search
menu
person

NEWS AND UDATES


Атомные многоцелевые подводные лодки часть 1

Атомные многоцелевые подводные лодки часть 1 (часть 2)

Капитан 1 ранга В. Кипов

Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру решаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установки подразделяются на ПЛАРБ - атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО (общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.

По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных; кораблей и транспортов; борьба (совместно с надводными кораблями и авиацией) за завоевание и удержание господства на море; организация рубежей в узкостях с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие в блокадных действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-диверсионных групп.

На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10 - 13 годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА, но и действие разнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.

Рис. 1. Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»
Рис. 2. Размещение УВП Мк45 для ракет «Томагавк» на лодках типа «Лос-Анджелес» (верхние крышки шахт открыты)

В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической мобильностью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том или ином районе, поскольку их основное тактическое свойство - скрытность. Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающей атомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в Южной Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и последующее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины фактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадрой продолжалась в основном самолетами берегового базирования. Особое значение стратегическая мобильность ПЛА приобретает для американских ВМС, которые в соответствии с положениями наступательной «морской стратегии»1 намерены использовать их в районах, находящихся на значительном удалении от своих баз и непосредственно примыкающих к территории Советского Союза.

Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных условиях освоить новые районы, где противник имеет преимущество в надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие корабли и суда (в частности, в Баренцевом, Карском, Охотском морях), в том числе, подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их роль и место в составе оперативных формирований.

В зарубежной прессе отмечается, что ПЛА присущи следующие качества: скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при сохранении инициативы в отношении объекта удара; большая автономность, или способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного состава в течение 60 - 90 сут при сохранении высокой боеготовности; значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но и береговых объектов.

Основные характеристики лодок приведены в таблице.
США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в 1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955 года. За 35 лет, прошедших с той поры, в США построено около 120 ПЛА. Из них две («Скорпион» и «Трешер») погибли, десять выведены из состава флота, пять переданы в резерв. Подкласс многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудован н ы м и ПЛАРБ типа «Этен Аллен», которые используются в интересах сил специальных операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.

Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составляют ПЛА типов «Стёрджен» (37 единиц, построены в 1967 - 1975 годах) и «Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными, их поступление в состав флота, начавшееся во второй половине 70-х годов, продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год (см. цветную вклейку). Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй в конце 1976 года (к середине текущего года построено еще 45
единиц). В различных стадиях строительства находятся еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость одной ПЛА около 700 млн. долларов (в ценах 1987 финансового года).

В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести месяцев в году проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой подготовке, на переходах и в составе передовых группировок. В это же время они могут совершить один-два длительных автономных похода продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня боевой готовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного использования ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении уровня безопасности эксплуатации. Так, еще в 1973 году принята программа SEOC, согласно которой оперативный цикл (период между капитальными ремонтами) для ПЛА типов «Пёрмит» и последующих был увеличен с 43 до 70 месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стёрджен» и «Лос-Анджелес» (рис. 1) достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла на 17 - 19 проц. сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно увеличивается время пребывания в боеготовом состоянии. Для второй подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700 - 718) предполагается вместо ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены активной зоны ядерного реактора) провести модернизационные работы.

В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется аналитический контроль за техническим состоянием основных систем, а выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.

При модернизации атомных подводных лодок командование американских ВМС исходит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в водах, контролируемых противником. Поэтому ПЛА должны быть способны противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37 кораблей типа «Стёрджен», в ходе которой намечается повысить их боевые возможности, а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в период 1997 - 2005 годов). Большую часть работ по модернизации предусматривается провести в ходе плановых ремонтов; устанавливать гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управления стрельбой Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние достижения в области снижения шумности, повышения безопасности плавания, ремонтопригодности аппаратуры. Все лодки типа «Стёрджен» будут оснащаться КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод. 5 ADCAP. Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как существующих, так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с 32-го корабля - SSN719 «Провиденс» - установкой вертикального пуска (УЗП) Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» (рис. 2); монтаж бортовой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751 «Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания в Арктике, в том числе усиление ограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся горизонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных гидроакустических средств, устройств для постановки мин; снижение шумности ядерной энергетической установки; применение противогидроакустических покрытий и ГАС с протяженными буксируемыми антеннами. Кроме того, повышение боевых возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод. 5 ADCAP, а также новыми или модернизированными ПЛУР.

ТТХ ПЛА

Тип подводной лодки - кол-во в строю (запланировано в серии), бортовые № находящихся в строю (строящихся и планируемых к постройке), годы строительства серии Водо-измещение, т: надводное Главные разме-рения, м: длина ширина осадка Тип, мощность энергетической установки, л. с. Экипаж, человек (в т. ч. офицеров) Вооружение1
подводное скорость подводного (надводного) хода, уз

США

«Сивулф» - 0(29) (SSN21 - * ), 1995 -* *
9150
99,4
12,9
10,9
S6W, 60 000
35 (20)
130 (12) 762-мм ТА - 8, до 50 КР «Томагавк», Мк48, ПЛУР и ПКР «Гарпун»
«Лос-Анджелес» - 46 (62) SSN 688-725, 750-757, (758 - 773), 1976-1994 6000
6900
109,7
10,1
9,9
S6G, 35 000
30 (20)
133 (13) 533-мм ТА Мк67 - 4, 26 торпед Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части торпед могут загружаться 8 КР «Томагавк» (при отсутствии УВП) и 4-6 ПКР «Гарпун», УВП Мк45 для 12 КР «Томагавк» (на SSN719 и последующих)
«Стёрджен» - 37, SSN637-639. 646-653, 660- 670. 672-684, 686, 687, 1967-1975 4460
4960
89
9,7
8,8
S5W, 15 000
30 (20)
107 (12) 533-мм ТА МкбЗ - 4, 23 торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части торпед могут загружаться 8 КР «Томагавк» и 4 ПКР «Гарпун»
«Пёрмит» - 122 SSN594-596, 603-607,612- 615, 621, 1962-1968 3750
300
84,9
9,6
8,7
S5W, 15 000
30 (20)
127 (13) 533-мм ТА МкбЗ - 4, 24 торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части торпед могут загружаться 4 ПКР «Гарпун»
«Гленард П. Липскомб» - 1, SSN685, 1974 5813
6480
111,3
9,7
9,5
S5WA, ок.15000
23 (20)
129 (14) 533-мм ТА МкбЗ - 4, 16 торпед Мк48, ПЛУР САБРОК, 4 ПКР «Гарпун»
«Нарвал» - 1, SSN671, 1969 5284
5830
95,9
11,5
8,2
S5G, 17 000
25 (20)
129(13) 533-мм ТА - 4, 16 торпед Мк48 и 4 ПКР «Гарпун»
«Этен Аллен»3 - 2», SSN609, 611, 1962 6955
7880
125
10,1
9,8
S5W, 15 000
30 (20)
126-132 (12) 533-мм ТА - 4, 8 торпед

Великобритания

«Вэлиант» - 5, S102, 103, 46 48, 50, 1966-1971 4300
4800
86,9
10,1
8,4
PWR-1, 15 000 28 (18) 116(13) 533-мм ТА - 6. 32 торпеды Мк24 «Тайгерфиш», вместо части торпед могут загружаться ПКР «Гарпун» 533-мм ТА - 5, 25 торпед Мк24 «Тайгерфиш». вместо части торпед могут загружаться ПКР «Гарпун»
«Свифтшур» - 6, S126, 108,109, 104-106, 1973-1981 4400
4900
82,9
9,8
8,5
PWR-1, 15 000 30 (18) 116 (13)
«Трафальгар» - 6 (7). S107, 87, 88, 90-92 (93), 1983-1991 4200
5208
85,4
9,8
8,5
PWR-1, 15 000 32(.) 97(12) 533-мм ТА -5, 25 торпед Мк24 «Тайгерфиш». вместо части торпед могут загружаться ПКР «Гарпун»

Франция

«Рубис» - 4 (8) S601 - 604 (605 - 608). 1983 - 1995 2385
2670
72,1
7,6
6,4
CAS-48. 9500
25(.)
66(9) 533-мм ТА - 4, 18 торпед L5 или F17, вместо части торпед могут загружаться ПКР «Эк-зосет» (SM-39): возможен прием на борт до 32 мин
1 Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР - противокорабельная ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета УВП - установка вертикального пуска.
2 ПЛА SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.
3 Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.

С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си Ланс»2. Однако при обсуждении бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о замораживании работ по этой программе, поскольку устранение вскрытых на испытаниях опытных образцов технических проблем требует дополнительно около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается, что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си Ланс». В частности, ожидается, что можно использовать технологические новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.

Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на завершение исследований по корпусу и бортовым системам вооружения новой ПЛА, а также 258 млн. долларов на закупку компонентов длительного изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен на 1995-й. Постройку второй и третьей лодок предполагается финансировать в 1991 году, а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.

ПЛА SSN611 «Джон Маршалл»
Рис. 3. ПЛА SSN611 «Джон Маршалл» (на верхней палубе видны фундаменты для крепления специальных контейнеров DOS)
включая сферическую антенну диаметром 7,3 м.
DDS
Рис. 4. Контейнер DDS: 1 - декомпрессионная камера; 2 - шлюзовая камера; 3 - внутренняя дверь; 4 - основное помещение (ангар); 5 - наружная дверь; 6 - основание под фундамент на верхней палубе ПЛА; 7 - подводное средство доставки боевых пловцов; 8 - стыковочный узел для соединения с комингсом аварийно-спасательного люка лодки; 9 - переходной люк в декомпрессионную камеру

При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться качественного скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых, это относится к уровню первичного и вторичного акустических полей, ходовым и маневренным качествам и глубине погружения. Кроме того, новая ПЛА будет приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличивается боекомплект (50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины)' Подводное водоизмещение составит 9 150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9 м. Как сообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие характеристики корабля, опубликованные во время работы над проектом, не являются окончательными и по ходу строительства могут изменяться.

Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа «Лос-Анджелес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении гидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних помещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При выборе диаметра корпуса учитывались ограничения, связанные с необходимостью выполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях военно-морских баз и пунктов базирования лодок.

Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется изготавливать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя (волнореза) в нижней части ограждения выдвижных устройств и новая форма кормового оперения, которое включает шесть, а не четыре элемента. Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению с существующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств, объединению всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS3), применению дополнительных мер по обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее оборудования. Глубину погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз. Основное вооружение сосуществующих американских лодках, они размещаются побортно под углом 10°. Количество ТА возрастает с четырех до восьми, их диаметр впервые в американской практике достигнет 762 мм (вместо 533 мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ стрельбы самовыходом торпед, а также зарезервировать габариты для вероятного увеличения калибра торпед в будущем. Кроме тоставят КР «Томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48 мод. 5, новые или модернизированные ПЛУР.

В результате рассмотрения нескольких вариантов проекта ПЛА разработчики отказались от намеченного на начальном этапе проектирования расположения торпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно диаметральной плоскости. Как и на го, из этих ТА можно выпускать необитаемые подводные аппараты, позволяющие расширить боевые возможности ПЛА по обнаружению целей, распознаванию миноподобных объектов, определению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое расположение торпедных аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет или исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода, но одновременно позволяет в носовой оконечности размещать крупноразмерные акустические антенны ГАК,

Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том, чтобы они стали в полном смысле многоцелевыми, то есть имели вооружение, необходимое для боевых действий в различных условиях. За счет использования более совершенных средств связи они могут действовать совместно с надводными кораблями в составе тактических групп. ПЛА будут привлекаться для нанесения ударов по береговым объектам крылатыми ракетами, осуществления минных постановок, ведения противолодочных действий подо льдом.

В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах (максимальная мощность 60 тыс. л. с). При изготовлении активной зоны применяются улучшенные материалы и топливо. В состав ГЭУ с частичным вспомогательным электродвижением на малошумном ходу войдут турбогенераторы, насосы и другие механизмы с уменьшенными габаритами. Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным винтом в насадке (pump-jet).

Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА, приспособленные для переброски подводных диверсантов. В 1983 - 1985 годах две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл», рис. 3) переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для личного состава подразделений сил специальных операций (так называемые команды SEAL), в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и снаряжением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилиндрической формы (DDS-Dry Deck Shelter), имеющих шлюзовую и декомпрессионную камеры (рис. 4) и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа «Стёрджен» устанавливается один такой контейнер (переоборудование прошла SSN684 «Кавелла», планируется произвести еще пять контейнеров для пяти других кораблей данного типа).

1 Подробнее об этом см: Зарубежное военное обозрение. - 1986. - № 11. - С.49-53. - Ред.

2 Подробнее о противолодочной ракете «Си Ланс» см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 7. - С 56 - 58. - Ред.

3 Подробнее об этой программе см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С. 55. - Ред.

(Продолжение следует)

Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.53-58

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (05.01.2006) | Автор: Капитан 1 ранга В. Кипов
Просмотров: 6768 | Теги: В. Кипов, АПЛ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar