search
menu
person

NEWS AND UDATES


Авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления иностранных государств (2006)

Авиационные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления иностранных государств

Капитан А. Бобков

Основные ТТХ самолёта ДРЛО и управления E-3 "Сентри"
Скорость полета, км/ч (на высоте Н=7 500-10 000 м): 550
Практический потолок, м 10500
Практическая дальность полета (число М=0,6; Н=10 000 м), км 7900
Время патрулирования на удалении 1 600 км от базы, ч 6
Высота полета в зоне патрулирования, м 9 000-10 000

Находящиеся на вооружении самолеты ДРЛО и управления позволяют решать следующие основные задачи: создавать в случае необходимости сплошное радиолокационное поле над всей территорией ТВД на период нанесения или отражения массированного ракетно-авиационного удара, обнаруживать воздушные и надводные цели на дальностях до 800 и 500 км соответственно, контролировать воздушную обстановку и обеспечивать устойчивое управление авиацией на малых и предельно малых высотах. Основным самолетом такого типа в ВВС США и ОВС НАТО является Е-3 «Сентри» системы AWACS (Airborne Early Warning and Control System), разработанный фирмой «Боинг» на базе пассажирского лайнера Боинг 707-320В. Он предназначен для наблюдения за воздушными и надводными целями на больших дальностях, управления авиационными средствами, а также для обеспечения решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на ТВД. В настоящее время существуют пять модификации самолета ДРЛО и управления Е-3:
- Е-3 А ОВС НАТО (17 единиц), США и Саудовской Аравии, которые имеют турбореактивные двухконтурные двигатели CFM56-2A-2. Силовая установка натовских самолетов включает в себя четыре ТРДЦ TF33-PW-100 с максимальной тягой по 93,4 кН. Все машины оснащены штангой приемника дозаправки топливом в воздухе. В период с 1971 по 1979 год 25 машин ВВС США были переоборудованы в следующие варианты:
- Е-ЗВ, отличающийся повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу ядерного взрыва, гамма- и нейтронному излучению, наличием центральной бортовой электронно-вычислительной машины СС-2 повышенной производительности, помехозащищенной аппаратуры связи и усовершенствованной РЛС.
- Е-ЗС ВВС США (девять единиц), построенные в 1981-1983 годах и оснащенные дополнительным БРЭО.
- E-3D ВВС Великобритании (британское обозначение AEW.Mk1) в количестве шесть единиц. Первый поступил на вооружение в 1990 году.

ТТХ РЛС AN/APY-1 и -2(базовый вариант)
Диапазон рабочих частот, МГц 3175-3425
Количество рабочих частот 12
Время перестройки частоты, мс 20
Максимальная дальность обнаружения воздушных целей, км:  
бомбардировщика (ЭПР = 25 м2) 650
истребителя (ЭПР = 5 м2) 400
крылатой ракеты (ЭПР = 1 м2) 250
надводных целей 400
Диапазон измерения скоростей воздушных целей, км/ч 150-960
Максимальное количество обнаруживаемых целей (за период одного оборота антенны) 1500
Зона обзора, град.:  
по азимуту 360
по углу места ±30
Скорость вращения антенны, об/мин:  
при сканировании воздушного пространства 6
в другое время 0,25
Скорость обзора по азимуту, град/с 36
Масса станции, кг 3630
Длина антенны, м 7,3
Ширина антенны, м 1,5

Силовая установка включает четыре ТРДД CFM56-2A-3 с максимальной тягой по 106,8 кН. Часть специального оборудования британского производства, в частности система радиотехнической разведки «Лорал» 1017, размещена в контейнерах на законцовках крыла. Все машины оснащены штангой приемника системы дозаправки топливом в воздухе.
- E-3F ВВС Франции (три единицы). Первый поступил на вооружение в 1990 году. От британского варианта отличается тем, что часть его оборудования (например, система предупреждения о радиолокационном облучении «Адель») изготовлена французскими фирмами.
Основные работы по модернизации планера самолета заключаются в установке над фюзеляжем фазированной антенной решетки (ФАР), размещенной во вращающемся дискообразном обтекателе. В целях повышения энерговооруженности Е-3 «Сентри» оснащен генераторами увеличенной мощности для питания специальной аппаратуры.
Экипаж самолета 17-21 человек, из них четыре - летный экипаж и 13-17 - оперативная группа в составе: начальника группы, старшего офицера управления ТА, офицера наведения, одного-двух операторов управления боевыми действиями ТА, оператора аппаратуры передачи данных, че-тырех-семи операторов управления аппаратурой разведки и наблюдения, бортрадиста, техников-операторов по обслуживанию и ремонту РЛС, бортовой ЭВМ и аппаратуры связи.
Основной элемент БРЭО самолета Е-3 «Сентри» - РЛС AN/APY-1,-2, представляющая собой многофункциональную когерентную станцию кругового обзора. Ее характерными особенностями являются большая дальность обнаружения, высокая эффективность селекции воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, а также низкий уровень боковых лепестков диаграммы направленности (ДН) антенны, которая представляет собой плоскую щелевую ФАР с механическим сканированием по азимуту и электронным по углу места.
Вид и параметры зондирующего сигнала РЛС, а также режимы ее излучения в зависимости от решаемых задач и условий радиолокационного наблюдения могут изменяться. При ведении разведки широко применяется комбинированный зондирующий сигнал. Он представляет собой сочетание сигналов с различными параметрами излучения, прием и обработка которых производятся в различных режимах. При этом круговая зона наблюдения РЛС может разбиваться на 32 сектора шириной около 11,25°, в каждом из которых возможно задать любой из режимов наблюдения.
Принимаемый станцией сигнал подвергается сложной цифровой обработке, обеспечиваемой высокопроизводительными бортовыми ЭВМ. Информация о воздушной и надводной обстановке в реальном масштабе времени отображается на экранах мониторов автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов РЛС.
РЛС AN/APY-1 (-2) обладает высокой надежностью, которая достигается благодаря использованию цифровых технологий, многократному резервированию практически всех элементов оборудования, автоматизации процесса контроля работоспособности и выявления неисправностей. Кроме того, модульный принцип построения аппаратуры позволяет заменять отказавшие блоки во время полета.
В целях обеспечения обнаружения ЛА, выполненных с использованием технологии «стелт», командование ВВС США в рамках программы RSIP (Radar System Improvement Programme) проводит работы по модернизации РЛС самолетов Е-3 системы AWACS ВВС США, Великобритании, Франции и НАТО, основные из которых выполняют американские фирмы «Боинг» (отвечает в целом за всю систему AWACS) и «Нортроп-Грумман».
Главными целями этих работ являются:
- увеличение дальности действия РЛС AN/APY-1,-2 (после модернизации все станции получили обозначение AN/APY-2) и повышение ее возможностей по обнаружению воздушных целей, имеющих малую радиолокационную заметность (в частности, выполненных по технологии «стелт»);
- повышение устойчивости функционирования станции в условиях применения противником средств РЭБ;
- дальнейшее повышение эксплуатационной надежности РЛС;
- расширение возможностей по обнаружению малоразмерных низколетящих целей на фоне сложной подстилающей поверхности.
Увеличение дальности обнаружения объектов с малой эффективной площадью рассеяния (ЭПР) достигнуто за счет: повышения на 10-12 дБ соотношения «сигнал/шум» на выходе высокочастотного приемного тракта; снижения потерь мощности зондирующих сигналов благодаря размещению ВЧ-аппаратуры приемника и передатчика станции в надфюзеляжном вращающемся куполе самолета, между антеннами РЛС и системы опознавания Mk10/12; повышения чувствительности приемного тракта станции (путем изменения структуры зондирующего сигнала) и коэффициента сжатия импульсов.
Указанный комплекс мер позволяет компенсировать уменьшение ЭПР воздушных целей, обеспечить их обнаружение, повысить точность определения дальности, высоты и радиальной скорости цели, а также расширить возможности по обнаружению низколетящих ЛА.
Дальнейшее повышение эксплуатационной надежности компонентов радиолокационного оборудования обеспечивается за счет многократного резервирования всех основных элементов станции, совершенствования встроенной системы контроля, увеличения количества контролируемых параметров технического состояния оборудования, установления дополнительных средств их отображения и повышения количества аппаратуры, которую в случае необходимости можно заменить.
Для расширения возможностей РЛС при наблюдении за воздушными и надводными целями в различных условиях дополнительно введены четыре новых комбинированных режима работы станции (до модернизации их было десять), которые получены в результате сочетания более простых режимов работы станции.
Частота смены простых режимов в процессе обзора воздушного пространства в любом из комбинированных режимов выбирается исходя из условия обеспечения непрерывности сканирования пространства в пределах заданного сектора.
В импульсно-доплеровском режиме может проводиться электронное сканирование ДН антенны РЛС по углу места, что позволяет определить высоту цели. При этом в модернизированной станции применяется как быстрое, так и медленное сканирование луча ДН. В первом случае используются зондирующие импульсы малой длительности, а во втором - большой.
По программе RSIP к 2005 году была закончена модернизация РЛС всех самолетов Е-3 ВВС США, Великобритании и ОВС НАТО, а в 2007-м планируется завершить переоборудование станций самолетов ВВС Франции.
Для обеспечения опознавания объектов, а также с целью получения информации о барометрической высоте полета военных и гражданских ЛА, ответчики которых могут работать в режиме С, на Е-3 установлены запросчики AN/APX-103 системы опознавания «свой-чужой» Мk10/12.
Аппаратура запросчика размещена внутри фюзеляжа, а его антенна - в тыльной части антенной системы РЛС. Антенна представляет собой решетку из 48 излучателей, расположенных по горизонтали в три ряда по 16 штук. Каждый излучатель представляет собой логопериодическую антенну, выполненную путем нанесения на пирамидальную диэлектрическую основу сотовой конструкции. Ее входное сопротивление составляет 50 Ом.
В целях повышения разведывательных возможностей самолеты Е-3 системы AWACS ВВС США, Франции и НАТО оснащены станцией радиотехнической разведки (РТР) AN/AYR-1. Она обеспечивает обнаружение и определение местоположения воздушных и наземных (надводных) ПРИ, а также распознавание типов РЭС и их носителей на дальностях до 600 км.
Данные о радиоэлектронной обстановке в районе патрулирования самолета Е-3, полученные указанной станцией по каналам передачи данных от средств РТР, размещенных на других носителях, используются для планирования радиолокационной разведки, при выборе режимов радиолокационного наблюдения и принятии мер радиоэлектронной защиты.
Система обработки данных обеспечивает: обработку поступающих от других систем данных; проведение расчетов, связанных с выполнением задач обнаружения, опознавания и сопровождения целей, оценкой угрозы воздушного нападения, готовности средств ПВО и управления ими; запись, хранение, обновление и выдачу данных на аппаратуру индикации; формирование сообщений для передачи на наземные центры управления; моделирование условно-реальной обстановки для тренировки операторов; автоматическое подключения резервных модулей на основе данных о выявленных встроенной системой контроля неисправностях.

Самолет ДРЛО и управления Е-ЗС «Сентри» системы AWACS ВВС США

В состав системы входит двухпроцессорная высокопроизводительная ЭВМ 4PI/CC-2E, обеспечивающая обработку данных в масштабе времени, близком к реальному. Предусмотрена возможность использования обоих процессоров для одновременного решения двух различных задач или совместного решения одной сложной. ЭВМ 4PI/CC-2E превосходит ранее используемую модель 4PI/CC-1 по скорости обработки данных в 2,7 раза, а по емкости оперативного запоминающего устройства в 5 раз. Она имеет постоянное запоминающее устройство, выполненное на твердотельных модулях памяти емкостью 1 Мбайт производства японской фирмы «Хитачи».
В состав системы навигации самолета Е-3 входят: приемоиндикатор AN/ARN-120 системы дальней радионавигации «Омега»; аппаратура станции ближней радионавигации TACAN AN/ARN-117H аппаратура SANS-7000B; два комплекта инерциальной навигационной системы AN/ASN-119; доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/ARN-213; радиокомпас AN/ARN-50; радиовысотомер; маркерный и аварийный радиомаяки; метеорологическая РЛС AN/AVQ-30X; приемник космической радионавигационной системы NAVSTAR.
Обеспечение надежной засекреченной телефонной связи, обмена данными операторов и экипажа с наземными (корабельными) ПУ, а также наведения самолетов тактической авиации с борта Е-3 осуществляется с помощью средств связи и передачи данных.
В конце 1999 года компания «Боинг» начала модернизацию самолетов ДРЛО и управления командования ОВС НАТО и семи аналогичных машин Великобритании по программе МТМР (Mid-Term Modernization Program).
В рамках данной программы предполагается установка на борту этих самолетов следующего оборудования: 14 АРМ, которые позволят более качественно отслеживать воздушную обстановку; аппаратуры цифровой системы связи; модернизированного радиоприемного устройства КРНС NAVSTAR; радиостанций сверхвысокочастотного диапазона, которые дадут возможность оперативно взаимодействовать с системами управления ВВС и ПВО европейских стран; усовершенствованной системы опознавания «свой-чужой» и предупреждения о столкновении (для повышения безопасности полетов), в состав которой входят запросчик STR 2000 и ЭВМ ACAS системы предупреждения о столкновении TTR 921. Весь комплекс работ по совершенствованию БРЭО этих самолетов планируется завершить к 2011 году.
В связи с прекращением фирмой «Боинг» серийного производства самолетов Боинг 707 по заказу управления сил самообороны Японии создан самолет ДРЛО и управления на базе серийного широкофюзеляжного пассажирского лайнера Боинг 767-200ER, получивший обозначение Е-767.
В 1999 году четыре таких самолета были поставлены в ВВС Японии (общая сумма контракта на производство и поставку составила около 1,6 млрд долларов). В 2005 году управление сил самообороны Японии планирует начать модернизацию своих самолетов AWACS в рамках программы RSIP, рассчитанной на шесть лет. На первом этапе (2005-2008) планируется модернизировать РЛС AN/APY-2 (антенная система, программно-аппаратные средства), на втором (2009-2010) - усовершенствовать АРМ, систему распределения и подачи электроэнергии.
Необходимые комплектующие планируется закупать в США. Монтаж нового оборудования будут осуществлять японские компании «Кавасаки» и «Тошиба» при техническом содействии фирмы «Боинг». Интерес к приобретению модернизированного самолета Боинг 767 проявляют Саудовская Аравия, Республика Корея и Италия.

Основные характеристики каналов телефонной связи и передачи данных
Радионаправления Диапазон частот, МГц Тип аппаратуры Вид связи Дальность, км
Самолет Е-3 -самолет Е-3 969-1206 «Джитидо («Линк-16») Закрытая телефонная 500
225-400 «Линк-11», «Хэв Квик» Открытая и закрытая телефонная, узкополосная и широкополосная 670
2-30 «Линк-11» Открытая и закрытая телефонная, узкополосная
Самолет Е-3 -самолет ТА 969-1206 «Джитидс» («Линк-16») Закрытая телефонная, широкополосная 500
225-400 «Линк-4А», «Хэв Квик» Открытая и закрытая телефонная, узкополосная и широкополосная 670
2-30 Открытая и закрытая телефонная, узкополосная
Самолет Е-3 - самолеты гражданской авиации 116-152 Открытая телефонная 390
Самолет Е-3 - наземные (корабельные) ПУ 969-1206 «Джитидс» («Линк-16») Закрытая телефонная, широкополосная 350
225-400 «Линк-11», спутниковая Открытая и закрытая телефонная и телеграфная, узкополосная и широкополосная 330
30-76 Телефонная открытая и закрытая, узкополосная 330
2-30 «Линк-11» Открытая и закрытая телефонная и телеграфная, узкополосная 330

Зарубежное военное обозрение №5 2006 с. 45-50

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (28.05.2006) | Автор: Капитан А. Бобков
Просмотров: 16516 | Теги: E-3, А. Бобков, ДРЛО | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar