Подготовка лётного состава авиации ВМС СШАПолковник М. Панин Милитаристские круги США в планах военных приготовлений важное место отводят авиации ВМС, которая предназначена наносить ракетные и бомбовые удары (в том числе ядерные) по кораблям, военно-морским базам и другим объектам противника; участвовать в завоевании и удержании превосходства на море и в воздухе в районах боевых действий, нести борьбу с подводными лодками; прикрывать десантные силы на переходе морем; оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам и наземным силам десанта.
По мнению командования ВМС, морская авиация находится в высокой степени боевой готовности, а дальнейшее повышение ее боеспособности зависит не только от оснащении частей и подразделений новой техникой и оружием, по и от их укомплектованности хорошо подготовленным летным составом. Американская печать сообщает, что подготовка летных кадров для авиации ВМС проводится в два этапа. Первый этап - обучение в специально созданном учебном командовании авиации ВМС - NATC (Naval Air Training Command) со штабом на авиабазе Корпус-Кристи (штат Техас) - длится около 15 месяцев. Второй - полеты в учебно-боевых эскадрильях Атлантического и Тихоокеанского флотов - продолжается пять-шесть месяцев. Учебное командование возглавляет в настоящее время контр-адмирал Бартон X. Шефард (бывший командир многоцелевого авианосца "Америка", а перед назначением в NATC - генеральный инспектор ВМС). В его постоянном составе более 15000 человек, в том числе около 2000 офицеров, 9000 унтер-офицеров и рядовых, а также свы ше 4000 гражданских служащих. Ежегодно NATC готовит до 1300 летчиков и примерно 600 офицеров различных летных специальностей (штурманы-навигаторы, штурманы-бомбардиры, операторы РЭБ, офицеры управления ракетным оружием, операторы воздушного наведения и т. д.). Во время войны во Вьетнаме ежегодный выпуск достигал, правда за счет некоторого снижения качества летной подготовки, 3500 человек. Для обучения летного состава используются учебные и учебно-боевые самолеты и вертолеты десяти типов. Основные подразделения командования расположены в южных штатах страны (Флорида, Техас, Миссисипи), для которых характерно наибольшее количество ясных дней в году. Главным центром подготовки летного состава является авиабаза Пенсакола (штат Флорида). Здесь размещены различные авиационные школы, аэродромы, учебные классы, оборудованные тренажерами, лагеря общевойсковой подготовки и т. д. Кроме того, в Пенсакола имеются школа инструкторов, эскадрилья "Голубые ангелы", летчики которой участвуют в воздушных парадах и показательных полетах, музей авиации ВМС. Набор кандидатов (принимаются мужчины и женщины) в авиационные школы NATC производится из лиц гражданской молодежи, окончивших колледж или университет (до 70%) и офицеров (около 30%) - выпускников военно-морского училища в г. Аннаполис (штат Мэриленд), офицеров морской пехоты, резерва ВМС, береговой охраны, а также офицеров ВМС стран - союзниц США (в возрасте не старше 20 лет, для штурманов до 27,5 лет). Женщины готовятся летать лишь на самолетах и вертолетах разведки погоды, береговой охраны, транспортной авиации. К полетам на самолетах палубной авиации женщины-летчицы не допускаются. Лица из числа гражданской молодежи направляются в кандидатскую школу офицеров авиации ВМС, где в течение трех месяцев проходят курс общевойсковой и физической подготовки, а также изучают историю ВМС, военно-морское право, основы аэродинамики, навигации, устройство самолетов и другие дисциплины. Обучение гражданской молодежи отличается жестким режимом. По свидетельству американской прессы, занятия, особенно в лагерях общевойсковой подготовки, проводятся с большой физической нагрузкой, там царит обстановка унижений и оскорблений. Значительное место занимают так называемые тренировки на "выживание", включающие отработку способов действия летного состава после аварии или вынужденной посадки самолета (вертолета) в различных условиях. Большое внимание уделяется интенсивной идеологической обработке. Командование ВМС считает, что морской летчик должен иметь энергичный настойчивый характер. "Нестойкие", как правило, покидают кандидатскую школу уже в конце первой недели обучения. Успешно окончившим эту шкоду присваивается первое офицерское звание "энсанн", после чего они вместе с принятыми офицерами приступают к непосредственному курсу летного обучения. Подготовка кадров для морской авиации в рамках NATC подразделяется на начальную, основную* и повышенную. Начальная подготовка, В этот период будущие летчики и штурманы продолжают заниматься наземной подготовкой, используя преимущественно самостоятельный метод изучения теоретических специальных дисциплин из курса основ летного дела, и одновременно выполняют полеты на учебных самолетах Т-34С "Ментор" сначала с инструктором (12 полетов), а затем самостоятельно. Продолжительность начальной подготовки три-четыре месяца. Общий налет для обучаемых составляет около 90 ч. Отмечается, что в ходе начальной подготовки около 25 % слушателей отчисляются из-за неуспеваемости и по другим причинам. Завершившие начальный курс подготовки распределяются для дальнейшего обучения: на реактивных самолетах - примерно 42 % слушателей, на турбовинтовых - до 28 % и на вертолетах - около 30 % Назначение зависит от теоретической и летной подготовки обучаемого, личного желания и потребностей авиации ВМС. Затем они направляются в учебные авиационные крылья NATC для основного (промежуточного) обучения, причем летчики и штурманы готовятся в разных учебных эскадрильях. Основная (промежуточная) подготовка летчиков, предназначенных для реактивной авиации, проводится на учебном реактивном самолете Т-2С "Бакан", для турбовинтовой - - на поршневом самолете Т-28С "Троян", для вертолетов - сначала на самолете Т-28С "Троян", а затем на вертолете TH-57 "Си Рейнджер". Будущие штурманы тренируются на самолетах Т-2С "Бакан" и T-39D "Сейбрлайнер". Программы подготовки будущих пилотов реактивных и турбовинтовых самолетов в этот период практически одинаковы. Они включают отработку одиночных и групповых полетов с наземных аэродромов, самостоятельную посадку на полевую модель посадочной палубы авианосца, дальнейшее изучение авиационной техники, оборудования самолета, его вооружения, а также вопросов тактики. Перед первой поездкой на учебный авианосец "Лексингтон" слушатели выполняют не менее 60-80 упражнений "касание - взлет" на ВПК с изображенной на ней посадочной палубой авианосца, оборудованной аэрофинишерами. По сообщениям американской печати, все береговые аэродромы авиации ВМС оснащены ими. Обучение взлету с катапульты проводится на учебном авианосце. Наземные катапульты имеются только на испытательном полигоне Лейкхерст (штат Нью-Джерси) и в испытательном центре Патаксент-Ри-вер (штат Виргиния). Основной (промежуточный) курс длится 4,5 месяца и завершается самостоятельным полетом обучаемого с посадкой самолета на палубу учебного авианосца. Повышенная подготовка (четыре месяца) проводится, как правило, в тех же учебных авиационных крыльях, но только уже на учебно-боевых самолетах (вертолетах): летчики реактивной авиации - ТА-4J "Скайхок", турбовинтовой - US-2B/C "Треккер", штурманы - T-39D "Сейбрлайнер", летчики вертолетов - HH-46А "Си Найт" и TH-1L "Ирокез". В настоящее время устаревшие самолеты "Треккер" заменяются более совершенными Т-44A "Кинг Эр". Будущие пилоты реактивных и турбовинтовых самолетов, продолжая заниматься интенсивной наземной подготовкой, отрабатывают в воздухе фигуры высшего пилотажа, групповую слетанность, тактику применения оружия, я летчики вертолетов проводят полеты с максимальным грузом, по приборам, пилотирование в режимах висения и планирования. Повышенная подготовка, как и основная (промежуточная), заканчивается самостоятельным полетом обучаемого с посадкой самолета на учебный авианосец "Лексингтон". После окончании курса повышенной подготовки в учебном командовании офицерам присваивается квалификация летчика авиации ВМС, и они направляются в учебно-боевые эскадрильи Атлантического и Тихоокеанского флотов. Общий налет во время обучения в NATC летчиков реактивных самолетов составляет примерно 250 ч, а пилотов турбовинтовых самолетов и вертолетов - около 200 ч. Повышенная подготовка штурманов предусматривает специализацию по пяти основным направлениям: штурманы реактивной авиации (летают на самолетах А-6, А-3, RA-5C, ЕА-6A, RF-4B, S-3A); операторы РЭБ (на самолетах ЕA-6В. ЕС-121, ЕР-3, ЕА-ЗВ); офицеры управления ракетным оружием и перехватом (на истребителях F-14 и F-4); штурманы навигаторы (на патрульных и транспортных самолетах Р-3 и С 130); операторы воздушного наведения (на самолетах Е-2В/С). За время обучения в NATC они должны налетать 75-100 ч, причем вся подготовка занимает 10-14 месяцев в зависимости от специализации. Закончив курс повышенной подготовки в NATC. штурманы аттестуются как офицеры летного состава ВМС. Второй этап обучения они, как и летчики, проходит в учебно-боевых эскадрильях флотов, имея аналогичные сроки и задачи. В зарубежной печати отмечается возрастание роли штурманов в современной авиации и подчеркивается, что теперь их допускают к командованию тактическими подразделениями (до командира авиационной эскадрильи включительно). В целях повышения качества подготовки летчиков в США внедряется новая интегрированная система летного обучения - NIFTS (Navy Integrated Flight Training System). Одним из основных элементов ее является совместное обучение штурманов навигаторов морской авиации с ВВС США на авиабазе Матер (штат Калифорния), где ВВС имеют специальный самолет Т-43 (военный вариант Боинг 737) для тренировки навигаторов и соответствующее наземное оборудование. Предполагается также централизовать подготовку пилотов вертолетов авиации ВМС, ВВС и армейской авиации по единой программе в учебном центре (авиабаза Форт-Раккер, штат Алабама). Кроме того, предусматривается сокращение классных занятий и предоставление обучаемым возможности самостоятельно изучать заранее составленные программные тексты перед выполнением отдельных элементов программы летной подготовки, а так же установка сложных тренажеров и каждой учебной эскадрилье и обучение будущих летчиков на новых учебно-боевых самолетах. Наиболее эффективным средством обучения летного состава американские специалисты считают наземную подготовку на тренажерной аппаратуре. Так, на тренажере связи и навигации ID23 в Пенсакола могут одновременно заниматься 40 человек. Каждая его кабина имеет оборудование, включая ЭВМ, такое же. как на боевых самолетах F-4, А-6, Е-2 и F-14. В кабинах расположены приборы и пульты управления, экраны отображения обстановки, которые связаны с центральным цифровым вычислителем, заставляющим приборы и экраны "отвечать" на вводные обучаемого, когда он пытается вести свой "самолет" по заданной программе. ЭВМ не только решает уравнения полета, но выполняет анализ и выставляет оценку слушателю. Вместе с тем командование NATC, увеличивая количество часов работы обучаемых на тренажере, старается не сокращать время фактического налета, так как считает, что настоящее летное мастерство приобретается только в воздухе. В учебных эскадрильях в период отработки особо сложных элементов летной программы к каждому слушателю стараются прикрепить по два инструктора, а контрольные полеты выполняются с "чужими" инструкторами. Новая система интегрированного обучения наряду с такими важными видами летной подготовки, как посадка на палубу, полеты по приборам, полеты строем, аэроакробатика, навигация, предусматривает начать отработку некоторых тактических приемов на этапе подготовки в NATC, а дальнейшее совершенствование их будет проводиться в учебно-боевых эскадрильях флотов. Учебная программа NATC предусматривает также занятия с женами слушателей по вопросам медицины, истории ВМС, военному этикету и т. п. По мнению командования NATC, это подготовит жен будущих авиаторов к решению ряда жизненных проблем, которые ожидают их в связи со службой мужей в морской авиации. Отмечая положительные стороны в подготовке летного состава авиации ВМС в NATC, американская военная печать вместе с тем указывает и на некоторые недостатки в учебном процессе. Это прежде всего короткий срок их подготовки (15 месяцев), а также несовершенство и высокая стоимость тренажеров. Таковы коротко основные этапы и виды подготовки летного состава авиации ВМС США. *В последнее время американская печать этот вид подготовки стала называть, промежуточным . - Ред. Зарубежное военное обозрение, 1977, №9, с. 69-75 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 4789 | | |
Всего комментариев: 0 | |