search
menu
person

NEWS AND UDATES


Равновесие страха
HTML clipboard

Равновесие страха

С. Мороз

Весенним днем 1946 года провинциальный покой британского городка Мархем был нарушен ревом мощных двигателей. Острова Туманного Альбиона снова, как и в годы второй мировой войны, принимали тяжелые бомбардировщики с опознавательными знаками американской авиации.

Три «сверхкрепости» - Боинг В-29 Суперфортресс прибыли к берегам Европы с официальным визитом доброй воли. Вскоре это чудо боевой техники тех лет появилось и над самим континентом. Первыми их встречали немцы. Шесть машин «гостили» на аэродроме Рейн-Майн, а в следующем году Суперфор-трессы появились на базе Гебельсштад, также в западном оккупационном секторе поверженного Третьего Рейха. Все эти проявления дружественных намерений были обставлены как истинно американские шоу и имели большой успех у публики, чему, впрочем, немало способствовали вполне земные факторы - свежие «хотдоги» и темное баварское пиво.

А тем временем тучи над Европой сгущались. Кризис, вызванный расколом вчерашних союзников на два лагеря, обострялся, дипломаты все чаще уступали роль в управлении судьбами мира военным. Одним из первых их шагов стала переброска из США в Европу шестидесяти бомбардировщиков В-29. Уже в 1948 году на базу Скемптон прибыли «сверхкрепости» из 28-й бомбардировочной группы (28-th BG) Стратегического Авиационного Командования (SAC) ВВС США. Серебристые машины несли на киле букву R внутри черного кольца - «клейма» 15-й воздушной армии США. О принадлежности к конкретной эскадрилье говорили цвета створок носовых ниш шасси и верхушек килей.

Многие бомбардировщики имели также персональные эмблемы, порой настоящие шедевры живописи, не отличавшиеся, правда, излишней скромностью. Иногда носовые части самолетов украшали и их «личные имена». Еще в средние века благородные рыцари имели привычку давать имена своим боевым мечам. Обычно это должно было подчеркивать доблесть и непобедимость своих хозяев. Но время сыграло злую шутку с этой славной традицией. Чаще всего надписи, красовавшиеся на бортах американских самолетов, напрямую относились к содержанию рисунков, нанесенных тут же, и прославляли в основном победы экипажа над прекрасным полом. Иногда боевые имена (combat name) давались в честь героев комиксов и мультсериалов. Хотя такая практика и не поощрялась официально, но все же имела определенный смысл - такие шутливые «клички» хорошо запоминались и часто использовались в качестве радиопозывных.

Вся эта цветастая «косметика» вносила чисто американский колорит в общем-то стандартно окрашенные машины: опознавательные знаки, большой черный «базз намбер» - регистрационный номер самолета в ВВС США, иногда еще черный низ или черные же поверхности противообледенитель-ных устройств на передних кромках крыла и оперения.

Пилоты «сверхкрепостей» довольно быстро освоили новый обширный район полетов, тем более, что многие экипажи уже бывали в этих краях в годы войны. Вскоре к машинам из 28-th BG присоединились и другие подразделения SAC. Они принадлежали ко 2-й и 8-й воздушным армиям. Бомбардировщики из этих соединений несли на килях соответственно квадраты и треугольники черного цвета, белые буквы внутри которых соответствовали номерам авиагрупп. В их окрасках, кроме цветных створок носовых ниш шасси и верхушек килей, появились полосы, опоясывающие фюзеляж.

Чем же занималась американская ударная авиационная группировка в Европе? На смену праздничной обстановке рекламных турне «по городам и весям» пришли суровые будни боевой учебы в условиях, скажем прямо, более чем близким к боевым. Суперфорт-рессы совершали дальние, в том числе групповые, полеты вдоль границ «соцлагеря», проверяя прочность ПВО потенциального противника, что приводило к постоянным конфликтам.

В конце 1948 года В-29 довелось побывать за железным занавесом, так сказать, официально. Это был период наиболее интенсивной работы воздушного моста, соединившего блокированный Западный Берлин с остальным миром. В порядке эксперимента оба бомбоотсека одной «сверхкрепости» были загружены углем, который сбросили прямо на город с малой высоты. Толку от такой «доставки» оказалось мало, и в дальнейшем от «угольных» бомбардировок отказались.

В 1949 году к расквартированным на британских базах Скэмптон, Мархем, Уоддингтон и Лейкенхет «двадцать девятым» добавили усовершенствованные В-50А. Они имели дальность полета 7500 км с бомбовым грузом 4,5 тонны и, таким образом, представляли серьезную угрозу практически для всей европейской части СССР. При этом необходимость в промежуточных аэродромах для новой «сверхкрепости» отпадала, так как все машины этого типа были оснащены системой дозаправки топливом в полете от танкеров КВ-29Р.

В-50А принадлежали 43-й бомбардировочной авиагруппе (43-th BG) ВВС США, танкеры же - 43-й эскадрилье заправщиков (43-rd Air Refueling Squadron) из авиагруппы с таким же номером. Главной базой этих машин стал Брайз Нортон в Оксфордшире, Англия, а в окраске танкеры и бомбардировщики выделялись диагональными полосами на фюзеляже.

Чуть позже к берегам Европы прибыли В-50А из 2-й и B-50D из 93-й бомбардировочных групп SAC. В отличие от остальных, они имели «гербы» эскадрилий на бортах фюзеляжа за «баз намбером». Кроме того, оставались старые отличительные знаки. В некоторых подразделениях на вертикальное оперение наносились еще и эмблемы воздушных армий, а «геометрические» их символы сохранялись до 1954 года.
В связи с расширением зоны полетов на север, где резко возросло присутствие советского Военно-Морского Флота, некоторые «сверхкрепости» получили арктический «антикамуфляж» - красные законцовки крыльев и хвостовые балки вместе с оперением. При этом низ на многих машинах оставался черным.

В конце сороковых - начале пятидесятых годов в Англии и в Европе побывали экипажи В-29 и В-50 из 17 бомбардировочных авиагрупп (позже - авиакрыльев) ВВС США. Чем же вызвана такая активность? Прежде всего тем, что Европа в любой момент могла стать центральным театром нового глобального конфликта, на этот раз ядерного, и «сверхкрепостям» в этом случае выпадала честь стать главными героями новой драмы.

К счастью, эта война состоялась лишь на бумаге. Ее первые залпы прогремели уже в 1944 году, когда американское командование начало переоценку роли бомбардировочной авиации и поиск новых объектов ее применения, поиск нового противника. В следующем году была обоснована и применена на практике концепция атомного удара, а затем было принято решение о возможности превентивного использования ядерного оружия. И, наконец, директива Объединенного комитета военного планирования N432/d от 14.2.1945 г. уже указывала первые 20 целей на территории СССР, по которым целесообразно было бы применить сверхоружие двадцатого века. Это были города с общим населением 13 миллионов человек. Для них было выделено 196 атомных бомб (с учетом планируемых темпов их производства и 100 % резерва). Подробности акции регламентировал созданный в том же году оперативный план «Тоталити».

Появление В-29 в Европе и рост атомного арсенала США вскоре позволил размахнуться шире. План «Чариотер», подготовленный в 1948 году, намечал уже 70 целей, на которые в первой фазе атак должно быть сброшено 133 ядерных боеприпаса. Но даже при этом пришлось признать, что армия СССР не будет уничтожена полностью.

В следующей фазе боевых действий, которая должна была продлиться 2 года, планировалось сбросить еще 200 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб. Это должно было подорвать экономику противника, ликвидировать его людские ресурсы и вынудить к капитуляции. Была назначена и дата начала воздушного наступления: 1 апреля 1949 года. К 1 февраля оперативные планы предполагалось разослать всем задействованным частям и соединениям. Однако детальный анализ возможных путей развития событий показал, что через 6 месяцев советские войска выйдут к берегам Ла-Манша и займут Ближний Восток, парализовав таким образом действия даже дальних бомбардировщиков, не говоря уже о тактической авиации. Вариант «Чариотер» был отброшен, но в том же году его сменил новый план - «Дроп Шот».

Число объектов атомных ударов возросло до ста, для их уничтожения было намечено произвести около 6000 самолето-вылетов, в ходе которых планировалось сбросить 300 ядерных и большое количество обычных бомб. Несмотря на грандиозность замысла, уже на стадии детальной проработки была обнаружена абсолютная непригодность и этого плана.

На штабных учениях группа генерала Д.Хэлла (D.Hall) отрабатывала уничтожение целей в районе Черноморского побережья СССР. На этом участке должны были действовать 233 «сверхкрепости», 32 самолета В-50 были выделены в качестве носителей ядерного оружия, остальным предписывалось подавлять ПВО, ставить радиопомехи, а также бороться с второстепенными объектами. Предполагалось, что, удастся прицельно сбросить 24 бомбы, 3 упадут далеко, 3 будут потеряны в сбитых самолетах и еще дважды экипажи не смогут применить оружие. Такой расклад обеспечит лишь семидесятипроцентную вероятность выполнения поставленной задачи. При этом 35 бомбардировщиков собьют истребители противника, 2 - зенитки, 5 - потерпят аварии или будут сбиты своими же самолетами, а еще 85 машин получат такие повреждения, что никогда больше не смогут подняться в небо. Таким образом, «расход» материальной части составит 55% без учета истребителей сопровождения.

Психологические исследования показали, что людские потери, сопутствующие событиям такого рода, приведут к столь сильному падению морального духа оставшегося в живых личного состава, что дальнейшее выполнение боевых задач станет невозможным.

Исходя из этого, начальник штаба USA генерал Андерсон (Anderson) 11 апреля 1950 года констатировал: план «Дроп Шот» не позволит добиться решающей победы в возможной войне. Главная причина - новое поколение реактивных истребителей сделало массовые рейды поршневых крепостей невозможными, а количество реактивных бомбардировщиков и их характеристики пока еще недостаточны для решения стратегических задач. Это был погребальный колокол, возвестивший о смерти поршневых бомбардировщиков как класса. Но ветераны все же остались в строю.

Воздушная дозаправка расширила зоны применения тактической авиации. Самолеты F-100 Суперсейбр, F-84 Тандерджет, В-45 Торнадо и В-66 Дестроер теперь могли пополнять топливо от заправщиков КВ-29М и KB-50J. Эти машины и упоминавшиеся уже КВ-29Р находились на вооружении эскадрильи 420-th ARS, прибывшей в Англию 4 октября 1950 года. Ее базой стал аэродром Скалтроп, графство Норфолк, а главной задачей - обеспечение действий носителей тактического ядерного оружия.

Машины 420-й эскадрильи выделялись среди своих собратьев хвостовой эмблемой -внутри черного треугольника было цветное поле, образованное гранями кубиков. Она просуществовала до 1960 года, затем на два года ее сменила новая комбинация из ломанных линий, а в последние два года своего существования самолеты эскадрильи летали без эмблем. Карьера этого подразделения закончилась лишь 25 апреля 1964 года.

Несмотря на то, что постоянно дислоцированных в Европе эскадрилий стратегических разведчиков RB-29 не было, эти самолеты часто появлялись над Старым Светом. Их окраски мало чем отличались от расцветок «крепостей» - бомбардировщиков. Дальние разведчики время от времени осуществляли запланированные вторжения в воздушные пространства стран Варшавского договора, при этом их окраска часто полностью смывалась.

Как и разведчики, поисково-спасательные самолеты SB-29 не имели постоянных баз в Европе. Они выделялись желтыми полосами, надписями RESQUE и черными номерами на килях.

Последней профессией американской «сверхкрепости» стала разведка погоды. На базах Кинделфилд Бартонвуд разместились самолеты WB-29, а затем WB-50 из состава 53-й эскадрильи разведки погоды (53-rd Weather Reconnaisance Squadron), обеспечивавшей командование информацией о состоянии атмосферы над Атлантикой. Самолеты WB-50 эксплуатировались до начала 60-х годов, но звездный час Суперфортрессов прошел, и они оставались лишь во вспомогательных подразделениях USAF. В-29 покинули боевой строй еще раньше.

Шесть лет (с 1950 по 1955 г.) В-29 находились на вооружении Королевских ВВС Великобритании. Британское руководство стремилось сохранить воздушную мощь страны на должном уровне и, чтобы компенсировать задержку с вводом в строй бомбардировщиков Авро Линкольн (Avro Lincoln), взяло взаймы у США 88 В-29. Под названием Вашингтон В.Мк.1 «сверхкрепости» служили в бомбардировочных эскарильях №№ 15, 35, 44, 49, 57, 90, 115, 192, 207. Самолеты этих подразделений выглядели куда скромнее своих американских собратьев. Обычно они оставались серебристыми, опознавательные знаки размещались в соответствии с принятыми в RAF стандартами.

Код эскадрильи - две буквы - наносился на фюзеляже, атактическая литера, соответствовавшая номеру самолета в эскадрилье, - тут же на фюзеляже или на киле.

Регистрационный номер, состоявший обычно из букв WF, WW, WZ и трех цифр был написан относительно мелко на хвостовой балке или вертикальном оперении. В этом случае он напоминал американский «базз намбер». Все надписи выполнялись черным цветом.

Пожалуй, единственным элементом, вносившим хоть какое-то оживление в окрас английских «сверхкрепостей», были цветные створки носовых ниш шасси, символизировавшие принадлежность самолета к тому или иному подразделению, маленькая эмблема которого обычно рисовалась по правому борту в районе носовой кабины. В отличие от часто почти нецензурных художеств, коими украшали свои машины янки, британские гербы подразделений просто светились аристократизмом и, может быть, даже излишней чопорностью. Как обязательные элементы, они включали в себя королевскую корону, а также щит и ленты с номером эскадрильи и ее девизом, часто начертанным на латыни в дань традициям рыцарских времен.

Рубеж сороковых - пятидесятых годов стал началом холодной войны, пожалуй, самого тревожного и опасного периода в истории человечества. На фоне мрачных декораций этого спектакля еще более гротескным выглядит тот факт, что главным противником американских В-29 были их копии советского производства - бомбардировщики Ту-4. Массовое поступление этих машин в полки нашей дальней авиации началось в 1949 году. Как всегда, новую технику получали в первую очередь западные военные округа. «Четверки» появились, например, на базах в Нежине, Полтаве, Прилуках на Украине, в Лодейном Поле под Ленинградом, в Карелии, Прибалтике, Белоруссии. Ту-4 были частыми гостями на аэродромах соцстран и особенно ГДР.

Советские «фортрессы» выглядели более аскетично по сравнению со своими западными аналогами. Как правило, это были полностью серебристые самолеты, иногда даже поверхность антиобледенителей окрашивали в серебристый цвет. Винты были черными, а их законцовки часто окрашивались желтым.

Тактический номер, расположенный обычно за носовыми стрелковыми точками по обоим бортам фюзеляжа, имел относительно большие размеры и для самолетов строевых частей состоял из двух цифр, написанных красным, синим или черным цветом. Бомбардировщики, входящие в состав одной авиадивизии, имели, как правило, сквозную нумерацию. Традиция давать машине комдива первый номер частенько нарушалась, зато свято соблюдался другой закон - бортовой номер «13» не присваивался - даже строгое воспитание в духе диалектического материализма не смогло победить древнее суеверие.

Кроме тактического, самолет нес еще и заводской номер, написанный черным более мелко. Он состоял из 6 или 7 цифр и содержал информацию о номере серии и номере машины в серии, а также о годе выпуска самолета, номере завода-поставщика. Иногда в него же входил и номер изделия - «открытое наименование» Ту-4. Для заводского номера было отведено место в носу фюзеляжа и в нижней части киля.

Опознавательные знаки - звезды с кантом, который периодически не имел белой «подкладки», были расположены как обычно - на хвостовой части, снизу на крыльях и примерно посередине киля.

«Поведение» Ту-4 в Европе мало чем отличалось от действий тогдашних потенциальных противников. Они по одиночке и «толпами» летали вдоль чужих границ, отрабатывали всевозможные боевые задачи, главной из них было применение атомного оружия. Для обучения экипажей действиям по обслуживанию, подвеске и сбросу ядерных бомб использовались так называемые ИАБ - имитационные авиабомбы. «Ту-четвертым» пришлось даже «понюхать пороху» при подавлении антиправительственного восстания в Венгрии в 1956 году.

Где-то в середине шестидесятых с появлением машин со стреловидным крылом начали меняться и стантарты окрасок советских самолетов. Эти новые веяния отразились и на прямокрылом Ту-4. Исчезла звезда с фюзеляжа, а на верхушке киля продублировали тактический номер, но гораздо более мелко.

Последнее же изменение в окраске Ту-4 произошло в самом конце восьмидесятых годов. На единственном дожившем экземпляре «четвёрки», экспонате музея ВВС в Монино, был закрашен заводской номер в соответствии с вышедшим тогда указанием Главного инженера ВВС СССР. Основание - оказывается, такие номера содержат информацию, которая может оказаться ценной для вражеской разведки.

Прошли годы. Время «холодной войны» ушло и, будем надеяться, ушло навсегда. Ушла с ним и неповторимая в своей трагикомичности ситуация - противостояние двух ядерных монстров, похожих друг на друга, как две капли воды.

Список использованной литературы:

1. Drop Shot. The United Statse Plan for War with the Soviet Union. Ed. by Brown A - NY, 1978.

2. Robinson R. USAF Europe in Color. 1947- 1963. Vol.2. -Squadron/SignalPublication, - Carrolton, 1992.

3. Sherry M. Preparing for the Next War. American Plans for postwar defense, 1941 - 1945. - Yale University Press, 1977.

4. Hall, Alan W. B-29 Superfortress // Scale Aircraft Modeling. 1992, N14.

Окраски

1. В-29А из состава 97-th BG во время визита на базу Мархем, 1947 год.

2. В-50А из состава 96-th BS, авиабаза Лейкенхет, 1950 год. 2а. Герб 96-th BS.

3. КВ-29Р из состава 420-th ARS, авиабаза Скалтроп, 1959 год. За. Герб 420-th ARS.

36. Хвостовая эмблема 420-th ARS.

4. КВ-29М из состава 43-rd ARS (43-rd BG). 4a. Герб 43-rd BG.

46. Личная эмблема самолета.

5. KB-50J из состава 420-th ARS, авиабаза Скалтроп, 1959 год.

6. B-50D из состава 328-th BS (93-rd BG), 1950 - 1951 гг.

7. WB-50D из состава 53-rd WRS, авиабаза Элконбари, 1959 год. 7а. Герб 53-rd WRS.

76. Эмблема MATS - военной авиоционно-тронспортной службы.

8. Ту-4 в типовой окраске дальней авиации СССР, конец 40-х годов.

9. Вашингтон В.Мк. 1 из состава 15 эскадрильи RAF.

Авиационное обозрение №4 1994 С48-51

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (25.10.2009) | Автор: С. Мороз
Просмотров: 4148 | Теги: ядерный удар, B-29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar