Состояние и перспективы развития авиации ВМС США часть 1
Капитан 1 ранга Д. Рюриков,
капитан 2 ранга А. Васильев
Командование ВС США в сложившихся новых условиях стратегической обстановки в мире рассматривает авиацию ВМС, и прежде всего авианосную авиацию флота, в качестве одного из основных ударных компонентов сил общего назначения ВМС.
Авиация ВМС имеет в своем составе соединения и части регулярных сил и организованного резерва авианосной и базовой авиации флота и авиации морской пехоты, на вооружении которых имеется в общей сложности до 4 100 самолетов и вертолетов, и относится к разряду тактической. На вооружении ее боевых частей состоят самолеты и вертолеты различных типов и модификаций, в том числе способные нести ядерное и обычное высокоточное оружие и наносить удары не только по морским и береговым целям, но и по важным объектам, расположенным в глубине территории противника. Однако в последнем случае, как свидетельствуют боевые действия авианосной авиации флота на Балканах, и особенно в Афганистане и Ираке, возникают определенные сложности, связанные с необходимостью осуществления трех-четырех дозаправок самолетов топливом в полете.
Соединения и части авиации флота и морской пехоты, базирующиеся на авианосцах и десантных кораблях, развернутых в составе передовых группировок ВМС США на Средиземном море, в Индийском океане и в западной части Тихого океана, содержатся в высокой степени готовности и способны эффективно решать широкий спектр боевых задач, характерных для боевых действий в открытом море (океане) и прибрежных районах при участии в региональных войнах и вооруженных конфликтах различных масштабов.
По оценке американских военных специалистов, авианосная авиация флота способна наносить ракетно-бомбовые удары и поразить около 70 проц. всех стратегически важных целей, подлежащих уничтожению силами общего назначения ВМС на территории потенциальных противников.
Преимущественно авианосная авиация флота, базируясь и действуя с авианосцев оперативных формирований сил флота, развернутых в составе передовых группировок ВС США, в состоянии, по мнению командования ВМС, обеспечить наиболее эффективное решение задач по нейтрализации любого регионального конфликта на начальной фазе его возникновения, и прежде всего на удаленных от США морских и континентальных ТВД.
Особое значение в этой связи придается продолжающейся интеграции истребительно-штурмовой авиации флота и морской пехоты, имеющей целью обеспечить более активное применение последней в составе (в перспективе) всех десяти регулярных авианосных авиакрыльев воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Такая более тесная интеграция, по мнению командования ВМС и МП, должна способствовать повышению эффективности боевого применения всего морского компонента тактической авиации и достижению более высокого уровня взаимодействия при проведении совместных операций на суше и на море.
Авианосцы с базирующейся на них авиацией (75-80 самолетов и вертолетов) считаются боевым ядром авианосных соединений и групп, которые, в свою очередь, являются одним из важнейших ударных компонентов объединенных оперативных формирований сил флота.
Командование ВМС придает важное значение способности авианосцев в течение короткого промежутка времени, преодолевая в сутки до 700 морских миль, своевременно прибыть в район, где возникает потенциальная угроза государственным интересам США и их союзникам, и в случае необходимости уже на начальном этапе развития кризисной ситуации демонстрацией своего военно-морского присутствия либо прямым военным вмешательством предотвратить или замедлить развитие конфликта до прибытия в заданный район главных сил объединенных оперативных формирований ВС США и их союзников. При этом значительно возросли роль и значение базовой патрульной и разведывательной авиации флота в обеспечении деятельности оперативных формирований сил флота на океанских и морских ТВД.
Авиация флота. В зависимости от предназначения и характера боевого применения в ее составе различают авианосную (палубную) авиацию, действующую главным образом с авианосцев, и базовую, используемую с береговых авиабаз.
Авианосная авиация флота в соответствии с решаемыми боевыми задачами подразделяется по родам на штурмовую, истребительно-штурмовую, истребительную, противолодочную и разведывательную.
Штурмовая авиация до недавнего времени являлась основным ударным компонентом авиации флота. Состоявшие на вооружении ее частей средние штурмовики А-6Е «Интрудер» предназначались для нанесения ракетно-бомбовых ударов по морским и береговым целям, в том числе и по важным объектам, расположенным в глубине территории противника.
Однако к 1998 году самолеты А-6Е были сняты с вооружения, и штурмовая авиация как род авиации флота перестала существовать. В те годы в руководящих кругах ВМС сложилось мнение, что в региональных конфликтах задачи, свойственные штурмовикам А-6Е, смогут выполнять истребители-штурмовики F/A-18C и истребители F-14 «Томкэт». Боевое применение самолетов F/A-18C и F-14 в бывшей Югославии и особенно в Афганистане показало ошибочность такого мнения. Для нанесения этими самолетами ракетно-бомбовых ударов по целям, расположенным в глубине территории противника, требовалось осуществлять три-четыре дозаправки самолетов топливом в полете, что значительно усложняло и снижало эффективность выполнения задач.
Поэтому в дальнейшем для нанесения ударов по важным объектам, расположенным на значительном удалении от авианосцев, планируется применять в роли штурмовиков палубные многоцелевые самолеты F-35C (как считается в США, палубный вариант тактического истребителя пятого поколения), разработка которых ведется по программе JSF. Они будут отличаться от самолетов предыдущего поколения, в частности, меньшим уровнем радиолокационной и инфракрасной заметности, а также более мощным вооружением. По предварительным оценочным данным, боевой радиус действия самолета F-35C с двумя управляемыми авиационными бомбами (УАБ) GBU-31 калибра 2000 фунтов (JDAM) и двумя управляемыми ракетами (УР) AIM-120C AMRAAM класса «воздух - воздух» в бомбовом (внутрифюзеляжном) отсеке, может достигать 1 300 км (без дозаправки топливом в полете), а с дополнительными подвесными топливными баками (ПТБ) - до 1 850 км. Боевая нагрузка может включать различные варианты: УАБ GBU-32 и GBU-31 калибра 1 000 и 2 000 фунтов соответственно; управляемые кассеты (yAK)AGM-154A(JSOW), УР AIM-120C AMRAAM и AIM-132 ASRAAM класса «воздух - воздух» - в бомбовом отсеке; УР AGM-15 8 (JASSM) и AIM-9X «Сайдвиндер» классов «воздух - земля» и «воздух - воздух» соответственно, а также авиабомбы GBU-12 калибра 500 фунтов с лазерной головкой самона-
ведения (1 СН) - на внешних узлах подвески. Кроме того, на вооружении самолета останется авиационная пушка. Американские специалисты полагают, что самолеты F-35C при наличии УР и авиабомб на внешних узлах подвески (что приводит к повышению радиолокационной заметнос-ти) будут привлекаться для выполнения боевых задач только в условиях завоевания превосходства в воздухе и подавления средств ПВО объекта воздействия. При этом не предусматривается вооружать их УР AIM-120A/B AMRAAM класса «воздух - воздух», AGM-65A/B «Мейверик» и AGM-84H SLAM-ER класса «воздух - земля», а также ПКР AGM-84C/D, которые ко времени поступления на вооружение самолетов этого типа будут считаться устаревшими. По предварительным данным, самолет F-35C в качестве штурмовика будет иметь следующие тактико-технические характеристики, приведенные в таблице.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-35C
|
Габариты, м |
|
размах крыла |
13,26 |
длина |
15,47 |
высота |
4,72 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
13 600 |
нормальная взлетная |
24 700* |
Максимальная боевая нагрузка, кг |
7 700 |
Максимальная скорость полета, М |
1,5 |
* При наличии в бомбовом отсеке двух УАБ и двух УР AIM-120C.
|
Предполагается, что первая боевая авиаэскадрилья (аэ) в составе 12 самолетов F-35C будет сформирована в 2012 году. По мнению американских военных специалистов, машины типа F-35C станут основными ударными самолетами авианосной авиации флота до 2040-2050 годов.
Истребительно-штурмовая авиация предназначена в основном для завоевания превосходства в воздухе, обеспечения ПВО АУГ (АУС) и других оперативных формирований сил флота на переходе морем и в районах боевых действий, нанесения ракетно-бомбовых ударов по стационарным и подвижным целям, ведения воздушной разведки, изоляции района боевых действий, авиационной поддержки войск. Она является наиболее многочисленным и перспективным родом авиации флота. На вооружении частей состоят одноместные истребители-штурмовики F/A-18C/D «Хорнет» (останутся в строю до 2019 года, F/A-18D - в авиации МП). Истребительно-штурмовая авиаэскадрилья (ишаэ) имеет по штату 12 самолетов и 18 летчиков.
В целях расширения боевых возможностей и повышения эффективности истребительно-штурмовой авиации командованием ВМС было принято решение до 2015 года закупить 548 машин последующих модификаций - F/A-18E/F «Супер Хорнет». Однако количество закупаемых самолетов может быть сокращено до 460 машин (220 F/A-18E и 240 F/A-18F). Истребители-штурмовики F/A-18E поступают в основном для замены однотипных самолетов F/A-18C, a F/A-18F - истребителей F-14 «Томкэт».
Самолеты F/A-18E/F «Супер Хорнет» в отличие от однотипных F/A-18C/D имеют удлиненный фюзеляж, увеличенные размах и площадь крыла, меньшую радиолокационную и инфракрасную заметность, усовершенствованные средства
РЭБ и информационного обеспечения летчика. Их максимальная боевая нагрузка больше на 20 проц., а боевой радиус действия без дозаправки топливом в полете - на 40 проц.
Комплекс вооружения истребителей-штурмовиков F/A-18E/F может включать: управляемые ракеты AGM-84H SLAM модификации ER с повышенной дальностью стрельбы и AGM-65 «Мейверик» класса «воздух - земля», противокорабельные (ПКР) AGM-84 «Гарпун», противорадиолокационные (ПРР) AGM-88AHARM, УР AIM-120A, АГМ-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», УАБ и УАК различных калибров. В случае необходимости нанесения ударов по площадным целям самолеты могут иметь на вооружении по пять УАК AGM-154A (145 суббоеприпасов BLU-97/B в каждой); а по групповым (бронетанковая и другая техника) - по шесть УАК AGM-154В (четыре BLU-108 в каждой). Для нанесения ударов цр заглубленным целям для них разрабатывается УАК AGM-154C (JSOW).
В 2003 году на оснащение самолетов F/A-18F стали поступать новые навигационно-прицельные системы AN/ASQ-28(V) ATFLIR контейнерного типа (для замены системы AN/AAS-3 8 «Найтхок»), а в стадии разработки находится разведывательная система SHARP. В каждой истребительно-штурмовой эскадрилье с самолетами F/A-18F предусматривается возможность применения четырех-пяти машин в качестве заправочных.
Истребительная авиация укомплектована палубными истребителями F-14A/ B/D «Томкэт» и предназначена для завоевания превосходства в воздухе в определенных районах, обеспечения ПВО АУГ (АУС) и других оперативных формирований сил флота в море, сопровождения истребителей-штурмовиков и ведения воздушной разведки. После снятия с вооружения авианосной авиации флота штурмовиков А-6Е «Интрудер» часть истребителей F-14 прошла специальное переоборудование, позволяющее оснащать их УАБ калибра 2 000 фунтов с лазерной ГСН (GBU-24E/B) и другими средствами поражения наземных и морских целей, в том числе при действиях в сложных метеоусловиях и в темное время суток. Оборудование их навигационно-прицельной системой LANTIRN (в 1996 году) обеспечило возможность самостоятельно, без подсветки извне, применять УАБ с лазерной ГСН. В 2001 году эта система была усовершенствована, что позволило истребителям использовать это оружие с больших высот и не входя в зону действия активных средств ПВО противника. Кроме того, в рамках программы модернизации повышались их возможности по ведению разведки.
Типовой комплекс вооружения модернизированных истребителей F-14B/D может включать: УАБ калибра 2 000 фунтов с лазерной ГСН (GBU-24E/B), УР AIM-9 «Сайдвиндер», AIM-54 «Феникс» и AIM-7 «Спарроу» класса «воздух
- воздух», авиационную пушку М61.
В связи с завершением установленных для самолетов F-14 максимальных сроков эксплуатации в частях и большими финансовыми расходами на поддержание их в боевой готовности принято решение к 2008 году переоснастить две истребительные авиаэскадрильи (иаэ) истребителями-штурмовиками F/A-18Е и десять иаэ - F/A-18F, а устаревшие машины снять с вооружения.
Необходимость замены устаревшей и принятие на вооружение частей новой авиационной техники фирмы-разработчики обосновывают и экономической целесообразностью (стоимость одного часа полета истребителя F-14A около 17 000 долларов, а истребителя-штурмовика F/A-18E/F-MeHee7 000).
Содержание типового авианосного авиакрыла образца 2000 года обходилось казне почти в 227 млн долларов в год, к 2010-му эти расходы, согласно расчетам специалистов, могут сократиться до 160 млн, а общая ежегодная экономия средств при десяти авианосных авиакрыльях и одной учебно-боевой ишаэ в боевом составе авиации ВМС достигнет к этому времени 800 млн долларов.
После снятия с вооружения частей «чистых» истребителей F-14 истребительная авиация перестанет существовать как род авиации флота.
Противолодочная авиация считается одним из основных элементов противолодочных сил флота и, являясь многоцелевой, предназначена для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в море во взаимодействии с другими силами флота, а также для выполнения широкого спектра специальных задач в современных условиях региональных войн и локальных конфликтов.
На вооружении противолодочной авиации состоят самолеты S-3B «Викинг» (образца 1988 года), противолодочные вертолеты SH-60F «Оушн Хок» (1990-го) и SH-60B «Сихок» (1985-го).
Противолодочные самолеты S-3B предназначались главным образом для поиска и уничтожения подводных лодок до их выхода на позиции применения ракетного оружия в дальней и средней зонах ПЛО АУГ (АУС), нанесения ударов по надводным кораблям, судам и быстроходным катерам в море и в прибрежных водах. Кроме того, они были способны осуществлять поиск и постановку мин, вести разведку, РЭБ и наблюдение за оперативной обстановкой в назначенных районах морских ТВД, противодействовать средствам ПВО противника постановкой ложных целей, осуществлять загоризонтное целеуказание и дозаправку самолетов топливом в полете.
Комплекс вооружения самолетов S-3B может включать глубинные бомбы, мины, торпеды, ПКР AGM-84 «Гарпун» и УР AGM-65 «Мейверик». С поступлением на вооружение УР AGM-84H SLAM модификации ER класса «воздух - земля» с увеличенной дальностью стрельбы эти самолеты стали способны наносить удары по наземным объектам.
В целях продления сроков эксплуатации в частях самолеты S-3B проходят соответствующий ремонт и модернизацию. Однако в связи с устареванием этих машин и их низкой эффективностью при поиске подводных лодок в прибрежных водах принято решение снять их с вооружения до 2010 года (задачи поиска ПЛ и постановки мин они не выполняют с конца 90-х годов). Командование ВМС полагает, что ПЛО АУГ (АУС) и других оперативных формирований сил флота в море и прибрежных районах способны обеспечить патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» базовой авиации флота, противолодочные вертолеты, действующие с авианосцев и кораблей АУГ совместно с другими силами флота, а также штатные противолодочные средства кораблей.
Самолеты S-3B в настоящее время привлекаются в основном для наблюдения за оперативной обстановкой в пределах морских ТВД и назначенных приморских районах, а также для дозаправки самолетов топливом в полете. Однако комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения позволяет им осуществлять поиск морских и наземных целей, наводить на цели ударные самолеты и наносить удары самостоятельно. Количество самолетов S-3B в каждой авиаэскадрилье в ближайшие годы может быть сокращено с восьми до шести машин, а с поступлением в авиакрылья истребителей-штурмовиков F/A-l 8E/F их вообще снимут с вооружения.
Противолодочные вертолеты SH-60F, действующие преимущественно с авианосцев, предназначены в основном для поиска и уничтожения подводных лодок в ближней зоне ПЛО АУГ (АУС) и других оперативных формирований сил флота в море с целью недопущения выхода ПЛ на дистанцию торпедной стрельбы. В этих целях они оснащены опускаемой ГАС AN/AQS-13F (с дальностью действия до 18 км), радиогидроакустическими буями (РГАБ) и могут быть вооружены тремя противолодочными торпедами Мк 46 или Мк 50. Ожидается, что в период с 2008 по 2015 год эти машины будут заменены многоцелевыми вертолетами новой модификации - MH-60R.
Вертолеты НН-60Н начали поступать на вооружение авиации флота с 1990 года и предназначены для проведения поисково-спасательных и специальных операций, транспортировки личного состава и грузов. Они оснащены поисковой РЛС AN/ARS-124 (для обнаружения воздушных и морских целей) и вооружены 7,62-мм пулеметом М60. Однако в дальнейшем, с поступлением на вооружение ПТУР AGM-114K «Хеллфайр» класса «воздух - земля», эти вертолеты будут способны наносить удары по морским и наземным целям. Перспективными планами предусматривается замена их машинами MH-60S.
Противолодочные вертолеты SH-60B «Сихок» являются авиационным компонентом корабельной системы LAMPS Mk3, которая предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и классификации морских целей, целеуказания кораблям - носителям крылатых ракет, предупреждения своих сил о ракетной атаке противника, поиска и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей. Они могут также действовать самостоятельно, используя РГАБ и буксируемые магнитометры для определения местонахождения ПЛ с последующим их уничтожением торпедами. Вертолеты оснащены специальным оборудованием, в том числе: аппаратурой для приема сигналов РГАБ, устройством обработки акустических данных, поисковой РЛС AN/APS-124, буксируемым магнитометром, системой радиоэлектронной поддержки, и могут быть вооружены торпедами Мк 46 и Мк 50, ПКР AGM-119 «Пингвин», ПТУР AGM-114 «Хеллфайр», 7,62-мм пулеметом. Текущими планами предусматривается их замена однотипными машинами новой модификации - SH-60R. Первые пять вертолетов этого типа поступили на вооружение авиации флота в 2001 году. Они оснащаются новыми активными и пассивными средствами разведки, РЛС AN/APS-147, опускаемой ГАС AN/AQS-22F, лазерным дальномером-целеуказателем, тепловизионной станцией AN/AAS-44, ИК-станцией обзора передней полусферы, спутниковой системой навигации GPS, а также аппаратурой тактической линии связи Link-16. В дальнейшем на вооружение вертолетов поступят УР нового образца и легкие торпеды нового поколения.
В соответствии с программой перевооружения вертолетного парка авиации флота в 2004-2025 годах планируется закупить 243-254 противолодочных вертолета SH-60R/MH-60R. Кроме того, утверждены поставки 237 многоцелевых вертолетов (боевой поддержки) MH-60S «Найтхок». К середине 2003 года в авиацию флота поступили 50 таких машин (первая эскадрилья, укомплектованная новыми вертолетами, принимала участие в боевых действиях в операции ВС США и их союзников против Ирака).
Один из вариантов этой машины - MH-60S Block 1 - предназначается для замены транспортных вертолетов семейства Н-46 (которые в 2004 году начнут сниматься с вооружения) в составе авиаэскадрилий боевого обеспечения сил флота, осуществляющих доставку различных материальных средств, включая боеприпасы, с транспортных судов на авианосцы и корабли из состава АУГ (АУС) в море. Кроме того, эти вертолеты планируется привлекать для поиска и спасения личного состава, а также для высадки подразделений сил специальных операций в районы боевого предназначения (вместо НН-60Н). Они будут оборудованы системой дозаправки топливом в полете, ИК-станцией обзора передней полусферы, индикатором с движущейся картой местности, аппаратурой тактической линии связи Link-16 и могут иметь на вооружении ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» и пулемет М240.
Второй вариант вертолета - MH-60S Block 2 - начнет поступать на вооружение авиации флота в 2005 году. Эти машины будут оснащены новейшими средствами для поиска и уничтожения мин, в том числе лазерной поисковой системой ALMDS, буксируемой ГАС AQS-20, системами нейтрализации мин AMNS и RAMICS, буксируемыми тралами. Впервые такие вертолеты будут базироваться на кораблях, входящих в состав АУГ (АУС), для усиления их противоминных возможностей.
Вертолеты третьего варианта - MH-60S Block 3 - будут оснащены техническими средствами поиска и обнаружения быстроходных ракетных катеров и малых судов, а также вооружены соответствующими боевыми средствами для борьбы с ними. Их поступление в авиацию флота ожидается в 2006 году.
Производство машин семейства MH-60S позволит осуществить замену в составе авиации ВМС вертолетов таких устаревающих типов, как SH-3H «Си Кинг», CH-46D «Си Найт», НН-60Н «Сихок», HH-1N «Хью» и МН-53Е «Си Дрэгон».
К 2008 году в ходе реализации концепции ВМС «Морская мощь 21» в состав каждого авианосного авиакрыла предусматривается ввести по одной эскадрилье противолодочных (13 MH-60R) и многоцелевых (10 MH-60S) вертолетов, которые будут обеспечивать действия кораблей АУГ. Для боевого обеспечения амфибийно-десантных (АДГ) и экспедиционных ударных групп (ЭУГ) предусматривается создание экспедиционных отрядов вертолетов MH-60R и MH-60S (по пять машин в каждом), которые будут базироваться на универсальные десантные корабли (УДК) и действовать также с надводных (дозорных) кораблей, пресекающих нелегальную доставку в США мигрантов и контрабандных грузов. Экспедиционные отряды, укомплектованные вертолетами из состава штатных авиаэскадрилий, будут передаваться под управление командиров оперативных формирований и кораблей, на которых они базируются.
Перевооружение вертолетного парка авиации ВМС вызывает необходимость определенной реорганизации эскадрилий и авиакрыльев в составе воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Так, эскадрильи вертолетов боевого обеспечения (НС) с машинами CH-46D «Си Найт» и SH-3H «Си Кинг» и противолодочных вертолетов (HS) SH-60F и НН-60Н будут переименованы в эскадрильи боевой поддержки - HSC (Helicopter Sea Combat); эскадрильи противолодочных вертолетов (HSL) SH-60B - в эскадрильи морских ударных вертолетов HSM (Helicopter Maritime Strike). Все 35 эскадрилий вертолетов авиации ВМС подлежат реорганизации в период с апреля 2005 по январь 2015 года. Соответственно будут переименованы авиакрылья тактических и противолодочных вертолетов (начиная с апреля 2004 года).
В составе авиации флота имеются также две эскадрильи вертолетов-тральщиков МН-53Е «Си Дрэгон», поступивших на вооружение в 1986 году и предназначенных для поиска и траления мин в прибрежной полосе района высадки десанта. Вертолеты оснащены буксируемой ГАС бокового обзора AN/AQS-14А, которую планируется заменить более эффективной (по оценке специалистов, в 10 раз) станцией AN/AQS-20, а также могут использовать тралы AN/AQS-17, AN/ALQ-141, AN/ALQ-160. Эти машины в перспективе также подлежат замене вертолетами MH-60S.
Разведывательная авиация (РА) флота приобретает все большее значение для обеспечения действий ударной авиации, возможности которой при нанесении ударов по точечным целям в последнее десятилетие значительно возросли, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к средствам выявления и классификации целей, а также своевременной выдачи данных целеуказания.
На вооружении частей РА состоят самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай" и РЭБ - ЕА-6В "Проулер".
Задачи воздушной разведки могут также выполнять истребители F-14 и истребители-штурмовики F/A-18, которые для этих целей оснащаются подвесными контейнерами со специальной аппаратурой (системы TARPS или ATARS). При этом командование ВМС постоянно разрабатывает и осуществляет программы поэтапной модернизации БРЭО и технических средств разведки этих самолетов.
Самолеты Е-2С "Хокай" стали поступать на вооружение авиации флота с 1973 года. Они предназначены для раннего обнаружения, классификации, сопровождения воздушных и морских целей, управления действиями самолетов авианосной авиации при решении задач ПВО АУГ (АУС) и нанесения ракетно-бомбовых ударов по морским целям, а также для осуществления поиска и спасения терпящих бедствие на море, слежения за быстроходными катерами и судами, легкими самолетами и вертолетами, пытающимися нелегально доставить в США мигрантов и контрабандные грузы.
За время эксплуатации в частях эти самолеты проходили модернизацию по программам "Группа 1" и "Группа 2", в ходе которых оснащались современными БРЭО, средствами навигации и связи, в результате чего стали способны, в частности, автоматически вести наблюдение и обеспечивать перехват одновременно до 20 целей.
Для продления сроков службы самолетов ДРЛО и управления Е-2С "Хокай-2" в составе авиации флота до 2015 года было принято решение о начале нового этапа их модернизации в рамках программы "Хокай-2000". Предусматривается, в частности, оснащение этих машин усовершенствованной РЛС дальнего обнаружения воздушных и морских целей AN/APS-145, системой радиолокационной поддержки AN/ALQ-217 ESM, новыми АСУ силами и средствами ПВО и ПРО, спутниковыми системами навигации GPS и связи, аппаратурой объединенной системы распределения боевой информации и другим оборудованием, повышающими эффективность обнаружения воздушных, морских и наземных целей, выдачи в соответствующие центры данных по целеуказанию в близком к реальному масштабу времени и наведения на них ударных самолетов. После модернизации они будут способны осуществлять обмен информацией с самолетами Е-8С, Е-3 AWACS, а также действовать в составе автоматизированной системы боевого управления средствами ПВО и ПРО корабельных соединений - СЕС. Это позволит повысить эффективность и увеличить дальность применения корабельных ЗУР "Стандарт" и ЗРК "Иджис" против низколетящих и малоразмерных целей.
В 2003 году в США приступили к разработке новой программы модернизации самолетов Е-2С - "Эдванс Хокай", а к 2015-му планируется закупить для авиации флота 75 таких машин. Поступление в части самолетов ДРЛО этой модификации должно начаться в 2011 году. Однако в случае принятия решения о замене и Е-2С "Хокай-2000" самолетами новой модификации закупки машин Е-2С "Эдванс Хокай" будут продолжены. При этом не исключается, что количество этих самолетов в каждом авианосном авиакрыле может быть увеличено до восьми, что в значительной степени повысит эффективность ПВО и ПРО оперативных формирований сил флота.
Самолеты РЭБ ЕА-6В "Проулер" стали поступать на вооружение авиации флота в 1991 году. Они предназначены для ведения радиотехнической разведки (РТР), постановки помех, радиоэлектронного подавления (РЭП) или снижения эффективности применяемых противником систем управления и связи в интересах обеспечения главным образом боевых вылетов самолетов ударной авиации. В связи со снятием с вооружения тактической авиации (ТА) ВВС самолетов РЭБ EF-111 на авиацию флота было возложено также выполнение задач РЭБ и в ее интересах. В этих целях дополнительно были сформированы пять эскадрилий РЭБ, укомплектованных в основном летно-техническим составом ТА ВВС (который прошел соответствующую переподготовку) и предназначенных для действий с береговых авиабаз.
Самолеты РЭБ ЕА-6В, как правило, действуют в боевых порядках частей авианосной авиации флота и ТА ВВС, а также могут выполнять свойственные им задачи, находясь в зоне патрулирования. После того как в 1999 году был сбит "самолет-невидимка" F-117, они стали сопровождать и обеспечивать выполнение боевых задач ударными самолетами авиации флота и ТА ВВС в обязательном порядке. Они оснащены системой РЭП AN/ALQ-99, которая включает около десяти передатчиков помех, перекрывающих практически весь диапазон рабочих частот средств ПВО противника, а также системой AN/USQ-113(V)3, предназначенной для нарушения линий связи. Огневое подавление радиолокационных целей может осуществляться применением ПРР AGM-88 HARM.
Состоящие на вооружении самолеты РЭБ ЕА-6В в 1998 году начали проходить очередной этап комплексной модернизации по программе ICAP-III.
В результате модернизации будет расширен диапазон частот ведения Р и РТР и постановки радиоэлектронных помех, улучшены возможности по идентификации и определению координат выявленных объектов радиоэлектронных излучений с передачей данных целеуказания на КП в реальном масштабе времени. Появится возможность применения этих самолетов в едином информационном поле объединенных оперативных формирований сил флота (система NCW - Network Centric Warfare). Сроки пребывания самолетов ЕА-6В в частях будут продлены до 2015 года.
В ходе модернизации осуществляется доработка станции РТР AN/ALQ-99, устанавливается аппаратура тактической линии связи Link-16, позволяющая интегрировать самолет в систему автоматизированного распределения тактической информации (JTIDS), а также спутниковая навигационная система GPS. Первую боевую эскадрилью самолетов РЭБ ЕА-6В, прошедших модернизацию по этой программе (с темпом работ восемь машин в год), планируется сформировать в 2005 году. Общий парк самолетов этого назначения в авиации ВМС предусматривается довести до 125 машин, что, по мнению американских специалистов, достаточно для удовлетворения потребностей командования флота, морской пехоты и тактической авиации ВВС.
Испытания показали, что ресурс планера самолета РЭБ ЕА-6В позволяет продлить его эксплуатацию в частях до 2015 года, однако в соответствии с действующими планами в 2008-2012 годах им на замену начнут поступать самолеты РЭБ EF-18G "Гроулер".
Самолет РЭБ EF-18G создается на базе истребителя-штурмовика F/A-18F и будет оснащен БРЭО, по своим характеристикам превосходящим возможности машин ЕА-6В, прошедших модернизацию по программе ICAP III. В состав его БРЭО будут включены системы AN/ALQ-218(V)2, AN/ALQ-99 и другие, что позволит осуществлять прицельное электронное подавление средств ПВО противника и систем наведения современных и перспективных УР класса "воздух - воздух".
В комплект вооружения самолетов EF-18G могут входить также ПРР AGM-88 HARM и УР AIM-120C.
В перспективе на самолеты РЭБ EF-18G будет установлен один подфюзеляжный контейнер (вместо трех подвесных) для средств РТР и РЭП, что позволит включить в состав его вооружения УР AIM-9 "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух", УАБ и УАК, разработанные по программам JDAM и JSOW соответственно, а также 20-мм пушку. Предполагается, что поступление новых самолетов на вооружение авиации флота начнется в 2009 году. В составе каждой авиаэскадрильи РЭБ количество самолетов EF-18G "Гроулер" будет увеличено до пяти-шести, а всего для авиации флота планируется закупить 90 машин этого типа.
В последнее время командование ВМС все большее внимание уделяет вопросам привлечения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) к выполнению разведывательных и ударных задач на морских и континентальных ТВД. Особое значение приобретает разрабатываемый в ВМС план создания системы воздушной разведки и наблюдения за оперативной обстановкой в обширном районе океана (BAMS UAV - Broad Area Maritime Surveillance Unmanned Air Vehicle), которым предусматривается широкое использование БЛА на различных высотах.
На первом этапе намечается организация разведки и наблюдения в океанских районах с помощью БЛА, использующих средства Р/РТР и связи с большой высоты для передачи добытых разведданных в соответствующие наземные центры или непосредственно в штабы командующих оперативных соединений, а также для ретрансляции необходимой информации на корабли АУГ (АУС) и других оперативных формирований сил флота, находящихся на значительном удалении друг от друга.
На втором этапе планируется привлечение разведывательных и ударных БЛА с малой радиолокационной заметностью, действующих с авианосцев, для нанесения ракетно-бомбовых ударов по целям, а на третьем - применение БЛА с вертикальным взлетом и посадкой с надводных кораблей класса "эсминец" для детальной разведки конкретного района океана (моря). Для реализации данного плана в ВМС США проводятся исследования с целью выбора наиболее эффективных летательных аппаратов.
Программой создания системы BAMS корпорацией "Нортроп-Грумман" предусматривается использовать модернизированные БЛА RQ-4A "Глоубал Хок", предназначенные в основном для ведения стратегической разведки с больших высот и в обширном районе Мирового океана (проектируемая максимальная дальность полета до 25 тыс. км, потолок 22 км и продолжительность полета около 42 ч).
В апреле 2001 года высотный разведывательный БЛА RQ-4A "Глоубал Хок" выполнил пробный 23-часовой перелет через Тихий океан, совершив взлет с АвБ Эдвардс (штат Калифорния, США) и посадку на авиабазе австралийских ВВС в Эдинбурге. В 2005 году два модернизированных БЛА RQ-4A пройдут испытания в интересах ВМС США.
Фирма "Дженерал атомикс" предлагает ВМС средневысотные разведывательные БЛА оперативного назначения "Предатор", которые после соответствующего переоборудования получат обозначение "Си Предатор" и смогут действовать с флагманских кораблей АУГ и АДГ. БЛА этого типа способен вести разведку на удалении 950 км от аэродрома, имея практический потолок около 7 500 м и продолжительность полета до 40 ч. Полный комплект системы включает эскадрилью из трех-четырех БЛА, станцию прямой связи и передачи разведывательной информации в реальном масштабе времени. Предполагается, что оператор сможет находиться на самолете ДРЛО, корабле, береговом посту, а в перспективе - и на подводной лодке. Для обслуживания системы требуется 35-38 специалистов.
В дальнейшем возможно применение с палубы авианосцев ударных БЛА (UCAV), разработку которых ведут две фирмы: "Нортроп-Грумман" (БЛА X-47A "Пегас") и "Боинг" (X-45). Работы по созданию этих двух типов БЛА финансируются МО США. Согласно требованиям ВМС, предъявляемым к разрабатываемым ударным БЛА, по продолжительности и дальности полета в глубину территории противника они должны превосходить современные пилотируемые реактивные самолеты и быть способны не только обнаруживать цели и сообщать их координаты в соответствующие центры, но и наносить по ним удары самостоятельно. По планам командования ВМС, первый БЛА пройдет необходимые испытания с авианосца в 2015 году (в ударном варианте - в 2020-м), а в ближайшей перспективе будут разработаны БЛА с вертикальным взлетом и посадкой, способные действовать с надводных кораблей, вести разведку и служить в качестве ретранслятора, обеспечивая связь между вертолетами и кораблями оперативных формирований сил флота. Прототипом может стать разрабатываемый корпорацией "Нортроп-Грумман" БЛА "Си Скаут" с вертикальным взлетом и посадкой, предназначенный для замены аппарата типа "Пионер" и действий с новых кораблей проекта DD-21.
По расчетам командования ВМС, создание этой системы позволит пересмотреть и перераспределить задачи, выполняемые в настоящее время базовой авиацией флота, между патрульными самолетами, разработка которых ведется по программе ММА, и беспилотными летательными аппаратами будущего.
Не исключается возможность создания аналогичной системы наземного базирования. По мнению западных специалистов, равертывание таких систем в пяти важнейших регионах мира позволит командованию ВМС контролировать одновременно все основные океанские и континентальные ТВД.
Реализация программ модернизации авиационной техники, состоящей на вооружении частей, разработки и поставки новых образцов летательных аппаратов и высокоточного оружия в значительной степени расширила боевые возможности и повысила эффективность авиации флота в решении стоящих перед ней задач.
Наступает время, как считают специалисты ВМС, когда необходимо переходить от определения наряда самолетов в ударной группе, потребного для поражения конкретной цели (объекта), к обеспечению экипажа ударного самолета максимальным количеством точечных целей, которые он способен поразить за один вылет.
Если в 1991 году во время операции "Буря в пустыне" ударные самолеты типового авианосного авиакрыла были способны в дневное время и при нормальных погодных условиях нанести около 160 ударов по точечным целям, то в 2000-2001 годах они уже могли выполнить в 4 раза больше таких атак, чему способствовало поступление на вооружение авиации флота новых образцов обычного высокоточного оружия (УАБ, УАК) и увеличение в составе авианосных авиакрыльев числа самолетов - носителей этого оружия.
По экспертным оценкам, к 2008 году с завершением поставок в авианосные авиакрылья истребителей-штурмовиков F/A-18E/F, достаточного количества более совершенных образцов оружия, прицельно-навигационных и разведывательных систем указанные выше возможности типового авианосного авиакрыла могут возрасти в 7 раз. Возникают лишь проблемы своевременного обнаружения и классификации такого количества целей, а также выдачи их параметров в соответствующие центры в реальном масштабе времени для наведения самолетов ударной авиации.
Как сообщалось в материалах зарубежной печати, во время боевых действий ВС США в Афганистане и Ираке в 70 случаях из 100 экипажи боевых самолетов, вылетавших на выполнение задания по нанесению ракетно-бомбовых ударов по целям, не имели представления о характере и местонахождении объекта удара, а получали эти данные уже во время полета. При этом 80 % самолетовылетов на выполнение боевого задания считались "успешными". Дальнейшее повышение эффективности разведки целей напрямую связано с более активным применением разведывательных и ударных БЛА.
(Продолжение следует)
Зарубежное военное обозрение №1 2004 с. 29-39
Смотрите также
|