search
menu
person

NEWS AND UDATES


Развитие в США управляемых ракет класса "воздух-воздух"

 Развитие в США управляемых ракет класса "воздух-воздух"

Майор-инженер Б. Семёнов

Развязанные империализмом агрессивные войны в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке широко использовались Пентагоном для всесторонней проверки в боевых условиях различных видов оружия. Изучив опыт боевого применения авиации в этих войнах, военные специалисты США пришли к выводу, что некоторые американские самолеты и их вооружение оказались недостаточно эффективными. Особенно отмечались низкие боевые возможности ракет класса "воздух - воз дух" при ведении высокоманевренных воздушных боев. С целью увеличения ударной мощи истребительной авиации командование вооруженных сил США проводит ряд мероприятий, в том числе модернизацию состоящих на вооружении и разработку новых управляемых ракет класса "воздух - воздух" ближнего воздушного боя, ракет средней и большой дальности стрельбы.

Ракеты ближнего воздушного боя1 Начало развития этих ракет относится к середине 60-х годов, когда американские летчики уже на опыте первых воздушных боев во Вьетнаме убедились, что их ракеты "Фалкон", "Сайдвиндер" и "Спарроу" малоэффективны в условиях маневренного воздушного боя на малых дальностях. В связи с этим в США проводились работы по их модернизации. В результате на вооружение ВВС и авиации ВМС поступили новые варианты ракет: "Спарроу"3 AIM-7E-2. "Сайдвиндер" AIM-9E, J, G и Н. имеющие несколько улучшенные маневренные характеристики по сравнению с их предшественницами Однако, по мнению американских военных специалистов, они также не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ракетам, предназначенным для ведения ближнего маневренного воздушного боя. Вследствие этого в США начали разрабатываться новые управляемые ракеты: "Сайдвиндер" AIM-9L, "Эджайл" и "Кло".

УP "Сайдвиндер" AIM-9L от предыдущих ракет этого семейства отличается тем, что она имеет меньшую минимальную и большую максимальную дальности стрельбы и может использоваться со стороны задней и передней полусфер цели. По сообщениям иностранной прессы разработка этой ракеты близка к завершению, и она может быть принята на вооружение в текущем году В качестве основных самолетов-носителей планируется использовать истребители F-I4A, F-15 и F-4.

Ракетой "Эджайл" предполагается вооружить самолеты F-14А, F-15, F-4, А-7 и А-10А. Эта ракета не имеет аэродинамических рулей. Ее управление в полете производится специальным устройством, изменяющим вектор тяги двигателя. Использование такого способа управления, но мнению американских специалистов, даст возможность достичь высоких маневренных характеристик ракеты, а установка всеракурсной инфракрасной головки самонаведения позволит вести стрельбу по целям с любого направления. Однако все это потребовало проведения широкого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в свою очередь привело к значительному увеличению стоимости программы разработки и перенесению на более поздний период (на конец 70-х годов) сроков принятия ракеты на вооружение.

По мнению командования ВВС США, ракеты "Сайдвиндер" AIM-9L и "Эджайл" обладают двумя существенными недостатками - большим весом и значительной стоимостью. В связи с этим по заданию ВВС начата разработка легкой и недорогой ракеты, получившей наименование "Кло". По сравнению с ракетами "Сайдииндер" AIM-9L и "Эджайл" она должна иметь примерно вдвое меньший вес, меньшую минимальную дальность стрельбы, повышенную маневренность и более низкую стоимость.
Ракеты средней дальности стрельбы. Наряду с созданием ракет ближнего воздушного боя в США ведутся работы по совершенствованию и созданию новых ракет средней и большой дальности стрельбы (порядка 50 и 100 км соответственно).

Иностранная печать отмечает, что увеличение дальностей стрельбы ракет класса "воздух - воздух" связано не только с созданием более мощных ракетных двигателей и радиолокационных головок самонаведения, имеющих большие дальности действия, но также находится в прямой зависимости от возможностей самолетных РЛС по обнаружению, захвату и сопровождению целей. Поэтому при разработке самолетных РЛС уделяется первостепенное внимание достижению большой дальности и высокой точности обнаружения целей, обеспечению всепогодности применения, повышению надежности и оперативности их боевого использования. Например, сообщается, что максимальная дальность обнаружения воздушных целей импульсно-доплеровской РЛС истребителя F-15 составляет около 80 км, а РЛС истребителя F-14A примерно в четыре раза больше.

Первая американская ракета средней дальности стрельбы "Спарроу"3 AIM-7F была создана на базе ракеты "Спарроу"3 AIM-7E Внешние размеры и конфигурация новой ракеты такие же, как и у ее предшественницы: длина 3700 мм, диаметр 203 мм, размах крыла около 900 мм При сохранении габаритов все основные узлы ракеты AIM-7F разработаны заново. Вес ее примерно на 20 кг больше веса ракеты AIM-7E.

В системе наведения и в других электронных схемах ракеты все электровакуумные лампы заменены твердотельными элементами, что, по заявлению американских специалистов, привело к значительному увеличению надежности ракеты, уменьшению объема и веса бортовой аппаратуры Благодаря этому стало возможным укомплектовать ракету большей боевой частью (вес боевой части увеличен примерно на одну треть) к более мощным твердотопливным двигателем. Максимальная дальность стрельбы ракеты AIM-7F превышает максимальную дальность ракеты AIM-7E почти вдвое. Сообщается, что она может применяться в любых метеорологических условиях и запускаться со стороны как задней, так и передней полусферы цели.

Первоначально ракету A1M-7F предполагалось принять на вооружение в конце 60-х годов. Однако в ходе испытаний были вскрыты некоторые недостатки в ее конструкции, что потребовало проведения доработок и дополнительных испытаний. Разработка ракеты практически завершилась лишь в конце 1973 года. После проведения испытаний по проверке ее боевых возможностей было решено в 1975 году начать крупносерийное производство этой ракеты.

В настоящее время фирма "Рейтеон", создавшая ракету "Спарроу"3 AIM-7F, ведет ее дальнейшее совершенствование В частности, разрабатывается комбинированная (радиолокационная плюс инфракрасная) система наведения. По мнению американских специалистов, такая система наведения ракеты повысит ее помехозащищенность.

Ракеты большой дальности стрельбы. По взглядам командований ВВС и ВМС США, наличие ракет большой дальности стрельбы на вооружении истребителей позволит расширить их боевые возможности по обеспечению ПВО охраняемых объектов. Первоначально в США работы но созданию таких ракет велись по нескольким программам в 50-х годах. Однако из-за встретившихся технических трудностей все программы на различных этапах были аннулированы. Повторная попытка создания ракет большой дальности стрельбы была предпринята в 60-х годах (ракеты "Фалкон" АIМ-47А и "Феникс" АIМ-54А).

Ракета "Фалкон" АIМ-47А разрабатывалась по заказу ВВС США. Летные испытания ее проводились в конце 60-х годов на экспериментальном истребителе-перехватчике YF-12A. Построена она по нормальной аэродинамической схеме, имеет твердотопливный двигатель. Эта ракета может быть оснащена обычной или ядерной боевой частью. Система наведения комбинированная: радиолокационная на начальном и среднем участках траектории, инфракрасная на конечном участке. По сообщениям иностранной печати, разработка ракеты была закончена в начале 70-х годов.

Ракета "Феникс" АIМ-54А принята на вооружение авиации ВМС в 1973 году. Основным ее самолетом носителем является палубный истребитель F-14A. Стартовый вес ракеты свыше 400 кг, длина около 4000 мм, диаметр 380 мм, размах крыла 914 мм. Корпус ракеты изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт теплоизоляционным материалом.

Система наведения комбинированная и состоит из полуактивной радиолокационной импульсно-доплеровской системы, работающей по отраженным от цели сигналам самолетной РЛС на начальном и среднем участках траектории, и активной радиолокационной импульсно-доплеровской системы самонаведения, включающейся в работу на удалении ракеты от цели около 16 км. Самонаведение ракеты на конечном участке траектории с помощью активной радиолокационной системы позволяет атаковать цели со стороны задней и передней полусфер в простых и сложных метеорологических условиях.

На истребитель F-I4A в зависимости от решаемых им задач может быть подвешено до шести таких ракет. На самолете установлена бортовая система управления оружием AN/AWG-9 В ее состав входят импульсно-доплеровская РЛС обнаружения и сопровождения цели дальностью обнаружения целей более 300 км, инфракрасная станция дальностью обнаружения целей по их инфракрасному излучению до 160 км, быстродействующая цифровая ЭВМ, пульт управления и индикаторные устройства отображения данных. Кроме того, эта система управления имеет специальный блок, с помощью которого производится автоматический контроль исправности как самой системы, так и ракет, находящих ся на борту истребителя.

Поступающие от целей отраженные сигналы обрабатываются бортовой ЭВМ, которая производит автоматический выбор очередности поражения целей. Информация о целях и целесообразной очередности их поражения отображается на экране индикатора, установленного в кабине оператора.

Кроме ракет "Феникс", истребитель F-14A может нести в различных комбинациях ракеты "Спарроу", "Сайдвиндер" или "Эджайл", С помощью бортовой системы управления AM/AWG-9 можно вести одиночную стрельбу этими ракетами, а все шесть ракет "Феникс" могут быть пущены сразу по шести различным целям.

В настоящее время ракеты "Феникс" поступают в авиационные части и подразделения ВМС США и, по сообщениям иностранной печати, будут состоять на вооружении до конца 80-х годов.

Как сообщает иностранная печать, в США появилось новое направление в развитии ракетного оружия класса "воздух - воздух" - создание ракет с пассивными радиолокационными головками самонаведения. Первой из них является ракета "Бразо", которая представляет собой модифицированную ракету "Спарроу", оснащенную пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В 1974 году в США было проведено несколько пусков ракет "Бразо" по управляемым мишеням, снабженным источниками радиолокационного излучения, имитирующими излучение самолетных РЛС, По сообщениям иностранной прессы, испытания прошли успешно, В 1975 году планируется выполнить еще несколько пусков ракет "Бразо" и на этом закончить программу экспериментальных испытаний этой ракеты.

Сообщения иностранной печати последних лет свидетельствуют о том. что па основе опыта ведения воздушных боев во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в США совершенствуются существующие и разрабатываются новые ракеты класса "воздух-воздух". Основное внимание при этом обращается на увеличение маневренности, надежности, на расширение диапазонов применения ракет, а также на автоматизацию их пуска и наведения на цель.

1 Подробнее об этих ракетах см. Зарубежное военное обозрение. 1974 .№12. с.69 - ред.

Зарубежное военное обозрение. 1975 .№6. с.454-57

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (06.10.2011) | Автор: Майор-инженер Б. Семёнов
Просмотров: 4545 | Теги: воздух-воздух, Фалкон, AIM-9L, УР, Сайдвиндер, Семёнов, Спарроу | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar