Управляемые ракеты "Сайдвиндер"Майор-инженер Б. Александров Военное руководство США придает большое значение авиации как наиболее мобильному средству для достижения своих агрессивных целей. По взглядам американских специалистов, одной из важнейших задач авиации является завоевание превосходства в воздухе. Основным оружием истребителей для борьбы с воздушным" целями они считают управляемые ракеты класса "воздух - воздух". В соответствии с этим развитию и совершенствованию этого класса ракет в США уделяется большое внимание. По данным, опубликованным в зарубежной печати, в настоящее время на вооружении американской авиации имеются управляемые ракеты класса "воздух - воздух": "Феникс", "Спарроу", "Фалкон" и "Сайдвиндер" различных модификаций. Из них УР "Сайдвиндер" являются наиболее многочисленным семейством и входят в состав вооружения почти всех истребителей и штурмовиков американской авиации. Конструктивно УР "Сайдвиндер" выполнены по аэродинамической1 схеме "утка". Они имеют цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероны, обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно продольной оси. Все модификации ракет имеют одинаковое количество комплектующих блоков, которыми являются: система наведения и управления (включая головку самонаведения, пневматический привод рулей, источник электрической энергии и контактный взрыватель), неконтактный взрыватель, боевая часть, двигатель. Все УР, за исключением AIM-9C, укомплектованы инфракрасными головками самонаведения и могут использоваться только в простых метеорологических условиях. Ракета AIM-9C оснащена радиолокационной головкой самонаведения и может поражать цели как в простых, так и в сложных метеорологических условиях. В качестве источника электрической энергии на ракетах (кроме УР AIM-9D, на которой установлена электрическая батарея) используется газогенератор, приводимый в действие горячим газом, получаемым при сгорании шашки двигатели. Боевые части осколочно-фугасные или стержневые. Их подрыв осуществляется неконтактными взрывателями при пролете ракет на расстоянии до 5-6 м от цели. При прямом попадании боевые части подрываются от контактных взрывателей. Двигатели твердотопливные с одним или двумя режимами работы (стартовым и маршевым). Ниже приводится краткое описание различных модификаций ракет "Сайдвиндер".
AIM-9В принята на вооружение ВВС и авиации ВМС США в 1957 году (вес 75 кг, длина 2830 мм, размах крыла 559 мм). Корпус ракеты по всей длине цилиндрический. Инфракрасная головка самонаведения имеет угол поля зрения 4°, максимальную скорость слежения координатора цели 11 град/с. В головке чувствительным элементом, воспринимающим инфракрасное излучение от цели, является неохлаждаемое фотосопротивление, выполненное из сернистого свинца. Максимальный угол отклонения координатора цели ±25°. Боевая часть осколочно-фугасная; используется инфракрасный неконтактный взрыватель. На ракете установлен твердотопливный двигатель с одним режимом работы. Его суммарный импульс около 3700 кг*с, время работы немногим более 2 с. Опыт эксплуатации и боевого применения ракеты показал, что она имеет ряд существенных недостатков. В частности, как сообщала иностранная пресса, головка самонаведения имеет плохую помехозащищенность и вследствие этого часто не может выделить цели, находящиеся на фоне облаков и поверхности земли. Наведение ракеты невозможно, если пуск ее производится под углом менее ±20° от направления на солнце. Кроме того, она имеет большие ограничения по перегрузке и поэтому обладает недостаточной маневренностью, что позволяет летчику атакуемого самолета (при своевременном обнаружении пуска по нему ракеты) интенсивным маневрированием вывести свой самолет из зоны поражения. В 60-х годах ракеты AIM-9B производила (по лицензии) западногерманская фирма "Бондезееверк герететехник". Эта фирма разработала улучшенную головку самонаведения. Основное усовершенствование состояло во введении системы охлаждения фотосопротивления, осуществляемого с помощью окиси углерода, баллон с которым (объем 85 см3) размещен в блоке системы наведения и управления. Как отмечалось в зарубежной печати, установка баллона на ракете стала возможной вследствие того, что объем, занимаемый электронной аппаратурой, уменьшился за счет использования полупроводников вместо электровакуумных ламп. Запаса окиси углерода хватает на 2,5 ч работы системы охлаждения при температуре наружного воздуха +20°С. Это позволило увеличить чувствительность головки самонаведения, уменьшить мертвую зону в направлении на Солнце до 5°. Кроме того, улучшилась помехозащищенность головки самонаведения, и она с большей вероятностью выделяет цели на фоне облаков, освещенных солнцем, и в плохих погодных условиях. Эта головка самонаведения получила обозначение FGW. Mod.2, а УР с такой головкой стала обозначаться AIM-9B FGW. Mod. 2 (состоит на вооружении западногерманских ВВС).
Иностранная печать отмечает, что использование новой боевой части потребовало повысить точность выдачи сигнала на ее подрыв, поэтому созданный цля УР AIM-9B инфракрасный взрыватель был модернизирован. Кроме того, был разработан новый радиовзрыватель. Взрыватели для обеих ракет являются взаимозаменяемыми. В результате выполнения работ по совершенствованию двигателя были увеличены время его работы и суммарный импульс. Значительные изменения претерпела ИК головка самонаведения. Введена система охлаждения фотосопротивления. Охлаждение осуществляется азотом из баллона, размещенного в пусковой установке. Это, по мнению американских специалистов, повысило чувствительность головки самонаведения и увеличило дальность захвата цели. Увеличен также максимальный угол отклонения координатора цели. Скорость слежения координатора составляет 12 град/с. На ракетах AIM-9D и AIM-9C используются легкосъемные рули, что упрощает транспортировку и подвеску ракет на самолет. Привод рулей сделан более мощным, что улучшило маневренность ракет. Блок систем наведения и управления этих ракет имеет не цилиндрическую (как у AIM-9В), а оживальную форму, что значительно снижает их аэродинамическое сопротивление. Совершенствование УР позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 18 км. Для поражения цели в простых и сложных метеорологических условиях, а также со стороны задней и передней полусфер УР AIM-9C оснащается новой радиолокационной головкой самонаведения. Она имеет режим наведения на источник активных радиоизлучений аппаратуры, установленной на самолете противника. Носителями этих ракет являются самолеты F-4 и F-8. AIM-9G и АIМ-9Н приняты на вооружение авиации ВМС США в начале 70-х годов. Первая разработана на базе УР AIM-9D. Ее вес 87 кг. В головку самонаведения введено специальное устройство, обеспечивающее более быстрый захват цели. Все остальные комплектующие блоки ракеты остались такими же, как и у ракеты AIM-9D. Вторая является усовершенствованным вариантом ракеты AIM-9G. В ее бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены твердотельными элементами. Это, по мнению американских специалистов, позволило увеличить надежность ракеты и снизить ее вес до 84 кг, а также отказаться от газогенератора и использовать термическую батарею. Кроме того, усовершенствован координатор цели (увеличена скорость слежения за целью) и повышена мощность привода рулей, в результате чего возросла маневренность ракеты. Дальность стрельбы ракет AIM-9G и AIM-9H осталась такой же, как и у базовой ракеты. Основными носителями ракет являются самолеты F-4, F-8 и F-14. AIM-9E принята на вооружение ВВС США в конце 60-х годов. Основой для ее разработки являлась УР AIM-9B. Новая ракета имеет несколько больший вес и длину 3000 мм. Боевая часть и двигатель остались прежними. Усовершенствованию подверглись системы наведения, управления и подрыва. В головку самонаведения введено термоэлектрическое охлаждение фотосопротивления, это улучшило ее чувствительность. Увеличены скорость слежения координатора цели до 16,5 град/с и его максимальный угол отклонения. Поле зрения головки самонаведения сделано меньше, что, по расчетам иностранных специалистов, должно повысить ее помехозащищенность. На ракете использованы легкосъемные рули. По сообщениям зарубежной печати, в результате модернизации повысилась маневренность ракеты и поэтому она может использоваться для ведения ближнего воздушного боя. AIM-9J принята на вооружение ВВС США в начале 70-х годов. Она является улучшенным вариантом УР АIМ-9Е. В ее электронной схеме электровакуумные лампы частично заменены твердотельными элементами. Увеличены мощность привода рулей и время работы газогенератора (до 40 с за счет применения шашки большего размера). Применены легкосъемные рули, имеющие сложную конфигурацию в плане. Боевая часть осколочно-фугасная. Неконтактный взрыватель аналогичен взрывателю ракеты АIМ-9Е. AIM-9L разрабатывалась с 1971 года по совместной программе ВВС и ВМС США и в 1976 году после окончания летных испытаний была принята на вооружение. Она является последним вариантом ракет "Сайдвиндер" и по сравнению с ними имеет значительно лучшие характеристики. По сообщениям иностранной печати, это было достигнуто благодаря усовершенствованию комплектующих блоков ракеты при сохранении веса и размеров УР AIM-9H. Без изменения остался только двигатель (такой же. как и у АIМ-9Н). В головке самонаведения ракеты фотосопротивление из сернистого свинца заменено фотосопротивлением из сурмянистого индия. По мнению американских специалистов, это существенно повысило ее чувствительность и возможность захватывать цели не только со стороны их задней, но и передай полусферы. Зарубежная печать отмечает, что УР AIM-9L пока является единственной всеракурсной из находящихся на вооружении за рубежом ракет класса "воздух-воздух" с ИК головками самонаведения. Еще одним улучшением головки самонаведения является увеличение максимального угла отклонения и скорости слежения координатора цели. Кроме того, в головке самонаведения УР установлена криогенная система охлаждения фотосопротивления. Аргон, использующийся в этой системе, находится в баллоне, размещенном в корпусе ракеты, что дает возможность подвешивать ее на самолеты без доработки их пусковых установок. Для повышения помехозащищенности головки самонаведения ее поле зрения уменьшено. В электронной схеме УР применяются твердотельные элементы, а в качестве источника электрической энергии используется термическая батарея. В иностранной печати сообщалось, что для ракеты AIM-9L разработан лазерный взрыватель н что это первый случай использования такого взрывателя на ракетах класса "воздух - воздух". Основными его элементами являются передающая и приемная части. В качестве излучателя лазерной энергии используется диод, выполненный на арсениде галия, а прием отраженных от цели сигналов осуществляется с помощью кремниевого фотодиода. Боевая часть ракеты также разработана заново. В ней имеются расположенные в два слоя стальные стержни с насечкой (для образования осколков заданного веса). Подрыв осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда ВВ, что дает возможность сформировать поток осколков соответствующим образом. В настоящее время в США разворачивается крупносерийное производство этих ракет. Такими УР планируется вооружить все истребители и штурмовики ВВС и авиации ВМС США. По сообщениям иностранной прессы, заинтересованность в приобретении УР AIM-9L проявляют военные ведомства ФРГ и других стран, входящих в блок НАТО. Пентагон предлагает своим союзникам принять ракету в качестве стандартной УР класса "воздух-воздух" для ВВС стран - участниц этого агрессивного империалистического блока. Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 67-70 Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 7427 | | |
Всего комментариев: 0 | |