Корабль по имени «Дерзновенный»: полвека авианосцу «Энтерпрайз» Илья
Крамник, 50 лет тому назад, 24 сентября 1960 года, на верфи Ньюпорт Ньюс впервые всплыл в доке огромный корабль – первый в мире атомный авианосец, получивший в ВМС США порядковый номер «65» и имя Enterprise. Имена кораблей не переводятся, лишь транскрибируются, но в данном случае имя стоит перевести, чтобы понять, насколько оно соответствует духу корабля. На русский язык слово Enterprise переводится сложно. Ближе всего – слова «смелое начинание», «дерзкий замысел», «инициатива» и им родственные. Если подбирать корабельное имя в русской традиции, то лучше всего подойдет бесшабашное «Дерзновенный» – традиционное для лихих и скорых эсминцев. Как показали последующие десятилетия, имя было вполне оправданным. Имя новому кораблю досталось не с потолка – предыдущим носителем этого названия был самый залуженный авианосец ВМС США: в годы войны на Тихом океане CV-6 Enterprise заработал 20 боевых звезд (знаки отличия, присваиваемые кораблям за успешные действия). Получивший прозвища «Большой Э» и «Счастливый Э», старый «Энтерпрайз» был весьма популярен на флоте. В итоге, когда в 1958 году находившийся на консервации авианосец разрезали на металл, сомнений в том, как назвать первый в мире атомный авианосец, ни у кого из руководства ВМС США не было. CVN-65 Enterprise (литера N после авианосной аббревиатуры CV означает ядерную энергетическую установку, ЯЭУ) был заложен 4 февраля 1958 года, спущен на воду всего два с половиной года спустя, и вошел в строй в ноябре 1961. Заказу корабля предшествовала долгая дискуссия о целесообразности использования ядерной энергетики. Преимущества новой техники были очевидны: авианосец с ЯЭУ мог гораздо дольше находиться в море, при этом нести запасы топлива и боеприпасов для авиакрыла на месяц активных летных операций против 8-10 дней у авианосцев с обычной энергетикой. Помимо большей дальности плавания, ядерная энергетика обеспечивала кораблю многократно большее время поддержания полного хода, необходимого для летных операций. Авианосцы с обычной энергетикой, пожирающие на полном ходу огромные объемы топочного мазута или сырой нефти, не могли позволить себе такой роскоши. Они гораздо сильнее зависели от ветра, подстраиваясь под который поднимали и принимали самолеты. Наконец, атомный корабль не тащил за собой дымового шлейфа, мешавшего летным операциям, вредившего аппаратуре и демаскирующего судно. Недостатки тоже имелись. Прежде всего, возник вопрос о безопасности самой ЯЭУ. Но опыт работы с реакторами, накопленный к середине-концу 50-х годов, убедил скептиков в том, что система достаточно надежна для установки на корабль. Вторым и главным недостатком стала цена. Ядерная энергетическая установка в сочетании с огромными размерами корабля (водоизмещение «Энтерпрайза» превысило 94 тысячи тонн, а длина составила 342 метра) обусловили астрономическую для 50-х годов стоимость авианосца – около 500 млн долларов, вдвое больше, чем у предшественников – авианосцев типа «Форрестол» с обычной энергетикой. Именно высокая стоимость заставила отказаться от планов строительства серии аналогичных кораблей, в итоге «Энтерпрайз» остался единственным в своем типе. После него в строй вошли еще несколько авианосцев типа «Америка» с классическими котлотурбинными энергетическими установками, и лишь в начале 70-х был построен второй американский авианосец с ЯЭУ – «Честер Нимитц», положивший начало самой крупной послевоенной серии авианосцев: с 1975 по 2009 год в строй вошли 10 кораблей этого типа. При этом их стоимость, повинуясь инфляции и неумолимой логике роста военных расходов, оставила «Энтерпрайз» далеко позади: корабли типа «Нимитц» стоят от двух до пяти с лишним миллиардов долларов. Новому кораблю было решено придать и новый эскорт: сопровождать «Энтерпрайз» в походах должны были атомные ракетные крейсера. Спустя три года после ввода «Энтерпрайза» в строй в море вышел первый в мире отряд атомных кораблей: «Энтерпрайз» в сопровождении крейсеров «Лонг Бич» и «Бэйнбридж». 31 июля 1964 года эти три корабля, названные Первой Тактической Группой, были посланы в историческое кругосветное плавание без единой дозаправки топливом и пополнения запасов. Опыт оказался удачным, но впоследствии стало ясно, что если для авианосцев (особенно калибра «Энтерпрайза») ядерная энергетика необходима, то корабли сопровождения выгоднее оснащать газовыми турбинами. «Энтерпрайз» участвовал во многих исторических событиях времен Холодной войны: Карибский кризис, походы к побережью Вьетнама, патрулирование у побережья Африки, участие в налетах 1986 года на Ливию и пр. На нем регулярно испытывалась новая техника и оборудование – от радаров с фазированными антенными решетками, установленными на знаменитой «кубической» надстройке, с которой «Энетрпрайз» проплавал первые тридцать лет службы, до самолетов дальнего радиолокационного обнаружения «Хокай» и истребителей F-14. Авианосцы служат долго – многие американские корабли этого класса в свое время перешагнули 45-летний рубеж, но до 50 лет в строю дожил только «Энтерпрайз». Однако его срок уже отмерен: в 2013 году, со вводом в строй новейшего авианосца «Джеральд Форд» «Энтерпрайз» выведут из состава флота на консервацию. Дальнейшая судьба «атомного первенца» пока неясна. Есть предложения превратить «Энтерпрайз» в плавучий музей, но есть и мнение о том, что «Энтерпрайз» нужно сдать на слом, чтобы освободить имя для следующего нового боевого корабля. РИА-Новости
Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3860 | | |
Всего комментариев: 0 | |