Атомные многоцелевые подводные лодки часть 1 (часть 2) Капитан 1 ранга В. Кипов Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру решаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установки подразделяются на ПЛАРБ - атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО (общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития. По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных; кораблей и транспортов; борьба (совместно с надводными кораблями и авиацией) за завоевание и удержание господства на море; организация рубежей в узкостях с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие в блокадных действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-диверсионных групп. На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10 - 13 годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА, но и действие разнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.
В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической мобильностью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том или ином районе, поскольку их основное тактическое свойство - скрытность. Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающей атомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в Южной Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и последующее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины фактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадрой продолжалась в основном самолетами берегового базирования. Особое значение стратегическая мобильность ПЛА приобретает для американских ВМС, которые в соответствии с положениями наступательной «морской стратегии»1 намерены использовать их в районах, находящихся на значительном удалении от своих баз и непосредственно примыкающих к территории Советского Союза. Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных условиях освоить новые районы, где противник имеет преимущество в надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие корабли и суда (в частности, в Баренцевом, Карском, Охотском морях), в том числе, подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их роль и место в составе оперативных формирований. В зарубежной прессе отмечается, что ПЛА присущи следующие качества: скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при сохранении инициативы в отношении объекта удара; большая автономность, или способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного состава в течение 60 - 90 сут при сохранении высокой боеготовности; значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но и береговых объектов.
Основные характеристики лодок приведены в таблице.
Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составляют
ПЛА типов «Стёрджен» (37 единиц, построены в 1967 - 1975 годах) и «Лос-Анджелес»
(46 единиц). Последние являются наиболее современными, их поступление в состав
флота, начавшееся во второй половине 70-х годов, продолжается и в настоящее
время со средним темпом три-четыре лодки в год (см. цветную вклейку). Головной
корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй в конце 1976
года (к середине текущего года построено еще 45 В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести месяцев в году проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой подготовке, на переходах и в составе передовых группировок. В это же время они могут совершить один-два длительных автономных похода продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня боевой готовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного использования ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении уровня безопасности эксплуатации. Так, еще в 1973 году принята программа SEOC, согласно которой оперативный цикл (период между капитальными ремонтами) для ПЛА типов «Пёрмит» и последующих был увеличен с 43 до 70 месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стёрджен» и «Лос-Анджелес» (рис. 1) достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла на 17 - 19 проц. сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно увеличивается время пребывания в боеготовом состоянии. Для второй подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700 - 718) предполагается вместо ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены активной зоны ядерного реактора) провести модернизационные работы. В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется аналитический контроль за техническим состоянием основных систем, а выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов. При модернизации атомных подводных лодок командование американских ВМС исходит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в водах, контролируемых противником. Поэтому ПЛА должны быть способны противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37 кораблей типа «Стёрджен», в ходе которой намечается повысить их боевые возможности, а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в период 1997 - 2005 годов). Большую часть работ по модернизации предусматривается провести в ходе плановых ремонтов; устанавливать гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управления стрельбой Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние достижения в области снижения шумности, повышения безопасности плавания, ремонтопригодности аппаратуры. Все лодки типа «Стёрджен» будут оснащаться КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод. 5 ADCAP. Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как существующих, так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с 32-го корабля - SSN719 «Провиденс» - установкой вертикального пуска (УЗП) Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» (рис. 2); монтаж бортовой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751 «Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания в Арктике, в том числе усиление ограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся горизонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных гидроакустических средств, устройств для постановки мин; снижение шумности ядерной энергетической установки; применение противогидроакустических покрытий и ГАС с протяженными буксируемыми антеннами. Кроме того, повышение боевых возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод. 5 ADCAP, а также новыми или модернизированными ПЛУР.
С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си Ланс»2. Однако при обсуждении бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о замораживании работ по этой программе, поскольку устранение вскрытых на испытаниях опытных образцов технических проблем требует дополнительно около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается, что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си Ланс». В частности, ожидается, что можно использовать технологические новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК. Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на завершение исследований по корпусу и бортовым системам вооружения новой ПЛА, а также 258 млн. долларов на закупку компонентов длительного изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен на 1995-й. Постройку второй и третьей лодок предполагается финансировать в 1991 году, а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.
При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться качественного скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых, это относится к уровню первичного и вторичного акустических полей, ходовым и маневренным качествам и глубине погружения. Кроме того, новая ПЛА будет приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличивается боекомплект (50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины)' Подводное водоизмещение составит 9 150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9 м. Как сообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие характеристики корабля, опубликованные во время работы над проектом, не являются окончательными и по ходу строительства могут изменяться. Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа «Лос-Анджелес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении гидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних помещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При выборе диаметра корпуса учитывались ограничения, связанные с необходимостью выполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях военно-морских баз и пунктов базирования лодок. Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется изготавливать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя (волнореза) в нижней части ограждения выдвижных устройств и новая форма кормового оперения, которое включает шесть, а не четыре элемента. Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению с существующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств, объединению всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS3), применению дополнительных мер по обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее оборудования. Глубину погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз. Основное вооружение сосуществующих американских лодках, они размещаются побортно под углом 10°. Количество ТА возрастает с четырех до восьми, их диаметр впервые в американской практике достигнет 762 мм (вместо 533 мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ стрельбы самовыходом торпед, а также зарезервировать габариты для вероятного увеличения калибра торпед в будущем. Кроме тоставят КР «Томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48 мод. 5, новые или модернизированные ПЛУР. В результате рассмотрения нескольких вариантов проекта ПЛА разработчики отказались от намеченного на начальном этапе проектирования расположения торпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно диаметральной плоскости. Как и на го, из этих ТА можно выпускать необитаемые подводные аппараты, позволяющие расширить боевые возможности ПЛА по обнаружению целей, распознаванию миноподобных объектов, определению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое расположение торпедных аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет или исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода, но одновременно позволяет в носовой оконечности размещать крупноразмерные акустические антенны ГАК, Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они стали в полном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое для боевых действий в различных условиях. За счет использования более совершенных средств связи они могут действовать совместно с надводными кораблями в составе тактических групп. ПЛА будут привлекаться для нанесения ударов по береговым объектам крылатыми ракетами, осуществления минных постановок, ведения противолодочных действий подо льдом. В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах (максимальная мощность 60 тыс. л. с). При изготовлении активной зоны применяются улучшенные материалы и топливо. В состав ГЭУ с частичным вспомогательным электродвижением на малошумном ходу войдут турбогенераторы, насосы и другие механизмы с уменьшенными габаритами. Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным винтом в насадке (pump-jet). Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА, приспособленные для переброски подводных диверсантов. В 1983 - 1985 годах две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл», рис. 3) переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для личного состава подразделений сил специальных операций (так называемые команды SEAL), в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и снаряжением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилиндрической формы (DDS-Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую и декомпрессионную камеры (рис. 4) и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа «Стёрджен» устанавливается один такой контейнер (переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произвести еще пять контейнеров для пяти других кораблей данного типа). 1 Подробнее об этом см: Зарубежное военное обозрение. - 1986. - № 11. - С.49-53. - Ред. 2 Подробнее о противолодочной ракете «Си Ланс» см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 7. - С 56 - 58. - Ред. 3 Подробнее об этой программе см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С. 55. - Ред. Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.53-58 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6817 | | |
Всего комментариев: 0 | |