search
menu
person

NEWS AND UDATES


Противолодочные ракетные комплексы
HTML clipboard

Противолодочные ракетные комплексы

К. Сергеев

Командование ВМС ведущих капиталистических стран уделяет значительное внимание развитию средств вооруженной борьбы на море, и особенно с подводными лодками противника. При этом среди противолодочного оружия доминирующее положение занимают противолодочные ракетные комплексы (ПЛРК). В их состав входят пусковые устройства (установки, контейнеры, торпедные аппараты), противолодочные ракеты (ПЛУР), аппаратура подсистем управления стрельбой и вспомогательное оборудование. Данные для пуска и наведения ПЛУР обычно поступают в подсистемы управления стрельбой от гидроакустических комплексов (ГАК) или станций (ГАС) корабля, а также от других внутренних и внешних средств освещения подводной обстановки либо источников целеуказания.

Противолодочные ракеты используются для доставки боевой части в тот район, где обнаружена подводная лодка противника. Они представляют собой баллистические либо крылатые ракеты, имеющие отделяемую боевую часть (БЧ) в виде противолодочной самонаводящейся торпеды или ядерной глубинной бомбы. После отделения и приводнения в точке прицеливания БЧ либо осуществляет поиск и уничтожение (торпеда), либо взрывается на заданной глубине (бомба). Потенциальными носителями ПЛУР являются ПЛ, надводные корабли, противолодочные летательные аппараты. Возможно применение ПЛРК с береговых позиций (например, в проливных зонах) как в стационарном, так и мобильном варианте. Запуск противолодочных ракет осуществляется с использованием пусковых установок различных типов.

В настоящее время в ВМС зарубежных стран принято на вооружение несколько типов противолодочных ракетных комплексов и ПЛУР. По оценкам западных специалистов, по мере совершенствования и создания более эффективных корабельных ГАК (ГАС), средств разведки и целеуказания этот вид оружия будет играть еще большую роль среди средств противолодочной борьбы, что объясняется рядом преимуществ ПЛУР по сравнению с другими средствами уничтожения подводных лодок противника. К ним относятся: доставка боевой части к цели с высокой скоростью, что повышает вероятность поражения цели, так как ПЛ противника может уйти лишь на незначительное расстояние от того места, где она обнаружена; начало функционирования всех подсистем торпеды в непосредственной близости от цели, что способствует успешному проведению атаки; возможность боевого применения практически при любых погодных условиях днем и ночью; малое время реакции комплексов; ведение залповой стрельбы, повышающей вероятность поражения цели.

Сейчас на вооружении ВМС различных стран состоят ПЛРК АСРОК (США), «Икара» (совместная разработка Австралии и английской фирмы «Бритиш аэроспейс») и «Малафон» (Франция), оснащенные одноименными противолодочными ракетами. На подводных лодках ВМС США используются ПЛРК САБРОК. Тактико-технические характеристики ПЛУР приведены в таблице.

Противолодочный ракетный комплекс АСРОК находится на вооружении ВМС США с 1961 года. Он установлен почти на 300 надводных кораблях ВМС США и ряда других стран (Бразилии, Канады. ФРГ, Италии, Японии, Греции, Пакистана, Южной Кореи, Испании, Турции и Тайваня). К настоящему времени выпущено свыше 20 000 ракет этого типа.

ПЛУР АСРОК состоит из боевой части и тандемно расположенного за ней твердотопливного ракетного двигателя, соединенных переходником, в котором находятся реле времени, управляющие выключением и отделением двигательного отсека, и тормозной парашют. Для обеспечения стабилизации в полете ПЛУР снабжена стабилизаторами, расположенными в хвостовой части ракетного двигателя и на переходнике. В качестве БЧ может использоваться малогабаритная противолодочная торпеда (Мк46 или ей эквивалентная), а также ядерная глубинная бомба Мк17. Следует отметить, что завершается создание усовершенствованного варианта этой ракеты (ASROC-VLS) для запуска из установок вертикального пуска типа Мк41.

После пуска ракета совершает полет по баллистической траектории. Дальность стрельбы ограниченна, так как ПЛУР автономна и после старта ее траектория с носителя не корректируется. Дальность стрельбы определяется временем горения твердотопливного заряда маршевого двигателя, которое вводится в реле времени перед пуском. В расчетной точке траектории отделяется маршевый двигатель и раскрывается парашют, обеспечивающий торможение и приводнение БЧ. При входе в воду происходит отделение парашюта и запуск двигателя торпеды, которая начинает по. иск цели, а глубинная бомба взрывается на заданной глубине.

основные тактико-технические характеристики ПЛУР США
Характеристики АСРОК 1961 ASROC-VLS 1990 САБРОК 1965 Си Ланс 1992
Стартовая масса, кг 435 750 1850 1046
Размеры, м:        
длина (общая) 4,6 5,08 5,95 6,1
диаметр корпуса 0,325 0,358 0,533 0,533
размах крыла 0,76 - 1,0 -
Дальность стрельбы, км:        
максимальная (эффективная) 9 Около 30 55 160—180
минимальная 1,5-2 - - -
Скорость полета, м/с 426 Сверх-звуковая Сверх-звуковая Сверх-звуковая
Система управ-ления Програм-мная Инерци-альная Инерци-альная Инерци-альная
Основные носители НК НК ПЛ ПЛ, НК

В качестве средств обнаружения и выдачи целеуказания в комплексе используются корабельные гидроакустические станции типов AN/SQS-23, -53 и -56. На основании полученной от них информации система управления огнем Мк111 вырабатывает стрельбовые данные. Стрельба может вестись одной ракетой или залпом из двух — восьми ракет, находящихся в боеготовом состоянии в пусковых установках (ПУ) типов Мк10, Мк20, Мк26 и Мк112.

В 1965 году на вооружение атомных подводных лодок ВМС США поступила противолодочная управляемая ракета САБРОК. Сейчас такими ПЛУР оснащено подавляющее большинство американских многоцелевых подводных лодок. В 1977—1981 годах проводились работы по модернизации двигателей ПЛУР, что позволило продлить срок жизненного цикла этих ракет еще на 15 лет. Кроме того, работы по замене и модернизации отдельных блоков и подсистем ПЛУР САБРОК, проводимые с 1983 года, позволили обновить около 76 проц. узлов ракеты.

ПЛУР САБРОК состоит из БЧ (ядерной глубинной бомбы) и твердотопливного ракетного двигателя, соединенных переходным устройством. Стабилизация ракеты в полете обеспечивается четырьмя Т-образными стабилизаторами, установленными в хвостовой части ядерной глубинной бомбы, и четырьмя — в хвостовой части ракетного двигателя. В передней части корпуса двигателя размещены сопловые устройства, обеспечивающие реверс тяги при отделении БЧ. Двигатель оснащен четырьмя соплами с газовыми дефлекторами. Сопловая часть ракеты при хранении закрывается герметичной крышкой, отбрасываемой газовой струей во время запуска ракетного двигателя. ПЛУР оснащена системой управления, в которую перед запуском вводится полетное задание. Управление ракетой на активном участке траектории осуществляется дефлекторами по сигналам, поступающим от инерциональной навигационной подсистемы.

После выстреливания из торпедного аппарата на безопасном расстоянии от ПЛ производится запуск двигателя, отстреливается донная крышка, и ракета совершает управляемое движение на подводном участке траектории. После выхода из воды она выполняет полет со сверхзвуковой скоростью в заданный район. В расчетной точке траектории по команде бортовой системы управления производится включение реверсивного ракетного двигателя, обеспечивающего отделение БЧ от ракеты. Ядерная глубинная бомба продолжает полет по баллистической траектории и удерживается на ней с помощью аэродинамических стабилизаторов. После погружения в воду она взрывается на заранее установленной глубине. Радиус поражения подводной лодки этой бомбой с тротиловым эквивалентом от 1 до 5 кт, по данным западной печати, составляет 5—8 км. В настоящее время вместо устаревающей ракеты САБРОК создается ПЛУР «Си Ланс». Обнаружение ПЛ противника и выработка данных для стрельбы обеспечиваются автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) подводной лодки. Она позволяет проводить атаку нескольких целей как противолодочными ракетами САБРОК, так и торпедами. Для стрельбы используется обычный 533-мм торпедный аппарат.

Создание универсальной сверхзвуковой ПЛУР большой дальности действия «Си Ланс» ведется с 1980 года. В настоящее время завершается последняя стадия опытно-конструкторских работ. Головным подрядчиком выбрана фирма «Боинг» (летом 1986 года с ней был заключен контракт на сумму 380 млн. долларов). В качестве субподрядчиков в этом проекте участвуют фирмы «Гоулд», «Геркулес аэроспейс», «Литтон» и «Ханиуэлл». Принято решение о том, что новая ракета будет оснащаться перспективной малогабаритной противолодочной торпедой Мк50. Кроме того, в качестве боевой части предполагается использовать ядерную глубинную бомбу. Принятие на вооружение ВМС США ракеты «Си Ланс» в обычном снаряжении ожидается в 1992 году. Ею предполагается оснащать многоцелевые ПЛА типов «Стёрджен», «Лос-Анджелес» и «Си-вулф». Не исключается возможность размещения этой ракеты и на борту надводных кораблей.

ПЛУР «Си Ланс» состоит из боевой части и ракетного двигателя на твердом топливе, соединенных переходным устройством, в котором находятся бортовая система управления и парашют, обеспечивающий торможение БЧ и приводнение. В хвостовой части ПЛУР размещено складывающееся оперение, обеспечивающее стабилизацию ракеты в полете. Корпус двигателя выполнен из кевлара. ПЛУР помещается в герметичную капсулу, выполненную из композиционных материалов. В капсуле она крепится и центруется с помощью вкладышей из графито-эпоксидного материала, а также ударопоглощающих вкладышей. Использование капсулы исключает соприкосновение ракеты с водной средой и позволяет облегчить ее конструкцию.

Капсула обеспечивает хранение, транспортировку, эксплуатацию и загрузку ПЛУР в торпедный аппарат. Она способна выдерживать высокое давление при за. пуске ракеты со значительных глубин (до 80 проц. рабочей глубины погружения современных ПЛА ВМС США). Капсула с ракетой всплывает на поверхность воды за счет положительной плавучести без использования каких-либо дополнительных органов управления. Такое техническое решение обеспечило экономию полезного пространства, которое весьма ограниченно, а также свело фактически к нулю демаскирующие акустические шумы, и расход энергии при свободном всплытии. Это должно дать подводным лодкам, оснащенным этим оружием, значительные преимущества по сравнению с теми, на которых установлены ПЛУР САБРОК.

После выстреливания из торпедного аппарата капсула с ракетой всплывает на поверхность воды. Это фиксируется специальным датчиком, по сигналу которого происходит отделение носового обтекателя капсулы и запуск маршевого ракетного двигателя, обеспечивающего полет на воздушном участке траектории со сверхзвуковой скоростью по баллистической кривой. Управление ракетой осуществляет бортовая система управления. Газовые рули, работающие по ее команде, обеспечивают коррекцию траектории полета ПЛУР на активном участке. В расчетной точке происходит отделение боевой части от двигателя. Малогабаритная противолодочная торпеда спускается на парашюте, входит в воду, осуществляет поиск и уничтожение цели. При использовании торпеды Мк50 в качестве БЧ дальность стрельбы ПЛУР не превышает первой зоны конвергенции.

При стрельбе с ПЛА целеуказание обеспечивается пассивным каналом гидроакустического комплекса. Обнаружив подводную лодку противника, АСБУ ПЛА вырабатывает данные о цели и передает их в бортовую систему управления ракеты. После выстреливания из торпедного аппарата обновление данных о цели уже не производится, и ПЛУР в полете полностью автономна. Для запуска ракеты с надводных кораблей могут быть использованы установки вертикального пуска типа Мк41 и бронированные ПУ типа Мк143.

Для борьбы с подводными лодками надводные корабли ВМС Великобритании, Австралии и Бразилии оснащаются ПЛУР «Икара». Запуск ракеты, , представляющей собой летательный аппарат с подфюзеляжным расположением малогабаритной противолодочной торпеды, осуществляется с помощью специально разработанного двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя. Он обеспечивает разгон и полет на небольшой высоте (до 300 м) с дозвуковой скоростью. Корабельная АСБУ непрерывно выдает новые текущие данные о местонахождении стреляющего корабля, ПЛУР и цели и на основании этой информации вырабатывает команду коррекции траектории полета ракеты. Сразу после запуска ПЛУР сопровождается следящей системой, передающей управляющие сигналы на бортовой приемопередатчик. Команды бортовой системы управления отрабатываются элевонами, расположенными на задней кромке крыла. Высота полета контролируется с помощью баровысотомера, включенного в контур системы управления ракеты. Для обеспечения устойчивости в полете используются небольшие стабилизаторы, установленные в хвостовой части ракеты, и спойлер, расположенный на срезе сопла ракетного двигателя. Работа бортовых систем обеспечивается термической батареей.

При подлете к месту цели срабатывают пиропатроны, отделяющие торпеду от ракеты. Торпеда приводняется с помощью парашюта, который отделяется в момент приводнения, а затем включается ее двигатель. После этого ракета продолжает полет с работающим двигателем. Уводом ее в сторону от места приводнения торпеды исключаются помехи, которые возникают при падении ракеты в воду и могут помешать системе наведения торпеды. В качестве БЧ ПЛУР «Икара» могут использоваться малогабаритные противолодочные торпеды Мк44 и Мк46 (США), типов 42 (Швеция), А244 и 244/S (Италия), «Стингрей» (Великобритания), но в настоящее время применяются только американские модели.

При ведении стрельбы этими ракетами учитываются стрельбовые данные, вырабатываемые корабельной АСБУ на основе тех, что получены либо от корабельной гидроакустической станции, либо от других источников целеуказания. Для стреляющего корабля кон. такт с целью необязателен. Перед стрельбой ракета подается из подпалубного магазина на специальную пусковую установку, которая обеспечивает поворот по азимуту и необходимый угол возвышение для стрельбы в заданном направлении.

Западные специалисты считают эту ракету одной из наиболее совершенных. До появления на кораблях ГАС с протяженными буксируемыми антеннами потенциальные возможности ПЛУР «Икара» использовались не в полной мере, так как дальность ее полета обычно превосходила дальность действия гидроакустической станции. Этот ПЛРК может применяться независимо от погодных условий. К его недостаткам относят большие массу и габариты. Проведенная модернизация корабельного оборудования позволила заметно улучшить эти параметры. Если ранее для управления комплексом на борту корабля использовалось 13 блоков (масса каждого более 200 кг), то в настоящее время для этого необходимо всего три модуля, размещаемых под палубой. Кроме того, усовершенствована следящая система ПЛРК «Икара».

По сообщениям иностранной прессы, в настоящее время проводятся работы по созданию перспективного ПЛРК «Супер Икара», в которых участвуют те же партнеры, которые разработали комплекс «Икара». Новая разработка вызвала большой интерес представителей ВМС. Учитывая то, что данным комплексом будут оснащаться не только надводные корабли, но и береговые батареи, зарубежные специалисты считают, что он может представлять интерес для ВМС не только Великобритании и Австралии, но и Японии, Швеции, Испании, а также других стран.

Работы, проводимые над перспективным ПЛРК, направлены на снижение его массо-габаритных характеристик и улучшение основных тактико-технических данных. Он может быть установлен даже на малых кораблях и катерах, а управляет им один человек с малогабаритного пульта.

Ракета «Супер Икара» со сложенными кон. солями крыла хранится в герметичном контейнере, размещенном на палубе корабля. После запуска с помощью твердотопливного стартового ракетного ускорителя и выхода ракеты из контейнера происходит раскрытие консолей. Время реакции нового комплекса снижено до 15—30 с, и можно выполнять залповый пуск ракет, что выгодно отличает его от старого ПЛРК («Икара»).

Конструктивная схема новой дозвуковой телеуправляемой ПЛУР во многом такая же, что и у ракеты «Икара». Однако на ней в качестве маршевого предполагается использовать турбореактивный двигатель, что позволит заметно увеличить дальность полета ПЛУР. Управление осуществляется с помощью инер-циальной навигационной системы, а наведение может производиться не только со стреляющего корабля, но и с выносных пунктов управления (надводных или воздушных). Представители фирмы «Бритиш аэроспейс» считают, что новая ракета будет обладать возможностью по барражирование в районе поиска цели до того момента, когда будут уточнены ее координаты. При этом телеуправление может осуществляться с вертолетов системы ЛЭМПС. Повысить боевые возможности нового ПЛРК предполагается также за счет использования наиболее современных и перспективных малогабаритных противолодочных торпед.

С начала 60-х годов на вооружении ВМС Франции состоит противолодочный комплекс, оснащенный ПЛУР «Малафон». Он не получил широкого распространения, и в настоящее время им оснащены только девять эскадренных миноносцев различных типов.

Стрельбовые данные вырабатываются корабельной АСБУ на основании данных, полученных от гидроакустической станции. Для за. пуска ракеты «Малафон» используется размещенная на палубе корабля наклонная ПУ рампового типа. ПЛУР представляет собой планер со стреловидным крылом и хвостовым оперением. Старт осуществляется с помощью двух подфюзеляжных твердотопливных стартовых ускорителей, отделяющихся от ракеты после разгона до высокой дозвуковой скорости. В дальнейшем она совершает планирующий полет. После запуска ПЛУР на основе поступающих текущих данных о цели производится коррекция траектории. Команды управления, обеспечивающие коррекцию, передаются по радиоканалу на ракету и по сигналам от автопилота отрабатываются элевонами, которые автоматически отклоняются для обеспечения потребной подъемной силы по мере падения скорости полета ракеты, а высота полета контролируется радиовысотомером. Когда планер оказывается в заданном районе, то от него отделяется противолодочная торпеда. При этом парашют, уложенный в хвостовом обтекателе, раскрывается, и торпеда опускается на нем на воду, где осуществляет поиск и уничтожение цели.
По мнению западных специалистов, невысокая скорость полета ПЛУР «Малафон» компенсируется возможностью проводить коррекцию траектории полета. Однако дальность стрельбы невелика и не отвечает современным требованиям. Кроме того, комплекс довольно громоздок. Все эти недостатки предполагается преодолеть в ходе создания нового противолодочного комплекса, оснащаемого телеуправляемой ПЛУР «Ми-пас». Он разрабатывается фирмами «Матра» и «ОТО Мелара», должен поступить на вооружение ВМС Франции и Италии в 1993 году. Базой для нового ПЛРК стал противокорабельный ракетный комплекс «Отомат», созданный этими фирмами. Дальность стрельбы определяется возможностями корабельной гидроакустической станции обеспечивать целеуказание и в настоящее время ограничивается первой зоной конвергенции. Кроме того, возможна выдача целеуказания с выносных пунктов управления (самолетов, вертолетов, кораблей), а также корректировка траектории полета ПЛУР на основании текущих данных о цели. Для запуска этой ракеты предполагается применять такое же стандартное оборудование, как и при пуске ПКР «Отомат».

В новой ПЛУР «Милас» будет использоваться двигательный отсек от ракеты «Отомат» с турбореактивными двигателями «Арбизон», а вместо модулей с боевой частью и головкой самонаведения — малогабаритная противолодочная торпеда («Мурена» или A244/S). Телеуправляемая ракета «Милас» способна совершать маршевый полет на высоте 20 м со скоростью около 270 м/с на дальность до 100 км. По мере совершенствования средств обнаружения подводных лодок дальность стрельбы этой ракеты может быть увеличена до второй и третьей зон конвергенции.

Специалисты ВМС капиталистических государств к недостаткам существующих ПЛУР (АСРОК, САБРОК, «Икара», «Малафон») относят ограниченную возможность размещения ракет на корабле, высокую стоимость, значительную массу ПУ (у ПЛУР двух последних типов), рассчитанных на запуск лишь одной ракеты. В настоящее время ведутся работы, направленные на увеличение дальности стрельбы и повышение точности вывода ракет в район нахождения лодки-цели, а также повышение возможностей энергосиловых установок и систем самонаведения торпед.

Зарубежное военное обозрение №7 1989 С.55-60

Смотрите также
Категория: вооружение | Добавил: pentagonus (12.11.2009) | Автор: К. Сергеев
Просмотров: 9662 | Теги: Си Ланс, ПЛРК, ПЛУР, АСРОК | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar