search
menu
person

NEWS AND UDATES


Разработка в США воздушно-космических беспилотных летательных аппаратов (2018)

Капитан 2 ранга Е. Хабаров,
подполковник Э. Гагарин,
капитан А. Терехин

Работы по созданию многоразовых воздушно-космических беспилотных летательных аппаратов (ВК БЛА, космоплан) активно ведутся в США с 1998 года. С ноября 2006-го программа проводится под управлением ВВС США, а исполнителями являются Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства - НАСА (NASA - National Aeronautics and Space Administration) и научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL - Air Force Research Laboratory). Головной разработчик - фирма "Боинг".

Всего создано два экспериментальных ВК БЛА Х-37В (OTV - Orbital Test Vehicle), которые поочередно выводятся в космос на орбиты высотой около 400 км и наклонением порядка 40°.

По состоянию на 1 января 2018 года осуществляется пятый полет OTV-5 - космоплан Х-37В (2017-052А) был выведен на околоземную орбиту 7 сентября 2017 года ракетой-носителем "Фал-кон-9". В 2019-м планируется осуществить шестой запуск (OTV-6).

Отсутствие экипажа на борту позволяет значительно упростить конструкцию космоплана и обеспечить срок его пребывания в космосе до нескольких лет, но, в свою очередь, требует высокой надежности конструкции этого средства и значительного уровня роботизации. В период до 2035 года возможно производство и принятие на вооружение ВВС США нескольких беспилотных

Таблица 1 Список полётов экспериментальных ВК БЛА типа Х-37В

Полет (наименование) Дата запуска Дата посадки Продолжи- тельность, сут
OTV-1 23.04.2010 г. 03.12.2010 224
0TV-2 04.03.2011 г. 16.06.2012 469
0TV-3 11.12.2012 г. 17.10.2014 675
0TV-4 20.05.2015 г. 07.05.2017 718
0TV-5 07.09.2017 г. Полет продолжается
0TV-6 2019 г. - -

космопланов Х-37В, обеспечивающих Соединенным Штатам быстрый доступ в космос и выполняющих следующие основные задачи:
- обеспечение проведения научных экспериментов и испытаний космической техники в околоземном космическом пространстве;
- доставка полезных грузов (в том числе малых космических аппаратов (КА)) на околоземные орбиты и/или их возвращение на Землю;
- инспектирование национальных КА в целях контроля их технического состояния, а также КА противника, в том числе и с целью их частичного или полного выведения из строя;
- ведение оптико-электронной, радио- и радиотехнической разведки;
- обеспечение и/или ведение боевых действий в космосе, в частности с применением оружия направленной энергии.

Космоплан Х-37В разработан фирмой "Фантом Уоркс" (подразделение "Боинг"). Конструктивно аппарат представляет собой широкофюзеляжный низко-план с крылом в виде двух сопряженных трапеций и V-образным хвостовым оперением. Для торможения при заходе аппарата на посадку и пробеге по взлетно-посадочной полосе в верхней части хвостового отсека фюзеляжа установлен поднимаемый вверх выдвижной аэродинамический щиток, в котором может размещаться антенна системы дистанционного управления. В средней части фюзеляжа расположен грузовой отсек с открываемым вверх двухстворчатым люком. Шасси трехопорное убирающееся, с носовым колесом.

Таблица 2 Основные ТТХ ВК БЛА Х-37В

Длина фюзеляжа, м 8,9
Размах крыльев, м 4,5
Высота с выпущенным шасси, м 2,9
Размер площадки грузового отсека, м 2,1x1,2
Стартовая масса, кг 5 400
Сухая масса, кг 4990
Масса полезной нагрузки, кг 900

Фюзеляж, несущие плоскости и горизонтальные аэродинамические рули с развитой поверхностью (флапероны) космоплана выполнены из легких композитных материалов. На рисунке вверху представлены внутренние элементы конструкции сбрасываемого с самолета-носителя макета ВК БЛА Х-37А, с помощью которого отрабатывались автоматические планирующий полет в атмосфере и посадка. После доработки конструкции, установки бортового радиоэлектронного оборудования, ракетных двигателей и окончательной сборки Х-37А получил наименование Х-37В.

Для защиты от нагрева при входе в атмосферу нижней стороны аппарата, передних кромок крыльев и хвостовой части фюзеляжа применена высокотемпературная керамическая термоплитка размером 0,2х0,2 м.

Источниками электроснабжения являются сборка литий-ионных аккумуляторных батарей с увеличенным сроком деградации, а также разворачиваемая на орбите панель солнечных батарей площадью 8-10 м2 с арсенид-галлиевыми фотоэлектрическими элементами. В процессе вывода в космос панель размещается в грузовом отсеке. В конструкции приводов исполнительных механизмов ВК БЛА Х-37В отсутствуют гидравлические контуры, все оконечные управляющие устройства являются электромеханическими.

Ориентация и стабилизация пространственного положения осуществляются, вероятно, с помощью аэродинамической системы, применимой в пределах 200-400 км, где существуют остатки атмосферы Земли. Именно этим может быть обусловлена высота орбит ВК БЛА Х-37В и большая продолжительность полетов.

Компоновочная схема воздушно-космического БЛА Х-37В

Кроме того, на космопланах применяется активная система ориентации и стабилизации на базе микроракетных двигателей малой тяги, размещенных в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. В ходе орбитального полета ее работа носит кратковременный характер вследствие расходования топлива и в итоге уменьшения запаса характеристической скорости. Данная система используется совместно с размещенной в хвостовой части маршевой двигательной установкой (ДУ) при вынужденном и/или оперативном орбитальном маневрировании, входе в атмосферу и посадке БЛА.

В составе маршевой ДУ космоплана Х-37В, оценочно, могут применяться двухкомпонентные жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) фирмы "Аэроджет-Рокетдайн": R-4D либо AR 2-3. Особенностью их расположения является смещенное вправо относительно вертикальной оси симметрии хвостовой части сопло ДУ.

В процессе испытательных полетов космопланов типа Х-37В отрабатывались вопросы наведения, навигации, управления и маневрирования; тестирование высокотемпературных материалов и покрытий системы теплозащиты, включая конформные покрытия многократного применения; испытания бортовой радиоэлектронной аппаратуры и маломассогабаритных электромеханических систем приводов, обеспечивающих автономный полет в атмосфере и космосе, вхождение в атмосферу и посадку.

Технические данные ЖРД

  R-4D AR 2-3
Двигательная установка, тип Двухкомплектный ЖРД Двухкомпонентный ЖРД
Топливо/окислитель Монометилгидразин (CH6N2) / тетраоксид диазота (N2O4) Керосин {J-4, -5), / 90 % перекись водорода (Н202)
Тяга маршевого двигателя, 490 Н 24,34 кН
Импульс тяги, с 312 245

В частности, во время полета аппарата OTV-4 проводились следующие эксперименты:
- испытание ионного маршевого электрореактивного двигателя типа XR-5A фирмы "Аэроджет-Рокетдайн", работающего с использованием эффекта Холла, в обеспечение программы разработки военной системы спутниковой связи "Аехф" (AEHF - Advanced Extremely High Frequency);
- тестирование около 100 образцов различных материалов в отрытом космосе в интересах НАСА по программе "Метис" (METIS - Materials Exposure and Technology Innovation in Space) в интересах оценки влияния на них атомарного кислорода.

В рамках пятого полета OTV-5 проводятся испытания перспективного теплового рассеивателя для микроэлектронных устройств ASETS-II (Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader) в интересах научно-исследовательской лаборатории военно-воздушных сил США.

Существует изображение макета космоплана Х-37В, выставленного в командном центре воздушно-космической обороны Североамериканского континента (гора Шайенн, г. Колорадо-Спрингс, штат Колорадо), в грузовом отсеке которого размещена оптико-электронная система (ОЭС) со светоотражающим покрытием внешней стороны телескопа.

Размер апертуры оптической системы может составлять 0,4-0,5 м, что в случае реальной установки такой ОЭС в качестве полезной нагрузки на ВК БЛА Х-37В позволит получать высококачественные изображения земной поверхности и оптически разрешаемых КА. Кроме того, возможно применение ОЭС в составе лазерной установки.

Таким образом, США ведут активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах создания ВК БЛА, прототипом которых является космоплан Х-37В. По состоянию на 1 января 2018 года осуществляется пятый полет OTV-5. Долговременное нахождение аппаратов в космосе обусловлено высотой орбит применения с реализацией, вероятно, пассивной аэродинамической ориентации и стабилизации пространственного положения. Посадки ВК БЛА осуществлялись по-самолетному, возможно, полностью в автоматическом режиме, что не исключает наличия системы дистанционного управления космопланами при заходе их на посадку

В процессе полетов отрабатываются конструктивно-схемные, инженерно-технические и технологические решения, связанные с формированием научно-технического задела в области создания многофункциональных беспилотных космопланов. При этом могут выполняться реальные боевые задачи, связанные прежде всего с ведением различных видов разведки, а также отработки тактики применения ВК БЛА в космосе, из космоса и через космос.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №3 С. 64-68

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (31.03.2018) | Автор: Капитан 2 ранга Е. Хабаров
Просмотров: 6823 | Теги: X-37B, космоплан, космос, Е. Хабаров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar