Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 16:47
Ключевые слова
подводный флот, дизель-электрические, ДЭПЛ, ПЛ, В. Фёдоров

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
ВМС общие вопросы [153]
Флот [140]
Авиация [87]
Морская пехота [77]
Уставы и руководства [7]
вооружение [86]
снаряжение [18]
Боевые операции [33]
Структура и организация [110]
Стратегия и тактика [74]
Техническое обеспечение [98]
История [24]
ТТХ [12]
НИОКР [83]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВМС » Флот

Дизель-электрические подводные лодки в составе современных ВМС США (2006)

Дизель-электрические подводные лодки в составе современных ВМС США

Капитан 1 ранга В. Федоров

Ровно полвека назад, в 1956 году, командование ВМС США приняло решение отказаться от дальнейшего строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) в пользу создания целиком атомных подводных сил флота. Парадоксально, но в те поры в составе американского флота числилась всего лишь одна (первая в серии) боеготовая атомная подводная лодка (ПЛА) - «Наутилус» (SSN-571). Однако уже к 1970 году предусматривалось (программой ВМС, разработанной в 1957-м) создать подводные силы из 127 кораблей: 40 подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» (ПЛАРБ), 12 - с КР «Регулус 2» (ПЛАРК) и 75 многоцелевых (ударно-противолодочных торпедных), из которых только 10 оставались бы дизель-электрическими ПЛ, а все остальные должны были быть оснащены атомными энергетическими установками. Еще в течение довольно длительного периода продолжали эксплуатироваться шесть ПЛ типа «Тэнг» (SS-563), три типа «Барбел» (SS-580) и ПЛ «Дар-тер» (SS-576). Последняя из них - «Блюбэк» (SS-581) - была выведена в резерв (после 30-летней службы) в 1990 году.
Примеру США последовали и другие морские державы, принявшие на вооружение атомные подводные лодки. В частности, подобное решение приняли ВМС Великобритании (в условиях серьезных финансовых затруднений) в 1990 году, а затем и Франции. Только в составе флотов России и КНР наряду с атомными лодками продолжали эксплуатироваться и дизель-электрические.
Вопрос о возобновлении строительства ДЭПЛ поднимался в Соединенных Штатах неоднократно начиная с 1970-х годов (особенно остро после аргентино-британского конфликта 1982 года вокруг Фолклендских о-вов), затем в 90-е годы прошлого столетия (после войны с Ираком 1991-го), когда атомные лодки оказались малопригодными для борьбы с ДЭПЛ и боевых действий в прибрежных водах и на мелководье. И в том и другом конфликте англичане продемонстрировали эффективность применения своих оставшихся на то время в составе флота ДЭПЛ «Оникс» и «Отус». В первом случае ПЛ «Оникс» была специально переброшена из Великобритании и эффективно использовалась при организации противолодочной обороны корабельного соединения и в разведывательных целях, во втором - обе эти лодки активно участвовали в операциях сил специального назначения в Персидском заливе, скрытно доставляя разведывательно-диверсионные группы в заданные районы.
Активное строительство во многих государствах (в первую очередь в Германии, затем в Скандинавских странах) современных ДЭПЛ с воздухонезависимыми ЭУ замкнутого цикла (AIP) привело в последнее время к тому, что они стали практически неуязвимыми для преследования противолодочными силами. Лодки новых проектов стали наиболее пригодными для решения задач разведки, наблюдения и слежения за подводными объектами противника, а также для доставки и эвакуации разведывательно-диверсионных групп в прибрежные районы проведения операций. Однако все предложения о строительстве или приобретении хотя бы нескольких ДЭПЛ для ВМС США (в том числе для целей подготовки собственных противолодочных сил) до недавнего времени отклонялись ввиду жесткого лобби и противодействия со стороны строителей и убежденных сторонников атомных подводных сил в высших командных инстанциях флота. По тем же причинам отвергались и, казалось бы, выгодные для кораблестроительной индустрии Соединенных Штатов, заказы на разработку и производство ДЭПЛ со стороны некоторых союзных стран (в частности, Израиля, Республики Корея и Австралии).
Ситуация несколько изменилась, когда в апреле 2004 года начальник штаба ВМС США, в то время адмирал В. Кларк, учредил командование противолодочных сил флота (Fleet ASW Command) со штабом в ВМБ Сан-Диего и в начале 2005-го распорядился арендовать современную шведскую ПЛ для содействия подготовке этих сил. Уже в июне того же года в ВМБ Сан-Диего была доставлена (на борту судна докового типа «Эйд Транспортер») ДЭПЛ «Готланд», арендованная у Швеции первоначально на один год (стоимость лизинга 17,5 млн долларов). Так самый крупный в мире (по оценкам западных военных обозревателей) по составу и боевой мощи американский флот обрел небольшую (по сравнению с ПЛА) подводную лодку, чтобы отрабатывать на практике
тактические приемы борьбы с такими ПЛ, в том числе в прибрежных и мелководных районах. На то время кроме опытовой подводной лодки «Долфин» (AGSS-555), доживающей свой век в американском флоте (ее историю см. ниже), других не атомных ПЛ в составе ВМС США не числилось.
Подводная лодка «Готланд», построенная в 1996 году на судоверфи «Кокумс АВ» в Мальме (Швеция), оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1 800 л. с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в течение двух-четырех недель в условиях практически абсолютной скрытности - два дизеля MTU мощностью по 1 300 л. с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море. За время пребывания на службе в ВМС США «Готланд» наглядно продемонстрировала, насколько сложна организация обороны от атак не атомных ПЛ.
ДЭПЛ «Готланд» обслуживается двумя шведскими экипажами - «Голубым» и «Золотым», численностью 35 человек каждый. В частности, «Голубой» экипаж состоит из 20 офицеров (в том числе три женщины) и 15 матросов срочной службы (одна женщина). Все основные специалисты-подводники на борту - офицеры, призывники на лодке в основном проходят обучение и плановую подготовку. Смена экипажей производится через четыре недели. При выходе в море в состав экипажа включаются два радиста - военнослужащих ВМС США - для обеспечения связи с кораблями американского флота.
Конструкция лодки необычна (по американским стандартам). Прочный корпус разделен двойной, равнопрочной плоской перегородкой и имеет две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». Тактико-технические характеристики ДЭПЛ «Готланд» приведены в таблице.
На время пребывания в американских водах минно-торпедное оружие на борту лодки отсутствует (в торпедном отсеке размещены дополнительные спальные места для членов экипажа).
Со своими сменными экипажами ДЭПЛ «Готланд» выступает в роли подводного противника для американских авианосных ударных групп, базовой патрульной авиации и многоцелевых ПЛА, а также в качестве нейтральной или дружественной ПЛ на учениях ВМС. За год эксплуатации по лизингу лодка провела в учебных походах 160 сут (по 12-16 сут в каждом выходе в море), обеспечивая подготовку сил ПЛО по борьбе с малыми и малошумными ПЛ как в глубоководных, так и в прибрежных районах. Высоко оценивая эффективность такой подготовки, командование ВМС США приняло решение о продлении аренды лодки еще на год (до июня 2007-го).
Между тем решается судьба и уникальной в своем роде опытовой ДЭПЛ «Долфин», до настоящего времени использовавшейся в ВМС США в качестве вспомогательной исследовательской лодки (и даже как глубоководный аппарат, по американской классификации - DSV - Deep Submerge Vehicle).
Эта подводная лодка постройки 1968 года является старейшей действующей, и, что примечательно, не атомной. В качестве исследовательской она использовалась в последнее время для испытаний различных экспериментальных систем в интересах научных и опытно-конструкторских лабораторий и центров военного ведомства США. Однако в годы «холодной войны» лодка, согласно публикациям в западных СМИ, наряду с океанографическими работами выполняла и сугубо «секретные» (разведывательные) задания.
Наибольшую известность ДЭПЛ «Долфин» получила, прежде всего, благодаря своему участию в ряде глубоководных проектов. В частности, в первый же год своей службы, в ноябре 1968 года, она установила рекорд (среди действующих подводных лодок) по глубине погружения - до 3 000 футов (915 м), а в апреле 1969-го с нее был выполнен самый глубоководный пуск торпеды (правда, фактическая глубина погружения ПЛ в момент этого пуска так и не была объявлена в США). Считается, что эти рекорды могла побить только (печально известная) российская подводная лодка «Комсомолец» (К-278), погрузившаяся на глубину свыше 1 000 м и выстрелившая торпеду на большей, чем у «Долфин», глубине (но К-278 погибла в апреле 1989 года в Норвежском море). Кроме того, ДЭПЛ участвовала в ряде уникальных экспериментов - по установлению лазерной связи из-под воды с самолетом, передаче сообщений на берег по электронной почте, а также в испытаниях новейших гидроакустических систем и других средств борьбы с подводными лодками противника. Приходилось ей в недавнем прошлом играть и роль условного противника на учениях американских ВМС, хотя и менее успешно по сравнению с более современной ПЛ «Готланд» (в самое последнее время).
Подводная лодка «Долфин» была сконструирована по весьма необычному проекту: ее прочный корпус из стали марки HY-80 имеет правильную цилиндрическую форму, с внешним диаметром 18 футов (4,57 м) и полусферическими закруглениями в носу и корме. Усовершенствованные рулевые устройства позволяли маневрировать без носовых горизонтальных рулей (с использованием лишь кормовых). В прочном корпусе был предусмотрен единственный входной люк, и лодка была оборудована спасательными системами, обеспечивающими, в частности, экстренное всплытие (кроме обычных систем продувки балластных цистерн она имела киль, который для облегчения всплытия мог отделяться от корпуса).
Экспериментальный однотрубный торпедный аппарат предназначался для выстреливания торпед на большой глубине (был демонтирован в 1970 году). Но и без него многочисленный экипаж (с научными сотрудниками - более 50 человек) испытывал затруднения с размещением и бытовые неудобства (спальные матрасы для многих членов экипажа укладывались прямо на палубный настил, кают-компания - одна, и лишь на шесть персон и т. п.).
Энергетическая установка была стандартной: одновальная, два дизельных двигателя фирмы «Дженерал моторе», работающие в надводном положении (шноркельное устройство - для работы дизеля под водой - не было предусмотрено), и электромотор компании «Эллиотт», обеспечивающий движение под водой со скоростью хода до 10 уз (со свинцово-кислотными аккумуляторными батареями) и до 15 уз (с серебряно-цинковыми). Максимальная скорость хода в надводном положении 7,5 уз.
На протяжении почти всей своей службы ПЛ «Долфин» действовала из базы подводных лодок Пойнт-Лома (Сан-Диего, штат Калифорния) и была приписана к 11-й эскадре подводных сил Тихоокеанского флота. Ее береговое обслуживание и научное обеспечение возлагались на НИЦ командования космических и военно-морских систем ВМС США. 21 мая 2002 года лодка, находясь в море в 100 милях от ВМБ Сан-Диего, попала в крупную аварию. Произошло серьезное возгорание электропроводки, был поврежден корпус, в отсеки лодки (уже в надводном положении) стала поступать вода. Члены экипажа (в то время 43 человека вместе с научными сотрудниками) отделались легкими ранениями, но вынуждены были покинуть корабль. В ходе борьбы за живучесть течь была остановлена, пожар потушен, и лодка была отбуксирована в Сан-Диего.
Ремонт и восстановление лодки продолжались три года и обошлись казне в 9 млн долларов. Полностью восстановленная ДЭПЛ «Долфин» вернулась к службе в середине 2005 года, но в сентябре 2006-го было принято неожиданное решение о выводе ее из боевого состава флота (на консервацию). Вызвано ли это бюджетными ограничениями, как сообщала американская пресса, или безнадежным устареванием лодки - вопрос остается открытым. Скорее всего, «Долфин» не выдерживает конкуренции со столь полюбившейся специалистам американского флота современной ДЭПЛ «Готланд», а сэкономленные за счет нее средства не окажутся лишними при реализации новых амбициозных кораблестроительных программ командования ВМС США.

ТТХ ДЭПЛ ВМС США
Тип корабля (проект, бортовой номер, год постройки) Водоизмещение, Главные размере-ния, м: длина, ширина, осадка Мощность ЭУ, л.с./кВт наибольшая надводная/подводная скорость хода, уз Автономность, сут (при скорости хода, уз) Глубина погружения, м Экипаж (в том числе офицеров), человек
т: надводное подводное
«Готланд» -1(А 19,1996, арендована у ВМС Швеции с 2005 года)

Вооружение

1494
1599

60,4

2 дизеля MTU - 1 300 л.с; 2AIP V4-275R - 150 кВт: эл./мотор-1800 л.с. 10/20

14-28(5) 250

35 (20)

6,2

5,6

 
 
533-мм ТА - 4 (12 торпед), 400-мм ТА - 2 (6 торпед для самообороны), мины Туре 47 - 12 (вместо торпед)
«Долфин» - 1 (AGSS-555, 1968)
860
950

46,3
6
4,8

2 дизеля GM V71-850 л.с, 15 (24 ч под водой) 915 более 40 (4), включая гражданских специалистов
эл./мотор - 1 1650 л.с.
7,5/10
Экспериментальный однотрубный ТА (демонтирован)

Зарубежное военное обозрение №11 2006

Категория: Флот | Добавил: pentagonus (12.11.2006) | Автор: Капитан 1 ранга В. Федоров

Просмотров: 6324 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов