Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 17:06
Ключевые слова
УР, воздух-воздух, AGM

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [133]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [181]
Вооружение [211]
Техническое обеспечение [178]
Стратегия и тактика [120]
Форма, знаки различия, награды [6]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Вооружение

Зарубежные управляемые ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности
HTML clipboard

Зарубежные управляемые ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности

Полковник А. Григорьев, к т н

Согласно американской классификации к управляемым ракетам (УР) класса «воздух -земля» большой дальности относятся УР с максимальной дальностью стрельбы 100 км и более. Образцами ракет этого типа, уже состоящими на вооружении, являются американская УР AGM-84E SLAM, созданная на базе противокорабельной ракеты «Гарпун», и французская ракета с ядерной боевой частью (B4)ASMP.

В настоящее время особое внимание за рубежом уделяется созданию новых УР большой дальности. Принятие их на вооружение, по оценке иностранных специалистов, существенно повысит боевые возможности авиации по поражению наземных целей без захода самолетов-носителей в зону действия объектовой ПВО. Новые ракеты будут предназначены для поражения важных высокозащищенных малоразмерных целей унитарной проникающей боевой частью, а бронетанковой техники, аэродромов и самолетов на них, слабо-защищенных командных пунктов, позиций ЗРК и других площадных объектов противника с использованием кассетных БЧ.

В США практически завершены разработка и испытания новой модификации ракеты SLAM, получившей обозначение AGM-84H SLAM-ER. Эта УР выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащена нижнерасположенным раскрывающимся крылом и крестообразными аэродинамическими поверхностями управления. Для наведения ракеты применяется инерциальная навигационная система (ИНС) с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR и тепловизионная ГСН, сопряженная с линией передачи изображения цели на борт самолета-носителя. Ракета оборудована малоразмерным двухконтурным турбореактивным двигателем САЕ J402 тягой около 300 кгс разработки фирмы «Теледайн» и проникающей БЧ массой 320 - 340 кг с титановым корпусом.

ТТХ УР "воздух-воздух" большой дальности

 

УР AGM-84H SLAM-ER

LOCAAS

«Апаш»

SCALP «Сторм Шэдоу»

KEPD 350

Стартовая масса, кг

727

с двигателем 43
без двигателя 22

1200-1230

1200

1300

Масса боевой части, кг

320 - 340

 

до 520

400

500

Максимальная дальность стрельбы, км

 до 200

с двигателем 170
без двигателя 60-70

140

более 250

350

Скорость полета (число М)

0,8 - 0,9

 

0,9

0,9

0,8

Высота полета, м

 

 

 

 

50

Геометрические размеры, м:

 

 

 

 

 

длина

4,37

0,5

5,1

5,1

5

диаметр корпуса

0,34

 

0,63х0,48

0,63x0,48

 

размах крыла

2,43

0,9

2,85

2,85

 

В качестве основных носителей этой УР планируется использовать истребители F/A-18. Рассматривается вопрос об оснащении этими ракетами других самолетов тактической и стратегической авиации. Поступление УР на вооружение ожидается в 2000 - 2001 годах.

С ориентацией на более отдаленную перспективу в США в рамках программы JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) ведутся НИОКР по созданию новой ракеты большой дальности стрельбы. В апреле 1998 года министерство ВВС по результатам конкурсных испытаний опытных образцов, представленных корпорациями «Боинг» и «Локхид - Мартин», заключило с последней контракт на полномасштабную разработку и организацию серийного производства этой УР. Согласно требованиям JASSM должна иметь максимальную дальность стрельбы около 300 км, оснащаться автономной системой наведения и обеспечивать поражение как стационарных, так и мобильных наземных целей.

По предварительным данным, ракета создается с использованием технологии «стелт» и будет иметь несущий корпус с нижнерасположенным раскрывающимся крылом, оборудованным элевонами. Стоимость одного образца составит около 400 - 500 тыс. долларов. Систему наведения, помимо корректируемой по данным КРНС NAVSTAR инерциальной навигационной системы и тепловизионной ГСН, планируется оснастить программно-аппаратными средствами автономного распознавания целей. Точность наведения ракеты (КВО), по оценке разработчиков, составит около 2,5 м. В качестве силовой установки на ракете предполагается использовать двухконтурный турбореактивный двигатель САЕ J402. Она может оснащаться унитарной проникающей или кассетной боевой частью массой 320 - 340 кг.

В соответствии с условиями заключенного контракта стоимостью 236 млн долларов полномасштабная разработка УР должна быть завершена в 2001 году, а начало серийного производства намечено на 2002-й. Командование ВВС США планирует закупить 2400 УР. В качестве носителей новой ракеты предполагается использовать самолеты В-52Н, В-IB, В-2, F-15E,F-16CHD,a также F-117.

Американская фирма «Локхид - Мартин» в рамках программы LOCAAS (Low Cost Anti-Armor Submunition) ведет разработку высокоточного авиационного боеприпаса (БП), предназначенного для поражения на поле боя наиболее важных одиночных наземных целей (рис. 3). Такими БП предполагается оснастить практически все боевые самолеты ВВС США, в том числе стратегические бомбардировщики В-1В и В-2, а также тактические истребители F-117, F-22 и JSF.

Боеприпас, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным в сечении корпусом, оснащен раскрывающимися после пуска верхнерасположенным крылом и управляемым хвостовым оперением, обеспечивающими изменение траектории полета в ходе наведения на цель по принципу «крен - поворот». Программой разработки предусматривается создать два варианта БП: с двигателем и без него. Первый, по расчетам западных экспертов, будет иметь дальность полета около 170 км. На нем планируется использовать малоразмерный турбореактивный двигатель фирмы «Сандстрэнд» массой около 3 кг и максимальной тягой 22 кгс, время работы которого около 30 мин. Дальность полета БП второго варианта при сбрасывании с больших высот составит 60 - 70 км.

Боеприпас намечается оборудовать инерциальной навигационной системой и лазерной локационной станцией, позволяющей получать трехмерные изображения обнаруженных объектов. Последняя сопрягается с системой автоматического распознавания целей по заложенным в память бортовой ЭВМ образам, в том числе боевых бронированных машин, пусковых установок ракет классов «земля -земля», «земля - воздух» и т. п. По замыслу разработчиков в режиме поиска цели лазерная станция будет осуществлять сканирование земной поверхности в полосе шириной 750 м по курсу полета БП, а в режиме распознавания зона сканирования уменьшится до 100м. При одновременном обнаружении нескольких целей алгоритм обработки изображений обеспечит возможность атаки наиболее приоритетной из них. В варианте боеприпаса с силовой установкой предполагается также его оснащение приемником КРНС NAVSTAR.

Боевую часть намечается оснастить зарядом ВВ относительно большого диаметра с ориентированной вниз кумулятивной выемкой, имеющей медную облицовку. Подрыв БЧ осуществляется при пролете боеприпаса над целью тремя различными способами (в зависимости от ее типа): с формированием ударного стержня, ударного ядра специальной формы, обеспечивающей аэродинамическую стабилизацию ядра в полете, или нескольких ударных ядер. Первый будет применяться для поражения танков и других сильнозащищенных целей, второй - для вывода из строя легкобронированной техники, и третий - для поражения целей типа ПУ ракет и радиолокационных станций.

На самолетах боеприпасы намечается размещать в специальных кассетных установках. Предусматривается также применять сбрасываемые неуправляемые авиационные кассеты типа TMD (Tactical Munition Dispenser), в которых предположительно находятся четыре боеприпаса с двигателем или шесть без него. В 1996 - 1997 годах были проведены летные испытания прототипа БП, связанные с подтверждением его заявленных аэродинамических и маневренных характеристик и проверкой в полигонных условиях надежности функционирования и эффективности систем наведения и управления. В конце 1998 - начале 1999 года намечено провести испытания БП с силовой установкой. По расчетам разработчиков, если количество произведенных боеприпасов превысит 12 тыс. единиц, стоимость одного составит 20 тыс. долларов (без двигателя) и 30 (с двигателем).

В настоящее время в США активно ведутся исследования, связанные с созданием перспективной упраляемой ракеты с гиперзвуковой скоростью полета, предназначенной для уничтожения в первую очередь высокомобильных наземных целей. Основные усилия на современном этапе сосредоточены на разработке силовых установок для таких ракет. В частности, с 1995 года в рамках программы ВВС США «НуTech» (Hypersonic Technology Program) отрабатывается технология перспективного прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), который может быть использован в качестве силовой установки УР со скоростью полета, соответствующей числу М = 8. В программе на конкурсной основе принимают участие американские фирмы «Пратт энд Уитни» и «Аэроджет». Создаваемые ими экспериментальные образцы двигателей имеют нерегулируемые воздухозаборники и двумерные сопла с одной подвижной створкой.

Управление перспективных исследований министерства обороны США DARPA летом 1998 года заключило с фирмой «Боинг» контракт на проведение в период до 2000 года НИОКР по созданию гиперзвуковой управляемой ракеты. Данный контракт оценивается в 10 млн долларов. В соответствии с предъявляемыми требованиями УР должна иметь максимальную дальность 750-1000 км, скорость полета, соответствующую числу М = 6, и оснащаться комбинированной системой наведения (инерциальной навигационной с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и автономной ГСН), а также БЧ массой 110 -115 кг. Согласно условиям контракта фирма-разработчик должна к указанному сроку представить два опытных образца ракеты для проведения наземных и летных испытаний. Компания «Боинг» предполагает использовать результаты программы «HyTech», чтобы создать два образца УР: с силовой установкой разработки компании «Пратт энд Уитни» и с двигателем фирмы «Аэроджет». Аналогичные НИОКР проводит управление перспективных исследований (DARPA), в рамках программы ARRMD (Affordable Rapid Response Missile Demonstrator). В перспективе по итогам выполнения этих работ и результатам проведенных испытаний с фирмой-победительницей предусматривается заключить контракт стоимостью 30 -40 млн долларов на полномасштабную разработку ракеты. Поступление ее на вооружение ожидается к 2010 году.

Военное руководство Франции, Великобритании и ФРГ также предпринимают меры по оснащению национальных ВВС управляемыми ракетами большой дальности. С этой целью в указанных странах осуществляется разработка и подготовка к серийному производству новых образцов УР с дальностью стрельбы свыше 100 км.

В 1997 году министерство обороны Франции заключило контракт, предусматривающий завершение разработки УР «Апаш» (APACHE) и выпуск 100 ее образцов. Согласно условиям контракта НИОКР по созданию УР и подготовка к производству должны быть завершены к концу 1999 года. Новые ракеты планируется размещать на самолетах «Мираж-2000D» и «Рафаль». Основным предназначением «Апаш» является поражение бронетанковой техники и живой силы в местах сосредоточения, аэродромов и самолетов на них, слабозащищенных командных пунктов, железнодорожных узлов, позиций ЗРК, складов и других объектов противника.

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме с верхнерасположенным складывающимся крылом и корпусом прямоугольной формы, состоящим из трех отсеков. В носовом отсеке размещена электронная аппаратура наведения, включающая инерциальную навигационную систему, высотомер, РЛС миллиметрового диапазона и бортовую ЭВМ. Управление полетом ракеты на среднем участке траектории осуществляется с помощью ИНС, периодически корректируемой командами бортовой ЭВМ, которые вырабатываются на основе корреляции цифрового изображения местности, хранящегося в ее памяти, с данными РЛС. Возможно также, что корректировка инерциальной системы будет производиться по данным КРНС NAVSTAR. Наведение на конечном участке траектории обеспечивается РЛС миллиметрового диапазона. Полет ракеты к цели происходит в режиме следования рельефу местности на высотах до 150 м на среднем участке траектории и 50 м на конечном.

Центральный отсек ракеты предназначен для размещения боевой части массой до 520 кг. Его конструкция позволяет за короткое время снаряжать УР кассетными боеприпасами различного назначения или унитарным зарядом. С этой целью разработаны специальные типовые секции с поперечным (в трубчатых направляющих) или продольным расположением БП в зависимости от их габаритных характеристик. В качестве боеприпасов планируется использовать малогабаритные бетонобойные бомбы «Крисе» и «Саманта», самоприцеливающиеся противотанковые БП «Акади» и мины «Магра». Кроме того, возможно применение кассетных боеприпасов, созданных для снаряжения германской несбрасываемой кассетной установки MW-1: противотанковых кумулятивных (MIFF) и противопехотных осколочных боеприпасов (MUSA) и мин (MUSPA). Предполагается также снаряжение УР «Апаш» самонаводящимися противотанковыми боеприпасами.

БП «Крисе», разработанный на базе штатной бетонобойной бомбы «Дюрандал», оснащен твердотопливным ракетным ускорителем, сообщающим ему на конечном участке скорость около 300 м/с, его масса около 50 кг. Боеприпас «Саманта» имеет аналогичную конструкцию, но оборудован ускорителем большей массы, обеспечивающим ему повышенную скорость при соприкосновении с поверхностью цели. Толщина пробиваемого этим БП бетонного покрытия составляет около 40 см. В отсеке БЧ УР «Апаш» будет размещаться до десяти бетонобойных боеприпасов. Самоприцеливающиеся противотанковые БП «Акади» и мина «Магра» оснащены боевой частью, действующей по принципу ударного ядра. Унитарная БЧ ракеты будет иметь массу около 400 кг и проникать в бетонное перекрытие на глубину до 1,8 м.

В хвостовом отсеке УР размещаются малоразмерный двухконтурный турбореактивный двигатель с максимальной тягой 5500 Н, приводы аэродинамических управляющих поверхностей и топливный бак. Воздухозаборник двигателя расположен в нижней части корпуса.

В конце 1997 года министерство обороны Франции заключило с консорциумом «Матра -Бритиш аэроспейс дайнэмикс» контракт на разработку и начало серийного производства УР SCALP, предусматривающий поставку в ВВС и ВМС 500 ракет (должна начаться в 2003 году). SCALP, созданная на базе УР «Апаш», имеет сходные компоновку и геометрические размеры. Особенностями данной ракеты являются применение технологии «стелт» и более совершенного двигателя с меньшим удельным расходом топлива и повышенной тягой. Максимальная дальность стрельбы УР более 250 км. Ее основным назначением будет поражение высокозащищенных малоразмерных целей типа командных пунктов и узлов связи. Ракету предполагается оснащать проникающей (тандемной кумулятивно-фугасной) боевой частью массой 400 кг, разрабатываемой по программе BROACH британской фирмой «Ройял орданс». Летные испытания SCALP планируется начать в конце 1998 года, а серийное производство - в 2000-м.

В Великобритании в 1997 году правительство страны приняло решение о приобретении нескольких сот УР «Сторм Шэдоу». Данная ракета, являющаяся вариантом УР SCALP и предназначенная для оснащения самолетов тактической авиации британских ВВС, имеет аналогичные характеристики. Конструктивно она состоит их четырех основных отсеков. В первом находятся ИНС, высотомер и бортовая ЭВМ, во втором (центральном) БЧ ракеты, в третьем (хвостовом) - двигатель, топливный бак и приводы поверхностей управления, в четвертом (расположен в верхней центральной части ракеты) - механизм раскрытия крыла и аппаратура сопряжения ракеты с самолетом-носителем. Ракетой «Сторм Шэдоу» предполагается оснащать самолеты «Торнадо-GR. 1», «Харриер-GR.7» и EF-2000. Начало поставок УР запланировано на 2002 - 2003 годы.

Германия и Швеция с 1994 года осуществляет совместную разработку семейства авиационного оружия «Таурус» класса «воздух -земля», включающего несколько вариантов управляемых ракет с унитарной или кассетной БЧ и сбрасываемых авиационных кассет. Базовым вариантом является авиационная кассета DWS39 с дальностью полета около 8 км, снаряжаемая 24 осколочными и кумулятивными боеприпасами. Она была принята на вооружение шведских ВВС в 1995 году, производится серийно. На основе ее конструкции разработана управляемая ракета KEPD 350 (рис. 6) с максимальной дальностью стрельбы 350 км. Главное ее предназначение - поражение высокозащищенных малоразмерных целей унитарной проникающей (кумулятивно-фугасной) БЧ массой около 500 кг. Возможно также оснащение УР кассетной боевой частью для поражения площадных наземных целей. В настоящее время завершаются ее летные испытания.

Ракета имеет несущий корпус прямоугольного сечения, верхнерасположенное крыло небольшого удлинения и крестообразное хвостовое оперение с органами управления. В конструкции УР применены элементы технологии «стелт» и современные композиционные материалы. Для наведения ракеты на цель используются бортовая ЭВМ, инерциальная навигационная система с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и тепловизионная ГСН, имеющая расположенную в фокальной плоскости матрицу чувствительных элементов из антимонида индия. Рассматривается также возможность оборудования УР активной радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона. Ракета оснащена малоразмерным турбореактивным двухконтурным двигателем с тягой около 6700 Н американской фирмы «Уильяме».

При боевом применении УР может осуществлять полет на сверхмалых высотах в режиме огибания рельефа местности на скорости, соответствующей числу М = 0,8. По мнению западных специалистов, такой режим полета будет способствовать повышению живучести ракет при преодолении систем объектовой ПВО. Полет по маршруту обеспечивается с помощью ИНС, КРНС NAVSTAR, бортовой системы, подобной TERCOM, с использованием цифровой модели рельефа местности и навигации по опорным точкам, введенным в память бортовой ЭВМ в виде цифровых карт. При поражении мостов предусмотрен режим выхода на цель вдоль дороги, ведущей к переправе.

Командование ВВС ФРГ выразило заинтересованность в приобретении управляемых ракет KEPD 350, и в декабре 1997 года германское правительство приняло решение о выделении на эти цели 335 млн долларов. Ранее руководство ВВС для вооружения самолетов «Торнадо» планировало закупить во Франции УР «Апаш». Для организации серийного производства ракет KEPD 350 фирмы-разработчицы «Даймлер-Бенц аэроспейс» (ФРГ) и «Бофорс» (Швеция) предполагают создать совместное предприятие с долевым участием 70 и 30 проц. соответственно. Поступление УР на вооружение истребителей ВВС ФРГ «Торнадо» и EF-2000 ожидается в начале следующего столетия. Для оснащения шведских истребителей «Грипен» предусматривается создать облегченный вариант ракеты, получивший обозначение KEPD 150. Руководство вооруженных сил Италии также рассматривает возможность приобретения данных ракет для оснащения истребителей «Торнадо» и АМХ (KEPD 350 и 150) национальных ВВС.

Зарубежное военное обозрение №11 1998 С.33-37

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (11.04.2010) | Автор: Полковник А. Григорьев, к т н

Просмотров: 6118 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов