search
menu
person

NEWS AND UDATES


Атомные авианосцы типа "Нимитц"

Атомные авианосцы типа "Нимитц" - 9*

"Nimitz" (CVN-68) Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company 22.6.1968/13.5.1972/3.5.1975
"Dwight D. Eisenhower" (CVN-69) 14.8.1970/11.10.1975/18.10.1977
"Carl Vinson" (CVN-70) 11.10.1975/15.3.1980/13.3.1982
"Theodore Roosevelt" (CVN-71) 31.10.1981/27.8.1984/1986
"Abraham Lincoln" (CVN-72) 3.11:1984/13.2.1988/11.11.1989
"George Washington" (CVN-73) 25.8.1986/21.7.1990/4.7.1992
"John С Stennis" (CVN-74) 13.3.1991/23.11.1993/9.12.1995
"Harry Truman" (CVN-75) 29.11.1993/13.9.1996/25.7.1998
"Ronald Reagan" (CVN-76) в постройке*

Самые большие в мировой истории военные корабли, являющиеся основой ударной мощи американского флота. По размерениям примерно соответствуют "Энтерпрайзу", но обладают более компактной ЯЭУ и иной системой ПТЗ (типа примененной на "Джоне Ф.Кеннеди"). Проектировщики нового поколения АВ отказались от экстравагантного "острова"

"Энтерпрайза" и сделали его более традиционным, также по образцу "острова" "Джона Ф. Кеннеди".

Корпус АВ "Нимитц" разделен на 22 главных водонепроницаемых отсека. Он имеет 7 палуб и 2 платформы, число внутренних помещений - около 2700. По сравнению с предшественниками, обводы корпуса стали более полными, а отношение длины к ширине - меньшим. Это привело к некоторому снижению скорости хода, но улучшило компоновку внутренних помещений. Три палубы - полетная, ангарная и нижняя (третья) - бронированные; также защищены броней борт и прольные переборки - стены ангара. О толщине брони не сообщается, но, по всей вероятности, она соответствует установленной на "Джоне Ф. Кеннеди". По сообщениям в открытой печати, на кораблях, начиная с CVN-71, активно применяется кевларовая броня.

Авиационно-техническое оборудование состоит из 4-х паровых катапульт С-13-1, комплекта аэрофинишеров Mk-7-З с аварийным барьером и 4-х самолетоподъемников размером по 21,4/25,9x15,9 м и грузоподъемностью 47,6 т. Высота ангара составляет 8,07 м, площадь ангарной палубы - 208,5x32,9 м. В случае пожара ангар может быть автоматически разделен огнестойкими шторами на 3 автономных отсека. Полный (боевой) запас авиатоплива - 10,22 млн. л, макс, емкость погребов авиабомб - 2970 т. Цистерны с керосином JP-5 и погреба боезапаса установлены в отсеках с двойными стенками, пространство между которыми занимают заполненные инертным газом коффердамы.

ЯЭУ выполнена в виде двух автономных эшелонов и размещена в 4-х отсеках. В каждой паре отсеков находится по одному водо-водяному реактору A4W и по два ГТЗА. Ресурс активной зоны реакторов доведен до 13 лет. На испытаниях "Нимитц" развил ход в 31,5 уз. Мощность корабельной электростанции достигла рекордной величины: на АВ установлены 8 турбогенераторов мощностью по 8000 кВт и 4 дизель-генератора - по 2000 кВт. Сообщается, что на каждом из кораблей имеется примерно по 30 тыс. лампочек, 2000 телефонных аппаратов, более 900 миль кабелей и проводов.

Согласно проекту, "Нимитц" должен был получить вооружение из двух ПУ ЗРК "Тартар" и двух спаренных 76-мм АУ, но фактически на него установили 3 ПУ Мк-25 ЗРК "Си Спэрроу". Начиная.с 1983 г., на всех АВ ПУ Мк-25 заменили на Мк-29, а также добавили по 3 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" и ПУ Мк-36 системы РЭБ RBOC.

Начиная с CVN-71, авианосцы строятся по усовершенствованному проекту. На них усилили защиту погребов боезапаса, палубы и важных боевых постов (в т. ч. за счет применения брони из кевлара), усовершенствовали радиоэлектронное оборудование. Полное водоизмещение этих кораблей достигло 102 000 т. Численность экипажа CVN-74 увеличилась до 6200 чел.

Находящийся в постройке АВ CVN-76 "Рональд Рейган" отличается от своих предшественников силуэтом "острова", формой форштевня и рядом других изменений. На нем будут установлены более мощные аэрофинишеры, новые (более безопасные) элеваторы подачи авиационного боезапаса. Значительно улучшатся условия обитания - в частности, существенно возрастет суммарная мощность кондиционеров.

Наконец, в 1999 г. принято решение строить очередной атомный АВ CVN-77 по новому проекту CVNX-1. По размерам он будет соответствовать "Нимитцу", но его угловая палуба будет значительно удлинена, а созданный по технологии "стэлс" "остров" приобретет совершенно иной силуэт. Ввести его в строй планируется в марте 2008 г.

Состав радиоэлектронного вооружения "Нимитца": система NTDS (со спутниковой системой связи ОЕ-82), РЛС AN/SPS-48, SPS-43A, SPS-10F. На последующих АВ РЛС SPS-43A заменили на SPS-49 (начиная с CVN-70), a SPS-10F - на SPS-67 (начиная с CVN-71). Кроме того, на CVN-71 и следующих кораблях дополнительно установили РЛС SPS-64.

Стоимость постройки "Нимитца" составила 1,881 млрд. долл. (в ценах

ТТХ АВ "Нимитц" на момент вступления в строй

73973*/91440 т, 331,7 (317,1 вл) х 78,5 (40,8 вл) х 11,2 м.
2 реактора A4W Westinghouse, ПТ-4 Westinghouse, 260 000 л.с.=31 уз.
Экипаж 5621 чел. (в т.ч. авиаперсонал).
3x8 ПУ ЗРК "Си Спэрроу".
* Водоизмещение порожнем.

Состав авиагруппы

1975 г. ("Нимитц"): 24 истр. F-14A, 24 штурм. А-7Е, 10 штурм. А-6Е, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам.-запр. KA-6D, 4 сам. ДРЛ0 Е-2С, 10 сам. ПЛ0 S-3A, 6 верт. SH-3H.
1991 г. ("Теодор Рузвельт"): 24 истр. F-14A, 24 истр./штурм. F/A-18C, 24 штурм. А-6Е, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛ0 Е-2С, 8 сам. ПЛ0 S-3B, 6 верт. SH-3H, 4 трансп. сам. С-2А.
2000 г. (все АВ): 20 истр. F-14A, 36 истр./штурм. F/A-18, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 4 сам. ПЛО S-3A, 4 верт. SH-60F.
1976 г., "Дж. С. Стенниса" - 3,5 млрд. На постройку CVN-77 ассигновано 3,83 млрд. долл. Расчетный срок службы кораблей - 50 лет.

"Нимитц"

 

Базировался на Норфолк. После учебного плавания в Гуантанамо (8.1975) и завершения цикла подготовки ушел в первый поход на Среди-зем. море (7.7.76-7.2.77), прикрывал эвакуацию гражд. населения из Бейрута во время кризиса в Ливане (7.1976). Второй (1.12.77-28.7.78) и третий (10.9.79-26.5.80) походы на Средизем. море. В ходе последнего совершил переход вокруг Африки в Аравийское море (1.1980), нес патрульную службу в связи с обострением отношений с Ираном. 26.5.1981 на борту произошла авария: при ночной посадке сам. ЕА-6В врезался в стоявшие на палубе самолеты (14 чел. убито, 45 ранено). 19.8.1981 во время 4-го похода на Средизем. море истр. F-14A с "Нимитца" сбили 2 ливийских сам. Су-22. "Демонстрация силы" у берегов Кубы (11.1984) и в вост. Средиземноморье во время обострения ситуации в Ливане (7.1985). 21.5.1987 покинул Средизем. море и ушел вокруг м. Горн на Тихий океан, прибыл в Бремертон 2.7.1987. Патрулировал у берегов Юж. Кореи во время Олимпийских игр в Сеуле (9.1988), затем перешел в Индийский океан, обеспечивал безопасность судоходства в Персидском заливе. Еще два похода в Аравийское море (25.2-24.8.91 и 1.2- 8.93), участие в операции "Возрождение надежды" в Сомали (3.1993). В 11.1995 ушел в очередной поход в Тихий и Индийский океаны, нес патрульную службу у берегов Тайваня во время обострения отношений между Тайванем и Китаем. Совершил кругосветное плавание из Бремертона в Норфолк (1.9.97-1.3.98) с заходом в Аравийское и Средизем. моря. 26.5.1998 встал на капитальный ремонт и модернизацию на верфи в Ньюпорт-Ньюс (стоимостью 1,2 млрд. долл.). Работы намечалось завершить в 2.2001.

"Дуайт Д. Эйзенхауэр"

 

Больший размер

Вошел в состав Атлантического флота. Завершив 14-мес. цикл подготовки экипажа и авиагруппы, ушел в первый поход на Средизем. море (1979). После захвата амер. заложников в Иране нес патрульную службу в Аравийском море (переход из США вокруг Африки с 16.4 по 8.5.1980); вернулся в Норфолк 22.12.1980 (это было самое продолжительное за весь послевоенный период дальнее плавание амер. корабля - 251 день с единственной 5-дневной стоянкой в Сингапуре). Ремонт и модернизация (10.85-4.87). Летом 1990 г. совершил поход к берегам Нормандии, участвовал в торжествах в честь 100-летия со дня рождения Эйзенхауэра. После вторжения войск Ирака в Кувейт направлен в Персидский залив, 7.8.1990 прошел Суэцкий канал, но 22.8.1990, в связи с прибытием в Аравийское море других АВ, возвращен в США. В операции "Буря в пустыне" участия не принимал, но нес боевое дежурство в Аравийском море вскоре после ее окончания (26.9.91-2.4.92). Ремонт и модернизация в Норфолке (6.1- 12.11.93). Совместно с АВ "Америка" 12-13.9.1994 совершил поход с десантом и армейскими вертолетами (без авиагруппы) к берегам Гаити в связи с пердполагавшимся вторжением в эту страну (в последний момент операция была отменена). В 10.1994 ушел в 6-мес. плавание для обеспечения боевой подготовки "женского" авиакрыла (на борту находилось более 400 женщин-военнослужащих). Капитальный ремонт и переоборудование в Ньюпорт-Ньюс (17.7.95-27.1.97). Очередной, 10-й, дальний поход (6-12.1998) и текущий ремонт в Норфолке (2-6.1999). Всего к 2001 г. совершил 8 походов на Средиземное море.

"Карл Винсон"

После завершения цикла боевой подготовки совершил кругосветное плавание по маршруту Норфолк - Карибское море - Средизем. море - Юж. Атлантика - Индийский океан - Тихий океан-Сан-Франциско (1.3- 28.10.1983). Служил на Тихом океане, участвовал в маневрах "Римпак-84" (5.1984). 14.10.1984 ушел в 7-мес. поход, включавший в себя продолжительную патрульную службу в Индийском океане (1-4.1985). Участвовал в маневрах "Римпак-86" (5- 6.1986), затем совершил осенне-зимний поход в Берингово море (19.8.86- 5.2.87). В 1987-1988 гг. - еще 2 "арктическо-тропических" плавания, сочетавших пребывание в Беринговом море и Индийском океане. В 1989 г. участвовал в маневрах у восточных границ СССР - в Японском и Беринговом морях; затем - поход в Индийский океан (1.2-3.7.1990). Ремонт и модернизация в Пьюджет Саунд (22.9.90-6.4.93). Плавание в Аравийское море (17.2-17.8.1994), затем - маневры в Тихом океане (26.8- 3.9.1995) и торжества в Перл-Харборе по случаю 50-летия окончания Второй мировой войны. Снова плавание в Аравийское море (14.5-14.11.1996). Текущий ремонт, участие в маневрах "Римпак-98". В 11.1998 ушел в поход в Индийский океан; во время патрульной службы в Персидском заливе (1-3.1999) наносил удары по военным объектам на юге Ирака.

"Теодор Рузвельт"

 

Вступил в состав Атлантического флота, базировался на Норфолк. В первое дальнее плавание ушел 30.12.1988. Принимал участие в боевых действиях против Ирака с авиагруппой CVW-8 (28.12.90-28.6.91): с его палубы сделано 4200 самолето-вылетов, сброшено ок. 2200 т бомб. Собств. потери - 1 штурм. А-6 (сбит 2.2.1991) и 1 истр. F-18A (разбился 5.2.1991). Помимо операции "Буря в пустыне" участвовал в операции "Обеспечение комфорта" ("Provide Comfort") по оказанию помощи курдам, в ходе которой 7-8.5.1991 наносил удары по иракским войскам на севере Ирака. 11.3.1993 ушел в 3-й дальних поход со спец. ударной авиагруппой на борту; участвовал в боевом патрулировании на юге Ирака (26.6.1993) и в операции "Недопущение полетов" ("Deny Flight") в Югославии (7- 8.1993). Ремонт в Норфолке (11.93- 4.94). 4-я кампания: патрулирование в Красном море и контроль воздушного пространства на юге Ирака (4.1995), затем переход в Адриатику и воздушные атаки позиций боснийских сербов в быв. Югославии (5-9.1995). Визит в Галифакс (5.1996). 25.11.1996 ушел в 5-й дальний поход в Аравийское море и Адриатику. Ремонт и модернизация в Ньюпорт-Ньюс (8.7.97-6.98). 6-я кампания (26.5.98-24.9.99): поход на Средизем. море с авиагруппой CVW-8 и активное участие в боевых действиях против Югославии (4-6.1999). Ремонт в Норфолке (7.1-30.6.2000), затем - цикл подготовки перед 7-й кампанией.

"Абрахам Линкольн"

После испытаний и подготовки авиагруппы перешел на Тихий океан. Нес службу на Дальнем Востоке и в Индийском океане, оказывал помощь населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо (12-27.6.1991). Оперировал у побережья Сомали (10.1993). В 2000 г. ок. 100 дней провел в Аравийском море, авиагруппа АВ совершила 1500 боевых полетов над территорией Ирака. В ходе 6-мес. плавания АВ посетил Гонконг, Сингапур, Перт и Хобарт (Тасмания) и 10.2.2001 вернулся в порт Эверетт (шт. Вашингтон).

"Джордж Вашингтон"

Вошел в состав Атлантического флота. Совершил плавание на Средизем. море, нанес визит в Англию, где участвовал в торжествах в честь 50-летия высадки союзников в Нормандии (5-6.6.1994). В 10.1994 патрулировал в Красном море в связи с концентрацией иракских войск на границе с Кувейтом. В 10-12.1997 находился в Персидском заливе с авиагруппой CVW-1 и принимал участие в нанесении ударов по военных объектам на юге Ирака. По возвращении прошел ремонт в Норфолке (5.98-3.99).

"Джонс Стеннис"

После завершения испытаний и подготовки перешел на Тихий океан, с 8.1998 базируется на Сан-Диего. Совершил 2 дальних похода в Индийский океан, нес патрульную службу в Южно-Китайском море. В 2000 г. посетил Гонконг и Бахрейн. 3.7.2000 вернулся в США, после чего прошел ремонт и переоборудование (8.2000-3.2001).

"Гарри Трумэн"

Вошел в состав Атлантического флота. 28.11.2000 ушел из Норфолка с авиагруппой CVW-3/CCG-2/CDS-2 в 6-мес. плавание в Средизем. море и Индийский океан. 16.2.2001 нанес удары по РЛС, ЗРК и командным пунктам системы ПВО Багдада. В 3.2001 находился в Персидском заливе.

"Рональд Рейган"

К 3.2001 находился в 60-% готовности. Церемония "крещения" АВ состоялась 4.3.2001, спуск на воду - 10.3.2001. Ввод в строй намечен на нач. 2003 г.

Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.24-28

* Данные на 2001 г (Pentagonus)

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (15.03.2009) | Автор: Балакин С.А.
Просмотров: 8390 | Комментарии: 1 | Теги: Carl Vinson, CVN 70, Карл Винсон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 CorCop • 19:46, 18.03.2009
авианосцы типа "Нимитц" просто монстры мирового океана и некто пока неспособен тягатся с США на просторах океана
avatar