Разработка в США новых средств индивидуальной защиты лётных экипажейКапитан А. Царев В зарубежных странах серьезное внимание уделяется вопросам защиты личного состава вооруженных сил от оружия массового поражения. Основные НИОКР в данной области направлены на разработку специальных материалов для средств защиты кожи и концептуально новых конструктивных решений для средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания. Американские специалисты при разработке СИЗ летных экипажей отдают приоритет совершенствованию конструкции, улучшению эргономических характеристик противогазов и их интеграции с защитными шлемами. В рамках проекта создания единого авиационного фильтрующего противогаза (АФП) "Джейсам" (JSAM - Joint Service Aircrew Mask) разрабатываются несколько типов комплектов с унифицированными углями для использования в летательных аппаратах авиации сухопутных войск, морской пехоты и ВВС США. Новые противогазы отличаются от табельных образцов меньшей массой, компактностью, низким сопротивлением дыханию и высокоэффективными фильтрами. Вместе с тем модульная конструкция этих СИЗ должна предусматривать использование единых с общевойсковыми противогазами элементов и заметно снизить затраты на их производство. "Джейсам" обеспечивают защиту экипажа летательного аппарата от отравляющих веществ (ОВ), биологических поражающих агентов и радиоактивной пыли. Модульная конструкция включает следующие основные элементы: защитный капюшон с торцевым уплотнением и соединительным кольцом, лицевую маску с двумя замками, нагнетатель воздуха с фильтрующе-поглощающей коробкой, источник питания и переговорное устройство. Защитный капюшон является дополнительной защитой, предотвращающей попадание ОВ в парообразном и капельно-жидком состоянии на незащищенные участки тела. Торцевые уплотнения обеспечивают герметичность крепления лицевой маски к капюшону. Портативный нагнетатель предназначен для принудительной подачи чистого воздуха и создания избыточного давления в подмасочном пространстве. На внутренней поверхности лицевой маски имеется обтюратор, препятствующий подсосу воздуха в подмасочное пространство, и носовой чашечный обтекатель. Все разрабатываемые типы противогазов "Джейсам" предполагают совместимость с существующими системами жизнеобеспечения летных экипажей и большинством авиационных защитных костюмов, а также призваны обеспечивать защиту от открытого пламени, быстрого нагрева и гипоксии (на высотах до 18 км за счет интерфейса с кислородной системой). Кроме того, данные СИЗ будут обладать положительной плавучестью и противотуманной защитой. Широкий диапазон требований к авиационным противогазам вынудил разработчиков пойти на создание двух основных их разновидностей; тип I (1А) - для использования в вертолетах, причем удобное расположение и простая конструкция крепления на капюшоне лицевой маски позволяют быстро надевать (снимать) противогаз в полете; тип II-для применения в самолетах.
Авиационный фильтрующий противогаз "Джейсам" тип IA предназначен для боевого
ударного вертолета АН-64А и D "Апач Лонгбоу". В силу менее высоких требований к условиям эксплуатации это СИЗ отличается от предыдущей версии тем, что имеет лицевую маску, в которой очковый узел заменен на панорамное стекло, обеспечивающее широкий обзор, а также улучшенное бинокулярное и стереоскопическое зрение. Авиационный фильтрующий противогаз "Джейсам" тип IF, предназначенный для использования в самолетах, рассчитан на эксплуатацию в условиях вертикальных перегрузок до 9 единиц и быстрое переключение на кислородную систему жизнеобеспечения экипажа. Авиационный фильтрующий противогаз "Джейсам" для тактических истребителей F-35 представляет собой модернизированный АФП "Джейсам" тип II, совместимый с защитным шлемом и специальным оборудованием тактических истребителей F-35. Дальнейшее развитие авиационных индивидуальных средств защиты в США направлено на разработку перспективного модульного авиационного шлема, интегрированного с противогазом "Джейсам". Концепция создания этого шлема включает следующие положения: - пригодность для зашиты летных экипажей всех типов летательных аппаратов; - модульная конструкция; наличие интерфейса, совместимого с фильтрующим противогазом и изолирующей системой; - применение новых специальных конструкционных материалов, в том числе изготовленных на основе нано-технологий. Данное решение планируется учесть при разработке перспективного АФП "Джейсам" тип IB. Модульный вариант включает два основных элемента (модуля): шлем с защитным панорамным стеклом и противогаз, фильтрующие элеметы которого расположены в лицевой части. Отличие цельного варианта заключается в том, что фильтрующие элементы входят в состав шлема и находятся в задней его части. Благодаря такому решению происходит дополнительное охлаждение головы за счет циркуляции воздуха в подшлемном пространстве. Составной вариант выполнен в виде трехэлементной конструкции, которая обеспечивает повышенную защиту от ударных нагрузок. Встроенный АФП "Джейсам" для всех вариантов исполнения шлема будет снабжен низкопрофильнымн воздушными фильтрами, что должно привести к улучшению массогабаритных характеристик и снижению сопротивления дыханию. Прототипом перспективного авиационного шлема является единый модульный авиационный шлем МАСН со съемной оптоэлектронной системой. Он обеспечивает защиту от пуль и легких осколков. Шлем оснащен компактной широкоугольной цифровой видеокамерой с полем зрения 50°, головными телефонами, остеофоном и средствами защиты органов слуха. В комплект могут входить также комбинированные очки, обеспечивающие защиту глаз от воздействия лазерного излучения. Таким образом, в США продолжаются НИОКР по созданию перспективных средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. В частности, работы по созданию единого авиационного фильтрующего противогаза направлены на унификацию входящих в его состав элементов, обеспечение их многофункциональности и увеличение длительности защиты от ОМП, а также на снижение массогабаритных характеристик и стоимости элементов противогаза, создаваемых с широким применением новейших технологий. Интеграция противогаза в защитный авиационный шлем существенно облегчит зрительную оценку боевой обстановки и взаимодействие в экипажах, что, в свою очередь, повысит общую эффективность применения авиации. Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.62-65 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5680 | | |
Всего комментариев: 0 | |