Программа разработки и строительства ПЛАРБ типа «Колумбия» ВМС СШАН. Железняк Военно-морские силы США продолжают реализацию программы создания атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), условно именовавшуюся первоначально SSBN-X. В 2016 году проект получил собственное название по головной ПЛАРБ – «Колумбия»* с бортовым номером SSBN-826. Программа предусматривает проектирование и строительство 12 ПЛАРБ в серии на замену имеющихся в боевом составе 14 лодок такого же класса типа «Огайо». Руководство военного ведомства придает большое значение данной программе и определило ее в качестве приоритетной. Командование ВМС выделяет значительные финансовые средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также на внедрение передовых технологий в разработки ПЛАРБ нового 5-го поколения. Проблемой является определение оценочной стоимости 12 подлодок типа «Колумбия».
Первоначально предполагаемая общая стоимость всей серии кораблей данного типа составляла 90,4 млрд долларов, из которых 11,1 млрд должны были выделяться на НИОКР и 79,3 млрд – непосредственно на закупку всей серии лодок. Однако с каждым годом она изменялась в сторону увеличения. В марте 2018 года в отчете по оценке основных программ закупки вооружений МО была приведена другая расчетная стоимость (на 12,9 проц. больше первоначальной) – 102,1 млрд долларов, в том числе 12,9 млрд – на НИОКР и 89,2 млрд – на закупки. Главное контрольнофинансовое управление конгресса США подсчитало, что в ВМС в последние годы недооценили стоимость предыдущих проектов примерно на 27 проц. и выразило опасение, что по ПЛАРБ типа «Колумбия» может получиться аналогично. Оценочно уже в текущем году общая стоимость всей серии может достигнуть 122,3 млрд долларов. При этом увеличение расходов на НИОКР может быть незначительным, а стоимость закупок будет на 22,4 проц. больше, чем в 2018 году. По предварительным расчетам, сделанным в 2018 году, головная лодка обойдется бюджету США в 14,5 млрд долларов, из которых 6,3 млрд пойдут только на НИОКР, а стоимость строительства головной лодки составит 8,2 млрд. Как правило, стоимость первой лодки больше остальных. Она включает затраты на детальное проектирование и некоторые инженерные работы, необходимые для строительства всей серии лодок. Средняя стоимость последующих кораблей должна составить 6,5 млрд долларов (меньше на 21 проц.). Однако командование ВМС намерено добиться ее снижения на 24 проц. – до 4,9 млрд.
Программа строительства ПЛАРБ типа «Колумбия» уже на сегодняшний день является одним из самых дорогостоящих оборонных заказов. В ней принимают участие десятки компаний-субподрядчиков, научно-исследовательских и испытательных центров, а также лабораторий, работающих в интересах МО. Фундаментальные исследования проводились центром разработок и испытаний подводных лодок (Naval Undersea Warfare Center – NUWC). В его состав входят два научно-исследовательских отделения, расположенных в городах Ньюпорт (штат Род-Айленд) и Кейпорт (штат Вашингтон). Научно-исследовательские изыскания велись по нескольким направлениям: исследование, тестирование и оценка качества материалов, используемых при строительстве; разработка элементов корпусных конструкций, а также систем наступательных и оборонительных вооружений для ведения подводной войны.
Она выбрана в качестве генерального подрядчика и ведущего разработчика. Новая подлодка будет кардинально отличаться от тех, которые были построены ранее. При разработке ее тактико-технические характеристики в полной мере будут учитывать требования, выдвинутые командованием ВМС США. В частности, срок службы нового ядерного реактора должен составить 42 года, как у самой подлодки, что исключает его перезарядку; главная энергетическая установка (ГЭУ) должна работать на принципе электродвижения, чтобы добиться снижения шумности; каждая лодка должна быть оснащена 16 пусковыми установками для БРПЛ «Трайдент-2». Вместе с тем при разработке корпусной конструкции учитывались особенности ранее созданных проектов подлодок типа «Огайо» и «Виргиния». За основу взяты главные размерения ПЛАРБ типа «Огайо». Предполагается, что корпус будет иметь модульную конструкцию, которая уже опробована и применяется при строительстве атомных подводных лодок типа «Виргиния». По состоянию на 2018 год было выполнено более четверти проектных работ (26 проц.). Профильные организации приступили к подготовке рабочих чертежей и детальному проектированию. Также продолжаются работы по созданию ГЭУ и универсального ракетного отсека. За период с 2008 по 2018 год на все НИОКР было выделено 8,5 млрд долларов. Из бюджета США в 2017 году корпорации «Дженерал дайнэмикс» начали поступать средства на приобретение первичных металлов, электроники электрооборудования и других ключевых компонентов, необходимых для начала строительства первой лодки. В 2017 и 2018 годах на эти цели было выделено около 1,6 млрд долларов. В тот же период началось финансирование разработок главной энергетической установки, которых принимает участие компания «Нортроп-Грумман». Фирма «Америкэн суперкондакторс» является основным разработчиком и производителем турбогенератора. На эти цели в 2017 и 2018 годах выделялось более 657 млн долларов. Ожидается, что до 2023-го обе компании получат еще 500 млн. На родайлендское отделение центра разработки и испытания подводных лодок возложена подготовка унифицированного ракетного отсека. Работы проводятся совместно с одной из британских компаний. Модульный принцип проектирования позволит использовать этот отсек в уменьшенном варианте для ПЛАРБ Великобритании. На эти цели в 2017 и 2018 годах только из бюджета США было выделено 1,5 млрд долларов и до 2023-го планируется направить еще около 1,2 млрд.
В 2019 году министерству энергетики из бюджета выделено 138 млн долларов на разработку и производство нового ядерного реактора для подводной лодки, которые будет вести корпорация «BWX текнолоджис». Ожидается, что до 2023 года это ведомство получит дополнительные ассигнования в размере 387 млн долларов. Командование ВМС настаивает, чтобы строительство ПЛАРБ началось при 83 проц. готовности проектных работ. В настоящее время эти планы скорректированы – закладка на стапеле головной лодки намечена на 2021 год с последующим вводом в состав ВМС в 2031-м. Утвержден график строительства серии новых ПЛАРБ с использованием различных методов финансирования. В США имеются две корпорации, на предприятиях которых могут быть построены атомные подводные лодки – «Дженерал дайнэмикс» и «Хантингтон ингаллз». Бо́льшую часть работ (77–78 проц.) планируется вести на мощностях двух судостроительных предприятий компаний «Электрик боут» (г. Гротон, штат Коннектикут) и «Квонсент поинт фазилити» (г. Квонсент-Поинт, штат Род-Айленд), принадлежащих корпорации «Дженерал дайнэмикс». На судостроительном заводе компании «Электрик боут» ведутся проектные работы в полном объеме, а производственные мощности позволяют строить одновременно до трех атомных подлодок в год. Верфь компании «Квонсет поинт фазилити» будет оказывать содействие в строительстве корпусных модулей лодки с насыщением их оборудованием и переправлять на специальных понтонах на судостроительный завод в г. Гротон, где будут проводиться окончательные сборочные работы. Судостроительный завод «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» корпорации «Хантингтон ингаллз» в г. Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния) выступает в качестве основного субподрядчика, на долю которого приходится до 23 проц. всего объема работ, включая изготовление носового и кормового отсеков, а также надстройки. Использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпусной конструкции увеличит прочность подводной лодки. В настоящее время на судостроительных заводах этих корпораций ведется строительство многоцелевых атомных подводных лодок типа «Виргиния». В 2018 году командованием ВМС было принято решение ежегодно вводить в строй по две подлодки этого типа, а с 2021-го одновременно с ними на мощностях заводов строить ПЛАРБ типа «Колумбия». В этой связи на судостроительном заводе компании «Электрик боут» планируется увеличить штат рабочих в более чем 2 раза (до 18 тыс. человек). В программе строительства будут задействованы сотни компаний – поставщиков электроники, систем автоматизации, навигации, вооружения и других. К ним относятся «Рейтеон», «Л-3 коммьюникейшн марин», «Коллморген электрооптикал», «Локхид-Мартин марин системз» и другие. Таким образом, военно-морские силы США подтвердили заказ на окончательное проектирование ПЛАРБ нового поколения. Планируется построить 12 подлодок типа «Колумбия» на замену 14 состоящих на вооружении типа «Огайо». Срок службы подлодок этого класса составит 42 года. При этом предполагается, что за весь период эксплуатации не потребуется перезарядка ядерных реакторов. «Колумбия» должна иметь два сменных экипажа («золотой» и «голубой»). Командование ВМС выступает гарантом того, что в период с 2021 по 2035 год будет обеспечено финансирование закупок в полном объеме.
* Название для головной подлодки в серии выбрано в честь федерального округа США Колумбия, в котором расположена столица страны – г. Вашингтон. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 11037 | | |
Всего комментариев: 0 | |