search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американские разведывательные корабли – уроки истории (2004)

Американские разведывательные корабли – уроки истории

Капитан 1 ранга В. Чертанов

С самого начала «холодной войны в 1945 году Соединенные Штаты Америки широко использовали боевые надводные корабли и подводные лодки, оснащенные специальным оборудованием и имевшие на борту соответствующий технический персонал, для сбора разведывательной информации о Советском Союзе и КНР. Со временем их разведывательная деятельность была расширена до наблюдения также за странами «третьего мира», бывшими союзниками СССР и КНР или нейтральными государствами «левой» ориентации. Ссылаясь в определенной степени на опыт советского ВМФ в этой области, Управление национальной безопасности США - УНБ (NSA - National Security Agency), курирующее организацию глобальной радиоэлектронной разведки, и командование ВМС США приняли решение использовать в этих целях наряду с боевыми кораблями специально оснащенные и переоборудованные суда вспомогательного флота.
Как отмечалось в западных средствах массовой информации, впервые специализированные разведывательные корабли (РЗК) стали использоваться Советским Союзом в начале 1950-х годов. Это были бывшие рыболовные траулеры, переоборудованные для сбора разведывательной информации и наблюдения за операциями ВМС США и НАТО в морских и океанских районах. Характеризуемые западной прессой как в достаточной степени «замаскированные», они тем не менее довольно легко распознавались по габаритным электронным антеннам (некоторые из них были вооружены, а экипажи укомплектовывались военнослужащими ВМФ). Использовались в этих целях и суда торгового флота (как правило, с офицерами разведки на борту), но большинство специализированных РЗК (по классификации западных разведок - AGI) строились на базе корпусов траулеров, достаточно мореходных, с большими герметизированными трюмами, вполне пригодными для размещения электронного оборудования и специального персонала. Позднее в советском флоте появились большие разведывательные корабли (БРЗК) специальных проектов, в том числе таких, например, как «Приморье» (водоизмещением 3 700 т, длиной 278 футов) и «Бальзам» (5 400 т и 346 футов), способные не только добывать и обрабатывать информацию, но и своевременно направлять ее в штабы флотов и региональных командований. БРЗК вооружались зенитными артиллерийскими установками (ЗАУ) и переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК). К началу 1990-х годов СССР имел в составе флота, по данным зарубежной военной прессы, около 60 РЗК, которые вели постоянное наблюдение за базами атомных ракетных подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), Чарлстон (штат Южная Каролина) и Кингсбей (Джорджия), ракетным полигоном Кейп-Канаверал (Флорида), действовали на основных международных морских коммуникациях, в том числе в Гибралтарском, Сицилийском и Ормузском проливах, контролировали учения ВМС США и НАТО в различных океанских и морских районах.
Первые специализированные разведывательные корабли ВМС США оказались востребованными для компенсации недостатка прослушивающих постов перехвата радиотехнических средств в Южной Америке и Африке. Это были грузовые суда времен Второй мировой войны, переоборудованные в 1960-е годы по требованию УНБ (NSA), организующего радиоэлектронную разведку против стран «третьего» мира, в том числе ТР «Хосе Ф. Валдез» (T-AG-169), выполнявший разведывательные задачи у берегов Африки с 1961 по 1971 год под прикрытием проведения обширных гидрографических исследований, затем ТР «Джеймс Э.Робинсон» (T-AG-170) и «Джозеф Э. Мюллер» (T-AG-171). Экипажи этих судов укомплектовывались гражданским персоналом командования морских перевозок (КМП) и специалистами УНБ.
Одновременно командование ВМС во взаимодействии с УНБ США вышло на новый уровень сбора разведывательной информации с моря, переоборудовав серию бывших военных грузовых транспортов командования морских перевозок (КМП) и укомплектовав их личным составам ВМС, при этом посты РР и РТР обслуживали специалисты флота и МП командования радиотехнической разведки ВМС (NSG - Naval Security Group). Первым таким кораблем стал ТР «Оксфорд» (T-AG-159) постройки 1945 года, переоборудованный в июле 1961-го для, согласно легенде, «проведения исследований в области распространения электромагнитных излучений». Оборудованный самыми современными антенными системами и средствами перехвата радиоэлектронных излучений, он решал целый комплекс разведывательных задач в интересах ВМС и УНБ в различных районах Мирового океана. Например, осенью 1962 года РЗК «Оксфорд» был развернут в Карибском море, обеспечивая перехват радиоканалов с Кубы в период так называемого «ракетного кризиса» (позволивший, в частности, как свидетельствовала зарубежная пресса, установить факт развертывания на острове системы ПВО).
Вследза ТР «Оксфорд»(переклассифицированным в РЗК - AGTR-1) аналогичное переоборудование прошли еще четыре транспорта: «Джорджтаун» (AGTR-2), «Джеймстаун» (AGTR-3), «Белмонт» (AGTR-4) и «Либерти» (AGTR-5). Экипажи этих кораблей укомплектовывались личным составом ВМС, но находились под оперативным управлением УНБ (с гражданскими специалистами - представителями этого управления на борту). Как разведывательные они легко распознавались по антенным устройствам и характеру деятельности, в качестве вооружения на них устанавливались пулеметы.
РЗК «Джорджтаун» действовал главным образом у побережья Южной Америки, «Джеймстаун» - у берегов Африки, в Карибском и Южно-Китайском морях, «Белмонт» - в основном в Карибском море (в том числе обеспечивал в свое время высадку американских войск в Доминиканской Республике). РЗК «Либерти», нацеленный первоначально на страны Африки, в июне 1967 года, с усилением напряженности на Ближнем Востоке (в отношениях между Израилем и Египтом), был направлен в восточную часть Средиземного моря для слежения за электронной обстановкой и перехвата египетских каналов связи. С началом масштабного вооруженного конфликта на Синайском п-ове корабль, который командование ВМС не успело вывести из района боевых действий, 8 июня 1967 года был по ошибке атакован израильскими самолетами и торпедными катерами и серьезно поврежден (получил большую пробоину в правом борту), но, как сообщалось в западной прессе, благодаря умелым действиям экипажа все-таки остался на плаву (34 члена команды погибли, более 170 получили ранения).
В середине 1960-х годов министерство обороны, командование ВМС и УНБ США приняли решение создать флотилию РЗК (AGER) на базе сравнительно небольших (длиной до 176 футов) грузовых транспортов или траулеров специально в целях расширения возможностей радиоэлектронной разведки (ELINT) непосредственно в районах боевого предназначения. Первым таким кораблем (в серии из трех) стал РЗК «Бэннер» (AGER-1), который с 1967 года, базируясь на ПВМБ Йокосука (Япония), приступил к ведению разведки против Советского Союза, Северной Кореи и КНР в Японском море (операция под кодовым названием «Кликбитл»), но вскоре, как упоминалось в зарубежной прессе, был вытеснен из этого района советскими боевыми кораблями. С конца 1967 года на Дальнем Востоке действовал второй корабль этого типа - «Пуэбло» (AGER-2), третий - «Палм-Бич» (AGER-3) - к этому времени также был передан ВМС. Как и РЗК типа AGTR, эти корабли имели только легкое вооружение (включая пулеметы). Согласно планам американского командования, переоборудованию подлежали еще несколько судов подобного типа.
В свой первый боевой поход в Японское море РЗК «Пуэбло» вышел 11 января 1968 года из ПВМБ Сасебо (Япония) с задачей радиоэлектронного контроля баз и портов Северной Кореи и наблюдения за советскими боевыми кораблями. 23 января под угрозой применения оружия (сообщалось, что его собственные пулеметы оказались зачехленными и не могли открыть ответный огонь) с северокорейских торпедно-артиллерийских катеров корабль вынудили сдаться, и он был сопровожден (своим ходом) в порт Вонсан.
Находившиеся на судне специалисты американской разведки (28 человек) до захвата и последующего тщательного досмотра корейцами корабельных помещений пытались уничтожить шифровальное и радиосвязное оборудование, а также основные секретные материалы, используя для этого подрывные патроны (предназначенные для обороны от подводных боевых пловцов), пожарные топоры, кувалды, две машины-бумагорезки и другие подручные средства (несколько мешков с использованными бланками перехвата намеревались выбросить за борт). Однако достаточное количество компрометирующих документов и часть специального оборудования уцелело (в том числе карты прокладки маршрутов перехода РЗК, технические описания шифровальных машин, многочисленные материалы перехвата и т. п.), 82 члена экипажа были арестованы и впоследствии дали показания. Все они были освобождены через 11 месяцев, правительство принесло официальные извинения и признало факт несанкционированного пребывания судна в территориальных водах Северной Кореи.
РЗК «Пуэбло» оставался на приколе в гавани Вонсан до 1999 года, затем был переправлен в южнокорейский порт Пьянгянг, а в октябре 2002-го - в Нампо (руководство КНДР собиралось возвратить корабль США в знак доброй воли, но дальнейшее усиление напряженности в отношениях между двумя не позволило реализовать это намерение).
После повреждения РЗК «Либерти» и захвата «Пуэбло» Соединенные Штаты, по утверждениям западной прессы, признали нецелесообразным дальнейшее применение специальных разведывательных кораблей, целиком переложив их задачи на подводные лодки, боевые надводные корабли, разведывательные ИСЗ и самолеты. К 1970 году все РЗК перечисленных выше типов были сняты с учета ВМС. Последним судном, используемым в этом качестве в период с 1985 по 1989 год (у берегов Центральной Америки, в основном против Никарагуа), считается в ВМС США бывшая плавмастерская «Сфинкс» (ARL-24, ex-LST-963).
Однако, определив в качестве основной угрозу со стороны подводных лодок вероятного противника, США инициировали в 1982 году строительство большой серии специальных океанографических исследовательских судов (AGOS), предназначенных на самом деле для ведения гидроакустической разведки в удаленных океанских районах. С 1984 по 1990 год были построены 18 таких кораблей типа «Сталворт» (T-AGOS-1-18) водоизмещением 2 285 т. Они укомплектовывались экипажами смешанного состава, которые включали от 30 (20 гражданских и 10 военных) до 38 (20 военных и 18 гражданских) человек.
Эти суда (классифицированные как суда гидроакустической разведки - СГАР) оснащались РЛС воздушного и надводного обнаружения, мощными ГАС UQQ-2 с протяженными буксируемыми антенными системами SURTASS и служили для обнаружения подводных лодок вероятного противника, существенно восполняя возможности глобальной системы гидроакустического наблюдения (СГАН) - SOSUS. В развитие этого проекта в период с 1991 по 1993 год были построены еще четыре корабля типа «Викториес» (T-AGOS-19-22) водоизмещением 3 396 т с экипажем 37 человек (22 гражданских и 5 военных), оснащенные в дополнение к системе SURTASS активными низкочастотными ГАС WQT-2 для обнаружения дизельных подводных лодок на небольших глубинах, в том числе в прибрежных водах. В 2000 году был построен последний корабль этого назначения - «Импеккбл» (T-AGOS-23) - водоизмещением 5 370 т (экипаж 45 человек: 5 научных сотрудников, 20 гражданских и 20 военных моряков). Помимо ГАС на нем были установлены станции космической связи WSC-3(V)3 и WSC-6.
К настоящему времени, кроме пяти СГАР последней постройки, в строю остались еще пять кораблей типа «Сталворт» (T-AGOS-8, -9, -12 и -16, один - «Инвинсибл» - переклассифицирован в корабль инструментального наблюдения за запуском ракет T-AGM-24). Все они числятся в составе КМП и действуют в интересах ВМС США на Тихом океане (шесть) и в Атлантике (четыре). Остальные были переданы другим ведомствам и странам, в том числе Португалии (T-AGOS-5 и -11) и Новой Зеландии (T-AGOS-17). Два СГАР типа «Хибики» (AGOS), построенные в 1991-1992 годах в Японии по типу американского «Викториэс» (водоизмещением 2 850 т), действуют в интересах своих МС. Разведывательная деятельность (в том числе радиоэлектронная разведка) в океанских (морских) и прибрежных районах как вид боевого использования ВМС в мирное и военное время не утратила своей актуальности и в условиях международной обстановки, сложившейся к началу XXI столетия. Ее постоянно ведут боевые надводные корабли, подводные лодки и специальные разведывательные суда практически всех стран НАТО. ВМС Великобритании, например, как и США, активно используют в этих целях боевые корабли: фрегаты УРО типов «Бродсуорд» и «Дюк», ПЛА типа «Трафальгар», оснащают их новейшими системами электронной разведки, которые планируют устанавливать и впредь, в том числе на новых ЭМ УРО проекта 45 и ПЛА типа «Эстьют».
Специальные разведывательные корабли имеются и активно используются в составе ВМС таких стран, как Германия (три типа «Осте» проекта 423, водоизмещением 3 200 т, постройки 1988-1989 годов), Италия (РЗК «Алеттра» типа «Альянс», 3 180 т, 2003 года), Испания (РЗК «Алерта» типа «Даре», 2 292 т, 1982-го), Норвегия (РЗК «Марьята», 7 560 т, построенный в 1994 году на замену устаревшего корабля того же названия и назначения), Польша (два типа «Мома» модифицированный, проекта 863, водоизмещением 1677 т, постройки 1997-1999 годов), Греция («Гермис», бывший РЗК ФРГ, 1 497 т, 1960-го), Франция (РЗК «Буганвилль», 5 195 т, 1988-го), Швеция (РЗК «Орион», 1 400 т, 1984-го), Румыния (РЗК «Грегоре Антипа» типа «Корсар», 1 450 т, 1980 года постройки).

 

Зарубежное военное обозрение №4 2004 С.64-68

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (10.04.2004) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чертанов
Просмотров: 8568 | Теги: разведка, В. Чертанов, разведывательные корабли | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar