Американские законодатели намерены отменить ограничения, запрещавшие
министерству обороны США оказывать военную помощь Узбекистану – государству с
одним из худших в мире послужных списков в области соблюдения прав человека. Но
прежде чем откроются шлюзы, через которые хлынет военная помощь в адрес Ташкента,
на Капитолийском Холме потребовали от Пентагона повысить прозрачность своего
управления Северной сетью поставок.
В частности, Сенат США выразил обеспокоенность тем обстоятельством, что в связи
с отсутствием контроля Северная сеть поставок превратилась для правящей элиты
Узбекистана в весьма выгодное предприятие, способствующее ее обогащению за счет
мздоимства. Узбекистан является одним из узловых элементов ключевого маршрута,
по которому осуществляются поставки американским и натовским войскам,
сражающимся в Афганистане.
22 сентября сенатский комитет по ассигнованиям утвердил решение о снятии препон,
в течение семи лет лежавших на пути оказания военной помощи Ташкенту. Однако это
было сделано с тем условием, что министерство обороны США будет отчитываться о
расходовании средств, выделяемых на заключение контрактов с подрядчиками по
Северной сети поставок в Узбекистане.
"Комитету внушают обеспокоенность сообщения о засилье коррупции в Узбекистане и
комитет хочет быть в курсе расходования государственными и частными структурами
средств, прямо или косвенно поступающих из казны США на оплату издержек,
связанных с функционированием Северной сети поставок на территории данной страны",
– говорится в отчете Сената по законопроекту об оказании военной помощи за
номером S. 1601.
"Комитету должны представляться детализированные отчеты, дающие возможность
убедиться в отсутствии факта нецелевого использования выделяемых США средств", –
говорится далее в документе. Первый отчет должен быть представлен через полгода
после вступления законопроекта в силу, а потом на ежегодной основе.
Как предполагается, отчетам будет присваиваться гриф секретности, так что они не
будут подлежать огласке. Голосование в Конгрессе по законопроекту об оказании
иностранной помощи Узбекистану состоится до конца этого года.
Пентагон все активнее задействует Северную сеть поставок для снабжения войск в
Афганистане. К концу текущего года американские военные стратеги планируют
перебрасывать по этому маршруту до 75 процентов всех грузов невоенного
назначения, сокращая использование Соединенными Штатами транзита грузов через
Пакистан.
В ситуации, когда Туркменистан отказывается подключаться к наземному транзиту
грузов в рамках данной сети – несмотря на целенаправленные действия по
мотивированию официальных лиц в Ашхабаде – Узбекистан имеет все шансы сколотить
на своем стратегическом положении и инфраструктуре неплохой капитал.
Узбекистан играет центральную роль в Северной сети поставок, поскольку большая
часть грузов поступает в Афганистан через железнодорожный узел Термез-Хайратон.
Агентства оборонного ведомства США заключили множество контрактов с местными
подрядчиками, занимающимися грузоперевозками и оказывающими складские услуги, а
также с государственными железными дорогами Узбекистана. Узбекские власти,
предоставившие министерству обороны возможность задействовать аэропорт Навои для
совершения рейсов уполномоченными им структурами, не позволяют выполнять полеты
из Навои в Афганистан и настаивают, чтобы грузы доставлялись к границе грузовым
транспортом.
Как сообщил EurasiaNet.org сведущий источник в Вашингтоне, подключение местных
фирм в качестве субподрядчиков по контрактам министерства обороны вызывает
живейший интерес у представителей отдельных американских правительственных
кругов. Некоторые из них выражают обеспокоенность, что на этом партнерстве с
международными фирмами будет бесконтрольно наживаться политическая и силовая
элиты Узбекистана.
По утверждению другого источника, знакомого с практикой заключения Пентагоном
контрактов в Центральной Азии, стратегам из министерства обороны хорошо известно,
что некоторые военные подрядчики США устанавливают взаимоотношения с компаниями,
связанными с друзьями и родственниками президента Узбекистана Ислама Каримова. "Пентагоновским
специалистам по логистике, конечно, было известно, что некоторые подрядчики
используют для выполнения отдельных работ по своим контрактам в Узбекистане и
Афганистане компании, контролируемые семьей Каримова. Причем совершенно ясно,
что они считали это не негативным моментом, а как раз наоборот", – говорит
источник.
Как показало предыдущее расследование EurasiaNet.org, минобороны в курсе, что
ведение бизнеса в Узбекистане сопряжено с определенными трудностями.
Потенциальные подрядчики предупреждали Пентагон, что с "неофициальными выплатами"
– недвусмысленный эвфемизм, обозначающий взятку – а также частой корректировкой
правил игры частично можно справиться путем "установления добрых отношений" с
узбекскими властями.
По данным Исследовательской службы Конгресса США, в базе данных закупок для
федеральных нужд сумма реализуемых в Узбекистане контрактов выросла с 11,7 млн.
долларов в 2007 году до 20,2 млн. долларов в 2010 году.
По утверждению правозащитников, политики в Вашингтоне позволяют Узбекистану
диктовать условия и параметры американо-узбекских отношений. Как явствует из
последнего пакета обнародованных Wikileaks дипломатических депеш, американские
дипломаты в Ташкенте особо не стремятся поднимать с узбекскими властями вопрос о
вопиющих нарушениях прав человека, в том числе вопрос о широко распространенном
использовании принудительного детского труда в хлопковой отрасли.
"Поправка сенатского комитета по ассигнованиям, возможно, пока не привлекла
особого внимания, но ее жуткий посыл демократическим активистам и простым людям
Узбекистана невозможно преувеличить", – подчеркивает специалист по Узбекистану
правозащитной организации Human Rights Watch Стив Свердлоу (Steve Swerdlow).
"Всего через несколько дней после того как в своем отчете о состоянии
религиозных свобод Госдеп США внес Узбекистан в список государств,
систематически нарушающих религиозные свободы, Конгресс дал добро на выделение
огромных средств армии одного из самых репрессивных режимов в мире, президент
которого Ислам Каримов продолжает свое наступление на гражданское общество, где
широко распространены пытки и эксплуатация детского труда, – добавляет Стив
Свердлоу. – Учитывая тот факт, что Ташкент уже и без того получает большую
выгоду от военного присутствия США в Афганистане, администрация Барака Обамы
могла бы разыграть свою партию и получше: она могла настоять, чтобы в стране
сначала исправили ситуацию с соблюдением прав человека, а потом уже снимала
ограничения на оказание помощи, а не наоборот".
EURASIANET.org
|