Совершенствование способов и средств ведения психологических операций вооружённых сил СШАПодполковник П. Китов В американском экспертном сообществе, имеющем отношение к силовым структурам, активно обсуждаются причины и последствия переименования одной из самых уникальных структур Пентагона - подразделений психологических операций (ПсО). Присвоенное им еще во времена войны во Вьетнаме наименование "психологические операции" (Psychological Operations, или PSYOP) в июне 2010 года директивой министра обороны США было изменено на более нейтральное - "информационное обеспечение", или MISO (Military Information Support Operation). Ветераны командования специальных операций (КСО) США (а именно туда организационно входят части ПсО) на интернет-форумах и в блогах выражали озабоченность в связи с этим переименованием. Вместе с тем наиболее критично новый термин был воспринят действующими военнослужащими подразделений психологических операций. Основные причины недовольства - слишком расплывчатое толкование, которое можно придать новому термину, а также возможная ассоциация аббревиатуры MISO с традиционным японским супом. Между тем смысл переименования подразделений психологических операций ВС США разъяснил представитель КСО К. Макгроу: "Это связано с некоторой подозрительностью, зачастую проявляемой как за рубежом, так и внутри страны, к термину "психологические операции", что часто приводит к превратному толкованию задач, решаемых службой". Другими словами, введение нового термина отражает опасения американских специалистов в области информационно-психологического противоборства в недопонимании командирами на местах сути и содержания их деятельности. По мнению американских военных специалистов, в сфере психологических операций ВС США требуется проведение кардинальных реформ. Объясняется это прежде всего возросшими потребностями использования асимметричных способов ведения современных боевых действий. Аналитики рассматривают три варианта решения данной проблемы. Согласно первому необходимо оставить структуру без изменений и продолжать использовать ее, как и прежде, на тактическом уровне. Второй предлагает интеграцию частей психологических операций в подразделения РЭБ. В соответствии с третьим в перспективе возможен выход на стратегический уровень ПсО. Существует также мнение, что информационные и психологические операции должны быть "встроены" в сетецентрическую систему ведения войны. Это позволит оперативно реагировать на изменение обстановки и увязывать ПсО с боевыми действиями, в ходе которых физическое уничтожение противника сопровождается подавлением его морального духа, в результате чего победа достигается быстрее и с меньшими затратами сил и средств. В настоящее время ни одно государство не в состоянии обеспечить свою военную безопасность и защиту от агрессии, используя только вооруженные силы. Обеспечение безопасности все больше и больше становится комплексной задачей, решение которой требует задействования военных, политических, дипломатических, экономических, информационных и других средств. Вооруженные силы практически всех развитых государств имеют в своем составе специальные структуры, отвечающие за информационно-психологическое воздействие (ИПВ) на военнослужащих и население противника. В ФРГ такая структура представлена органами оперативной информации, в Великобритании и Италии - психологических операций, в Китае - пропаганды среди войск и населения противника. Наиболее мощным аппаратом ведения ПсО располагают Соединенные Штаты. Их высокая эффективность в значительной мере связана с тем вниманием, которое уделяется этому вопросу военно-политическим руководством и командованием страны, а также гибкой организационно-штатной структурой и самым современным техническим оснащением. В ВС США за организацию и ведение информационного обеспечения (ИО) непосредственно отвечает объединенное командование специальных операций (ОКСО, авиабаза Мак-Дилл, штат Северная Каролина). Основным его компонентом является командование специальных операций сухопутных войск (КСО СВ, Форт-Брагг, штат Северная Каролина), замыкающееся в административном отношении также на штаб Армии. В подчинении КСО СВ находятся части информационного обеспечения регулярных вооруженных сил численностью свыше 2 тыс. человек. В составе резерва ВС США имеется командование по связям с гражданской администрацией и психологических операций, которому подчинены резервные подразделения информационного обеспечения сухопутных войск и органы (части) по связям с гражданской администрацией. В командовании насчитывается около 9 тыс. военнослужащих и гражданского персонала. Каждый вид ВС страны (ВВС, ВМС, сухопутные войска) располагает собственными силами и средствами ИО, однако наибольший потенциал в этой области имеют сухопутные войска, в состав которых в мирное время входят регулярные части и подразделения информационного обеспечения, а также крупные резервные компоненты, находящиеся в высокой степени мобилизационной готовности. Основными регулярными формированиями психологических операций сухопутных войск и одновременно ядром всей структуры ИО ВС США являются 4-я и 8-я группы ИО (бывшая ГрПсО, воздушно-десантные, Форт-Брагг). Обе имеют схожую структуру и включают штаб, штабную роту и по три региональных батальона ИО. Помимо этого, в состав 4-й группы ИО организационно входит батальон подготовки и распространения материалов ИПВ, а в состав 8-й группы -батальон тактических ИО. В 2010 году в него была дополнительно включена пятая по счету рота (рота "Е"), которая имеет боевой опыт проведения психологических операций в Афганистане. Таким образом, батальон тактических ИО стал самым многочисленным подразделением ИО в СВ США, что свидетельствует о повышении роли тактического уровня в организации и проведении психологических акций и мероприятий в поддержку боевых действий. Численность каждой из групп около 1 тыс. человек. Высокая эффективность подразделений ИО ВС США является результатом боевого опыта, полученного в ходе войн, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций (Корея, Вьетнам, Гренада, Балканы, Колумбия, Филиппины, Афганистан, Ирак, Ливия и др.). Практически ни одна операция с участием ВС США не проходила без применения этих формирований. Объединенное командование сил специальных операций ВС США постоянно работает над совершенствованием форм и методов психологического воздействия, отвечающих конкретной обстановке и условиям применения войск (сил). Столкнувшись с низкой эффективностью проведения обычных военных операций (на тактическом уровне) для стабилизации обстановки в Афганистане, американское командование решило добиваться своих целей не "огнем и мечом", а путем "завоевания сердец и умов" (hearts & minds) афганцев. Для этого были организованы мобильные группы гражданских специалистов, которые под охраной воинских подразделений занимались восстановлением коммуникаций и инфраструктуры, оказывали помощь местному населению и содействовали стабилизации обстановки в стране. Эти подразделения получили название "команды по восстановлению провинций" (КВП). На разных этапах военной операции в каждую КВП входили от 50 до 100 военнослужащих, а также около сотни гражданских экспертов и советников. Задачами этих команд были: обеспечение безопасности в регионах, восстановление и укрепление влияния центрального афганского правительства в провинциях, мониторинг обстановки и оказание содействия властям на местах в решении информационно-пропагандистских и социально-экономических задач. Они были созданы в провинциях Кундуз, Бамиан и Гардез, также в городах Джелалабад и Кандагар. К этой программе присоединилась Великобритания, создавшая КВП в г. Мазари-Шариф, а также Новая Зеландия и Германия, взявшие под свое крыло бывшие американские КВП в городах Бамиан и Кундуз. Успех проведения операции доказал, что и на тактическом уровне использование подразделений ПсО может быть достаточно эффективным. На стратегическом же уровне подразделения ИО успешно действовали с самого начала операции "Свобода Ираку". В целях достижения ее поддержки мировым сообществом Пентагон основной упор сделал на целенаправленную работу с представителями СМИ. Эксклюзивные права на освещение боевых действий были предоставлены мощным информационным ресурсам - агентствами Си-эн-эн и Би-би-си. Кроме того, журналисты "прикреплялись" к подразделениям, участвовавшим в боевых действиях (embedded journalists). В зону их ведения были направлены лучшие американские репортеры. Эффективность этого решения подтвердилась в первые дни операции, когда в сети Интернет можно было в режиме реального времени наблюдать кадры наступления коалиционных войск с телекамер, установленных на американских танках. Расчет делался на то, что "акулы пера", преодолевающие тяготы и лишения боевых действии вместе с солдатами, не смогут критически отозваться о своих "сослуживцах". Всего к боевым частям и подразделениям американской армии были "прикреплены" 662 журналиста, еще 95 находились в британских подразделениях. Новая форма участия журналистов в информационно-психологическом обеспечении, по оценкам западных специалистов, позволила добиться существенной поддержки боевых действий со стороны общественности стран коалиции. Во втором десятилетии XXI века психологические операции, проводимые ВС США, вышли на качественно новый уровень. Наряду с такими традиционными методами, как печатная пропаганда, устная агитация, теле- и радиовещание, американские специалисты ПсО стали активно использовать современные технологии социальных медиасетей (Египет, Ливия, Сирия). Это позволило значительно повысить степень эффективности ИПВ стратегического уровня. Законодательная база ПсО. За последние несколько лет в вооруженных силах США введены в действие десятки документов, в числе которых новая редакция наставления КНШ ВС США JP 3-13.2 "Психологические операции" от 7 января 2010 года. В этом документе отражены взгляды американского военного руководства на подготовку и ведение ИО в ходе совместных военных операций с участием государственных и негосударственных структур как в мирное, так и военное время. Наставление представляет собой общее руководство для командующих крупными группировками войск (сил) ИО, а также командиров соединений и частей в области организации и ведения психологических операций. Согласно документу Пентагон окончательно переходит к преимущественному использованию современных технологий распространения материалов ИПВ, в том числе в сети Интернет. Наряду с этим предусматривается тесное взаимодействие с гражданскими структурами, занимающимися организацией поддержания связей с общественностью. В число государственных ведомств, с которыми осуществляется координация и взаимодействие, входят: ЦРУ, бюро по международным информационным программам госдепартамента США, бюро международного вещания, совет управляющих по вещанию, министерства торговли, внутренней безопасности, транспорта, энергетики и юстиции, управление по борьбе с наркотиками и береговая охрана. Новые технические средства сил ПсО. Структуры ИО ВС США обеспечиваются всем необходимым для создания новых технических средств информационно-психологического воздействия, включая образцы нелетального оружия. Одна из известных разработок - "акустическая пушка" LRAD (Long Range Acoustic Device), названная "иерихонской трубой". Громкость "трубы" составляет 150 дб (реактивный самолет при взлете выдает 120 дб, а 130 - порог, при котором наступает глухота). LRAD активно применялись в Ираке при разгоне агрессивно настроенных масс мирных жителей. Наряду с нетрадиционными техническими средствами достаточно широко применяются и обычные. Так, в интересах проведения ПсО планируется использовать беспилотный летательный аппарат вертолетного типа S-100 "Камкоптер". Этот БЛА, разработанный австрийской компанией "Шибель", может задействоваться для распространения листовок, ретрансляции теле- и радиосигнала, ведения сеансов звуковещания. Габариты S-100: длина 3,11 м, высота 1 м и ширина 1,2 м. Фюзеляж аппарата изготовлен из углеродистого волокна с титановыми элементами. В стандартной конфигурации S-100 способен находиться в воздухе с полезной нагрузкой массой 35 кг в течение 6 ч. Дальность полета без дозаправки составляет 200 км. БЛА может выполнять задачи по заранее заложенной программе, а также по командам оператора. Помимо новых образцов спецтехники американские военные эффективно применяют старые, испытанные вооружения. Например, во всех крупных конфликтах американцы задействовали самолеты психологических операций ЕС-130Е "Коммандо Соло", которые входят в 193-е авиакрыло ССО национальной гвардии США (авиабаза Гаррисберг, штат Пенсильвания). С их помощью задача деморализации войск противника и гражданского населения, как показала практика, решается значительно быстрее. С момента своего создания 193-е авиакрыло успело проявить себя в большинстве известных "горячих точек". Так, в 1994 году самолеты "Коммандо Соло" использовались в ходе операции на Гаити, где с них велось вещание на военнослужащих и гражданское население. ПсО с участием ЕС-130Е проводились также на Гренаде, в Панаме, Югославии, Ираке, Афганистане. Современная модификация этого самолета - ЕС-130J - активно привлекалась во время операции "Объединенный защитник" в Ливии. Как показал опыт применения "Коммандо Соло", практически не имеющие вооружения (в общепринятом смысле) по своей боевой эффективности они превосходят стратегические бомбардировщики. Если в ходе бомбардировок В-1В, В-52Н и даже суперсовременных и дорогих В-2А "Спирит" военнослужащие, к чему на войне быстро привыкают, просто погибают, то передачи "Коммандо Соло" сокрушали самое главное - веру в цели борьбы и грядущую победу, без которой любая армия теряет волю к сопротивлению. На протяжении XX века информационно-психологическое воздействие на население и личный состав вооруженных сил противника входило в планы военно-политического руководства ведущих государств мира. В начале XXI века ИПВ стало уделяться большее внимание, что во многом обусловлено быстрыми темпами развития, распространения и внедрения во все сферы жизни информационных и телекоммуникационных технологий, в особенности на базе глобальной информационной сети Интернет. Значительно возросли объемы и скорость передачи информации. Помимо этого, кардинально изменилась роль "простых граждан" в формировании такого информационного пространства. В подобных условиях эффективность действий подразделений информационного обеспечения стала как никогда высока. Этим обусловлено то пристальное внимание, которое ВПР уделяет развитию сил и средств психологических операций. В ближайшей перспективе следует ожидать расширения масштабов ИО, их более глубокой интеграции в глобальные информационные процессы, численный рост подразделений ИО, а также совершенствование технических средств ИПВ. Зарубежное военное обозрение 2013 №3 С.19-20 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 6173 | | |
Всего комментариев: 0 | |