search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды Пентагона на развитие штурмовой авиации (2018)

Взгляды Пентагона на развитие штурмовой авиации (2018)

Подполковник А. Сухов

Принимая во внимание активное участие американских вооруженных сил в военных конфликтах различной интенсивности, МО США предпринимает шаги по улучшению боевого обеспечения действий наземных сил. Особое внимание уделяется вопросу оказания непосредственной авиационной поддержки (НАП) своим войскам.

В частности, на штурмовую авиацию возлагаются следующие задачи: поражение наземных целей на поле боя, воздушная разведка, выдача целеуказаний артиллерии и корректировка ее огня, изоляция района боевых действий, а также обеспечение операций по поиску и спасению. При этом единственным самолетом, состоящим с 1975 года на вооружении ВВС США и предназначенным исключительно для НАП, остается штурмовик А-10C "Тандерболт-2".

Согласно данным военных СМИ, на начало 2018 года в боевом составе ВВС США остаются порядка 280 единиц этой авиационной техники (AT). В ходе ее модернизации была проведена замена всего аналогового оборудования на цифровое, в кабине установлены два многофункциональных дисплея, широкоугольный индикатор лобового стекла и нашлемная система целеуказаний HMCS. Машина оборудована современной системой автоматического управления с расширенными возможностями пилотирования на малых высотах и стабилизацией при стрельбе из пушки, а также подвесными контейнерами с системой целеуказания "Лайтнинг-2" и "Снайпер XR". Кроме того, был установлен бортовой комплекс обороны, включающий аппаратуру радиоэлектронного противодействия.

Планы ВВС США по замене парка самолетов тактической авиации в период с 2017 по 2046 год

За период эксплуатации номенклатура управляемого вооружения самолета была существенно расширена. Так, в дополнение к AGM-65 "Мейверик" самолет может нести следующие боеприпасы: GBU-10, GBU-12, GBU-31, GBU-34 и GBU-38 JDAM, GBU-103/104 WCMD и APKWS.

В ходе текущего этапа модернизации А-10C оборудуется бортовой системой генерации кислорода OBOGS, что делает возможной длительную эксплуатацию летательных аппаратов с необорудованных площадок вдали от базы. Кроме того, штурмовик оснащается системами связи, позволяющими в реальном масштабе времени получать с земли координаты целей, а также поддерживать защищенную голосовую связь и обмен текстовыми сообщениями с передовыми авианаводчиками и командными пунктами.

В целях увеличения ресурса самолетов до 16 тыс. ч в 2018 году принято решение о возобновлении фирмой "Боинг" программы замены крыльев. Это, по мнению американских экспертов, позволит эксплуатировать парк А-10 до 2035 года.

К осуществлению НАП американцы также привлекают подразделения, имеющие на вооружении тактические истребители (ТИ) F-16C и F-15E, а также самолеты специальных операций АС-130, бомбардировщики В-1В и В-52, многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-1 и -9.

Следует отметить, что увеличение активности действий ВС США вынуждает руководство ВВС более широко использовать в обеспечении действий сухопутных сил стратегические бомбардировщики, что чаще всего не оправдывает себя с финансовой точки зрения. Так, средняя стоимость летного часа В-1В составляет около 58 тыс., В-52 - 70 тыс., а В-2 - 170 тыс. долларов, в то время как А-10 - всего 20 тыс., F-16 - 23 тыс. и F-15 - 40 тыс. Данная проблема усугубляется отсутствием в боевом составе американской ударной авиации самолетов класса фронтовые бомбардировщики.

Согласно планам американского военного руководства, в перспективе основным самолетом авиационной поддержки станет новый ТИ F-35A "Лайтнинг-2", тактико-технические характеристики которого должны позволить решать широкий спектр задач.

В частности, предусмотрено, что бортовое вооружение F-35A будет включать широкую номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) класса "воздух-земля". В состав БРЭО входит необходимое для взаимодействия с передовыми наводчиками оборудование связи и целеуказания. К преимуществам многоцелевых истребителей относятся также лучшие возможности преодоления ПВО противника и меньшее время подлета к цели.

Вместе с тем в связи с низкой степенью готовности на сегодняшний день самолета F-35A к боевому применению по наземным целям (согласно заявлениям производителя, будет достигнута не ранее 2022 года) и недостаточной эффективностью других ТИ к обеспечению действий наземных сил на поле боя потребовалась доработка планов по изменению подходов к решению задач авиационной поддержки.

С учетом этого принятие конгрессом США в феврале 2017 года решения о переносе сроков вывода из эксплуатации штурмовиков А-10C до 2022-го говорит об отсутствии на сегодняшний день в составе ВВС "платформ", способных действовать над полем боя с такой же степенью эффективности.

В ходе дискуссий о необходимости разработки нового самолета авиационной поддержки были сформулированы основные требования к технике этого класса. Так, по мнению американских экспертов, такой самолет непосредственной поддержки должен обеспечивать своевременное реагирование на запросы наземных подразделений, иметь надежную связь с ними с целью получения информации об изменениях ситуации на поле боя и обладать достаточным количеством АСП, позволяющим уничтожать широкий диапазон наземных целей, в том числе подвижных малоразмерных, в условиях соприкосновения своих войск с противником. Кроме того, важным элементом боевого применения таких летательных аппаратов считается обеспечение психологического эффекта присутствия самолетов авиационной поддержки над полем боя, что особенно важно при действиях в интересах подразделений, ведущих боевые действия в отрыве от основных сил.

Следует отметить, что одним из спорных вопросов при рассмотрении требований к перспективному самолету авиационной поддержки является целесообразность наличия мощного пушечного вооружения. Опыт боевого применения А-10 показал, что экипажи достаточно часто используют пушку, мотивируя это высокой точностью стрельбы, скоростью реагирования, а также возможностью минимизировать вероятность поражения своих войск и мирного населения. Все это становится особенно актуальным при действиях в густонаселенной местности и в условиях соприкосновения своих подразделений с противником.

Авиационные специалисты отдельно отмечают целесообразность принятия на вооружение недорогого и простого в обслуживании ЛА, позволяющего эффективно выполнять задачи в условиях боевых действий низкой интенсивности. Такая AT способна эффективно решать задачи поиска и поражения малоразмерных мобильных наземных целей (НЦ), в том числе живой силы и транспортных средств незаконных вооруженных формирований. По предварительным оценкам, речь идет о закупке партии, включающей около 300 машин. Основные требования: низкая закупочная и эксплуатационная стоимость, способность действовать с неподготовленных площадок, широкая номенклатура АСП.

В 2017 году были проведены сравнительные испытания образцов подобной техники с отработкой следующих задач: атака наземных целей, огневая поддержка с воздуха, поддержка наземных войск в дневное время, прикрытие спасательного конвоя, ночная атака НЦ, поддержка ночью. Два проекта были признаны американскими экспертами как отвечающие требованиям ВВС. Это турбовинтовые самолеты "Эмбраер" А-29 "Супер Тукано" и "Бичкрафт" АТ-6 "Волверайн".

В целом на сегодняшний день в ВВС США остается необходимость сохранения в боевом составе штурмовиков как отдельного класса самолетов. Вместе с тем Пентагон намерен продолжить курс на унификацию типового состава авиационных подразделений. В частности, после доводки тактического истребителя F-35 "Лайтнинг-2" основной объем вылетов на поддержку наземных сил будет выполняться этими летательными аппаратами. Кроме того, учитывая высокие темпы совершенствования БЛА следует ожидать дальнейшего расширения перечня решаемых с помощью данной техники задач, в том числе связанных с НАП.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №11 С. 52-55

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (05.12.2018) | Автор: Подполковник А. Сухов
Просмотров: 11041 | Теги: штурмовая авиация, тактическая авиация, А. Сухов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar