Универсальные десантные корабли типа «Уосп»
Капитан 1 ранга Ф. Волгин
В соответствии с планами развития надводного флота ВМС США боевые возможности амфибийных сил предусматривается наращивать в первую очередь за счет строительства крупных десантных кораблей, способных производить высадку десанта штатными средствами на большом удалении от берега и обеспечивать его последующие действия. В июне 1989 года в боевой состав флота введен головной универсальный десантный корабль (УДК) LHD1 "Уосп", в июле 1992 года - второй корабль LHD2 "Эссекс", остальные корабли этой серии находятся в различных стадиях постройки. УДК типа "Уосп" наряду с решением традиционных задач, свойственных им. планируется использовать в качестве флагманских кораблей соединений, проводящих операции по завоеванию господства в океанских (морских) районах. На них могут базироваться до 20 штурмовиков AV-8B "Харриер-2" (ударный вариант смешанной авиагруппы) и шесть противолодочных вертолетов SH-60F "Оушн Хок". Кроме того, возможно их применение в следующих вариантах: противовоздушная и противолодочная оборона авианосных ударных групп (самолеты AV-8B "Харриер-2" и вертолеты SH-60 "Си Хок"), ПВО и загоризонтное целеуказание в интересах ракетной ударной группы; противоминное обеспечение и борьба с малыми надводными кораблями в охранении важных конвоев и групп боевых кораблей (AV-8B, вертолеты-тральщики); ПВО корабельных противолодочных групп, действующих в районах с повышенной угрозой со стороны воздушного противника (AV-8B, SH-60B и Е). Вышеизложенное свидетельствует о том, что УДК типа "Уосп" ЯВЛЯЮТСЯ действительно универсальными кораблями, и не только с точки зрения участия их в амфибийных операциях. Основные тактико-технические характеристики LHD1 "Уосп" приведены ниже. Несмотря на способность УДК типа "Уосп" решать вышеуказанные задачи, основным их предназначением все же считается транспортировка морем и высадка на необорудованное побережье укомплектованного (включая боевую технику и средства материально-технического обеспечения) экспедиционного 1 батальона морской пехоты (около 2 тыс. человек), управление силами высадки, оказание авиационной поддержки десанту и эвакуация раненых. Для этого используются три десантных катера на воздушной подушке LCAC, а также смешанная авиагруппа в составе шести истребителей-штурмовиков AV-8B "Харриер-2" и до 36 вертолетов различного назначения (транспортно-десантные СН-46Е "Си Найт", СН-53Е "Супер Стэльен", CH-53D "Си Стэльен", многоцелевые UH-IN "Ирокез" и огневой поддержки АН-1Т"Си Кобра"). Проектом корабля предусмотрена возможность изменения состава авиагруппы в широком диапазоне, а также использования противолодочных вертолетов SH-60B "Си Хок" системы ЛЭМПС МкЗ. Исходя из такой возможности, УДК типа "Уосп" предполагается привлекать для поиска и уничтожения подводных лодок, защиты морских коммуникаций и эскортирования важных конвоев. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки он может нести преимущественно противолодочные вертолеты или самолеты "Харриер-2" (до 28 единиц). Типовой состав авиаотряда в этих случаях будет включать 20 самолетов и шесть противолодочных вертолетов. Главной особенностью катеров на воздушной подушке LCAC является высокая скорость хода (до 50 уз), что определяет возможность их использования в десантных операциях на расстоянии 20 - 25 миль от береговой черты, то есть за пределами прямой радиолокационной видимости с берега, тогда как для выпуска водоизмещающих катеров, имеющих скорость хода 8 - 11 уз, корабли должны подходить к берегу на дальность 3 - 5 миль. Кроме того, существенно (до 40 миль) расширяется полоса возможной высадки десанта. К достоинствам этих катеров западные специалисты относят также возможность переброски тяжелой техники или личного состава десанта с корабля в глубь побережья с преодолением противодесантных или минных полей на суше. На грузовой палубе катера в пределах ее размеров (длина 20,4 м, ширина 8,2 м, площадь 167 м2) и грузоподъемности (68 т) может размещаться боевая техника в различных вариантах. Ее загрузка (выгрузка) осуществляется самоходом через носовую и кормовую аппарели. При проектировании УДК "Уосп" за основу был принят технический проект универсального десантного корабля предыдущего типа (Тарава"), в который внесен ряд изменений в соответствии с требованиями увеличения авиационной группы и возможности в широких пределах варьировать ее состав. Общая длина корабля увеличена на 7,3 м, ширина осталась без изменений, что позволяет проходить Панамский канал при передислокации корабля. Несколько уменьшена общая площадь парковых зон для гусеничной и колесной техники и соответственно увеличены размеры ангара, мастерские оборудованы для обслуживания большего количества самолетов и вертолетов. Заново была спроектирована кормовая часть корабля, что связано с применением десантных катеров на воздушной подушке. Эти катера могут входить через открытые ворота в сухую доковую камеру, а для обычных водоизмещающих катеров предусмотрено ее затопление путем заполнения балластных цистерн. Одним из ключевых изменений проекта считается уменьшение размеров островной надстройки на полетной палубе за счет переноса из нее боевого информационного центра и рубки связи во внутренние защищенные помещения, что в значительной степени повысит живучесть системы управления и связи корабля. Тактика использования с УДК "Уосп" катеров типа LCAC и десантных вертолетов за пределами прямой радиолокационной видимости с берега определила состав его вооружения. Еще в проекте отказались от носовых 127-мм артиллерийских установок, предназначенных на УДК типа "Тарава" для оказания огневой поддержки десанту, и усилили средства противовоздушной обороны ближнего действия. Одна пусковая установка ЗУР "Си Спарроу" и два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан-Фаланс" размещены на платформе в корме над воротами доковой камеры, вторая такая ПУ и один ЗАК находятся на надстройке перед ходовым мостиком. В проекте корабля сохранена паротурбинная главная энергетическая установка (ГЭУ), размещенная в двух машинных отделениях, которые разделены отсеком вспомогательных механизмов. В каждом машинном отделении находятся паровой котел V2M-VS и турбина мощностью 35 000 л.с. с понижающим редуктором. УДК типа 'Уосп" являются единственными кораблями, которые строятся в настоящее время в ВМС США с паросиловыми энергетическими установками. В целях снижения стоимости эксплуатации и обслуживания, а также унификации элементов ГЭУ с другими кораблями проводится проработка и оценка экономической целесообразности применения на УДК газотурбинной главной энергетической установки. В ходе работы над проектом фирма "Дженерал электрик" предложила использовать четыре серийных газотурбинных двигателя LM2500, которые в настоящее время установлены на эскадренных миноносцах УРО типа "Орли Бёрк", крейсерах УРО «Тикондерога", эскадренных миноносцах "Спрюенс" и фрегатах УРО "Оливер X. Перри". Предложенные изменения могут быть применены не ранее чем на пятом корабле серии, так как потребуется замена гребных валов и винтов. При этом мощность ГЭУ может увеличиться до 100 000 л.с, максимальная скорость - до 25 уз, а дальность плавания- на 20 проц.Численность экипажа сократится на 40 человек. Проведенные фирмой расчеты показали, что с существующими гребными валами и винтами две газовые турбины обеспечат кораблю скорость 20 уз. При применении газотурбинной ГЭУ время подготовки корабля к выходу в море снизится с 2 - 4 ч до несколько минут. Вдвое по сравнению с УДК 'Тарава" увеличены возможности корабельного госпиталя. Он рассчитан на 600 стационарных койко-мест, имеет шесть операционных (расположены под полетной палубой), четыре зубоврачебных кабинета и рентген-кабинет. Для доставки раненых от транспортных вертолетов в операционные оборудованы специальные лифты. Командование ВМС считает достаточным построить пять УДК типа "Уосп", последний из них планируется ввести в боевой состав флота в 1996 году. Однако, по мнению западных специалистов, ввиду необходимости заменить в боевом составе ВМС устаревающие десантные вертолетоносцы типа "Иводзима" (семь единиц), возможно, потребуется еще несколько таких кораблей.
ТТХ
Водоизмещение, т |
|
в порожнем состоянии |
28 200 |
полное |
40 532 |
Главные размерения, м |
|
длина |
257,3 |
ширина (по самолёто-подъёмникам) |
32,3 (42,7) |
осадка |
8,1 |
Скорость хода, уз |
|
полная |
23 |
экономическая |
18 |
Дальность плавания на экономической скорости |
9 500 |
Мощность главной энергетической установки |
70 000 |
Зарубежное военное обозрение №6 1993
Другие материалы по теме
Смотрите также
|