Аэромобильный глубоководный водолазный комплекс SAT FADS ВМС СШАКапитан 2 ранга А. Новожилов Созданию и совершенствованию технических средств спасения экипажей подводных лодок, терпящих бедствие, и оказания помощи самим аварийным подводным кораблям, лежащим на грунте на значительной глубине, в ВМС США (как, собственно, и многих других стран) всегда уделялось самое пристальное внимание. В ВМС США одним из важных направлений развития средств оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, считается создание мобильных средств спасения, которые могут быть оперативно переброшены в район проведения аварийно-спасательных работ в любой точке Мирового океана, в том числе военно-транспортными самолетами, в течение 72 ч. В частности, в 2012 году закончены испытания нового аэромобильного глубоководного водолазного комплекса SAT FADS (Saturation Fly-Away Diving System). Этот комплекс разработан и станет еще одним современным мобильным техническим средством проведения глубоководных водолазных работ, в первую очередь при оказании помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. SAT FADS призван заменить выведенные из состава флота спасательные суда подводных лодок (ССПЛ) "Пиджин" (ARS-21) и "Ортолан" (ARS-22), водолазные комплексы которых были рассчитаны на проведение спасательных операций на глубине до 850 футов (260 м). Эти суда водоизмещением 4 267 т имели основные размерения 77 х 26 х 5,8 м. Энергетическая установка в составе четырех дизелей обеспечивала максимальную скорость хода 15 уз. Вооружение включало две 20-мм артиллерийские установки. Суда были оборудованы вертолетной площадкой. Экипаж каждого насчитывал 139 человек. В подклассе спасательных судов подводных лодок в ВМС США было всего два таких судна. В состав флота оба вошли в 1973 году. ССПЛ "Ортолан" с 1995 года использовалось в составе командования морских перевозок (КМП, в категории судов специального назначения), а 9 июля 2009-го было выведено из регистра действующего судового состава флота и сдано на слом. Та же участь постигла и ССПЛ "Пиджин", которое с 1992 года тоже действовало в составе КМП, а 25 января 2012-го было отбуксировано на стоянку резервного флота для утилизации. В последние годы функции этих судов в составе КМП ВМС США выполняло зафрахтованное у частной компании судно "Долорес Чест" (постройки 1978 года), оснащенное соответствующим водолазно-спасательным оборудованием. По своим ТТХ оно несколько уступало бывшим ССПЛ (водоизмещение 2 100 т, размерения 73,2 х 12,2 х 3,7 м, два дизеля мощностью 2 250 л. с. обеспечивали скорость хода 8 уз). Экипаж из восьми человек дополнялся обслуживающим персоналом глубоководного комплекса (32 специалиста-водолаза). Полностью обеспечить потребности флота в водолазно-спасательных операциях одно это судно, очевидно, не могло. Поэтому в 2002 году командование ВМС пришло к выводу о необходимости создания принципиально нового мобильного (транспортабельного, в том числе по воздуху) глубоководного водолазного комплекса. Ситуация усугублялась тяжелыми последствиями ряда крупных ЧП на море, произошедших в 1999-2001 годах. В 1999-м в Атлантическом океане потерпел крушение авиалайнер "Боинг 767" авиакомпании Egypt Air (рейс 990) с 217 пассажирами и членами экипажа на борту. В 2000 году в Баренцевом море затонула российская крейсерская подводная лодка "Курск" с 118 моряками на борту. После столкновения с подводной лодкой ВМС США "Гринвилл" (SSN-772) в 2001-м в Японском море погиб японский рыболовный траулер "Эхиме Мару" (Ehime Maru) с 35 членами экипажа на борту, включая 13 курсантов мореходного училища, в результате чего девять человек пропали без вести. И в каждом случае остро ощущался недостаток эффективной спасательной техники. К сентябрю 2003 года было разработано техническое задание и подписан контракт с компанией "Феникс интернэшнл холдинг" (Phoenix International Holdings, Inc.) на проектирование и создание глубоководного аэромобильного водолазно-спасательного комплекса (SAT FADS). Он предназначался для проведения работ на глубине до 1 000 футов (305 м) шестью водолазами методом длительного пребывания под повышенным давлением в течение 21 сут (с девятисуточной декомпрессией в доковой камере). При проектировании SAT FADS были учтены требования к его размерам и возможности размещения на кораблях и судах различного класса. Согласно исследованиям комплекс может быть размещен на нескольких сотнях судов по всему миру, которые могут быть привлечены при необходимости к обеспечению водолазно-спасательных работ. Комплекс включает следующие основные составляющие: - декомпрессионный комплекс, который включает в себя в том числе жилой и шлюзовой отсеки; - водолазный колокол, рассчитанный на трех водолазов; - спускоподъемное устройство; - контейнер пункта управления; - два контейнера для вспомогательного оборудования и систем обеспечения, включая стеллажи с гелием и кислородом; Комплекс дополняет необитаемый телеуправляемый подводный аппарат водолазной поддержки. С соблюдением всех правил и стандартов безопасности (ABS, US Navy, det Norske VERITAS and ASME standards) для размещения этого средства спасения на палубе обеспечивающего судна необходимая свободная площадь составляет всего 40x80 футов (12x24 м). Комплекс может оперативно транспортироваться в любую точку мира самолетами типа С-130 или С-17 и после установки на судно обеспечения незамедлительно проводить глубоководные водолазные спуски. Находящиеся на вооружении ВМС США глубоководные водолазные комплексы устарели и имеют ряд су-щественных отличий от нового комплекса, поэтому до начала испытаний требовалось провести ряд типовых тренировок и организовать обучение водолазов. В 2007 году SAT FADS был доставлен в Панама-Сити, где персонал экспериментального водолазного подразделения ВМС (Navy Experimental Diver Unit - NEDU) приступил к проверке всех составляющих комплекса на соответствие техническому заданию и требованиям безопасности. В дополнение к шести водолазам экспериментального отряда NEDU для участия в экспериментальных водолазных спусках на глубины до 300 м с использованием нового водолазного комплекса были отобраны (после проведения физиологических и психологических испытаний) еще четыре - из состава 2-го мобильного водолазно-спасательного отряда (MDSU-2 - Mobile Diving and Salvage Unit) командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США (NECC). В мае 2007 года водолазы приступили к 23-дневным экспериментальным водолазным спускам, которые успешно закончились, что позволило завершить работы по новому комплексу. В 2008 году возникли непредвиденные трудности с финансированием проекта, в частности в связи с мировым финансовым кризисом. Кроме того, возникли сомнения в необходимости иметь такой комплекс. Дело в том, что к этому времени были выполнены работы по созданию и испытаниям системы оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, - герметичного спасательного модуля SRDRS (Submarine Rescue Diving Recompression System). Ставилась под вопрос необходимость использования водолазов при наличии глубоководной техники. Однако в результате предпринятых командованием морских систем ВМС (NAVSEA - Naval Sea Systems Command) ряда показательных судоподъемных работ на глубине свыше 80 м было установлено, что не во всех случаях техника способна заменить человека. Первый этап испытаний прошел только в 2010-2011 годах: были проведены водолазные спуски на рабочую глубину в колоколе и с выходом в воду, закончены испытания в базе и осуществлена сертификация всего оборудования. Приемосдаточные испытания проводились в апреле-июле 2012 года. В апреле состоялась имитация спусков в декомпрессионной камере: 8 апреля на 250 футов (76 м), а 18-го - на 1 000 футов (305 м) с пребыванием под давлением на максимальной глубине в течение 12 сут. Далее комплекс был размещен на барже, и с 4 по 22 мая 2012 года прошел морской этап испытаний в Мексиканском заливе. После проверок и пробных спусков, испытаний колокола, спускоподъемного устройства и декомпрессионного модуля были последовательно проведены погружения на 400 (120 м) и 700 футов (210 м), а 8 мая - на испытательную глубину 1 100 футов (335 м). 11 мая шесть водолазов провели глубоководный спуск на глубину 1 000 футов (305 м) методом длительного пребывания с экспозицией на максимальной глубине 21 сут, после чего была проведена декомпрессия в течение 10 сут. Испытания прошли успешно, и комплекс SAT FADS должны были принять на вооружение ВМС США в конце 2012 года в качестве еще одной составляющей национальной системы спасения на море. В целом командование военно-морских сил США ориентировано на создание аэромобильных средств спасения экипажей ПЛ, и строительство спасательных судов подводных лодок не планируется. Однако все современные суда обеспечения, включая спасательные буксиры, проектируются и строятся с учетом размещения на борту мобильных систем спасения модульного типа и при этом оснащаются системой динамического позиционирования для надежного удержания судна над аварийным объектом. Зарубежное военное обозрение 2013 №2 с.84-87 Смотрите также | ||
| ||
Просмотров: 7841 | | |
Всего комментариев: 0 | |