Ударные авианосцы типа "Форрестол" - 4 ед.
Этапные корабли, ставшие эталоном ударного авианосца нового поколения. Спроектированные с учетом возможности модернизации авиационно-технического оборудования и замены самолетов на более тяжелые, АВ типа "Форрестол" прослужили порядка 40 лет и устарели физически, но не морально - случай для мирового кораблестроения XX века поистине уникальный. Фактически все последующие АВ ВМС США, вплоть до атомных типа "Нимитц", представляют собой модификации "Форрестола", не так уж сильно отличаясь от него размерами и конструкцией. Проект CVA-59 разрабатывался на базе неосуществленного "Юнайтед Стейтс" и поначалу очень напоминал его внешне. Опыт войны в Корее показал важную роль авианосцев в локальных конфликтах, поэтому новый корабль рассматривался не только как носитель стратегических ядерных бомбардировщиков, но и как многоцелевой АВ, оснащенный реактивными самолетами с обычным оружием. Размерения и водоизмещение "Форрестола" по сравнению с "Юнайтед Стейтс" немного уменьшили, вес летательных аппаратов ограничили величиной 75 000 фн (34 т), но существенно увеличили емкость бомбовых погребов и цистерн для авиатоплива. На момент заключения контракта на постройку (июль 1951 г.) новый АВ выглядел гладкопалубным кораблем (вместо традиционного "острова" применялась небольшая опускающаяся надстройка) с двойной угловой палубой, четырьмя лифтами (3 бортовых, 1 кормовой), восемью (!) откидными дымовыми трубами и четырьмя катапультами, расположенными как на "Юнайтед Стейтс". Но в ходе постройки проект основательно переработали, и в итоге "Форрестол" получил одностороннюю угловую палубу (8° к ДП) с двумя катапультами, четыре бортовых самолетоподъемника и обычный "остров", совмещенный с единственной дымовой трубой, мачтами и антеннами РЛС. Одновременно планировавшиеся пороховые катапульты заменили паровыми. Архитектура корабля в целом была подобна "Юнайтед Стейтс": нос был закрытым, а полетная палуба являлась конструктивной частью корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Размеры полетной палубы - 310,2x73 м. На первых двух АВ в носовой части устанавливались две паровые катапульты С-7, на угловой палубе - две С-11; на CVA-61 и CVA-62 все 4 катапульты были одного типа - С-7. В районе старта реактивных самолетов палуба во избежание чрезмерного нагрева и коррозии покрывалась специальными алюминиевыми панелями с водяным* охлаждением. Посадку самолетов обеспечивали аэрофинишеры Mk-7-l. Закрытый ангар имел высоту 7,6 м, длину 225,5 м и ширину 30,8 м. Все самолетоподъемники были бортовыми, размером по 19,5x15,8 м.,Время подъема самолета - 15-20 с. Проектный запас авиатоплива - 2,84 млн. л бензина и 2,97 млн. л керосина марки JP-5. Погреба авиационного боезапаса вмещали 1650 т бомб и ракет. ГЭУ "Форрестола" включала в себя 4 эшелона машинно-котельных отделений, в каждом из которых находилось по одному ГТЗА и два котла. Такая компоновка позволила сократить протяженность МКО до 20% от длины корабля, а их объем - до 5,5% объема корпуса. Параметры пара на головном корабле - 454°С и 42,7 кг/см2; на CVA-60 - CVA-62 их форсировали до 510°С и 83,4 кг/см2, что увеличило мощность ГЭУ до 280 000 л.с. и скорость до 33 уз. На испытаниях "Форрестол" развил мощность 251 460 л.с. и скорость хода 32,88 уз. В качестве движителей использовались пятилопастные гребные винты диаметром 6,4 м. Судовая электростанция состояла из 8 турбогенераторов мощностью по 1500 кВт и 3 дизель-генераторов мощностью по 1000 кВт. В ходе модернизации установили еще два турбогенератора по 600 кВт. По проекту дальность плавания 20-уз. ходом составляла 12 000 миль, фактически она не превышала 8000 миль (вероятно, из-за того, что часть топливных цистерн использовалась для приема дополнительного запаса авиационного керосина). Автономность корабля - 90 суток. Надводная конструктивная защита АВ "Форрестол" - 4 бронированные палубы, вертикальная разнесенная броня (борт+продольные переборки) суммарной толщиной до 150 мм и коробчатая защита погребов и жизненно важных элементов. ПТЗ состояла из 5 продольных переборок, из которых 4-я имела толщину 76 мм. Кроме того, на корабле была внедрена днищевая защита, а также специальные амортизирующие фундаменты для механизмов. Следует заметить, что подробная информация о бронировании "Форрестола" была засекречена и до сих пор не опубликована. Вооружение первоначально состояло из 8 одноорудийных 127-мм АУ Мк-42, установленных парами на бортовых спонсонах. Однако вскоре выяснилось, что носовые спонсоны во время шторма сильно черпали воду и снижали скорость корабля, поэтому на трех АВ (кроме "Рейнджера") их демонтировали, сократив число 127-мм АУ до 4-х. В 1967 г. с "Форрестола" сняли и кормовые орудия: вместо них в носу по правому борту установили одну ПУ ЗРК "Си Спэрроу". В 1973 г. на "Индепенденсе" артиллерию заменили двумя ПУ Мк-25 ЗРК "Си Спэрроу"; вскоре аналогично перевооружили "Саратогу" и "Форрес-тол". Затем на "Индепенденсе" и "Рейнджере" установили по 3 ПУ Мк-29 "Си Спэрроу". В начале 1980-х гг. на всех АВ вновь появилась артиллерия - по 3 зенитных 20-мм шестиствольных арткомплекса "Вулкан-Фа ланке".
Радиолокационное оборудование на момент ввода в строй было следующим: РЛС AN/SPS-8A (трехкоорди-натная), SPS-10, SPS-12, SPN-6, радионавигационная система TACAN, система всепогодной посадки самолетов SPN-8. Для управления артогнем использовались 3 КДП Мк-56. Позже состав РЛС неоднократно менялся: SPS-12 заменялась на SPS-29, затем - на SPS-37A/43A; SPS-8A - на SPS-30. Дополнительно устанавливались SPS-48C, SPS-49, а для ЗРК "Си Спэрроу" - SPS-58. Кроме того, все корабли оснастили системой отображения тактической обстановки и управления NTDS. С 1980 г. все 4 АВ прошли модернизацию по программе SLEP (Service Life Extension Program) с целью продления срока их службы с 30 до 45 лет. На кораблях удлинили катапульты, довели грузоподъемность самолето-подъемников до 45 т, ряд боевых постов защитили кевларовой броней, оборудовали флагманский командный центр, усовершенствовали радиоэлектронику и систему NTDS, установили по 3 ПУ Мк-36 системы постановки радиолокационных помех RBOC. Стоимость постройки кораблей (в текущих ценах): CVA-59 - 188,9 млн. долл., CVA-60 - 213,9 млн., CVA-61 - 173,3 млн., CVA-62 - 225,3 млн. Стоимость модернизации по программе SLEP: CV-59 - 698,5 млн. долл., CV-60 - 549,1 млн., CV-62 - 699,6 млн. "Форрестол"
После вступления в строй находился в составе Атлантического флота. Первое учебное плавание в Гуантанамо (24.1-31.3.1956), затем - регулярные походы на Средизем. море. 8.11.1963 участвовал в опытах с тяжелой авиацией: с АВ совершены 21 взлет и посадка сам. C-130F "Геркулес". Ремонт в Норфолке (1966- 1967), после чего переведен на Тихий океан. 6.6.1967 ушел к берегам Вьетнама с авиагруппой CVW-17, участвовал в боевых действиях. 29.7.1967, находясь в Тонкинском зал., сильно пострадал от пожара и вызванного им взрыва боезапаса у находившихся на палубе самолетов (погибло 134 чел., ранено 62, сгорел 21 реактив, сам.). Своим ходом перешел в Субик-Бэй (Филиппины), а после 10-дневного ремонта - в Норфолк. Ремонт корабля занял 10 мес, вновь в строй "Форрестол" вступил в 7.1968. Служил в Атлантике и на Средизем. море. 10.7.1972 еще раз пострадал от пожара, но на этот раз легко. Нес патрульную службу в вост. Средиземноморье во время внутреннего кризиса в Ливане (5.1973), прикрывал операцию по эвакуации амер. граждан во время конфликта на Кипре (22.7.1974). Переклассифицирован в CV-59 (30.6.1975). Прошел ремонт и модернизацию в Норфолке (1976) и капитальную модернизацию по программе SLEP (21.1.83-20.5.85). В 1982 г. совершил первый поход в Аравийское море. 30.5.1991 ушел из США на Средизем. море для участия в операции по поддержке курдов в северном Ираке, в ходе которой 8.7.1991 был потерян один самолет Е-2С. 21.12.1991 вернулся из последнего (21-го) похода на Средизем. море. 5.2.1992 переклассифицирован в учебный АВ и передан учебному центру в Пенсаколе. Прошел переоборудование (9.92-11.93) и 11.9.1993 исключен из боевого состава флота. "Саратога"
Служил в составе Атлантического флота. В 1958-1962 гг. совершил 4 похода на Средизем. море; в одном из них 23.1.1961 пострадал от пожара в МКО (погибло 7 чел., ранено 23). Во время Карибского кризиса нес патрульную службу в Атлантике (12.1962). В 1964 г. на Средизем. море получил серьезные повреждения в результате аварии самолета. В 1963- 1971 гг. совершил еще 7 походов на Средизем. море, в 1968 г. прошел ремонт и модернизацию в Филадельфии. В 9.1970 вместе с АВ "Джон Ф.Кеннеди" и "Индепенденс" оперировал в вост. Средиземноморье во время политического кризиса в Иордании. Перешел на Тихий океан вокруг м. Горн. Переклассифицирован в CV-60 (30.6.1972). Участвовал в боевых действиях в Индокитае (11.4.72- 13.2.73); авиагруппа сделала 15 000 боевых вылетов. В 10.1972 во время стоянки в Сингапуре пострадал от пожара в МКО (3 чел. погибли, 12 ранены). Вернулся на Средизем. море, в 1.1974 действовал у берегов Кипра. Прошел ремонт и переоборудование в США: демонтированы АУ, установлены ЗРК "Си Спэрроу" (1974). Нес патрульную службу в вост. Средиземноморье во время кризиса в Ливане (1976). Капитальная модернизация по программе SLEP в Филадельфии (1.10.80-3.2.83). Вновь служба на Средизем. море. 10.10.1985 истр. F-14 с "Саратоги" перехватили в воздухе египетский пасс. сам. "Боинг-737" с находившимися на борту террористами и вынудили его совершить посадку на аэродром на о.Сицилия. 24.3.1986 сам. А-6Е из авиагруппы "Саратоги" потопили ливийский РКА "Вахид", поврежденный ранее штурмовиками с АВ "Америка". 25.3.1986 А-6Е ракетами "Гарпун" уничтожили второй ливийский корабль - корвет "Эан Загут". Прошел модернизацию в Норфолке (1988 г.). 7.8.1990, после вторжения иракских войск в Кувейт, отправлен из США в Персидский залив с авиагруппой CVW-17. Принимал участие в боевых действиях в ходе операции "Буря в пустыне". Самолеты с "Саратоги" занимались интенсивной бомбардировкой иракских позиций (в частности, они сбросили более 100 454-кг бомб), сбили в воздухе два иракских истр. МиГ-21. Собственные потери - 3 самолета: F-18C из аэ VFA-81 (сбит ЗУР 17.1.1991), А-6 из аэ VA-35 (сбит 18.1.1991) и F-14 из аэ VF-103 (сбит ЗУР 21.1.1991). 24.7.1992 первым из амер. АВ прибыл на Адриатическое море. С 1.2.1994 участвовал в боевых действиях против Югославии, наносил бомбовые удары по позициям сербов в Боснии. 28.4.1994 в результате аварии был потерян один истр. F-18A. За весь период службы АВ совершил 22 похода на Средизем. море. Выведен из боевого состава флота 20.8.1994. "Рейнджер"
После учебного плавания в Гуантанамо (4.10-6.12.1957) перешел вокруг м. Горн на Тихоокеанское побережье (20.6-20.8.1958). Базировался в Аламеде. 10.11.1958 пострадал от пожара и взрыва паров бензина (2 чел. погибли, 15 ранено). Совершил 4 дальних похода по Тихому океану (3.10.58-27.7.59, 6.2-30.8.60, 11.8.61-8.3.62, 9.11.62- 14.6.63), посетил Японию, Филиппины, Гонконг, Юж. Вьетнам, патрулировал в Тайваньском проливе. Прошел ремонты и модернизации в Сан-Франциско (7.8.63-14.2.64 и 13.5-30.9.65) и Пьюджет Саунд (30.9.66- 31.5.67). Активно участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, совершил 8 походов на ТВД с авиагруппой CVW-2 (5.8.64-6.5.65, 10.12.65-25.8.66, 4.11.67-25.5.68, 26.10.68-17.5.69, 14.10.69-1.6.70, 27.10.70-17.6.71, 16.11.72-23.6.73, 7.5.74-18.10.74). Всего за время войны авиагруппа "Рейнджера" потеряла 30 сам. В 9.1964 АВ получил повреждения от взрыва котла. По пути в США и обратно привлекался к патрульной службе у берегов Кореи в связи с обострением отношений с КНДР (1.68, 10.68-4.69). Переклассифицирован в CV-61 (30.6.1975). Совершил поход в Индийский океан (30.1-7.9.1976), во время военного конфликта между Кенией и Угандой находился у берегов Африки (7.1976). Ремонт в Пьюджет Саунд (2.77-3.78). 5.4.1979 столкнулся с либерийским танкером "Форчен". Поход в Аравийское море и патрулирование у берегов Ирана (10.9.80-5.5.81). Визит в Ванкувер (30.10-4.11.81). В 1982-1984 гг. сделал 3 дальних похода в Тихий и Индийский океаны, в ходе которых произошли 2 ЧП: столкновение с танкером "Уичита" (18.7.1983) и пожар в МО (1.11.1983, 6 погибших и 35 раненых). Ремонт и модернизация (15.4.84-1.6.85). Поход в Японское и Берингово моря (18.8-18.10.86), посещение Пусана. Операция по охране судоходства в Персидском заливе (14.7-30.12.87). Патрулирование в Южно-Китайском море и Индийском океане, заход в Австралию (24.2- 24.8.89). Участие в операции "Буря в пустыне" с авиагруппой CVW-2 (8.12.90-8.6.91). За время операции сам. с "Рейнджера" совершили 253 боевых вылета - больше, чем с любого др. АВ ВМС США. Они провели в воздухе 10 542 час, сбросили более 1800 т бомб, сбили 1 иракский верт. Ми-8. Собств. потери - 1 А-6Е из аэ VA-155. Последний (22-й) дальний поход "Рейнджера" - в Персидский залив и к побережью Сомали (1.8.92- 31.1.93), участие в боевом патрулировании возд. пространства Ирака южнее 32-й параллели. По возвращении в США АВ 10.7.1993 выведен из боевого состава. Находится в резерве в Пьюджет Саунд. "Индепенденс"
Вступил в состав Атлантического флота. В 9.1959 произошла авария самолета (1 чел. погиб). Участвовал в блокаде Кубы (10.1962). После начала войны во Вьетнаме ушел вокруг Африки в 7-мес. плавание на ТВД, 17.6.1965 прибыл в Субик-Бэй (Филиппины). Участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, но вскоре возвращен в США. В 12.1965 произошел пожар при старте самолета (16 чел. ранены). В 9.1970 вместе с АВ "Дж. Ф. Кеннеди" и "Саратога" оперировал в вост. Средиземноморье во время политич. кризиса в Иордании. Прошел ремонт и модернизацию, переклассифицирован в CV-62 (28.2.1973). Опять служил на Средизем. море, нес патрульную службу во время арабо-израильской войны (10.1973) и кризиса в Ливане (1976). С 8.12.1980 находился в Аравийском море, обеспечивал безопасность судоходства в Персидском заливе. Поддерживал действия миротворческих сил в Ливане (1982). В 10.1983 участвовал в операции по вторжению на о.Гренада, прикрывал действия амфибийных сил. Затем вновь перешел на Средизем. море и наносил удары по сирийским позициям в Ливане. Ремонт и модернизация по программе SLEP в Филадельфии (17.2.85-6.88). Перешел вокруг м. Горн на Тихий океан (1988), базировался на Сан-Диего. В 8.1990 нес службу в Индийском океане с авиагруппой CVW-14 и первым из американских АВ вошел в Персидский залив для участия в операции "Щит пустыни". С 11.9.1991 базировался на Йокосуку, совершал регулярные походы в Аравийское море. Обеспечивал поиск и спасение экипажа затонувшего панамского судна в Индийском океане (31.5.1992). Авиация с "Индепенденса" принимала участие в ударах по военным объектам на юге Ирака с целью контроля воздушного пространства южнее 32-й параллели (8.92, 12.93-2.94, 8.95). Ремонт по программе SRA (Selected Restricted Availability, 1994). Совершил поход к берегам Тайваня для наблюдения за крупными маневрами ВМС КНР (3.1996), участвовал в учениях "Римпак-96" у Гавайских о-вов (6.1996). Исключен из состава флота 30.9.1998. Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.12-18 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7410 | | |
Всего комментариев: 0 | |