Военная перестройка ОбамыДенис Федутинов 2012 год в США начался с представления новой американской Военной доктрины, которая уже вызвала множество комментариев экспертов. И все же в чем заключаются причины, способствовавшие ее рождению? И какой облик обретут вооруженные силы заокеанской сверхдержавы в результате реализации намеченных в этом документе мер? Практически весь период, последовавший за распадом СССР и Организации Варшавского договора, на который пришлись югославская, обе иракские, афганская и ливийская кампании, военный бюджет США неуклонно рос, достигнув в 2011 году рекордных 708 миллиардов долларов. Вместе с тем ухудшение положения дел в экономике Соединенных Штатов после финансового кризиса 2008-го, очевидно, не могло не сказаться на расходах государства. Большие затраты Пентагона стали просто не по карману американским налогоплательщикам. Геополитический аспект Вот почему в начале 2012 года администрацией президента Барака Обамы была представлена новая военная стратегия США. С одной стороны, она направлена на уменьшение вооруженных сил страны на фоне снижения оборонного бюджета, а с другой – на поддержание военной мощи Соединенных Штатов на доминирующем в мире уровне. С некоторыми деталями военной перестройки Америки общественность ознакомили министр обороны США Леон Панетта и председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси на прошедшем в Вашингтоне в начале января брифинге. Правда, подробная программа реформы окончательно еще не готова. Она должна быть представлена конгрессу в феврале. Пока же обратимся к имеющимся данным. Одним из основных элементов новой стратегии стал отказ Вашингтона от масштабных и дорогостоящих операций наподобие войн в Ираке и Афганистане. Кампанию в Ираке американцы уже завершили и ныне лишь стремятся осуществлять там контроль за обстановкой, прежде всего с помощью беспилотных летательных аппаратов. Многолетняя афганская «эпопея» ВС США, как предполагается, подойдет к концу в 2014 году. Кроме того, Соединенные Штаты сократят свое постоянное военное присутствие в Европе. Здесь пока находятся четыре бригады американской армии, а останутся, по словам Панетты, две: одна – в ФРГ, а вторая – в Италии. Важным пунктом в новой стратегии стало сфокусированное внимание Вашингтона на Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности на Восточной Азии. Не секрет, что Китай с его растущим военным потенциалом уже давно беспокоит руководство США. В числе уже осуществляющихся в связи с этим мероприятий можно назвать создание аэродромов базирования американских беспилотников в АТР.
Планируют в Вашингтоне сохранить военное присутствие США и на Ближнем Востоке.
Белому дому хочется иметь возможность влиять на ситуацию в регионе, дальнейшие
перспективы развития которого вследствие недавно произошедшей череды революций
не вполне ясны. Что касается других стран планеты, то сотрудничество с ними
Соединенные Штаты, по-видимому, сведут до уровня проведения совместных учений и
направления военных советников. Помимо этого, США продолжат вести глобальную
войну с терроризмом, нанося точечные удары по всему миру. Актуальным для Америки
останется и противодействие распространению оружия массового поражения. 2012-й станет первым годом, когда будут урезаны ассигнования вооруженным силам и военно-промышленному комплексу США. Пентагон просил конгресс о выделении 670,9 миллиарда долларов. Сумма уменьшилась более чем на 37 миллиардов по сравнению с запросом оборонного ведомства на 2011 год. Расходы на военные операции сократятся на 41,5 миллиарда долларов и составят 117,6 миллиарда. Это снижение отражает план администрации Обамы по свертыванию кампаний в Ираке и Афганистане. Впрочем, основная часть военного бюджета – 553,1 миллиарда долларов – выросла. Но менее чем на один процент (на 4,2 миллиарда по сравнению с прошлым годом). Однако если принять в расчет инфляцию (около 0,5 процента), упомянутое увеличение выглядит совсем незначительным. При этом в целом, утверждают американские аналитики, для обеспечения национальной безопасности в 2012 году необходимо не менее 46 миллиардов долларов дополнительных средств. Формально в базовом бюджете каждый вид вооруженных сил США должен получить в текущем году больше денег: ВМС – 161,4 миллиарда долларов (в прошлом – 155,64 миллиарда), ВВС – 149,97 миллиарда долларов (143,24 миллиарда), сухопутные войска – 144,87 миллиарда долларов (136,76 миллиарда). Оборонным агентствам выделят 96,85 миллиарда долларов (90,5 миллиарда). Однако 2012-му предстоит стать в каком-то смысле пороговым годом, когда в преддверии грядущих сокращений Пентагон уже начал перераспределять средства. 113,01 миллиарда долларов в текущем году будет потрачено на закупки ВВТ (в 2011-м – 104,79 миллиарда), 75,33 миллиарда долларов – на НИОКР, испытания и оценку (80,39 миллиарда) и 204,42 миллиарда долларов – на эксплуатацию и техническое обслуживание (184,49 миллиарда). Что касается вооруженных сил США, то новая военная стратегия Обамы направлена на сокращение их личного состава при одновременном повышении мобильности подразделений и гибкости структуры. Численность ВС уменьшится примерно на 15 процентов. В наибольшей степени этот процесс затронет армию (сухопутные войска) и Корпус морской пехоты (КМП). Только к началу 2015 года личный состав сухопутных войск сократится на 27 тысяч человек (приблизительно на 5 процентов), а КМП – на 15–20 тысяч человек (7,5–10 процентов). В целом же численность армии в ближайшие годы уменьшится до 490 тысяч. Возможно, сокращения коснутся также ВВС и ВМС, о чем, правда, официально не сообщалось. В сухопутных войсках останется 65 бригад (сейчас 72 таких соединения), в ВМС – 254 боевых корабля (сегодня их 288), в ВВС – 18 тактических авиакрыльев (ныне 20). Подобные ВС смогут единовременно участвовать только в одном военном конфликте средней интенсивности и вести несколько миротворческих и гуманитарных операций. Несмотря на то, что и Панетта, и Демпси отказались назвать программы, которые подвергнутся урезанию, и те, которые, напротив, получат финансовую поддержку, некоторые сведения об этом оказались доступными экспертному сообществу. Основными предлагаемыми мерами являются продление сроков службы ряда образцов ВВТ, а также пересмотр некоторых разработанных и готовящихся или уже реализуемых программ. В сфере закупок вооружения и военной техники, как всегда, есть свои победители и проигравшие. Очевидно, что перед планировщиками Пентагона стояли непростые задачи выбора приоритетов. Американские военные начинают лучше считать деньги – стоимость ВВТ становится одним из решающих факторов в принятии решений о приобретении тех или иных изделий. Среди ключевых требований также сокращение сроков разработки и поставки новых систем. Армия В связи с сокращениями военного бюджета под вопросом оказалась судьба ряда ключевых программ сухопутных войск. Конгресс и Пентагон «наточили топоры» для того, чтобы «зарубить» новые высокорисковые программы во спасение тех, которые уже выполняются. К первым относится оснащение войск системами связи нового поколения. Под сокращения могут попасть проекты с не вполне понятной перспективой. А работы в этой области шли не без проблем – новая единая мобильная тактическая система связи подверглась критике военных по итогам испытаний, прошедших на военной базе в Форт Блисс (штат Техас) и на ракетном полигоне Уайт Сендз (штат Нью-Мексико). Еще одной крупной программой по оснащению армии новыми ВВТ является создание единого легкого тактического транспортного средства (Joint Light Tactical Vehicle). Фактически речь здесь идет о разработке бронемашин нового поколения, которые должны заменить легендарные армейские внедорожники HMMWV. Несмотря на декларируемую высокую значимость программы, несогласованность позиций сухопутных войск и КМП в требованиях к перспективному броневику привела ее в условиях сокращения военных ассигнований на грань закрытия. Своеобразным вызовом для армии в 2012 году обещает стать и реализация программы создания новой боевой машины пехоты (Ground Combat Vehicle), которой предстоит сменить БМП Bradley. Стоимость изделий приближается к 13 миллионам долларов за единицу, а это максимальная цена, которую готовы платить сухопутные войска. Некоторые изменения организационного плана, возможно, также затронут уже имеющиеся технические системы. Так, в ходе дебатов о федеральном бюджете предметом дискуссии стал вопрос о дальнейшей судьбе основного боевого танка M1 Abrams. Пентагон предлагает остановить на три года его производство на заводе компании General Dynamics Land Systems в Лиме (штат Огайо). По словам представителей Минобороны США, это позволит сэкономить 1,3 миллиарда долларов в 2012 году. Другая точка зрения на сей счет у представителей компании General Dynamics. Они убеждены, что есть опасность потерять не только рабочих предприятия в Лиме, но и серьезно нарушить всю производственную цепочку, включающую более 500 различных предприятий, участвующих в создании танков. ВМС На кораблестроение Минобороны США в 2012 году намерено истратить 24,6 миллиарда долларов. Они пойдут, в частности, на финансирование постройки одного эсминца типа Arleigh Burke, двух подводных лодок типа Virginia, четырех кораблей прибрежной зоны, нового десантного корабля-дока типа San Antonio, двух высокоскоростных судов JHSV. В целом же ВМС, как и другие виды вооруженных сил США, предпринимают меры по сокращению расходов. Одной из таких мер станет списание ряда кораблей, средний возраст которых порядка 20 лет. Например, в 2013–2014 годах из состава флота планируется вывести девять ракетных крейсеров типа Ticonderoga и три десантных корабля-дока типа Whidbey Island. Попутно рассматривается возможность отказа от некоторых дорогостоящих новых проектов. Не исключено, что «под нож» угодит программа создания перспективных подлодок класса SSBN(X), которую планировалось начать в 2012 году. Тогда вместо этих субмарин ВМС будут располагать модифицированными субмаринами типа Virginia (программу их строительства расширят). По имеющимся данным, модифицированная Virginia дешевле в 1,5–2 раза ПЛ SSBN(X). По некоторым оценкам, стоимость первой – 3,5 миллиарда долларов, второй – 5–7 миллиардов. Изменения ожидают и авианосный флот США. В середине августа 2011 года стало известно, что командование американских ВМС намечает сократить количество авианосных групп с 11 до девяти. Однако позднее этот план скорректировали. С момента предстоящего в 2012-м списания введенного в строй в 1961 году АВ Enterprise (CVN-65) в составе ВМС США будут находиться десять авианосцев. Спустя три года на вооружение американского флота должен поступить новый «плавающий аэродром» Gerald R. Ford (CVN-78), который создается компанией Northrop Grumman. Предполагается строительство десяти АВ проекта Gerald R. Ford, они заменят устаревшие авианосцы типов Nimitz и Enterprise. В ближайшие годы планируется построить три корабля типа Gerald R. Ford – CVN-78, CVN-79 и CVN-80. Последние два должны войти в состав американского флота в 2018 и 2021 годах соответственно. Считается, что новые АВ позволят военно-морским силам США сэкономить до пяти миллиардов долларов за 50 лет эксплуатации по сравнению с использованием авианосцев Nimitz. Авиация Снижение военного бюджета США отразится и на ней. В ближайшие годы американские ВВС намерены расформировать пять эскадрилий штурмовиков A-10 Thunderbolt II (одна эскадрилья, находящаяся на боевом дежурстве, еще одна – Командования резерва ВВС США, три эскадрильи Национальной гвардии). Кроме того, под сокращение должны попасть эскадрилья истребителей F-16 Fighting Falcon Национальной гвардии и тренировочная эскадрилья истребителей F-15 Eagle. В военно-транспортной авиации предполагается списать 27 транспортных самолетов C-5A Galaxy, 65 C-130 Hercules, а также весь имеющийся парк транспортников C-27 численностью 38 машин. Еще одной из предпринимаемых мер станет продление сроков службы истребителей F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet, F-15 Eagle за счет их модернизации. Они должны оставаться на вооружении вплоть до поступления новых самолетов F-35 в 2016–2018 годах. В частности, ВВС США планируют реализовать шестимиллиардную программу модернизации порядка 600 истребителей F-16 с увеличением ресурса с нынешних 8000 до 10 000 летных часов. Будут увеличены закупки палубных машин F/A-18 E/F c 22 в прошлом году до 28 в нынешнем. Отчасти это объясняется тем, что в то время как ВВС и морская пехота демонстрируют свою приверженность программе F-35, ВМС, стремясь защитить свои, очевидно, более близкие корабельные программы, склонны рассматривать варианты с модернизацией существующих самолетов, таких как F-18. Предполагаются также поставки упоминавшихся F-35, вертолетов семейства H-1, береговых патрульных самолетов P-8A Poseidon и БПЛА. На последних американские военные не будут экономить. В 2012 году они собираются приобрести 1395 беспилотников (в 2011-м в ВС поступило 459 дронов), в том числе три Global Hawk и BAMS (вариант для ВМС и береговой охраны), 84 Predator и 1308 аппаратов меньших классов. По мнению американских экспертов, увеличение закупок также коснется БПЛА типа «Стелс». Впрочем, не вполне ясно, о каких именно системах идет речь. Возможно, имеется в виду RQ-170 Sentinel, который стал одним из «ньюсмейкеров» конца прошлого года благодаря попаданию в руки иранцев, или новая модификация Predator – Avenger. Он, по-видимому, будет вскоре апробирован военными США в Афганистане. Что в перспективе? На фоне сокращений бюджета американскому военно-политическому руководству потребовался некий сбалансированный план действий, чтобы, по меткому выражению Панетты, Соединенные Штаты не превратились в «бумажного тигра», утратив статус мировой сверхдержавы. Именно эта задача и стояла перед разработчиками новой военной стратегии, предложенной Бараком Обамой. Если она будет носить, как и предполагается, долгосрочный характер, это наверняка отразится как на вооруженных силах, так и на военно-промышленном комплексе США. После почти десятилетия расходов Пентагона на активные боевые действия в Азии разработчики вооружения и военной техники ждут новых заказов. Но перераспределение бюджета НИОКР может помешать сбыться многим надеждам. Рост расходов на эти работы в 2012 году достигнет всего 8 процентов (или 6 процентов с учетом инфляции), что при аппетитах американского ВПК совсем немного. Представители Пентагона высказывают обеспокоенность, что это сокращение отразится на разработке необходимых технологий. Снижение расходов на НИОКР обострит конкуренцию за заказы Минобороны и, похоже, будет иметь несколько последствий, в числе которых появление на рынке новых игроков и объединение ряда компаний. Кроме того, у глобальных концернов возрастет интерес к небольшим частным инновационным фирмам. При этом конкуренцию американским компаниям могут составить фирмы Европы, так как сокращение европейских военных бюджетов началось ранее и проходило быстрее. В целом Пентагону в ближайшие годы предстоит вести рациональную политику, соблюдая баланс между требуемыми бюджетом сокращениями и необходимостью инвестиций в науку и технологии, а также поддержку адекватной промышленной базы. Опубликовано в выпуске № 7 (424) за 22 февраля 2012 года . Смотрите также | |
| |
Просмотров: 16336 | | |
Всего комментариев: 0 | |