Птенцы из Колорадо-Спрингс Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Колорадо-Спрингс (США) – Москва. Недавно российская военная делегация, возглавляемая начальником войск ПВО и авиации Восточного военного округа генерал-майором Сергеем Жмуриным, посетила американский город Колорадо-Спрингс. Поездка состоялась в рамках подготовки учений «Бдительный орёл - 2011». Подобные международные учения ВВС Российской Федерации и НОРАД - объединённого командования воздушно-космической обороны североамериканского континента (США, Канада) впервые проводились в августе 2010 года. Цель вторых учений - поддержание усилий по укреплению сотрудничества и партнёрства. Основную задачу участники учений сформулировали так: совершенствование способностей обеих сторон для работы с алгоритмами и методиками ВВС и НОРАД, чтобы в случае необходимости совместно отреагировать на инцидент, связанный с терроризмом в воздухе. По приглашению американской стороны наша делегация также посетила расположенную в Колорадо-Спрингс Академию ВВС США. В составе делегации был и корреспондент «Красной звезды». Репортаж из этого учебного заведения предлагаем вниманию читателей. Сопровождающие нас американские военные и гражданские лица объяснили охране, кто с ними следует, и наш автобус под поднятым шлагбаумом въехал на территорию академии. Однако ни учебных корпусов, ни курсантских общежитий, ни ангаров для самолётов мы не увидели, продолжая созерцать из автобуса местную флору справа и слева от асфальтированной дороги. Оказывается, за первый шлагбаум пропускают практически всех желающих, хотя при надобности могут и проверить, кто именно едет и откуда. Получается, что первое КПП лишь фактически обозначает на местности границы академии. - Её территория 18 тысяч акров, - отвечает на мой вопрос о площади академии сопровождающий нас её представитель. Перевожу в метрическую шкалу, получается 72,84 кв. километра. Впрочем, к чему удивляться масштабам? Земли у Америки много. Пока я занимался арифметикой, переводя акры в квадратные метры, нас подвезли ко второму шлагбауму. Сопровождение опять быстро уладило все формальности, и вот уже из окон набравшего ход автобуса на фоне голубого чистого неба стали видны сначала планёры, а затем и парашютисты. Колорадо-Спрингс - один из самых солнечных городов планеты, поскольку расположен в зоне засушливого климата. Так что погодой, о которой лётчики говорят «миллион на миллион», здесь никого не удивить. Кто знает, может, именно этим и руководствовался Гарольд Тэлбот, бывший в то время министром ВВС США, определив это место в качестве пункта постоянной дислокации академии. И президент Соединённых Штатов, согласившись с ним, принял решение о создании в 1954 году Академии ВВС США именно в окрестностях этого города. С тех пор подходящие метеоусловия только помогают вставать на крыло питомцам этого престижного вуза. Впрочем, примерно лишь каждый второй из более чем 4 тысяч курсантов (а именно такова их численность на всех четырёх курсах академии) станет лётчиком. Здесь готовят офицеров для ВВС по всем существующим в этом виде вооружённых сил военным специальностям, не только по лётным. Я приготовился было понаблюдать за взлётом или посадкой какой-нибудь железной птицы семейства «F», пока мы проезжали мимо взлётно-посадочной полосы, однако гула авиадвигателей слышно не было. Оказалось, такие «птицы» тут не водятся: в академии курсантов учат летать только на планёрах и на легкомоторных самолётах. Об этом нашей делегации рассказали на презентации 306-го тренировочного центра академии, которым командует полковник Кристофер Плэмп. Сам командир центра, конечно, из лётного состава. 14 лет он летал на А-10, затем управлял беспилотниками в Ираке и Афганистане. Но разговор, естественно, пошёл не о делах минувших дней, а о той структуре, которая находится под его началом. И о том, как организована подготовка курсантов в 306-м центре. Этому и была посвящена первая презентация, которую приглашающая сторона устроила в небольшом специально оборудованном зале центра. Всего же в академии нашему вниманию было предложено две презентации, причём вторая - на русском языке.
Ничего удивительного в том не было: русский входит в число иностранных языков,
которые преподаются в академии. У курсантов есть право выбрать один из восьми
таких языков. Самыми сложными для изучения считаются китайский, японский,
арабский и русский. Язык Пушкина выбрали около сотни курсантов. В их числе нам
встретилась и одна из курсисток-отличниц, родившаяся в Риге (курсанты-отличники
носят на кителе маленькую жёлто-коричневую звёздочку). Ей было четыре года,
когда родители уехали в США. И поскольку дома они по-прежнему общаются на
русском, она сумела объявить текст второй презентации практически без акцента. Какие взаимоотношения выстраиваются между курсантами и курсистками? Возможно, дружеские или хотя бы уважительные. Однако в 2003 году случилась-таки неприятность, наделавшая много шума. Тогдашний инспектор Пентагона генерал Джозеф Шмиц вынужден был признать существование такой проблемы, как сексуальные домогательства к девушкам-курсисткам. Доклад об этом был представлен министру обороны США Дональду Рамсфельду. В результате разбора полётов тогдашнее высшее руководство академии было переведено к новым местам службы. Может, в том числе и поэтому много времени занимают у нынешних курсантов и курсисток занятия и спортивные состязания, чтобы к вечеру сил больше ни на что не оставалось? Кроме того, большое внимание преподавательский и командный состав уделяют формированию морального облика курсантов. В академии, например, есть кодекс чести, по которому курсанты обязуются говорить правду и только правду. Имеется и церковь - одна на несколько распространённых в США конфессий, так что службы там идут по графику (в одни часы в храме молятся протестанты, в другие - католики и т.д.). Нам позволили зайти в это здание. Внутри - ряды скамеек. Проход в один из рядов закрыт, на табличке надпись, гласящая о том, что это места для не вернувшихся с задания лётчиков. По словам офицеров академии, сейчас желающих поступить в этот престижный в США вуз предостаточно. Поступающие наверняка знают, что среди выпускников академии есть и конгрессмены, около 700 выпускников стали впоследствии президентами крупных корпораций, примерно 400 - адвокатами. Правда, 36 выпускников в разные годы попали в плен, но молодёжь, поступающая в академию, должна мыслить позитивно и о плохом не думать. При отборе кандидаты проходят тестирование, сдают нормативы по физподготовке. Тщательным образом проверяется их здоровье. Большой плюс, если кандидат в школе активно участвовал в общественной работе. Так что критерии отбора во многом схожи с нашими. У молодых людей, которые окончили подготовительный факультет академии, шансов на поступление больше, чем у обычных выпускников школ. Однако большинство первокурсников на подготовительном факультете не занимались и с азами своей будущей военной специальности знакомятся, став курсантами в 18 лет. Кроме американцев, в академии в настоящее время обучаются 54 курсанта из 30 зарубежных стран. Обучение каждого стоит примерно 70 тысяч долларов в год. Учёба на первом курсе, как и в наших военных вузах, начинается с курса молодого бойца (КМБ), который разбит на две части. Первая часть проходит непосредственно на территории академии, вторая - в полевом лагере. В роли преподавателей выступают старшекурсники. Кроме КМБ, первокурсников ждёт ещё одно испытание - на право называться курсантами. Для этого им нужно преодолеть что-то типа полосы препятствий.
Несмотря на тщательный отбор, в последующем отсев всё равно происходит. К
четвёртому году обучения курс может сократиться человек на 200. Отчисляют по тем
же причинам, что и у нас. Интересно, что в качестве инструкторов по парашютной подготовке в академии выступают не только офицеры, но и курсанты 3-го и 4-го курсов. Причём у каждого в активе должно быть не менее 150 прыжков. Как, например, у Марины Пеквин, которая показывала нашим офицерам экипировку американского парашютиста и на хорошем русском языке давала необходимые пояснения. Лично у неё, кстати, за плечами уже 250 прыжков с парашютом. Исполнение обязанностей инструктора отнюдь не освобождает курсанта от плановых занятий в составе группы. Но помогает развивать методические навыки и способствует формированию личностных качеств, необходимых лидеру. Лидерство - это второй краеугольный камень, на котором стоит система подготовки офицерских кадров для ВВС США. В понимании руководства академии курсант за четыре года учёбы обязан почувствовать себя лидером, способным вести за собой, организовать людей на выполнение той или иной задачи. В том числе и на спортивных площадках, которых, кстати, на территории академии достаточно. Там же, в спортивных баталиях между эскадрильями, курсанты начинают примерять на себя тогу победителей. Видимо, преподаватели не без оснований считают, что жажда победы может появиться только у того, кто попробовал её вкус. Первый начальник академии генерал-лейтенант Хуберт Хармон так определил задачу вуза: «Конечная цель академии - подготавливать генералов, а не лейтенантов». «Наши выпускники будут воевать и лидировать по всему миру», - на хорошем русском языке заявил один из американских офицеров во время презентации академии, устроенной для нашей делегации. То есть это уже даже не цель, а как бы констатация факта. Что ж, если американцы готовят своих лётчиков побеждать, значит, мы должны готовить непобедимых. Чтобы все знали, что русских победить невозможно. И придерживались следующего правила: шансов на победу в союзе с Россией всегда больше, чем в противостоянии с ней. Кстати, история образования США как независимого государства - тому подтверждение, равно как и результаты Второй мировой войны. Однако вернёмся на лётное поле. Вернее, в ангар, где стоят самолёты и планёры, на которых американские «орлята» учатся летать. В ангарах чисто, нежарко. Курсанты и офицеры, в частности пилот-инструктор капитан Ники Фостер, готовы рассказать о стоящих тут самолётах и планёрах. Военные лётчики из нашей делегации с интересом знакомятся с техникой, садятся за штурвал, получают ответы на интересующие их вопросы о возможностях этих летательных аппаратов и особенностях управления ими. А я помимо этого интересуюсь, откуда курсанты, из каких, так сказать, слоёв американского свободного общества. И узнаю, что родители вышеназванной Марины Пеквин - обычные инженеры из Калифорнии, а вот курсант Грасо Морис - из Мичигана, пошёл по стопам отца, который в ВВС США дослужился до подполковника. Получается, в США есть династии военных лётчиков, а не только политиков. Выше уже говорилось, что курсанты в академии летают только на планёрах (АМ-100, АМ-251, АМ-461) и легкомоторных самолётах (Diamant-40, Sesna-150 и других). Получив звание лейтенант, диплом по специальности «менеджмент» (инженеры получают диплом инженера аэрокосмической отрасли), они распределяются по частям. Но и там их не сразу допускают к штурвалу боевых самолётов. Сначала их ждёт теоретическая подготовка, затем практика. В общей сложности на это уходит два года. Лишь после этого офицера можно считать боевым лётчиком, хотя опыта у него всё ещё нет никакого. Одним словом, в подготовке лётного состава ВВС американцы запрягают долго. Умеют ли они быстро ездить, то есть летать? Да, умеют. Система подготовки лётчиков, сложившаяся за океаном, работает. С этой мыслью мы и покидали академию в Колорадо-Спрингс. . Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3360 | | |
Всего комментариев: 0 | |