Американский транспортно-десантный вертолёт
S-70 и его модификации (Часть1) (Часть 2) Часть 3 (Часть4) Полковник О. Михайлов Модификации для ВМС. В соответствии с программой LAMPS III (Light Airborne Multipurpose System III) - «Легкая многоцелевая авиационная система» специалистами ВМС США были выработаны технические требования к машине, предназначенной для поиска и борьбы с ПЛ при базировании на противолодочных кораблях последнего поколения и, наряду с вертолетами SH-2 «Си Спрайт», кораблях более ранней постройки. Опытный образец YSH-60B поднялся в воздух 12 декабря 1979 года, а первый полет серийного противолодочного вертолета SH-60B «Сихок» был выполнен 11 февраля 1983-го. Машина на базе UH-60A с улучшенной антикоррозийной защитой планера и единых для всех версий S-70B двигателей T700-GE-401 разработана с учетом возможности использования системы RAST (Recovery, Assist, Secure and Traverse), обеспечивающей безопасность посадки на небольшую платформу надводного корабля при сильном волнении моря. Целевое оборудование состоит из РЛС кругового обзора APS-124, устройства сброса гидроакустических буев, буксируемого магнитометра ASQ-81(V)2, системы радио- и радиотехнической разведки ALQ-142, каналов приема и обработки данных, аппаратуры закрытой связи, а также из ряда бортовых компьютеров и процессоров. Для решения поисково-спасательных задач вертолет оснащен подъемной лебедкой и, кроме того, может использоваться в транспортном варианте. Экипаж состоит из пилота, второго пилота (оператора по применению бортового оружия) и оператора электронных систем. Поиск целей ведется дистанционно с боевого информационного центра корабля, но точное определение местоположения подводной лодки и выход в атаку осуществляются автономно экипажем вертолета. Две торпеды Мк 46 подвешиваются на пилонах по бортам фюзеляжа. С 1987 года на 25 вертолетов этой модификации были установлены система оповещения о ракетной атаке AN/AAR-47 и ночной прицел-дальномер AN/TAS-6A. Семь машин оснащены ИК-станцией переднего обзора AN/AAS-38. Разработанный для замены машин SH-3D «Си Кинг» вертолет палубного базирования SH-60F «Оушн Хок» на базе SH-60B предназначен для противолодочного охранения авианосцев ВМС США в ближней зоне. Дополнительно на него возлагаются поисково-спасательные и транспортные задачи. У него отсутствует оборудование, необходимое для базирования на кораблях классов «фрегат - крейсер». Вместо этого «Оушн Хок» оснащен приемником сигналов AQS-13F, а также ИК-системой переднего обзора и электронной поддержки. Дополнительный узел подвески с правого борта позволяет нести три торпеды, как правило, Мк 50. В настоящее время изучается возможность оснащения этого варианта новой легкой торпедой Мк 54. При возросшей до 10 660 кг взлетной массе он имеет летные характеристики, аналогичные вертолету SH-60B. Кроме того, предусмотрена установка системы магнитного обнаружения и поисковой РЛС, а также увеличение боевой нагрузки. Серийно производится с марта 1983 года. Первая боевая служба прошла в 1991 году на борту атомного авианосца «Нимитц». С середины до конца 1990-х годов планами сохранения вертолетов SH-60B и F в строю предусматривается приведение их к общему стандарту SH-60R, обладающему повышенными возможностями по применению оружия и оснащенному более совершенными оборонительными системами и поисковым оборудованием, которые объединяют преимущества обоих вариантов. В начале 2007 года компания «БАэ си-стемз» начала поставку системы определения углов пространственного положения и курса R-AHRS (Replacement Attitude-Heading.Referance System), которые призваны улучшить управляемость 240 американских противолодочных вертолетов SH-60. Система обеспечит правильный наклон вертолета относительно продольной и поперечной осей, а также своевременно сообщит об отклонении от курса, что позволит пилотам избежать ошибок навигации и более эффективно использовать систему управления вооружением. Кроме того, ее наличие даст возможность выполнять в воздухе периодические перекалибровки магнитного азимута. Основным элементом программы модернизации вертолетного парка ВМС США является сокращение числа типов вертолетов с семи до двух. Ими будут машины MH-60S и MH-60R. Последняя призвана заменить модификации SH-60B и SH-60F. Многоцелевой вертолет палубного базирования MH-60S «Найт Хок» (до февраля 2001 года - CH-60S) разработан для транспортного и поисково-спасательного обеспечения действий сил флота, а также борьбы с морскими минами. Согласно программе модернизации вертолетного парка ВМС США он предназначен для замены к 2012 году машин CH-46D, HH-46D, НН-60Н и SH-3. За основу взят вариант UH-60L, оснащенный трансмиссией с усовершенствованным главным редуктором SH-60 «Сихок», автоматической системой складывания лопастей и тормозом НВ, складывающейся хвостовой балкой, модернизированной системой автоматического управления и подъемной лебедкой. Для модификаций MH-60R и S разработано единое оборудование кабины экипажа, летные испытания которого были проведены в конце 1999 года. Оно включает: четыре МФД, заменившие все контрольные приборы, кроме относящихся к резервным системам; две коммутационные панели и комплект цифровой радиосвязной аппаратуры оператора; два объединенных блока инерциальной навигационной системы с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR; модуль памяти; компьютеры управления полетом и полетным заданием. MH-60S может быть оснащен системой внешней подвески, позволяющей устанавливать дополнительные ТБ, а также ракетное или стрелковое вооружение. Внутреннее пространство обеспечивает размещение четырех членов экипажа и 13 пассажиров. В транспортном варианте вертолет способен перевозить два стандартных контейнера размером 1,02 х 1,22 х 1,02 м общей массой 1 814 кг. С использованием системы внешней подвески обеспечивается транспортировка грузов до 4 082 кг при общей массе полезной нагрузки 4 536 кг. В
июле 1995 года разработчиками был представлен опытный образец MH-60S. Детальная
проработка облика вертолета началась в октябре 1996 года, а в апреле 1997-го с
компанией «Сикорский эркрафт» был подписан контракт на сумму 5,75 млн долларов
на производство демонстрационного образца. Им стал вариант на базе вертолета
UH-60L с оборудованием SH-60F. Испытательные полеты YCH-60S по совместной
35-часовой программе заказчика и разработчика завершились в январе 1998 года.
При этом было выполнено 17 посадок на палубу транспорта снабжения «Сатурн», в
том числе 12 - с грузом массой 680 кг на внешней подвеске и три дозаправки без
выключения двигателей.
В сентябре 1999 года с компанией «Сикорский эркрафт» был подписан контракт стоимостью 67,4 млн долларов на производство малой партии из пяти вертолетов. Первый полет новой машины состоялся в январе, а в мае 2000 года начались войсковые испытания с участием четырех вертолетов. В августе 2002 года, после внесения некоторых изменений в программное обеспечение и эксплуатационные требования, было принято решение о серийном производстве MH-60S. В июле 2003 года начались летные испытания воздушной системы обезвреживания мин AMNS (Airborne Mine Neutralisation System) и в 2005-м она была принята на вооружение. В 2004 году были проведены испытания бортовой лазерной системы обнаружения мин ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System). Всего на борту MH-60S может размещаться пять различных систем поиска. Вариант АМСМ (Airborne mine counterm-easures) с буксировочным оборудованием, рабочим местом оператора систем поиска и увеличенным количеством топлива является базовым для этого вертолета. Уничтожение мин осуществляется с помощью одноразовых подводных аппаратов «Арчерфиш». Контракт на разработку и демонстрацию этой системы стоимостью 18 млн долларов был подписан в I квартале 2003 года. В состав БРЭО входят: шина данных; четыре МФД размером 127 х 127 мм с активной матрицей, два пилотажно-навигационных дисплея и навигационная система LN-100G с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR. Потребности ВМС в этих вертолетах составляют 271 единицу. По состоянию на январь 2007 года было заказано 124 машины. Первый вертолет был принят на вооружение эскадрильи НС-3 на АвБ Норт Айленд (штат Калифорния) в начале 2001 года и первоначально использовался для наземного переучивания, а с февраля 2002-го - и для летной подготовки. Во II квартале 2002 года новая техника стала поступать в эскадрилью НС-6 на АвБ Норфолк (штат Виргиния), а в середине того же года началось перевооружение с вертолета Н-46 «Си Найт» эскадрильи НС-5 на АвБ Андерсен (о. Гуам, Тихий океан). В январе 2003 года вертолетами из состава эскадрильи НС-5 был вооружен универсальный десантный корабль «Эссекс» Тихоокеанского флота. К этому времени было произведено около 40 MH-60S. В ближайшие несколько лет министерство ВМС намерено провести реорганизацию парка вертолетных эскадрилий с преобразованием их в вертолетные морские боевые эскадрильи HSC (Helicopter Sea Combat squadrons). К настоящему времени налет машин MH-60S составил более 120 тыс. ч. Они используются в качестве боевого вертолета, а также для решения ряда задач: переброска материально-технических средств и личного состава, обнаружение и траление мин, поиск и спасение экипажей, медицинская эвакуация. Зарубежное военное обозрение №6 2008 С.51-54 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5512 | |
Всего комментариев: 0 | |