search
menu
person

NEWS AND UDATES


Птенцы из Колорадо-Спрингс

 Птенцы из Колорадо-Спрингс

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».

Колорадо-Спрингс (США) – Москва.

Недавно российская военная делегация, возглавляемая начальником войск ПВО и авиации Восточного военного округа генерал-майором Сергеем Жмуриным, посетила американский город Колорадо-Спрингс. Поездка состоялась в рамках подготовки учений «Бдительный орёл - 2011».

Подобные международные учения ВВС Российской Федерации и НОРАД - объединённого командования воздушно-космической обороны североамериканского континента (США, Канада) впервые проводились в августе 2010 года. Цель вторых учений - поддержание усилий по укреплению сотрудничества и партнёрства. Основную задачу участники учений сформулировали так: совершенствование способностей обеих сторон для работы с алгоритмами и методиками ВВС и НОРАД, чтобы в случае необходимости совместно отреагировать на инцидент, связанный с терроризмом в воздухе.

По приглашению американской стороны наша делегация также посетила расположенную в Колорадо-Спрингс Академию ВВС США. В составе делегации был и корреспондент «Красной звезды». Репортаж из этого учебного заведения предлагаем вниманию читателей.

Сопровождающие нас американские военные и гражданские лица объяснили охране, кто с ними следует, и наш автобус под поднятым шлагбаумом въехал на территорию академии. Однако ни учебных корпусов, ни курсантских общежитий, ни ангаров для самолётов мы не увидели, продолжая созерцать из автобуса местную флору справа и слева от асфальтированной дороги. Оказывается, за первый шлагбаум пропускают практически всех желающих, хотя при надобности могут и проверить, кто именно едет и откуда. Получается, что первое КПП лишь фактически обозначает на местности границы академии.

- Её территория 18 тысяч акров, - отвечает на мой вопрос о площади академии сопровождающий нас её представитель.

Перевожу в метрическую шкалу, получается 72,84 кв. километра. Впрочем, к чему удивляться масштабам? Земли у Америки много.

Пока я занимался арифметикой, переводя акры в квадратные метры, нас подвезли ко второму шлагбауму. Сопровождение опять быстро уладило все формальности, и вот уже из окон набравшего ход автобуса на фоне голубого чистого неба стали видны сначала планёры, а затем и парашютисты.

Колорадо-Спрингс - один из самых солнечных городов планеты, поскольку расположен в зоне засушливого климата. Так что погодой, о которой лётчики говорят «миллион на миллион», здесь никого не удивить. Кто знает, может, именно этим и руководствовался Гарольд Тэлбот, бывший в то время министром ВВС США, определив это место в качестве пункта постоянной дислокации академии. И президент Соединённых Штатов, согласившись с ним, принял решение о создании в 1954 году Академии ВВС США именно в окрестностях этого города. С тех пор подходящие метеоусловия только помогают вставать на крыло питомцам этого престижного вуза.

Впрочем, примерно лишь каждый второй из более чем 4 тысяч курсантов (а именно такова их численность на всех четырёх курсах академии) станет лётчиком. Здесь готовят офицеров для ВВС по всем существующим в этом виде вооружённых сил военным специальностям, не только по лётным.

Я приготовился было понаблюдать за взлётом или посадкой какой-нибудь железной птицы семейства «F», пока мы проезжали мимо взлётно-посадочной полосы, однако гула авиадвигателей слышно не было. Оказалось, такие «птицы» тут не водятся: в академии курсантов учат летать только на планёрах и на легкомоторных самолётах. Об этом нашей делегации рассказали на презентации 306-го тренировочного центра академии, которым командует полковник Кристофер Плэмп.

Сам командир центра, конечно, из лётного состава. 14 лет он летал на А-10, затем управлял беспилотниками в Ираке и Афганистане. Но разговор, естественно, пошёл не о делах минувших дней, а о той структуре, которая находится под его началом. И о том, как организована подготовка курсантов в 306-м центре. Этому и была посвящена первая презентация, которую приглашающая сторона устроила в небольшом специально оборудованном зале центра. Всего же в академии нашему вниманию было предложено две презентации, причём вторая - на русском языке.

Ничего удивительного в том не было: русский входит в число иностранных языков, которые преподаются в академии. У курсантов есть право выбрать один из восьми таких языков. Самыми сложными для изучения считаются китайский, японский, арабский и русский. Язык Пушкина выбрали около сотни курсантов. В их числе нам встретилась и одна из курсисток-отличниц, родившаяся в Риге (курсанты-отличники носят на кителе маленькую жёлто-коричневую звёздочку). Ей было четыре года, когда родители уехали в США. И поскольку дома они по-прежнему общаются на русском, она сумела объявить текст второй презентации практически без акцента.
Между прочим, количество женщин среди курсантов весьма велико. Руководство академии, на 50 процентов состоящее из представительниц слабого пола, не говорит об этом факте и не скрывает его - просто констатирует, что первые 157 женщин поступили в академию в 1976 году. Примерно четверть обучающихся ныне - курсистки. В карьере им есть на кого равняться. В числе четырёх женщин в руководстве академии ВВС только одна из гражданских, остальные - офицеры: бригадные генералы Катарина Хилтон и Дана Борн и полковник Тамра Ранк. Кстати, именно полковнику Ранк было поручено принимать нашу делегацию в академии, и она с этим успешно справилась: нам было показано именно то, что хотела показать американская сторона. К примеру, посетить курсантское общежитие и посмотреть, как живут курсанты, мы так и не смогли, хотя такое желание высказывали. Нам лишь рассказали, что парни и девушки живут, естественно, в разных комнатах, хотя комнаты эти могут располагаться и по соседству. В каждой комнате - по 2–3 человека.

Какие взаимоотношения выстраиваются между курсантами и курсистками? Возможно, дружеские или хотя бы уважительные. Однако в 2003 году случилась-таки неприятность, наделавшая много шума. Тогдашний инспектор Пентагона генерал Джозеф Шмиц вынужден был признать существование такой проблемы, как сексуальные домогательства к девушкам-курсисткам. Доклад об этом был представлен министру обороны США Дональду Рамсфельду. В результате разбора полётов тогдашнее высшее руководство академии было переведено к новым местам службы.

Может, в том числе и поэтому много времени занимают у нынешних курсантов и курсисток занятия и спортивные состязания, чтобы к вечеру сил больше ни на что не оставалось?

Кроме того, большое внимание преподавательский и командный состав уделяют формированию морального облика курсантов. В академии, например, есть кодекс чести, по которому курсанты обязуются говорить правду и только правду. Имеется и церковь - одна на несколько распространённых в США конфессий, так что службы там идут по графику (в одни часы в храме молятся протестанты, в другие - католики и т.д.). Нам позволили зайти в это здание. Внутри - ряды скамеек. Проход в один из рядов закрыт, на табличке надпись, гласящая о том, что это места для не вернувшихся с задания лётчиков.

По словам офицеров академии, сейчас желающих поступить в этот престижный в США вуз предостаточно. Поступающие наверняка знают, что среди выпускников академии есть и конгрессмены, около 700 выпускников стали впоследствии президентами крупных корпораций, примерно 400 - адвокатами. Правда, 36 выпускников в разные годы попали в плен, но молодёжь, поступающая в академию, должна мыслить позитивно и о плохом не думать.

При отборе кандидаты проходят тестирование, сдают нормативы по физподготовке. Тщательным образом проверяется их здоровье. Большой плюс, если кандидат в школе активно участвовал в общественной работе. Так что критерии отбора во многом схожи с нашими.

У молодых людей, которые окончили подготовительный факультет академии, шансов на поступление больше, чем у обычных выпускников школ. Однако большинство первокурсников на подготовительном факультете не занимались и с азами своей будущей военной специальности знакомятся, став курсантами в 18 лет.

Кроме американцев, в академии в настоящее время обучаются 54 курсанта из 30 зарубежных стран. Обучение каждого стоит примерно 70 тысяч долларов в год.

Учёба на первом курсе, как и в наших военных вузах, начинается с курса молодого бойца (КМБ), который разбит на две части. Первая часть проходит непосредственно на территории академии, вторая - в полевом лагере. В роли преподавателей выступают старшекурсники.

Кроме КМБ, первокурсников ждёт ещё одно испытание - на право называться курсантами. Для этого им нужно преодолеть что-то типа полосы препятствий.

Несмотря на тщательный отбор, в последующем отсев всё равно происходит. К четвёртому году обучения курс может сократиться человек на 200. Отчисляют по тем же причинам, что и у нас.
Какие качества командиры и преподаватели академии стараются привить курсантам? Во-первых, их подопечные должны прочувствовать, что значит быть представителем ВВС (aermanship), так сказать, приобщиться к небу. На это направлен первый полёт, когда ещё до начала учёбы первокурсников в 306-м центре катают на планёре. Этому способствует и парашютная подготовка, через которую ежегодно пропускают 840 курсантов.

Интересно, что в качестве инструкторов по парашютной подготовке в академии выступают не только офицеры, но и курсанты 3-го и 4-го курсов. Причём у каждого в активе должно быть не менее 150 прыжков. Как, например, у Марины Пеквин, которая показывала нашим офицерам экипировку американского парашютиста и на хорошем русском языке давала необходимые пояснения. Лично у неё, кстати, за плечами уже 250 прыжков с парашютом.

Исполнение обязанностей инструктора отнюдь не освобождает курсанта от плановых занятий в составе группы. Но помогает развивать методические навыки и способствует формированию личностных качеств, необходимых лидеру.

Лидерство - это второй краеугольный камень, на котором стоит система подготовки офицерских кадров для ВВС США. В понимании руководства академии курсант за четыре года учёбы обязан почувствовать себя лидером, способным вести за собой, организовать людей на выполнение той или иной задачи. В том числе и на спортивных площадках, которых, кстати, на территории академии достаточно. Там же, в спортивных баталиях между эскадрильями, курсанты начинают примерять на себя тогу победителей. Видимо, преподаватели не без оснований считают, что жажда победы может появиться только у того, кто попробовал её вкус. Первый начальник академии генерал-лейтенант Хуберт Хармон так определил задачу вуза: «Конечная цель академии - подготавливать генералов, а не лейтенантов».

«Наши выпускники будут воевать и лидировать по всему миру», - на хорошем русском языке заявил один из американских офицеров во время презентации академии, устроенной для нашей делегации. То есть это уже даже не цель, а как бы констатация факта.

Что ж, если американцы готовят своих лётчиков побеждать, значит, мы должны готовить непобедимых. Чтобы все знали, что русских победить невозможно. И придерживались следующего правила: шансов на победу в союзе с Россией всегда больше, чем в противостоянии с ней. Кстати, история образования США как независимого государства - тому подтверждение, равно как и результаты Второй мировой войны.

Однако вернёмся на лётное поле. Вернее, в ангар, где стоят самолёты и планёры, на которых американские «орлята» учатся летать.

В ангарах чисто, нежарко. Курсанты и офицеры, в частности пилот-инструктор капитан Ники Фостер, готовы рассказать о стоящих тут самолётах и планёрах. Военные лётчики из нашей делегации с интересом знакомятся с техникой, садятся за штурвал, получают ответы на интересующие их вопросы о возможностях этих летательных аппаратов и особенностях управления ими. А я помимо этого интересуюсь, откуда курсанты, из каких, так сказать, слоёв американского свободного общества. И узнаю, что родители вышеназванной Марины Пеквин - обычные инженеры из Калифорнии, а вот курсант Грасо Морис - из Мичигана, пошёл по стопам отца, который в ВВС США дослужился до подполковника. Получается, в США есть династии военных лётчиков, а не только политиков.

Выше уже говорилось, что курсанты в академии летают только на планёрах (АМ-100, АМ-251, АМ-461) и легкомоторных самолётах (Diamant-40, Sesna-150 и других). Получив звание лейтенант, диплом по специальности «менеджмент» (инженеры получают диплом инженера аэрокосмической отрасли), они распределяются по частям. Но и там их не сразу допускают к штурвалу боевых самолётов. Сначала их ждёт теоретическая подготовка, затем практика. В общей сложности на это уходит два года. Лишь после этого офицера можно считать боевым лётчиком, хотя опыта у него всё ещё нет никакого.

Одним словом, в подготовке лётного состава ВВС американцы запрягают долго. Умеют ли они быстро ездить, то есть летать? Да, умеют. Система подготовки лётчиков, сложившаяся за океаном, работает. С этой мыслью мы и покидали академию в Колорадо-Спрингс.

.

Красная звезда 06.07.2011

Смотрите также
Категория: Личный состав, подготовка | Добавил: pentagonus (06.07.2011) | Автор: А. Тихонов W
Просмотров: 3389 | Теги: Академия ВВС, Колорадо-Спрингс, Бдительный орёл - 2011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar