search
menu
person

NEWS AND UDATES


Программа усовершенствования американского боевого вертолёта AH-64A «Апач»

Программа усовершенствования американского боевого вертолёта AH-64A «Апач»

Полковник В. Нелин

Придавая важное значение развитию армейской авиации - одного из родов сухопутных войск, руководство министерства армии США уделяет большое внимание наращиванию ее боевых возможностей путем постоянного обновления и совершенствования штатного оружия и боевой техники. Так, боевой вертолет AH-64A «Апач», являющийся, по свидетельству зарубежной печати, наиболее совершенным среди вертолетов армий стран НАТО, начал поступать на вооружение сухопутных войск США в 1984 году. Однако уже через год фирма-разработчица «Макдоннелл Дуглас» получила задание на составление программы его поэтапного усовершенствования - MSIP (Multi-Staged Improvement Program). Такая программа была представлена в 1987 году, а практически реализация плана опытно-конструкторских работ ее первого этапа началась в августе 1988-го, на что по бюджету 1988 финансового года выделено 25 млн. долларов.

Основной целью программы MSIP является увеличение боевой эффективности вертолета AH-64A «Апач» и расширение круга решаемых им задач при одновременном повышении надежности и выживаемости. При этом первоочередной и одной из наиболее важных задач считается обеспечение возможности ведения борьбы с воздушными целями. Как сообщается в иностранной прессе, фирма «Макдоннелл Дуглас» по отдельному контракту стоимостью 10 млн. долларов уже несколько лет проводит работы с целью оснащения (начиная с 1989 года) вертолета управляемыми ракетами «Стингер» в варианте «воздух-воздух». Для их применения разработаны устройства сопряжения системы наведения ракет с системой управления оружием вертолета и дополнительные (к четырем имеющимся) крыльевые узлы подвески. УР «Стингер» будут размещаться в двух спаренных пусковых установках на законцовках крыла.

Наряду с осуществлением плана оснащения вертолета ракетами «Стингер» изучается возможность применения с него ракет класса «воздух-воздух» и других типов, в частности «Сайдвиндер» AIM-9. В западной печати отмечалось, что первые два пуска этой УР были произведены в ноябре 1987 года на ракетном полигоне сухопутных войск США Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико): первый на режиме висения, а второй в горизонтальном полете со скоростью 150 км/ч. В процессе испытаний, которые оцениваются американскими специалистами как успешные, проверялись отделение ракеты от вертолета и совместимость ее ИК головки самонаведения с бортовой системой управления оружием. В 1988 году предусматривалось также рассмотреть возможность применения с данного вертолета УР «Мажик» R.550 французского производства и ПТУР «Хеллфайр» для борьбы с воздушными целями. В качестве последних планировалось использовать многоцелевые вертолеты UH-1 «Ирокез» и штурмовики А-7 «Корсар». Кроме того, намечается повысить эффективность 30-мм пушки вертолета при стрельбе по воздушным целям.

Вторым важным направлением программы усовершенствования вертолета AH-64A «Апач» является повышение его выживаемости и возможностей при ведении борьбы с наземными целями. В этой связи рассматривается вопрос об оснащении вертолета усовершенствованными ПТУР «Хеллфайр» с тепловизионной и комбинированной (пассивной радиолокационной и ИК) головками самонаведения, обеспечивающими реализацию концепции «выстрелил - забыл», перспективными ПТУР, а также противорадиолокационными УР «Сайдарм» AGM-122A (модифицированная УР «Сайдвиндер» с радиолокационной ГСН вместо ИК). Пуск последней ракеты с вертолета AH-64A «Апач» был осуществлен в апреле 1988 года.

Наряду с указанными мероприятиями большой объем работ планируется выполнить и по другим направлениям. К основным из них, согласно заявлению руководителя программы, относятся: оснащение рабочих мест членов экипажа комплексным оборудованием, использование перспективной стандартизированной аппаратуры математического обеспечения, увеличение зоны обзора летчика за счет перекомпоновки кабины, сопряжение бортового оборудования с датчиками спутниковой навигационной системы НАВСТАР, применение перспективной системы управления полетом, совершенствование аппаратуры связи на предельно малых высотах, установка средств индикации для применения усовершенствованных ПТУР «Хелл-файр» и УР класса «воздух-воздух», модернизация оптико-электронного и
другого бортового оборудования, установка более мощных двигателей и снижение стоимости эксплуатации.

Часть технических решений, которые могут быть включены в первый этап программы MSIP, фирма «Макдоннелл Дуглас» совместно с другими компаниями отрабатывала в инициативном порядке, на что в период 1985-1987 годов было затрачено более 50 млн. долларов. В частности, определена базовая конфигурация кабины экипажа. Она будет иметь перспективное остекление, два многофункциональных индикатора с соприкасающимися экранами, буквенно-цифровую клавиатуру управления, управление движками шкалы приборов будет осуществляться от ручки управления вертолетом, а ввод данных - с помощью кассет. Считается, что это обеспечит общность рабочих мест оператора и летчика и при необходимости возможность управления вертолетом и оружием любым членом экипажа.

Базовая структура электронного оборудования разрабатывается с учетом долгосрочной перспективы эксплуатации вертолета, что позволит внедрять по мере отработки (вплоть до 2000 года) новые технические решения и тем самым постоянно наращивать его возможности. В качестве основной ЭВМ предусматривается использовать машину «Ма-жик-5» фирмы «Делко», программы которой будут составляться на языке АДА. Ее рабочий объем памяти (192 тыс. слов) втрое больше, чем у существующей ЭВМ, а быстродействие в 3 раза выше. Кроме того, будет применена система распределения процессоров, объединенная шиной данных стандарта MIL-STD-1553B.

В октябре 1987 года министерство армии передало фирме «Макдоннелл Дуглас» два вертолета AH-64A «Апач» для испытаний новых бортовых систем и оборудования, а также отработки применения с вертолета УР класса «воздух- воздух».

Основные мероприятия по усовершенствованию вертолета АК-64А «Апач»: 1 - перспективная аппаратура математического обеспечения; 2 - модернизированная прицельно-навигационная оптико-электронная система TADS/PNVS; 3 - перспективная система управления полетом; 4 - цифровая карта местности и усовершенствованная комплексная нашлемная система отображения и прицеливания 1HADSS; 5 - комплексированное оборудование кабины с использованием многофункциональных индикаторов и речевой сигнализации; 6 - перспективное навигационное оборудование с применением датчиков системы НАВСТАР; 7 - более мощные двигатели; 8 - УР класса «воздух - воздух» («Стингер»); 9 - усовершенствованные ПТУР «Хеллфайр»; 10 - аппаратура защиты от воздействия электромагнитного импульса, передачи и записи данных; 11 - цифровая аппаратура связи, усовершенствованное бортовое оборудование обнаружения и определения неисправностей

В связи с большим объемом работ по программе MSIP для ее реализации указанная выше фирма сейчас определяет подрядчиков. Согласно сообщениям журнала «Дефенс», основными среди выбранных к середине текущего года являются следующие 12 фирм: «Делко электронике» (разрабатывает центральную ЭВМ в соответствии со стандартом MIL-STD-1750A и процессоры системы управления оружием), «Дженерал электрик» (перспективная электропроводная система управления полетом), «Кэне-диен Маркони» (речевая сигнализация, аппаратура голосового управления и передачи данных), «Лир Сиглер» (аппаратура передачи данных между бортовыми системами и записи полетной информации, необходимой для оценки выполняемых задач и технической эксплуатации вертолета), «Лич корпорейшн» (система управления источниками электроэнергии), «Мартин-Мариэтта» (повышение возможностей прицельно-навигационной оптико-электронной системы TADS/PNVS и перспективная обзорная аппаратура), «Паркер Берти аэроспейс» (органы с механическими элементами электродистанционной системы управления полетом, включая сервоприводы несущего и рулевого винтов), «Симмондс пресижн» (исполнительный механизм стабилизатора с непосредственным приводом от электродистанционной системы управления полетом), «Зингер» (доплеровские датчики для усовершенствованной навигационной системы), «Сперри аэроспейс груп» (средства индикации и отображения в кабине экипажа), «Ханиуэлл» (инерциальная навигационная аппаратура и усовершенствованная комплексная нашлемная система отображения и прибивания IHADSS), «Хар-рис корпорейшн» (генератор изображений цветного индикатора цифровой карты местности).

К летным испытаниям вертолета, получившего обозначение AH-64B, планируется приступить в конце текущего года. Предполагается, что значительная часть усовершенствований, которые намечается внедрить на этой машине, будет использована при модернизации вертолета AH-64A «Апач». К настоящему времени уже закуплены 675 таких машин, из которых более 450 поставлено в сухопутные войска. В 1990 финансовом году запрашиваются ассигнования на приобретение еще 72. К 1994 году министерство армии США рассчитывает получить около 860 вертолетов «Апач» первой модификации, после чего (с учетом общей потребности сухопутных войск 1000- 1200 единиц) начнутся поставки модификации AH-64B.

Зарубежное военное обозрение №8 1989 С.24-26

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (14.11.2009) | Автор: Полковник В. Нелин
Просмотров: 2417 | Теги: AH-64A | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar