search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американский транспортно-десантный вертолёт S-70 и его модификации Часть 3

Американский транспортно-десантный вертолёт S-70 и его модификации (Часть1) (Часть 2) Часть 3 (Часть4)

Полковник О. Михайлов

Модификации для ВМС. В соответствии с программой LAMPS III (Light Airborne Multipurpose System III) - «Легкая многоцелевая авиационная система» специалистами ВМС США были выработаны технические требования к машине, предназначенной для поиска и борьбы с ПЛ при базировании на противолодочных кораблях последнего поколения и, наряду с вертолетами SH-2 «Си Спрайт», кораблях более ранней постройки.

Опытный образец YSH-60B поднялся в воздух 12 декабря 1979 года, а первый полет серийного противолодочного вертолета SH-60B «Сихок» был выполнен 11 февраля 1983-го. Машина на базе UH-60A с улучшенной антикоррозийной защитой планера и единых для всех версий S-70B двигателей T700-GE-401 разработана с учетом возможности использования системы RAST (Recovery, Assist, Secure and Traverse), обеспечивающей безопасность посадки на небольшую платформу надводного корабля при сильном волнении моря. Целевое оборудование состоит из РЛС кругового обзора APS-124, устройства сброса гидроакустических буев, буксируемого магнитометра ASQ-81(V)2, системы радио- и радиотехнической разведки ALQ-142, каналов приема и обработки данных, аппаратуры закрытой связи, а также из ряда бортовых компьютеров и процессоров. Для решения поисково-спасательных задач вертолет оснащен подъемной лебедкой и, кроме того, может использоваться в транспортном варианте.

Экипаж состоит из пилота, второго пилота (оператора по применению бортового оружия) и оператора электронных систем. Поиск целей ведется дистанционно с боевого информационного центра корабля, но точное определение местоположения подводной лодки и выход в атаку осуществляются автономно экипажем вертолета. Две торпеды Мк 46 подвешиваются на пилонах по бортам фюзеляжа.

С 1987 года на 25 вертолетов этой модификации были установлены система оповещения о ракетной атаке AN/AAR-47 и ночной прицел-дальномер AN/TAS-6A. Семь машин оснащены ИК-станцией переднего обзора AN/AAS-38.

Разработанный для замены машин SH-3D «Си Кинг» вертолет палубного базирования SH-60F «Оушн Хок» на базе SH-60B предназначен для противолодочного охранения авианосцев ВМС США в ближней зоне. Дополнительно на него возлагаются поисково-спасательные и транспортные задачи. У него отсутствует оборудование, необходимое для базирования на кораблях классов «фрегат - крейсер». Вместо этого «Оушн Хок» оснащен приемником сигналов AQS-13F, а также ИК-системой переднего обзора и электронной поддержки. Дополнительный узел подвески с правого борта позволяет нести три торпеды, как правило, Мк 50. В настоящее время изучается возможность оснащения этого варианта новой легкой торпедой Мк 54. При возросшей до 10 660 кг взлетной массе он имеет летные характеристики, аналогичные вертолету SH-60B. Кроме того, предусмотрена установка системы магнитного обнаружения и поисковой РЛС, а также увеличение боевой нагрузки. Серийно производится с марта 1983 года. Первая боевая служба прошла в 1991 году на борту атомного авианосца «Нимитц».

С середины до конца 1990-х годов планами сохранения вертолетов SH-60B и F в строю предусматривается приведение их к общему стандарту SH-60R, обладающему повышенными возможностями по применению оружия и оснащенному более совершенными оборонительными системами и поисковым оборудованием, которые объединяют преимущества обоих вариантов.

В начале 2007 года компания «БАэ си-стемз» начала поставку системы определения углов пространственного положения и курса R-AHRS (Replacement Attitude-Heading.Referance System), которые призваны улучшить управляемость 240 американских противолодочных вертолетов SH-60. Система обеспечит правильный наклон вертолета относительно продольной и поперечной осей, а также своевременно сообщит об отклонении от курса, что позволит пилотам избежать ошибок навигации и более эффективно использовать систему управления вооружением. Кроме того, ее наличие даст возможность выполнять в воздухе периодические перекалибровки магнитного азимута.

Основным элементом программы модернизации вертолетного парка ВМС США является сокращение числа типов вертолетов с семи до двух. Ими будут машины MH-60S и MH-60R. Последняя призвана заменить модификации SH-60B и SH-60F.

Многоцелевой вертолет палубного базирования MH-60S «Найт Хок» (до февраля 2001 года - CH-60S) разработан для транспортного и поисково-спасательного обеспечения действий сил флота, а также борьбы с морскими минами. Согласно программе модернизации вертолетного парка ВМС США он предназначен для замены к 2012 году машин CH-46D, HH-46D, НН-60Н и SH-3.

За основу взят вариант UH-60L, оснащенный трансмиссией с усовершенствованным главным редуктором SH-60 «Сихок», автоматической системой складывания лопастей и тормозом НВ, складывающейся хвостовой балкой, модернизированной системой автоматического управления и подъемной лебедкой.

Для модификаций MH-60R и S разработано единое оборудование кабины экипажа, летные испытания которого были проведены в конце 1999 года. Оно включает: четыре МФД, заменившие все контрольные приборы, кроме относящихся к резервным системам; две коммутационные панели и комплект цифровой радиосвязной аппаратуры оператора; два объединенных блока инерциальной навигационной системы с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR; модуль памяти; компьютеры управления полетом и полетным заданием.

MH-60S может быть оснащен системой внешней подвески, позволяющей устанавливать дополнительные ТБ, а также ракетное или стрелковое вооружение. Внутреннее пространство обеспечивает размещение четырех членов экипажа и 13 пассажиров. В транспортном варианте вертолет способен перевозить два стандартных контейнера размером 1,02 х 1,22 х 1,02 м общей массой 1 814 кг. С использованием системы внешней подвески обеспечивается транспортировка грузов до 4 082 кг при общей массе полезной нагрузки 4 536 кг.

В июле 1995 года разработчиками был представлен опытный образец MH-60S. Детальная проработка облика вертолета началась в октябре 1996 года, а в апреле 1997-го с компанией «Сикорский эркрафт» был подписан контракт на сумму 5,75 млн долларов на производство демонстрационного образца. Им стал вариант на базе вертолета UH-60L с оборудованием SH-60F. Испытательные полеты YCH-60S по совместной 35-часовой программе заказчика и разработчика завершились в январе 1998 года. При этом было выполнено 17 посадок на палубу транспорта снабжения «Сатурн», в том числе 12 - с грузом массой 680 кг на внешней подвеске и три дозаправки без выключения двигателей.
В 1999-2000 годах в целях замены вертолета МН-53Е «Си Дрэгон» изучались возможности YCH-60S по обнаружению морских мин с применением буксируемой гидроакустической станции AN/AQS-20/X. Для этого была доработана задняя часть фюзеляжа, что позволило разместить там и буксировать кабель с усилием 2 722 кгс.

Таблица Новые обозначения вертолётных эскадрилий ВМС США
Название эскадрильи Срок реорганизации Флот Тип части
существующее новое
НС-2 HSC-2 Январь 2006 Атлантический Учебная
НС-3 HSC-3* Март 2005 Тихоокеанский Учебная
HS-4 HSC-4 Февраль 2007 Тихоокеанский Авианосная
HS-5 HSC-5 Февраль 2009 Атлантический Авианосная
HS-6 HSC-6 Апрель 2010 Тихоокеанский Авианосная
HS-7 HSC-7 Январь 2008 Атлантический Авианосная
HS-8 HSC-8 Март 2008 Тихоокеанский Авианосная
HS-3 HSC-9 Февраль 2010 Атлантический Авианосная
HS-11 HSC-11 Февраль 2011 Атлантический Авианосная
HS-2 HSC-12 Апрель 2009 Тихоокеанский Авианосная
HS-14 HSC-14 Апрель 2011 Тихоокеанский Авианосная
HS-15 HSC-15 Февраль 2012 Атлантический Авианосная
НС-11 HSC-21* Март 2005 Тихоокеанский Экспедиционная
Новая HSC-22 Январь 2007 Атлантический Экспедиционная
Новая HSC-23 Январь 2007 Тихоокеанский Экспедиционная
НС-5 HSC-25* Март 2005 Тихоокеанский Экспедиционная
НС-6 HSC-26* Март 2005 Атлантический Экспедиционная
НС-8 HSC-28* Март 2005 Атлантический Экспедиционная
* Эскадрильи, оснащенные вертолетами MH-60S к июню 2005 года

В сентябре 1999 года с компанией «Сикорский эркрафт» был подписан контракт стоимостью 67,4 млн долларов на производство малой партии из пяти вертолетов. Первый полет новой машины состоялся в январе, а в мае 2000 года начались войсковые испытания с участием четырех вертолетов. В августе 2002 года, после внесения некоторых изменений в программное обеспечение и эксплуатационные требования, было принято решение о серийном производстве MH-60S.

В июле 2003 года начались летные испытания воздушной системы обезвреживания мин AMNS (Airborne Mine Neutralisation System) и в 2005-м она была принята на вооружение. В 2004 году были проведены испытания бортовой лазерной системы обнаружения мин ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System). Всего на борту MH-60S может размещаться пять различных систем поиска.

Вариант АМСМ (Airborne mine counterm-easures) с буксировочным оборудованием, рабочим местом оператора систем поиска и увеличенным количеством топлива является базовым для этого вертолета. Уничтожение мин осуществляется с помощью одноразовых подводных аппаратов «Арчерфиш». Контракт на разработку и демонстрацию этой системы стоимостью 18 млн долларов был подписан в I квартале 2003 года. В состав БРЭО входят: шина данных; четыре МФД размером 127 х 127 мм с активной матрицей, два пилотажно-навигационных дисплея и навигационная система LN-100G с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR.

Потребности ВМС в этих вертолетах составляют 271 единицу. По состоянию на январь 2007 года было заказано 124 машины. Первый вертолет был принят на вооружение эскадрильи НС-3 на АвБ Норт Айленд (штат Калифорния) в начале 2001 года и первоначально использовался для наземного переучивания, а с февраля 2002-го - и для летной подготовки. Во II квартале 2002 года новая техника стала поступать в эскадрилью НС-6 на АвБ Норфолк (штат Виргиния), а в середине того же года началось перевооружение с вертолета Н-46 «Си Найт» эскадрильи НС-5 на АвБ Андерсен (о. Гуам, Тихий океан). В январе 2003 года вертолетами из состава эскадрильи НС-5 был вооружен универсальный десантный корабль «Эссекс» Тихоокеанского флота. К этому времени было произведено около 40 MH-60S.

В ближайшие несколько лет министерство ВМС намерено провести реорганизацию парка вертолетных эскадрилий с преобразованием их в вертолетные морские боевые эскадрильи HSC (Helicopter Sea Combat squadrons).

К настоящему времени налет машин MH-60S составил более 120 тыс. ч. Они используются в качестве боевого вертолета, а также для решения ряда задач: переброска материально-технических средств и личного состава, обнаружение и траление мин, поиск и спасение экипажей, медицинская эвакуация.

Продолжение следует

Зарубежное военное обозрение №6 2008 С.51-54

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (30.07.2008) | Автор: Полковник О. Михайлов
Просмотров: 5484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar