследования, в результате которых определились три подхода к
решению вопросов утилизации атомных ПЛ (не менее 100 единиц в течение 20 - 30
лет): Первоначально руководство ВМС отдало предпочтение морскому способу утилизации ПЛ с ЯЭУ как наиболее дешевому и технически простому, тем более, что подобный опыт уже имелся. В апреле 1959 года таким образом была решена проблема утилизации реакторного отсека ПЛА «Сивулф» (SSN-575) - он был затоплен на значительном удалении от Восточного побережья США. Кроме того, исследования, проведенные в районах нахождения ПЛА «Трешер» (SSN-593) и «Скорпион» (SSN-589), которые затонули соответственно в 1963 и 1968 годах, не выявили каких-либо существенных признаков радиоактивного заражения воды, дна или морских животных. Тем не менее пришлось принимать в расчет серьезные изменения в экологической политике, произошедшие в 70-е годы, а также требования мировой общественности, направленные на запрещение захоронения радиоактивных отходов в океане. В 1983 году поправки, внесенные в национальное законодательство по охране окружающей среды, значительно осложнили процедуру получения разрешения на затопление радиоактивных материалов. Таким образом, после проведения дополнительных исследований командование ВМС в 1984 году приняло за основу первый вариант утилизации атомных ПЛ. На первом этапе производится выгрузка ядерного топлива, демонтаж вооружения и основных корабельных систем. С 1969 года и до конца 80-х эти операции выполнялись на пяти военно-морских верфях (в ВМБ Чарлстон, Мэр-Айленд, Пёрл-Харбор, Портсмут и Пьюджет-Саунд), а также на двух частных («Электрик боут дивижн» и «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг»). После их завершения корпуса методом буксировки переправлялись на судоверфь в Пьюджет-Саунд (район г. Сиэтл) на Западном побережье США, так как только она обладает мощностями по вырезке реакторных отсеков и разделке корпусов атомных ПЛ на металлолом. В дальнейшем было признано целесообразным все работы проводить в одном месте, и с 1990 года все ПЛА своим ходом прибывают для утилизации исключительно в Пьюджет-Саунд. Процедуры вырезки реакторного отсека и разделки корпуса ПЛА требуют значительного времени - от 10 до 14 месяцев. Судоверфь в Пьюджет-Саунд не справляется с нарастающим потоком поступающих на утилизацию ПЛА, в связи с чем уже сейчас многие из них несколько лет ожидают своей очереди в специальных местах отстоя. По этой причине зачастую и лодки, у которых уже был удален реакторный отсек, снова ставились к причальной стенке после воссоединения их кормовых и носовых секций. В основном уже к концу 80-х годов места стоянки в Пьюджет-Саунд и на других верфях были переполнены, что вынудило искать возможности повышения эффективности работ по разделке корпусов ПЛА. К настоящему времени процесс утилизации ПЛА в достаточной степени унифицирован и представляет собой непрерывный цикл. Перед отправкой в последний переход в Пьюджет-Саунд с лодки в ВМБ приписки выгружают весь боезапас. По прибытии на судоверфь ПЛА ставится к причальной стенке и с нее удаляются большая часть малогабаритного оборудования, расходные материалы, аккумуляторные батареи и т. д. Одновременно проводятся работы по выводу из эксплуатации реактора и всех обеспечивающих систем. Затем ПЛА заводится в «сухой» док, где производится выгрузка ядерного топлива из реактора. Реакторный отсек вырезается, все его трубопроводы осушаются и герметизируются. Корпус ПЛА без вывода из дока подвергается окончательной разделке. Значительная экономия средств и повышение эффективности работ достигаются за счет разделки в доке одновременно двух корпусов ПЛА. Часть снятого с нее оборудования после проведения необходимых регламентных работ используется повторно. Большинство из получаемых при разделке материалов (углеродистая и нержавеющая сталь, алюминий, другие цветные металлы) сортируются, а затем реализуются в качестве металлолома. После того как реакторный отсек отделен от корпуса ПЛА, его перегружают на баржу и проливом Хуан-де-Фука транспортируют до устья р. Колумбия и далее вверх по реке до места выгрузки в районе специальной резервации для хранения радиоактивных материалов близ г. Хэнфорд. Там отсек перегружается на трейлер (рис. 3) и перевозится непосредственно к месту захоронения, представляющему собой котлован глубиной 18 м, а длиной и шириной несколько сот метров (рис. 4). После заполнения его предполагается засыпать, что обеспечит уменьшение радиоактивного излучения отсеков до уровня ниже естественного фона. Первое такое захоронение было произведено в Хэнфордской резервации в 1986году,ак 1998-му там уже находился 71 отсек. Другая проблема - утилизация отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов, появляющихся в процессе эксплуатации ПЛА. Технология изъятия топлива из ПЛА, выведенных из боевого состава, в целом такая же, как и при проведении перезарядки реакторов на находящихся в строю атомных надводных кораблях и подводных лодках. Топливо на судоверфи загружается в специальные транспортные контейнеры и по железной дороге перевозится в национальную техническую лабораторию (НТЛ) в штате Айдахо. При доставке радиоактивных отходов из ВМБ Пёрл-Харбор в транспортной цепочке присутствует также и морской участок, на котором контейнеры перевозятся специально оборудованными судами. Эта лаборатория располагает заводом по обогащению ядерного топлива, находящимся в ведении министерства энергетики США. С 1957 года в НТЛ было перевезено более 660 контейнеров, содержащих не менее 1100 т отработанного ядерного топлива. До апреля 1992 года было переработано около 600 т, из которых было получено 4,5 т обогащенного урана-235, который в дальнейшем использовался при производстве ядерного оружия. С 1992 года выпуск обогащенного урана был приостановлен в связи с сокращениями ядерных вооружений. Оставшиеся после переработки и вновь поступающие радиоактивные отходы хранятся в воде в специальных бассейнах. Планами предусматривается перенос всех отходов в «сухое» хранилище, где они будут помещены в специальные контейнеры, которые пригодны также и для транспортировки. Командованию ВМС США постоянно приходится иметь дело с протестами со стороны общественных и государственных организаций в связи с недостаточным соблюдением мер экологической безопасности. Общественное мнение в целом негативно относится к выполнению на объектах, находящихся вблизи городов, опасных в радиационном отношении работ, практически на всех стадиях процесса утилизации атомных ПЛ. Наиболее существенной в этом отношении проблемой для руководства военно-морских сил остается противостояние с властями штата Айдахо по поводу функционирования национальной технической лаборатории. В 1993 году губернатор штата подал в суд на ВМС и министерство энергетики США за неоднократно имевшие место инциденты, которые повлекли за собой радиоактивное заражение местности, прилегающей к данному объекту. Решение суда обязало ВМС прекратить дальнейшие транспортировку и складирование отходов в НТЛ, в результате чего они в течение длительного времени хранились в транспортных контейнерах на территории судоверфей, что вызывало не меньшие протесты и со стороны местных жителей. После выполнения ряда необходимых мероприятий командование ВМС в 1995 году смогло прийти к соглашению с администрацией штата Айдахо, согласно которому получило разрешение на складирование отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов в НТЛ в течение еще 40 лет с условием, что к 2035 году хранилище и все его содержимое будут перенесены за пределы штата. Финансовая сторона вопроса утилизации атомного подводного флота США характеризуется следующими показателями. Ожидается, что к 2000 году на работы, связанные с выводом из боевого состава ВМС 100 и разделкой 85 ПЛА, будет необходимо выделить не менее 2,7 млрддолларов. Еще около 1,5 млрд долларов потребуется на утилизацию реакторных отсеков. Годовая стоимость поддержания на плаву каждого корпуса выведенной из боевого состава ВМС ПЛА достигает от 40 до 45 тыс. долларов. Транспортировка и хранение радиоактивных отходов обходятся американским налогоплательщикам не менее чем в 80 млн долларов ежегодно. Первая атомная ПЛ ВМС Великобритании «Дредноут» вступила в строй в 1963 году. К 1998 году в стране было произведено 26 атомных ПЛ (19 многоцелевых ПЛА и семь ПЛАРБ). В 1982 году ПЛА «Дредноут» была выведена из состава ВМС. За ней последовали четыре ПЛАРБ типа «Резолюшн», пять ПЛА типа «Вэлиант» и одна типа «Свифтшур». Еще пять ПЛА типа «Свифтшур» будут выведены в ближайшие десять лет. До конца 80-х годов в Великобритании не было четкой программы утилизации атомного подводного флота. Как и в ВМС США, здесь рассматривались морской и наземный варианты захоронения реакторных отсеков, причем считалось, что затопление лодок или реакторных отсеков в море не представляет никакого экологического риска. До 1983 года по распоряжению министерства обороны радиоактивные отходы затапливались в море, а в 1982-м планировалось затопить даже ПЛА «Дредноут». Однако в связи с подписанием Лондонской конвенции по проблемам загрязнения окружающей среды в стране в 1983 году был наложен мораторий, а в 1993-м - и законодательный запрет на захоронение радиоактивных отходов в море. Выведенные из состава ВМС ПЛА были освобождены от ядерного топлива и поставлены на консервацию. ПЛА «Дредноут» после выполнения всех процедур по выводу из боевого состава была переведена из ВМБ Чатам в ВМБ Розайт и поставлена у стенки судостроительного завода. Из остальных десяти лодок четыре были законсервированы аналогичным образом в ВМБ Девонпорт (рис. 5), а шесть - в ВМБ Розайт. Остальные вопросы, связанные с полной утилизацией ПЛА, включая отделение реакторных отсеков и их захоронение в земле, пока находятся в стадии рассмотрения. Если министерство обороны примет решение о вырезке реакторных отсеков, то, скорее всего, они будут загерметизированы и оставлены на плаву, по крайней мере, в течение 15 лет. По истечении этого срока, когда остаточная радиоактивность понизится настолько, что не будет представлять существенной угрозы для обслуживающего персонала, реакторы будут разрезаны на части и переправлены в специальное подземное хранилище для малоактивных отходов. Отработанное ядерное топливо отправляется в специальное хранилище в районе г. Селлафилд и дальнейшей переработке не подлежит. Согласно данным
министерства обороны для проведения мероприятий по деактивации одной выведенной
из боевого состава атомной ПЛ в настоящее время требуется от 17 до 30 млн
долларов. Поддержание одной ПЛА на плаву в течение года обходится в среднем в
150 тыс. долларов. Годовая стоимость хранения топлива с подводных лодок в
Селлафилд составляет 2,3 млн долларов, а его транспортировки- 1,3 млн. Первым кораблем с ЯЭУ в ВМС Франции была ПЛАРБ «Редутабль», переданная флоту в 1969 году. К 1998 году в стране было построено еще 13 атомных ПЛ - семь ПЛАРБ и шесть многоцелевых ПЛА. «Редутабль» была выведена из боевого состава в 1991 году, а к 1996-му за ней последовали еще две ПЛАРБ того же типа. В ближайшие десять лет по мере ввода в строй новых ПЛАРБ типа «Триумфан», из состава ВМС будут выведены еще три типа «Редутабль». Процедура утилизации французских ПЛАРБ предусматривает их разоружение в основном пункте базирования Иль-Лонг и переход в ВМБ Шербур, где производятся извлечение топлива из реактора и вырезка реакторного отсека (рис. 6). Затем реакторный отсек помещается в специальное хранилище на территории военно-морского арсенала. Планируемый срок хранения отсека в арсенале - 20 лет, после чего предусматривается, по аналогии с английским проектом, его разрезка на более мелкие части и транспортировка в специальное хранилище для малоактивных отходов. Носовая и кормовая части корпуса ПЛАРБ свариваются заново. В дальнейшем возможны варианты разделки корпуса на металлолом, использования его в качестве мишени при отработке задач боевой подготовки или превращения в музей, как это произошло с ПЛАРБ «Редутабль». По оценке французских экспертов, стоимость мероприятий по разоружению, извлечению ядерного топлива и вырезке реакторного отсека ПЛАРБ «Террибль» составила около 20,5 млн долларов.
Отработанное ядерное топливо хранится в специальном бассейне 5-20 лет. В течение этого периода радиоактивность падает до уровня, позволяющего осуществлять «сухое» хранение в земле, которое, в свою очередь, продолжается 10-50 лет. Относительно дальнейшей судьбы радиоактивных отходов пока не принято каких-либо решений. Основные показатели, характеризующие общность и своеобразие подходов к утилизации ПЛА в США, Великобритании и Франции, приведены в таблице. Таким образом, вывод из боевого состава кораблей с ЯЭУ является чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, которое усугубляется множеством проблем политического, экономического и экологического характера. Несмотря на явное пренебрежение к этим вопросам на заре становления ядерной энергетики на флотах, в настоящее время ведущие военно-морские державы в полной мере осознают важность и актуальность задач по утилизации атомного подводного флота. В них приняты долгосрочные, рассчитанные на десятилетия программы утилизации, в которых предусмотрено выделение значительных средств на нейтрализацию возможных последствий для людей и окружающей среды. Тем не менее многие западные эксперты предсказывают значительное обострение проблем в этой области в связи с предстоящим в ближайшие годы массовым выводом из боевого состава ВМС атомных ПЛ второго и третьего поколений. В США, Великобритании и Франции уже сейчас остро стоит проблема недостаточности производственных мощностей по разделке корпусов ПЛА, нехватки мест для стоянки ПЛА, ожидающих утилизации, и особенно переполнения хранилищ отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов. В скором времени, как отмечается, с подобными проблемами предстоит столкнуться и Китаю. Уже сейчас наблюдается тенденция к углублению сотрудничества ученых, инженеров и военных специалистов заинтересованных стран с целью наиболее эффективного решения общих проблем в области утилизации кораблей с ЯЭУ. Очевидно, что в перспективе следует ожидать значительного расширения рынка услуг в этой области и активизации усилий по извлечению экономических выгод по мере решения проблем утилизации продуктов ядерных технологий в мировом масштабе. Зарубежное военное обозрение №11 1998 С.51-55 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8049 | | |
Всего комментариев: 0 | |