Рейдовый танкерный причал ВМС США Капитан В. Зацепин Одним из видов наступательных боевых действий, проводимых ВМС совместно с сухопутными войсками и ВВС, является морская десантная операция. В зависимости от поставленных задач и привлекаемых сил американское командование подразделяет десантные операции на три основных вида: «вторжение» (операция стратегического значения), «захват» (оперативного масштаба) и «рейд» (тактического характера). Успешность их проведения, исходя из опыта второй мировой и последующих локальных войн, а' также многочисленных учений, западные военные специалисты связывают с различными факторами, в том числе с полнотой и бесперебойностью снабжения десантируемых сил горюче-смазочными материалами. В этой связи командование американских ВМС придает большое значение данному вопросу. Так, для обеспечения нефтепродуктами морских десантных операций (первых двух видов) на слабо оборудованных ТВД по заказу ВМС создана прибрежная система перекачивания горючего OBFS (Offshore Bulk Fuel System), включающая два комплекта, оборудования. Первый из них — тактический перевалочный пункт (Tactical Marine Terminal), разработанный в 60-х годах, состоит из рейдового и берегового оборудования. Его рейдовое оборудование, основными элементами которого являются швартовные узлы, стальной и резинотканевый трубопроводы диаметром 150 мм, обеспечивает разгрузку танкеров водоизмещением до 25 тыс. т на удалении от берега не более 1500 м. Береговое оборудование включает мягкие резервуары, насосные агрегаты и другую оснастку. Оно обеспечивает прием и хранение горючего в резинотканевых резервуарах суммарной вместимостью до 8 тыс. м3 и выдачу его в наливной автотранспорт. Комплект оборудования тактического перевалочного пункта (ТПП) транспортируется судами ВМС и самолетами типа С-5В «Гэлекси», развертывается силами и средствами инженерной роты батальона инженерного обеспечения группы тылового обслуживания морской пехоты (время развертывания 3 сут) и эксплуатируется ротой бестарного снабжения горючим из состава этого же батальона. По оценкам западных экспертов, расход горючего в ходе десантной операции постоянно возрастает и при перебазировании на плацдарм авиации морской пехоты может достичь 3 тыс. т в сутки. На данном этапе возможности ТПП уже не полностью будут отвечать современным требованиям, в связи с чем использовать его планируется только в период высадки морского десанта и расширения плацдарма. В дальнейшем для более полного удовлетворения потребности десанта в горючем силами и средствами амфибийно-строительного батальона береговой группы обеспечения высадки десанта предполагается осуществлять развертывание второго комплекта оборудования системы OBFS — рейдового танкерного причала ATTF (Amphibious Tanker Terminal Facility), разработка которого завершена в 1983 году.
Комплект . ATTF предназначен для выгрузки танкеров дедвейтом до 70 тыс. т. Насосные агрегаты обеспечивают производительность свыше 1000 т в час. Конструкция этого комплекта позволяет транспортировать его на десантных кораблях и развертывать без привлечения морских плавучих кранов. Максимальная масса одного места оборудования не превышает 63,5 т, а максимальный габарит — 11 м. Рейдовый танкерный причал можно оборудовать на глубинах 20—60 м при удалении от берега до 3000 м. Установка комплекта и швартовка танкера допускаются при волнении моря до 3 баллов, а выгрузка — до 5 баллов. Без ошвартованного танкера (после проведения необходимых приготовлений в связи с получением сообщения о штормовом предупреждении) ATTF способен выдерживать ураган со скоростью ветра до 185 км/ч и высотой волн до 10 м. Рейдовый танкерный причал ATTF (рис. 1) состоит из швартовной бочки (понтона), якорного устройства, подводного стального трубопровода, оголовка и резинотканевых рукавов (соединяющих трубопровод, оголовок, швартовную бочку и танкер). Швартовная бочка (понтон) имеет в надводной части (рис. 2) поворотный стол с двумя консолями. На одной из них установлены насосный агрегат гидросистемы с приводом от дизельного двигателя и гидравлическое устройство плунжерного типа для натяжения якорных цепей, на другой — два трубопровода диаметром 250 мм для горючего с быстроразъемными соединениями для стыковки гибких плавающих рукавов и узел крепления швартовного троса. Стол может поворачиваться вокруг вертикальной оси на цилиндрическом шарнирном устройстве. Его конструкция позволяет подавать непрерывно в трубопроводы горючее двух видов. Корпус бочки делится водонепроницаемыми перегородками на отсеки, четыре из которых используются в качестве цепных ящиков для размещения свободных концов якорных цепей, а остальные заполнены пенопластом. Швартовный трос большого диаметра со стороны принимаемого танкером конца имеет положительную плавучесть за счет плавучих тел. Якорное устройство рейдового танкерного причала, рассчитанное на удерживающую силу 110 т, состоит из четырех стальных 17-т якорей с поворотными лапами и четырех цепей длиной по 300 м. Подводный трубопровод собирается из стальных труб наружным диаметром 219 мм и длиной по 11 м, на концах которых имеются резьбовые соединения. Собранные в плети трубы укладываются в две параллельные нити протяженностью до 3 км каждая. При помощи двух гибких рукавов длиной по 72 м и внутренним диаметром 200 мм трубопровод соединяется с оголовком, удерживаемым на дне двумя якорями массой по Ют. Подводные гибкие рукава, соединяющие оголовок с швартовной бочкой, имеют внутренний диаметр 500 мм и оснащены навесными поплавками. Благодаря им рукава располагаются по необходимому контуру. Особое внимание при разработке комплекта рейдового танкерного причала, судя по сообщениям зарубежной печати, обращалось на вопросы организации работ по развертыванию его оборудования. В ходе испытаний и учений с привлечением личного состава амфибийно-строительного батальона был отработан порядок развертывания ATTF за 17 сут, при котором дневная потребность в личном составе не превосходила 95 человек при 10-часовом рабочем дне. Из табельной инженерной техники данного батальона на воде ежедневно использовались до четырех самоходных понтонов PCS/SLWT (Powered Causeway Section/Side Loadable Warping Tug) совместно с несамоходными понтонами, а на берегу — автокраны, бульдозеры, автопогрузчики высокой проходимости, воздушные компрессоры и другие средства. В соответствии с выработанной последовательностью монтажа оборудования работы начинаются с разведки и подготовки участка морского дна и побережья. После этого одновременно с установкой якорей выполняется сборка стальных труб в плети по 33 м. Укладка трубопроводов в море производится с помощью самоходных понтонов PCS/SLWT. По расчетам, она начинается на четвертые сутки после начала работ и продолжается в течение 5 сут. На десятые сутки оголовок подсоединяется к подводным рукавам швартовной бочки и резинотканевым рукавам трубопровода, затем опускается на дно, где фиксируется якорями. Удерживание бочки в определенном положении и обеспечивание требуемого натяжения цепей осуществляются гидравлическим устройством, которое начинает функционировать на 15-е сутки с начала развертывания. Работы завершаются подсоединением к швартовной бочке подводных и надводных плавающих рукавов и Швартовного троса. Достигнутая продолжительность развертывания оборудования рейдового причала не вполне удовлетворяет Оперативным требованиям и, по мнению американских военных специалистов, должна быть доведена до 7 сут. Одним из путей достижения этой цели считается улучшение организации и повышение интенсивности работ, что может сократить время развертывания на 4 сут. Дальнейшего уменьшения сроков работ предполагается достичь за счет конструктивного совершенствования оборудования комплекта рейдового танкерного причала. В качестве основных мероприятий рассматриваются следующие: установка нового оголовка трубопровода, замена подводных резинотканевых рукавов 100-м гибкими металлическими рукавами, размещение на бочке второго устройства для натяжения якорных цепей, транспортировка и перегрузка якорных цепей в специальной упаковке. Судя по сообщениям зарубежной печати, ведется поиск новой организационно-штатной структуры некоторых подразделений группы тылового обслуживания морской пехоты для эффективного использования новой системы перекачки горючего. Зарубежное военное обозрение №2 1998 С.88-90 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 3190 | | |
Всего комментариев: 0 | |