Перспективная авиационная техника морской пехоты США
Подполковник Д. Ольшанский, Военно-политическое руководство США в настоящее время планомерно проводит комплекс мероприятий, направленных на реформирование вооруженных сил в целом и морской пехоты (МП) в частности, при одновременном наращивании военной мощи и изменении структуры ВС и МП с целью ориентации их на возможность проведения совместных операций в полномасштабной войне и региональных конфликтах как наиболее вероятных форм военного противостояния в будущем. Применение вертолетов, обладающих оперативной гибкостью и универсальностью при решении вспомогательных задач, является неотъемлемой частью повседневной и боевой деятельности морской пехоты. В связи с этим программы обновления и модернизации вертолетного парка считаются одними из приоритетных. В рамках документов «Си пауэр-21» и «Марин корпс стрэтеджи-21» командование МП США проводит реформирование вертолетного парка. После 2015 года ожидается сокращение числа типов используемых вертолетов и принятие на вооружение усовершенствованных и новых машин. С 1996 года осуществляется крупная программа модернизации вертолетов семейства Белл Н-1, находящихся на вооружении морской пехоты США. В рамках данной программы, оцениваемой в 4,5 млрд долларов, предусматривается проведение модернизации ударных вертолетов AH-1W «Супер Кобра» в вариант AH-1Z, а также модернизация и замена многоцелевых вертолетов UH-1N «Хьюи» вариантом UH-1Y. Благодаря использованию современных технологий получены более живучие и маневренные, с увеличенным эксплуатационным ресурсом машины. Замыслом разработчиков новых модификаций предусматривалось увеличение как минимум в два раза полезной нагрузки и дальности полета по сравнению с их прототипами. Обе машины имеют одинаковую максимальную взлетную массу.
Текущими планами предполагается принятие на вооружение 180 вертолетов AH-1Z и 100 UH-1Y, которые останутся на вооружении до 2025 года. В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении количества закупаемых UH-1Y до 137 единиц. В начале 2008 года было принято решение, что из 180 вертолетов AH-1Z 40 будут новой сборки. Вертолеты АН-1Z и UH-1Y имеют на 84 проц. общую конструкцию, что значительно упростит их техническое обслуживание. Кроме этого, по мнению зарубежных специалистов, такое конструктивное сходство позволит в течение 30 лет сэкономить около 3 млрд долларов на эксплуатационных расходах и стоимости средств обеспечения. В конструкции вертолетов широко применены композиционные материалы. В частности, из них полностью выполнены несущий и рулевой винты, что существенно повышает надежность и боевую живучесть машин.
Вертолеты оснащены бесшарнирным четырехлопастным НВ с полуавтоматической системой складывания лопастей. Конструкция лопастей и втулки НВ позволяет сохранить работоспособность при попадании снарядов калибра 23 мм, а тяги системы управления - при попадании пуль калибра до 14,5 мм. Ресурс планера и лопастей несущего винта составляет 10 000 ч. В топливной системе применен наддув нейтральным газом для повышения пожаро- и взрывобезопасности при повреждении баков. Шасси полозкового типа рассчитано на вертикальную скорость касания 3,7 м/с. Машины оборудованы более устойчивой к аварийным условиям посадки топливной системой с увеличенной на 379 л емкостью. Вертолет АН-1Z более универсален, чем AH-1W, и рассчитан на расширенный эксплуатационный диапазон аэродинамических перегрузок. Он оснащен нашлемными системами целеуказания и индикации «Топ Оул» и самым современным комплектом аппаратуры РЭБ. На вертолетах установлены общие: двигатели T700-GE-401 компании «Дженерал электрик», развивающие мощность 1 150 кВт (1 260 кВт на время не более 30 мин, 1 363 кВт - не более 2 мин 30 с), а также вспомогательная силовая установка, элементы гидравлической и топливной систем, хвостовая балка, РВ, стабилизатор, главный и промежуточный редукторы, трансмиссия, рассчитанная на передачу мощности 1 960 кВт, кресла летчиков с системой поглощения энергии при высоких ударных перегрузках и некоторые системы БРЭО. Для зарубежных заказчиков, в числе которых предполагаются Тайвань и Турция, машины будут оснащаться двигателями T700-GE-701C. БРЭО вертолетов AH-1Z и UH-1Y построено по принципу архитектуры открытого типа с использованием шины передачи данных стандарта MIL-STD-1553B. Для отображения пилотажно-навигационной информации, цифровой карты местности, данных о работе систем вертолета и информации, необходимой при применении оружия, используются многофункциональные дисплеи: по два МФД (203 х 152 мм) на посту управления, один общий МФД размером 107х107 мм, а также устройства ввода данных для каждого члена экипажа на центральной консоли приборной доски. Пассивные средства бортового комплекса обороны включают: приемное устройство системы оповещения экипажа о лазерном облучении AN/AVR-2, приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении AN/APR-39 и систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47, а активные - импульсную станцию помех AN/ALQ-136 и автоматы отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей AN/ALE-47 и AN/ALQ-144. Радиосвязное оборудование состоит из помехозащищенной интегрированной системы связи AN/ARC-210. В перспективе планируется установить на вертолет систему индивидуальной защиты от УР с ИК ГСН DIRCM (Directed Infra-Red Counter-Measures) и комплект спутниковой связи, а также цифровую систему отображения тактической обстановки и аппаратуру шифрования речевых сообщений KY-58. Навигационное оборудование включает инерциальную навигационную систему с коррекцией сигналов по данным КРНС NAVSTAR, тактическую аэронавигационную систему AN/ARN-1.53 TACAN и дисплей навигационной обстановки. Вертолет АН-1Z может нести четыре пусковых блока М299 с зарядкой по четыре ПТУР AGM-114A, В, С и F «Хеллфайр» или AGM-114K «Хеллфайр-2», до 76 НАР калибра 70 мм или разрабатываемых на их основе, прицельную систему APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System). Рассматривается также возможность оснащения вертолета УР JCM (Joint Common Missile) и FIM-92 «Стингер», а также двумя УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» и двумя УР противорадиолокационными AGM-122 «Сайдарм». На носовой турельной установке размещается трехствольная пушка Ml97 калибра 20 мм. Первый полет вертолет, доработанный до стандарта UH-1Y, выполнил в декабре 2001 года. После 52 ч летных заводских испытаний, при проведении которых была достигнута скорость 307 км/ч в горизонтальном полете и 352 км/ч на снижении, в июле 2002 года он был доставлен для дальнейших исследований на АвБ ВМС США Патаксент-Ривер (штат Мэриленд). В середине 2002 года, когда к программе испытаний присоединился второй UH-1Y, выяснилось, что внесение изменений в конструкцию фюзеляжа повлекло непредвиденные задержки в реализации программы и в течение 2003 года обе машины UH-1Y находились в «фазе реконфигурации», включающей, кроме прочего, установку нового БРЭО и подготовку к интеграции нашлем-ной прицельной системы «Топ Оул». В октябре с компанией «Белл геликоптер» был заключен контракт на доработку в течение 2004 финансового года первой партии из шести UH-1N и трех АН-1 W до стандартов UH-1Y и AH-1Z соответственно. Всего планами предусматривалось выпустить к концу 2005 финансового года 24 машины обеих модификаций и завершить их производство в 2012-м. В 2004 году на полигоне СВ США Форт-Хилл (штат Виргиния) были выполнены первые испытательные полеты UH-1Y с применением вооружения, при проведении которых испытывались оборудование для пуска НАР калибра 70 мм и пулеметы, а также бортовой комплекс обороны. Летом 2005-го первые модернизированные вертолеты были переданы в части МП США для эксплуатационной оценки боевых возможностей. В конце 2004 года, исходя из требований к оперативному применению вертолетов UH-1Y и AH-1Z, командование морской пехоты выступило с предложением реорганизации программы «Н-1» для того, чтобы начать выпуск машин новой сборки. Соответствующее решение о производстве новых вертолетов начиная с 2008 года было принято министерством обороны США в апреле 2005-го. Командование морской пехоты получит 100 UH-1Y, из них 10 доработанных из UH-1N и 90 заново построенных. Специалистами подразделения XworX компании «Белл геликоптер» для модификаций AH-1Z и UH-1 Y разработана система экранирования ИК-излучения силовой установки в режиме висения HIRSS для отвода струи выходящих газов двигателя от хвостовой балки и уменьшения величины ИК-излучения. Эта же система устанавливается и на уже состоящие на вооружении АН-1W «Супер Кобра». В апреле 2005 года с компанией «Белл геликоптер» был заключен контракт на сумму 104 млн долларов, предполагавший выпуск двух малых партий из трех опытных образцов AH-1Z и четырех- UH-1Y для проведения их испытаний до конца 2007 года. В сентябре 2006 года на заводе Для AH-1Z и UH-1Y предусмотрено также палубное базирование. Соответствующие испытания были начаты в июне 2005 года у побережья штата Виргиния, в ходе которых вертолеты обеих модификаций, работая с авиабазы Патаксент-Ривер, выполнили 267 посадок на палубу универсального десантного корабля ВМС США «Батаан». Начало размещения UH-1Y на амфибийных средствах морской пехоты США запланировано на 2010 год. В таблице представлены изменения основных ТТХ вертолетов AH-1Z и UH-1Y в сравнении с АН-1W и UH-1N. С января 2007 года начались поставки AH-1Z, a c 2008-го - UH-lY.
TTX AH-1Z: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 8 409 кг, масса пустого 5 591 кг, практический потолок 6100 м, крейсерская скорость 248 км/ч, максимальная продолжительность полета 3 ч 18 мин, боевой радиус 232 км, максимальная скорость 410 км/ч TTX TJH-1Y: Экипаж два человека, максимальная взлетная масса 8 400 кг, масса пустого 5 370 кг, полезная нагрузка 2 268 кг, максимальная скорость горизонтального полета 366 км/ч, крейсерская скорость 283 км/ч, максимальная скороподъемность 12,8 м/с, практический потолок 6100 м, дальность полета 650 км, боевой радиус с восемью пехотинцами 232 км, продолжительность полета с 20-минутным резервным остатком топлива 3 ч 10 мин, нормальная аэродинамическая перегрузка +2,8 g. Вооружение UH-1Y составляют до 38 НАР типа Мк 66 калибра 70 мм на семи- или 19-ствольных ПУ, (предусмотрен пуск по одной, по две или залпом), пулеметы GA U-16A калибра 12,7 мм и GA U-17А или M240D калибра 7,62 мм. Общий запас топлива, включая два внешних бака по 291 л, составляет 2 021 л. В транспортном отсеке могут быть размещены восемь экипированных военнослужащих на энергопоглощающих (на случай аварийной посадки) сиденьях или шесть носилочных раненых компании в г. Амарилло (штат Техас) состоялась первая выкатка этих машин. С 2006 года для замены вертолетов СН-46Е и CH-53D на вооружение МП поступают военно-транспортные самолеты MV-22 «Оспрей». Данные ЛА сконструированы таким образом, что сочетают в себе возможности и самолета, и вертолета. Они способны выполнять вертикальный взлет, зависание, движение боком и т. д. как вертолет, а также осуществлять полет в режиме самолета и обладают значительно лучшими тактико-техническими характеристиками по скорости, высоте и дальности полета по сравнению с существующими вертолетами. Считается, что использование машин MV-22 при проведении боевых операций значительно повысит мобильность перебросок, сократит время высадки десанта, а также позволит проводить переброску сил и средств с кораблей на большем удалении от береговой линии. Отличительной конструктивной особенностью MV-22 является наличие поворотных мотогондол двигателей, расположенных на концевых частях крыла. Силовая установка ЛА состоит из двух двигателей АЕ1107С «Либерти» с максимальной мощностью каждого 6 150 л. с. и оснащена полноправной цифровой автоматической системой управления FADEC (Full Authority Digital Engine Control). В случае отказа одного из двигателей мощность работающего двигателя автоматически перераспределяется между винтами через соединяющий вал для поддержания сбалансированной тяги. Для размещения на кораблях MV-22 оснащен сложной автоматической системой складывания лопастей винтов и крыла вместе с мотогондолами двигателей. Система приводится в действие от электрического и гидравлического приводов, которые работают от ВСУ. MV-22 позволяет транспортировать до 24 экипированных солдат или 12 носилочных раненых. В грузовой кабине может быть перевезен груз массой до 9 100 кг, а на внешней подвеске - до 6 800 кг. С декабря 2005 года на вооружение поступают самолеты MV-22 в модификации Block В. Основными ее отличиями от модификации Block А являются: улучшенные характеристики надежности и ремонтопригодности, замена программного обеспечения системы управления полетом, усовершенствование противообледенительной системы, установка системы активного подавления вибрации. Было произведено 29 аппаратов MV-22 Block А, 20 из которых использовались для испытаний и обучения, а остальные были доработаны до версии Block В. После 2011 года планируется модернизировать MV-22 до варианта Block С. Данная модификация имеет ряд конструктивных усовершенствований, а также оснащена новым оборудованием, включающим метеорологическую РЛС и систему сбора и регистрации полетной информации. По сообщениям зарубежных СМИ, всего в период до 2018-2020 годов планируется принять на вооружение 360 MV-22. Стоимость одного ЛА около 70 млн долларов, однако производители (фирмы «Белл» и «Боинг») надеются к 2011-му снизить ее до 58-60 млн. Для замены вертолетов СН-53Е «Супер Стэльен» командование МП США совместно с фирмой «Сикорский» осуществляет программу HLR (Heavy Lift Replacement) по разработке нового транспортного вертолета, получившего обозначение СН-53К. В рамках данной программы предусматривается в период с 2012 по 2022 год принять на вооружение 156 вертолетов СН-53К, однако возможен вариант увеличения количества закупаемых вертолетов до 225-230 единиц. Разработка СН-53К ведется с января 2006 года, в середине 2006-го завершился этап анализа функциональности системы, а в конце 2007-го начался этап анализа предварительного проекта. К этапу критического анализа проекта планируется приступить в середине 2009 года. Вертолет СН-53К будет иметь новый фюзеляж, выполненный с применением композиционных материалов, новые трансмиссию и втулку НВ с эластомерны-ми подшипниками, БРЭО с архитектурой открытого типа, оснащен автоматической системой складывания лопастей, а также электродистанционной системой управления полетом, что позволит снизить массу вертолета и повысить резервирование системы. Применение лопастей, выполненных из КМ, с новым аэродинамическим профилем и повышенной подъемной силой позволит увеличить массу полезной наггрузки. Для повышения живучести машины планируется оснастить ее устройствами снижения ИК-излучения, а также бронировать пол грузовой кабины. На вертолете будут установлены три турбовальных двигателя GE38-1B мощностью по 6 000 л. с. Для обеспечения их защиты от попадания песка и посторонних частиц размером до 4 мкм разрабатывается новое пылезащитное устройство (ПЗУ). Основные конструктивные особенности вертолета СН-53К представлены на рисунке. Применение новых технических решений в конструкции вертолета позволит улучшить его ТТХ. Максимальная взлетная масса вертолета СН-53К составит 38 400 кг, в то время как у СН-53Е она 33 300 кг. Кроме того, он будет способен нести на внешней подвеске полезную нагрузку более чем двукратно увеличенной массы по сравнению с СН-53Е. Стоимость нового вертолета составляет 60 млн долларов, а всей программы - 19-20 млрд. Первый полет опытного образца намечен на начало 2012 года. Таким образом, проводимое реформирование позволит существенно обновить парк вертолетной техники МП и поддерживать высокий уровень боевой готовности в ближайшие 20-25 лет. Принимаемые на вооружение ЛА (AH-1Z, UH-1Y, MV-22, СН-53К) имеют гораздо более высокие ТТХ по сравнению с вертолетами, состоящими в настоящее время на вооружении, что обеспечит возможность командованию морской пехоты Соединенных Штатов более эффективно решать поставленные боевые задачи. Зарубежное военное обозрение. №10 2008 С. 53-58 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5742 | |
Всего комментариев: 0 | |