search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективная авиационная техника морской пехоты США
HTML clipboard

Перспективная авиационная техника морской пехоты США

Подполковник Д. Ольшанский,
подполковник О. Каинов

Военно-политическое руководство США в настоящее время планомерно проводит комплекс мероприятий, направленных на реформирование вооруженных сил в целом и морской пехоты (МП) в частности, при одновременном наращивании военной мощи и изменении структуры ВС и МП с целью ориентации их на возможность проведения совместных операций в полномасштабной войне и региональных конфликтах как наиболее вероятных форм военного противостояния в будущем.

Применение вертолетов, обладающих оперативной гибкостью и универсальностью при решении вспомогательных задач, является неотъемлемой частью повседневной и боевой деятельности морской пехоты. В связи с этим программы обновления и модернизации вертолетного парка считаются одними из приоритетных. В рамках документов «Си пауэр-21» и «Марин корпс стрэтеджи-21» командование МП США проводит реформирование вертолетного парка. После 2015 года ожидается сокращение числа типов используемых вертолетов и принятие на вооружение усовершенствованных и новых машин.

С 1996 года осуществляется крупная программа модернизации вертолетов семейства Белл Н-1, находящихся на вооружении морской пехоты США. В рамках данной программы, оцениваемой в 4,5 млрд долларов, предусматривается проведение модернизации ударных вертолетов AH-1W «Супер Кобра» в вариант AH-1Z, а также модернизация и замена многоцелевых вертолетов UH-1N «Хьюи» вариантом UH-1Y. Благодаря использованию современных технологий получены более живучие и маневренные, с увеличенным эксплуатационным ресурсом машины. Замыслом разработчиков новых модификаций предусматривалось увеличение как минимум в два раза полезной нагрузки и дальности полета по сравнению с их прототипами. Обе машины имеют одинаковую максимальную взлетную массу.

Типовой состав вертолетной техники авиации МП США
Процесс реформирования парка вертолетной техники МП США
Особенности конструкции вертолета СН-53К

Текущими планами предполагается принятие на вооружение 180 вертолетов AH-1Z и 100 UH-1Y, которые останутся на вооружении до 2025 года. В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении количества закупаемых UH-1Y до 137 единиц. В начале 2008 года было принято решение, что из 180 вертолетов AH-1Z 40 будут новой сборки. Вертолеты АН-1Z и UH-1Y имеют на 84 проц. общую конструкцию, что значительно упростит их техническое обслуживание. Кроме этого, по мнению зарубежных специалистов, такое конструктивное сходство позволит в течение 30 лет сэкономить около 3 млрд долларов на эксплуатационных расходах и стоимости средств обеспечения. В конструкции вертолетов широко применены композиционные материалы. В частности, из них полностью выполнены несущий и рулевой винты, что существенно повышает надежность и боевую живучесть машин.

Общие элементы конструкции вертолетов AH-lZ u UH-lY
Для повышения боевых возможностей вертолета AH-1Z на турели МХ-20 установлена новая ОЭС AN/AAQ-30, в состав которой входят: ИК СПО, телевизионная камера, работающая при низкой освещенности, лазерный дальномер-целеуказателъ и пеленгатор лазерного пятна

Вертолеты оснащены бесшарнирным четырехлопастным НВ с полуавтоматической системой складывания лопастей. Конструкция лопастей и втулки НВ позволяет сохранить работоспособность при попадании снарядов калибра 23 мм, а тяги системы управления - при попадании пуль калибра до 14,5 мм. Ресурс планера и лопастей несущего винта составляет 10 000 ч. В топливной системе применен наддув нейтральным газом для повышения пожаро- и взрывобезопасности при повреждении баков. Шасси полозкового типа рассчитано на вертикальную скорость касания 3,7 м/с. Машины оборудованы более устойчивой к аварийным условиям посадки топливной системой с увеличенной на 379 л емкостью. Вертолет АН-1Z более универсален, чем AH-1W, и рассчитан на расширенный эксплуатационный диапазон аэродинамических перегрузок. Он оснащен нашлемными системами целеуказания и индикации «Топ Оул» и самым современным комплектом аппаратуры РЭБ.

На вертолетах установлены общие: двигатели T700-GE-401 компании «Дженерал электрик», развивающие мощность 1 150 кВт (1 260 кВт на время не более 30 мин, 1 363 кВт - не более 2 мин 30 с), а также вспомогательная силовая установка, элементы гидравлической и топливной систем, хвостовая балка, РВ, стабилизатор, главный и промежуточный редукторы, трансмиссия, рассчитанная на передачу мощности 1 960 кВт, кресла летчиков с системой поглощения энергии при высоких ударных перегрузках и некоторые системы БРЭО. Для зарубежных заказчиков, в числе которых предполагаются Тайвань и Турция, машины будут оснащаться двигателями T700-GE-701C.

БРЭО вертолетов AH-1Z и UH-1Y построено по принципу архитектуры открытого типа с использованием шины передачи данных стандарта MIL-STD-1553B. Для отображения пилотажно-навигационной информации, цифровой карты местности, данных о работе систем вертолета и информации, необходимой при применении оружия, используются многофункциональные дисплеи: по два МФД (203 х 152 мм) на посту управления, один общий МФД размером 107х107 мм, а также устройства ввода данных для каждого члена экипажа на центральной консоли приборной доски.

Пассивные средства бортового комплекса обороны включают: приемное устройство системы оповещения экипажа о лазерном облучении AN/AVR-2, приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении AN/APR-39 и систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47, а активные - импульсную станцию помех AN/ALQ-136 и автоматы отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей AN/ALE-47 и AN/ALQ-144. Радиосвязное оборудование состоит из помехозащищенной интегрированной системы связи AN/ARC-210. В перспективе планируется установить на вертолет систему индивидуальной защиты от УР с ИК ГСН DIRCM (Directed Infra-Red Counter-Measures) и комплект спутниковой связи, а также цифровую систему отображения тактической обстановки и аппаратуру шифрования речевых сообщений KY-58. Навигационное оборудование включает инерциальную навигационную систему с коррекцией сигналов по данным КРНС NAVSTAR, тактическую аэронавигационную систему AN/ARN-1.53 TACAN и дисплей навигационной обстановки.

Вертолет АН-1Z может нести четыре пусковых блока М299 с зарядкой по четыре ПТУР AGM-114A, В, С и F «Хеллфайр» или AGM-114K «Хеллфайр-2», до 76 НАР калибра 70 мм или разрабатываемых на их основе, прицельную систему APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System). Рассматривается также возможность оснащения вертолета УР JCM (Joint Common Missile) и FIM-92 «Стингер», а также двумя УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» и двумя УР противорадиолокационными AGM-122 «Сайдарм». На носовой турельной установке размещается трехствольная пушка Ml97 калибра 20 мм.

Первый полет вертолет, доработанный до стандарта UH-1Y, выполнил в декабре 2001 года. После 52 ч летных заводских испытаний, при проведении которых была достигнута скорость 307 км/ч в горизонтальном полете и 352 км/ч на снижении, в июле 2002 года он был доставлен для дальнейших исследований на АвБ ВМС США Патаксент-Ривер (штат Мэриленд).

В середине 2002 года, когда к программе испытаний присоединился второй UH-1Y, выяснилось, что внесение изменений в конструкцию фюзеляжа повлекло непредвиденные задержки в реализации программы и в течение 2003 года обе машины UH-1Y находились в «фазе реконфигурации», включающей, кроме прочего, установку нового БРЭО и подготовку к интеграции нашлем-ной прицельной системы «Топ Оул».

В октябре с компанией «Белл геликоптер» был заключен контракт на доработку в течение 2004 финансового года первой партии из шести UH-1N и трех АН-1 W до стандартов UH-1Y и AH-1Z соответственно. Всего планами предусматривалось выпустить к концу 2005 финансового года 24 машины обеих модификаций и завершить их производство в 2012-м.

В 2004 году на полигоне СВ США Форт-Хилл (штат Виргиния) были выполнены первые испытательные полеты UH-1Y с применением вооружения, при проведении которых испытывались оборудование для пуска НАР калибра 70 мм и пулеметы, а также бортовой комплекс обороны. Летом 2005-го первые модернизированные вертолеты были переданы в части МП США для эксплуатационной оценки боевых возможностей.

В конце 2004 года, исходя из требований к оперативному применению вертолетов UH-1Y и AH-1Z, командование морской пехоты выступило с предложением реорганизации программы «Н-1» для того, чтобы начать выпуск машин новой сборки. Соответствующее решение о производстве новых вертолетов начиная с 2008 года было принято министерством обороны США в апреле 2005-го. Командование морской пехоты получит 100 UH-1Y, из них 10 доработанных из UH-1N и 90 заново построенных.

Специалистами подразделения XworX компании «Белл геликоптер» для модификаций AH-1Z и UH-1 Y разработана система экранирования ИК-излучения силовой установки в режиме висения HIRSS для отвода струи выходящих газов двигателя от хвостовой балки и уменьшения величины ИК-излучения. Эта же система устанавливается и на уже состоящие на вооружении АН-1W «Супер Кобра».

В апреле 2005 года с компанией «Белл геликоптер» был заключен контракт на сумму 104 млн долларов, предполагавший выпуск двух малых партий из трех опытных образцов AH-1Z и четырех- UH-1Y для проведения их испытаний до конца 2007 года. В сентябре 2006 года на заводе

Для AH-1Z и UH-1Y предусмотрено также палубное базирование. Соответствующие испытания были начаты в июне 2005 года у побережья штата Виргиния, в ходе которых вертолеты обеих модификаций, работая с авиабазы Патаксент-Ривер, выполнили 267 посадок на палубу универсального десантного корабля ВМС США «Батаан». Начало размещения UH-1Y на амфибийных средствах морской пехоты США запланировано на 2010 год.

В таблице представлены изменения основных ТТХ вертолетов AH-1Z и UH-1Y в сравнении с АН-1W и UH-1N. С января 2007 года начались поставки AH-1Z, a c 2008-го - UH-lY.

Таблица. Изменение основных ТТХ вертолётов AH-1Z и UH-1Y
Характеристики AH-1W AH-1Z Улуч. хар-стик, %. UH-1N UH-1Y Улуч. хар-стик, %
Максимальная взлетная масса, кг 6675 8370 25 4750 8370 76
Максимальная масса топлива (без учета массы топлива во внешних подвесных баках), кг 950 1250 32 615 1170 90
Крейсерская скорость полета, км/ч 240 260 8 200 285 43
Боевой радиус действия с полезной нагрузкой, км 110 240 121 115 250 113
Допустимые перегрузки, g от+ 0,5 до+ 2,4 от -0,5 до+ 2,8   от+ 0,5 до+ 2,27 от -0,5 до+ 2,8  

TTX AH-1Z: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 8 409 кг, масса пустого 5 591 кг, практический потолок 6100 м, крейсерская скорость 248 км/ч, максимальная продолжительность полета 3 ч 18 мин, боевой радиус 232 км, максимальная скорость 410 км/ч

TTX TJH-1Y: Экипаж два человека, максимальная взлетная масса 8 400 кг, масса пустого 5 370 кг, полезная нагрузка 2 268 кг, максимальная скорость горизонтального полета 366 км/ч, крейсерская скорость 283 км/ч, максимальная скороподъемность 12,8 м/с, практический потолок 6100 м, дальность полета 650 км, боевой радиус с восемью пехотинцами 232 км, продолжительность полета с 20-минутным резервным остатком топлива 3 ч 10 мин, нормальная аэродинамическая перегрузка +2,8 g. Вооружение UH-1Y составляют до 38 НАР типа Мк 66 калибра 70 мм на семи- или 19-ствольных ПУ, (предусмотрен пуск по одной, по две или залпом), пулеметы GA U-16A калибра 12,7 мм и GA U-17А или M240D калибра 7,62 мм. Общий запас топлива, включая два внешних бака по 291 л, составляет 2 021 л. В транспортном отсеке могут быть размещены восемь экипированных военнослужащих на энергопоглощающих (на случай аварийной посадки) сиденьях или шесть носилочных раненых компании в г. Амарилло (штат Техас) состоялась первая выкатка этих машин.

С 2006 года для замены вертолетов СН-46Е и CH-53D на вооружение МП поступают военно-транспортные самолеты MV-22 «Оспрей». Данные ЛА сконструированы таким образом, что сочетают в себе возможности и самолета, и вертолета. Они способны выполнять вертикальный взлет, зависание, движение боком и т. д. как вертолет, а также осуществлять полет в режиме самолета и обладают значительно лучшими тактико-техническими характеристиками по скорости, высоте и дальности полета по сравнению с существующими вертолетами. Считается, что использование машин MV-22 при проведении боевых операций значительно повысит мобильность перебросок, сократит время высадки десанта, а также позволит проводить переброску сил и средств с кораблей на большем удалении от береговой линии.

Отличительной конструктивной особенностью MV-22 является наличие поворотных мотогондол двигателей, расположенных на концевых частях крыла. Силовая установка ЛА состоит из двух двигателей АЕ1107С «Либерти» с максимальной мощностью каждого 6 150 л. с. и оснащена полноправной цифровой автоматической системой управления FADEC (Full Authority Digital Engine Control). В случае отказа одного из двигателей мощность работающего двигателя автоматически перераспределяется между винтами через соединяющий вал для поддержания сбалансированной тяги. Для размещения на кораблях MV-22 оснащен сложной автоматической системой складывания лопастей винтов и крыла вместе с мотогондолами двигателей. Система приводится в действие от электрического и гидравлического приводов, которые работают от ВСУ.

MV-22 позволяет транспортировать до 24 экипированных солдат или 12 носилочных раненых. В грузовой кабине может быть перевезен груз массой до 9 100 кг, а на внешней подвеске - до 6 800 кг.

С декабря 2005 года на вооружение поступают самолеты MV-22 в модификации Block В. Основными ее отличиями от модификации Block А являются: улучшенные характеристики надежности и ремонтопригодности, замена программного обеспечения системы управления полетом, усовершенствование противообледенительной системы, установка системы активного подавления вибрации. Было произведено 29 аппаратов MV-22 Block А, 20 из которых использовались для испытаний и обучения, а остальные были доработаны до версии Block В. После 2011 года планируется модернизировать MV-22 до варианта Block С. Данная модификация имеет ряд конструктивных усовершенствований, а также оснащена новым оборудованием, включающим метеорологическую РЛС и систему сбора и регистрации полетной информации.

По сообщениям зарубежных СМИ, всего в период до 2018-2020 годов планируется принять на вооружение 360 MV-22. Стоимость одного ЛА около 70 млн долларов, однако производители (фирмы «Белл» и «Боинг») надеются к 2011-му снизить ее до 58-60 млн.

Для замены вертолетов СН-53Е «Супер Стэльен» командование МП США совместно с фирмой «Сикорский»  осуществляет программу HLR (Heavy Lift Replacement) по разработке нового транспортного вертолета, получившего обозначение СН-53К. В рамках данной программы предусматривается в период с 2012 по 2022 год принять на вооружение 156 вертолетов СН-53К, однако возможен вариант увеличения количества закупаемых вертолетов до 225-230 единиц. Разработка СН-53К ведется с января 2006 года, в середине 2006-го завершился этап анализа функциональности системы, а в конце 2007-го начался этап анализа предварительного проекта. К этапу критического анализа проекта планируется приступить в середине 2009 года.

Вертолет СН-53К будет иметь новый фюзеляж, выполненный с применением композиционных материалов, новые трансмиссию и втулку НВ с эластомерны-ми подшипниками, БРЭО с архитектурой открытого типа, оснащен автоматической системой складывания лопастей, а также электродистанционной системой управления полетом, что позволит снизить массу вертолета и повысить резервирование системы. Применение лопастей, выполненных из КМ, с новым аэродинамическим профилем и повышенной подъемной силой позволит увеличить массу полезной наггрузки. Для повышения живучести машины планируется оснастить ее устройствами снижения ИК-излучения, а также бронировать пол грузовой кабины. На вертолете будут установлены три турбовальных двигателя GE38-1B мощностью по 6 000 л. с. Для обеспечения их защиты от попадания песка и посторонних частиц размером до 4 мкм разрабатывается новое пылезащитное устройство (ПЗУ). Основные конструктивные особенности вертолета СН-53К представлены на рисунке.

Применение новых технических решений в конструкции вертолета позволит улучшить его ТТХ. Максимальная взлетная масса вертолета СН-53К составит 38 400 кг, в то время как у СН-53Е она 33 300 кг. Кроме того, он будет способен нести на внешней подвеске полезную нагрузку более чем двукратно увеличенной массы по сравнению с СН-53Е. Стоимость нового вертолета составляет 60 млн долларов, а всей программы - 19-20 млрд. Первый полет опытного образца намечен на начало 2012 года.

Таким образом, проводимое реформирование позволит существенно обновить парк вертолетной техники МП и поддерживать высокий уровень боевой готовности в ближайшие 20-25 лет. Принимаемые на вооружение ЛА (AH-1Z, UH-1Y, MV-22, СН-53К) имеют гораздо более высокие ТТХ по сравнению с вертолетами, состоящими в настоящее время на вооружении, что обеспечит возможность командованию морской пехоты Соединенных Штатов более эффективно решать поставленные боевые задачи.

Зарубежное военное обозрение. №10 2008 С. 53-58

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (30.11.2008) | Автор: Подполковник Д. Ольшанский
Просмотров: 5742 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar