search
menu
person

NEWS AND UDATES


Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве
HTML clipboard

Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве

Левчук А.Н.

Одним из важнейших объектов военно-политической экспансии США в послевоенный период явилась Юго-Восточная Азия. Выгодное стратегическое положение, богатые природные и людские ресурсы обусловили здесь большую активность Вашингтона. В семидесятые — восьмидесятые годы Соединенные Штаты проводили курс, направленный на усиление влияния американских военных баз и объектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное внимание уделялось и расширению сотрудничества в сфере безопасности со странами Юго-Восточной Азии. В настоящее время около 100 тыс. солдат Соединенных Штатов находится на Гаваях, Гуаме, в Южной Корее и Японии.

Но ключевую роль в деле американского военного присутствия в регионе играет Япония. Юридической основой двустороннего союза в сфере безопасности явились соглашения, подписанные между Токио и Вашингтоном в пятидесятые годы. Так, в 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и Договор безопасности, а в 1952 г. — Административное соглашение. Основой японо-американского Договора безопасности явилась статья I , в соответствии с которой «Япония предоставляла право США размещать свои наземные, воздушные и морские силы на своей территории и вблизи нее".

Таким образом, в соответствии с этими документами Соединенные Штаты могли размещать войска на территории своего военного «партнера» и получили в бессрочное пользование огромное количество баз и объектов на территории Японии. В обмен на это американские войска должны были обеспечивать безопасность самой Японии и поддерживать «мир и стабильность» в АТР в целом. Можно сказать, что эти соглашения поставили «партнера» США по военному союзу в подчиненное положение. Страна Восходящего Солнца была вовлечена в агрессивные планы Соединенных Штатов и превратилась в плацдарм для борьбы с коммунистическими странами Азии и Советским Союзом.

Примечательно, что в статье девять Административного соглашения отмечалось: «Личный состав Вооруженных сил США, вольнонаемный состав и их иждивенцы изъяты из-под действия японских законов». Следовательно, военные базы превратились в «государство в государстве», американские военнослужащие подчинялись законам только своей страны. И само присутствие Вооруженных сил США стало непосильным бременем для народа и экономики Японии.

В настоящее время, по данным на 1997—1996 гг. в Японии на 94 базах располагается около 47 000 солдат и офицеров США, преимущественно из состава ВМС и ВВС. Формально, цель их пребывания — обеспечение «мира и стабильности» на Дальнем Востоке, а в действительности — сохранение военного контроля в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона.

По численности войска Пентагона в Японии «являются самыми крупными в АТР, а в мире стоят на втором месте после вооруженных сил НАТО, дислоцированных в Германии», — сообщает газета «Йомиури». Штаб американских войск в Японии находится в Йокосуке, недалеко от Токио. Здесь же расположена и база седьмого флота США. На севере японского архипелага на островах Хоккайдо и Хонсю расположены военно-воздушные базы Мисава, Татикава и Ацуи. На них дислоцируются самолеты « F -16», способные нести ядерное оружие. В южной части страны, на острове Окинава на базе ВВС Кадена дислоцируются боевая авиация и самолеты-заправщики. Управление тактической ядерной авиацией, размещенной не только в Японии, но и в Южной Корее, ведется с базы Йокота. Помимо этого на японских островах находятся объекты связи стратегического командования ВВС и ВМС, обеспечивающие управление ударными подводными лодками и ракетоносцами.

Огромное стратегическое значение для поддержания военной мощи США в западной части Тихого океана играют японские острова Рюкю, в частности, Окинава. Близость последней к Корейскому полуострову и к Китаю обусловила ее стратегическое значение и способствовала превращению острова в один из основных форпостов Пентагона на Тихом океане. На Окинаве была создана целая сеть военных баз, полигонов и аэродромов. В период войны во Вьетнаме этот остров имел огромное значение для материального обеспечения армии США. Оценивая его исключительную роль для ведения войны на Индокитайском полуострове, командующий ВВС США на Тихом океане генерал Шарп отмечал, что «мы не могли бы вести войну во Вьетнаме без Окинавы». И в настоящее время этот остров продолжает оставаться одним из основных военных и стратегических объектов США в регионе. По данным 1997—98 гг. на Окинаве размещено около 27 000 американских военнослужащих, что составляет более половины всего военного контингента США в Японии. Решающую роль для поддержания американской военной мощи в ЮВА и на Дальнем Востоке играла и играет база ВВС Кадена, где размещена американская боевая авиация. Кроме того, на Окинаве на базах Кэмп Хансен, Кэмп Шваб и Кэмп Зукеран гаходятся около 16 000 морских пехотинцев.

Таким образом, присутствие американских войск в Юго-Восточной Азии и в Японии имеет давнюю историю. Для реализации своей военной политики в регионе Вашингтон разместил в ЮВА и на Тихом океане вооруженные силы и создал целую сеть военных баз, полигонов и аэродромов. В некоторых местах, в частности на острове Окинава, базы Соединенных Штатов являются непосильным бременем для местного населения и служат причиной многих бед.

В конце 1995 г. возник острый политический конфликт между военным командованием США и японской общественностью. Причиной этому послужило надругательство над двенадцатилетней школьницей с Окинавы со стороны военнослужащих, расквартированных на базах США на острове. Преступление солдат Соединенных Штатов явилось поводом для небывалой волны выступлений протеста со стороны японской миролюбивой общественности против американского военного присутствия на Окинаве. Это движение не ограничивалось только территорией префектуры, но охватило всю страну в целом и даже нашло отклик в Соединенных Штатах. Самое крупное выступление протеста против американских баз на Окинаве прошло в середине октября 1995 г. на юге острова, в парке Гинован. В манифестации приняли участие более 80 000 человек. По мнению газеты «Джапан Тайме», это было «крупнейшей акцией протеста жителей префектуры за все время размещения на острове американских Вооруженных сил»6. Демонстранты приняли резолюцию протеста против военного присутствия США на Окинаве. Документ призывал к усилению дисциплины среди военнослужащих и к сокращению войск США в префектуре. По мнению одного из демонстрантов, «причиной всех бед является система Договора безопасности, это соглашение должно быть расторгнуто, базы должны исчезнуть».

И это действительно так, ведь Договор безопасности ставит Японию, претендующую в настоящее время на роль одного из передовых государств, в унизительное положение. На ее территории дислоцируются иностранные войска, присутствие которых не только оскорбляет национальное достоинство японцев, но и служит непосильным бременем для некоторых районов Японии, в том числе и для Окинавы. Таким образом, выступления, проходившие по всей стране в сентябре — декабре 1995 г. еще раз подчеркнули необходимость вывода войск США с острова.

Несмотря на все акции протеста против военного присутствия Соединенных Штатов, токийское правительство не оказало решительной поддержки требованиям манифестантов пересмотреть японо-американский Договор безопасности. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители Соединенных Штатов согласились лишь на незначительные уступки, чтобы снять напряженность ситуации. Была достигнута договоренность о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил. Теперь все военнослужащие, совершившие преступление на территории Японии, будут выдаваться властям до предъявления официального обвинения. Что же касается трех военнослужащих США, изнасиловавших девочку, то был проведен, по сути, показательный процесс, в результате которого преступники были приговорены к тюремному заключению на срок от шеста до семи лет.

Итак, правительство Японии, не желая портить отношения с Вашингтоном, обошло молчанием вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности, затрагивающего национальное достоинство японцев. Тем самым токийские государственные деятели продемонстрировали робость в подходе к жизненно важным проблемам, волнующим как жителей Окинавы, так и население всей страны.

Тем не менее массовые акции протеста японской общественности против военного присутствия США на Окинаве все же побудили токийское правительство встать в позу сторонника внесения незначительных изменений в условия пребывания американских баз в префектуре. Правительство Мураямы предложило Соединенным Штатам провести в середине апреля 1996 г. переговоры на высшем уровне по этому вопросу, то есть в тот момент, когда в соответствии с предварительной договоренностью в Японию должен был нанести визит президент США Билл Клинтон.

В преддверии этой встречи на совещании американо-японского консультативного комитета по вопросам двусторонней безопасности была выработана программа, в которой указывались возможные пути решения проблемы военного присутствия Соединенных Штатов в Японии. Следует отметить, что в проекте не предусматривалось сокращения численности войск США в Японии, не говоря уже об их полном выводе. То есть, с точки зрения решения проблемы американских баз на Окинаве, эта программа не вносила никаких радикальных предложений.

В середине апреля 1996 г. Японию посетил Билл Клинтон. В результате встречи на высшем уровне и переговоров между президентом Соединенных Штатов и премьер-министром Японии Хасимото Рютаро, сменившем Мураяму на этом посту, была подписана «Японо-американская декларация безопасности. Сотрудничество в двадцать первом веке». В документе говорилось о дальнейшем продолжении сотрудничества в военной сфере между двумя странами и о сохранении сорокасемитысячного корпуса США на японских островах. В ходе встречи в обмен на подписание этого договора американцы пошли на некоторые уступки в вопросе присутствия войск Пентагона на Окинаве. В частности, руководители США изъявили готовность передать острову 20% земли, использовавшейся под объекты США, и вернуть префектуре около десяти американских баз и полигонов, включая базу Футенма и полигон Гимбару в центральной Окинаве. Кроме того, Вашингтон согласился сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.

Таким образом, документы, подписанные в ходе визита Билла Клинтона в Японию в апреле 1996 г., не предусматривали радикальных мер по решению проблемы американского военного присутствия. Японское руководство, не желая портить отношения с США, подписало декларацию о продолжении двустороннего военного сотрудничества в обмен на незначительные уступки по окинавскому вопросу. Тем самым токийские государственные деятели проигнорировали требования японской общественности расторгнуть Договор безопасности и вывести войска США из Японии.

События последних лет заставили правительство Японии по-новому взглянуть на военный союз с США. Многие государственные деятели высказываются за пересмотр некоторых документов, заложивших основу сотрудничества двух стран в сфере безопасности, но центральное правительство не предпринимает решительных шагов в этой области. В 1996 г. Токио пошел на компромисс с Вашингтоном, выработав план сокращения общего количества баз. Но численность войск в стране остается прежней. Такие меры не внесли кардинальных изменений в ситуацию.

Военные базы США в Японии являются причиной экономической отсталости, низкого уровня жизни, роста преступности на Окинаве и поводом для протеста со стороны общественности в целом. Кроме того, присутствие солдат иностранного государства в Японии, которая претендует по развитию на одно из первых мест в мире, принижает позиции официального Токио в глазах международной общественности. «Окинавский конфликт» в очередной раз напомнил центральному правительству о существовании проблемы военных баз США. Многим японским государственным деятелям ясно сегодня, что до тех пор, пока последний американский солдат не покинет Японию, будут продолжаться антивоенные выступления. Кроме того, проблемы безработицы и низкого уровня жизни на Окинаве останутся актуальными и сохранят свою остроту и в будущем,

В новой международной обстановке японо-американский союз в сфере безопасности является для населения Японии весьма обременительным. Тем не менее официальный Токио продолжает идти по пути сохранения и даже упрочения этого союза, что не отвечает ни стремлениям японской миролюбивой общественности, ни интересам соседних с Японией стран. Так, в сентябре 1997 г. Вашингтон и Токио приняли новые «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны», касавшиеся пребывания вооруженных сил двух стран в АТР. Это соглашение заменило прежний аналогичный документ, подписанный в 1978 г. Причиной выработки нового договора послужило изменение международной обстановки и распад СССР. В отличие от «Основных положений 1978 г.», где указывалось, что Вашингтон и Токио пойдут на совместные военные действия только в случае прямого нападения на Японию, в документе 1997 года стороны отказались от чисто оборонительного характера военного союза. «Основные направления 1997 года» обязывали сотрудничать Японию и США в случае «чрезвычайных обстоятельств в прилегающих к Японии районах»8. Примечательно, что не разъясняется суть этих «чрезвычайных обстоятельств» и не обозначаются географические рамки «прилегающих районов».

Таким образом, соглашение предоставило вооруженным силам двух стран достаточно широкие полномочия в случае возникновения конфликтов, суть которых четко не обозначена в документе. Видимо, новые договоренности в военной сфере потенциально могут угрожать и безопасности России. Соединенные Штаты получили возможность контролировать Восточную Азии и вмешиваться в любые конфликты в регионе, включая и территориальные споры. В настоящее время очень остро стоит проблема китайских островов Дьяою (Сэнкаку), на которые претендует Япония, не говоря уж о четырех российских островах Курильской гряды. И поэтому невольно напрашивается вопрос, не будут ли использоваться методы силового давления с применением вооруженных сил в случае обострения так называемой «территориальной проблемы» между нашими странами? Помимо того что воды вокруг Курильской гряды богаты рыбой, эти территории имеют огромное значение для обеспечения безопасности нашей страны. В этом направлении нам не следует идти на уступки по отношению к Японии, так как в будущем отказ России от стратегически важного доступа к акватории Курил, возможно, приведет к значительному ослаблению наших позиций в сфере обороны на Дальнем Востоке. В такой ситуации вполне возможно установление в этом районе жесткого контроля ВМС США и Японии над любыми перемещениями кораблей Тихоокеанского флота России.

Однако, несмотря на ослабление нашего влияния на Дальнем Востоке и на одновременное укрепление японо-американского военного союза, российские политики и дипломаты не понимают или не хотят понимать, насколько эти тенденции нежелательны для нашей страны. Так, в ходе визита в Японию в мае 1997 г. тогдашний министр обороны Родионов беспечно заявил, что «Россия не испытывает беспокойства в связи с тесными отношениями между Соединенными Штатами и Японией в обеспечении безопасности в АТР". Однако на Дальнем Востоке, в частности у населения Сахалинской области, такое тесное сотрудничество вызывает серьезную озабоченность и настороженность. Весной 1997 г. части морской пехоты США были передислоцированы с Окинавы на север Японии на Хокайдо к нашим границам. Это, естественно, вызвало резонанс со стороны населения Сахалинской области. И по мнению губернатора Сахалина Фархутдинова, такие перемещения могут способствовать возникновению нового очага напряженности на Дальнем Востоке9. Перевод морской пехоты США, которая занимается исключительно наступательными операциями, к нашим границам, подрывает и без того хрупкую атмосферу доверия в районе Курил. На это заявление губернатора представитель Генштаба России ответил, что из-за отсутствия финансирования формируемые в России аналогичные американским силы быстрого реагирования не будут размещены на Дальнем Востоке и в Сахалинской области.

В самом деле в российской военной политике наметилась опасная тенденция к недооценке важности проблем, связанных с укреплением сотрудничества между Токио и Вашингтоном в сфере безопасности и с пребыванием войск Пентагона в Японии. Важно подчеркнуть, что этому вопросу нам следовало бы уделять больше внимания. Расширение рамок союза Соединенных Штатов с Японией нельзя рассматривать в отрыве от продвижения НАТО на Восток, к нашим западным границам. Близорукость в анализе этих процессов может привести уже в этом веке к изменению баланса сил в сторону США, в результате чего мы утратим свое влияние в качестве военной державы на международной арене. Кроме того, беспечность российских политиков и дипломатов в отношении укрепления японо-американского военного союза и их пассивность в решении вопросов национальной безопасности на Дальнем Востоке, может привести к утрате наших позиций в регионе.

Тем не менее в последнее время подразделения ВВС США, дислоцированные в Японии и, в частности, на Окинаве стали использоваться для ведения боевых операций за пределами страны. Так, в мае 1998 г. эскадрилья из восемнадцати истребителей F -15 и нескольких авиазаправщиков КС-135 и КС-10, дислоцированных на Окинаве на базе ВВС США Кадена, поднялась в воздух и направилась на Ближний Восток для участия в военной операции «Южный Дозор» против Ирака. Кроме того, в конце апреля 1998 г. с такой же целью в Ирак вылетели двенадцать самолетов F -16 с базы Мисава, префектура Аомори10. Таким образом, в связи с расширившимися рамками военного союза между Токио и Вашингтоном Соединенные Штаты получили возможность контролировать не только Восточную Азию и АТР, но и бесцеремонно вмешиваться в дела стран, находящихся далеко от берегов Японии.

Кроме этого, Вашингтон делает определенные шаги на пути укрепления своей мощи на Окинаве. Так, в начале марта 1998 г. представители Главного финансового' управления США сделали доклад в Конгрессе о создании новой плавучей военной базы недалеко от города Наго в префектуре Окинава. В 2007-2008 гг. на этом аэродроме предполагается разместить 66 вертолетов ВВС США и новые транспортные самолеты М V -22 вертикального взлета и посадки. Эти транспортные самолеты предназначены для скорейшей передислокации морской пехоты в районы возможных конфликтов. Принимая во внимание то, что Тайвань находится в 750 км от Окинавской префектуры, а Корейский полуостров — в 1500, можно сказать, что новая плавучая база США предназначена для проведения военных операций в первую очередь в этих странах. Размещение новых транспортных самолетов MV -22 с максимальной дальностью полета 3800 км, способных передислоцировать подразделения морской пехоты в зоны возможных конфликтов в регионе, означало значительное укрепление сил быстрого реагирования в качестве основной ударной силы Пентагона.

Таким образом, наряду с расширением НАТО на Восток Вашингтон продолжает укреплять свои позиции и в АТР. Расширив рамки военного союза с Японией, Пентагон использует силы быстрого реагирования, дислоцированные на Окинаве и в других районах страны, для вмешательства в дела стран Азии и Ближнего Востока. Это не отвечает ни интересам широких слоев японской общественности, ни интересам стран, находящихся вблизи границ военного партнера США.

(Материалы из монографии "Проблемы безопасности в Азии"
( М.,Европеум-Пресс" 2001)

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (02.09.2009) | Автор: Левчук А.Н
Просмотров: 19134 | Теги: дислокация, Окинава, япония | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
avatar